double arrow

Задачи и содержание работы по воспитанию ЗКР в ДОУ.

Материал по МДК.03.02.

«Теория и методика развития речи у детей» предназначен студентам 4 курса

Заочной формы обучения специальности

Дошкольное образование.

Преподаватель: Юшманова Е.Г.

Звуковая культура речи.

Задачи и содержание. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.

Воспитание ЗКР включает:

- формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения;

- воспитание орфоэпически правильной речи, умение говорить согласно нормам литературного произношения и ударения;

- формирование выразительности речи /умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи,паузами, разнообразными интонациями

- выработка отчетливой дикции /отчетливого произношения каждого звука в словах, фразах/;

- воспитание культуры речевого общения /общая тональность детск.речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора/.

 

Правильное произношение звуков необходимо для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем для выбора профессии.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка. Речь с дефектами произношения затрудняет взаимоотношения с людьми. Ребенок становится замкнутым, резким, неусидчивым. Речевые дефекты могут даже привести к умственному отставанию и неуспеваемости в школе.

Условия для формирования звуковой культуры речи:

1. Чтобы научиться правильно и чисто говорить на родном языке, дети должны слышать вокруг себя правильную речь.

2. Недопустимо подчеркивание недостатков речи ребенка: насмешка, жалость, поддразнивание.

3. Необходимо охранять нервную систему и слух детей. Нельзя допускать постоянного резкого шума.

4. Педагог должен внимательно относиться к тому, как говорит ребенок и о чем!

Задачи и содержание работы по воспитанию ЗКР в ДОУ.

Задачи сформулированы в «Программе воспитания и обучения в д/с».

Более конкретно эти задачи /с называнием определенных звуков/ сформулированы в кн. Фомичевой М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» М.,1984.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

- слуховое внимание /умение определять на слух кто или что звучит и направление звука;

- звуковысотный слух /умение различать голос по высоте, в соответствии с эмоциональной окраской речи- плачут в ответна сердитый тон и улыбаются на ласковый/ и по тембру /отличают по голосу мать и др. близких/.

- фонематический слух /способность отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова/.

- способность воспринимать данный темп и ритм /способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова в единстве с темпом речи).

 

2. Развивать артикуляционный аппарат /губы, язык, нижняя челюсть, мягкое небо, маленький язычок/.

3. Работать над речевым дыханием, т.е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох. Речевое дыхание произвольное. Оно осуществляется через рот. Неречевое - осуществляется автоматически и через нос /просто дышим/.

Дети с ослабленным выдохом имеют тихую речь, затрудняются в произнесении длинных фраз, поэтому путем подражания воспитатель должен учить детей произносить небольшие фразы на одном выдохе.

 

4. Развивать голосовой аппарат /легкие, бронхи, голосовые связки/.

Посредством голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру. Их совокупность и определяет голос человека.

Высота голоса – повышение и понижение тона.

Сила голоса – громко – нормально – тихо.

Тембр голоса – звонкий, тусклый, дрожащий, глухой т.е. качественная окраска.

Причина нарушения голоса – насморк, аденоиды, напряженная речь.

Воспитатель должен учить детей говорить без напряжения, вырабатывать у

них умение пользоваться голосом в соответствии с ситуацией /тихо – громко/

 

5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.

Нарушения звукопроизношения могут быть вызваны дефектами речевого аппарата /расщелина неба, отклонения в строении зубо- челюстной системы и др./,недостаточной подвижностью органов артикуляции, недоразвитием фонематического слуха /неумение отличать одни звуки от других/,снижением физического слуха, небрежным отношением к своей речи.

Неправильное произношение детьми звуков выражается в пропусках звуков, замене одного звука др., искаженном произношении звука.

Воспитатель должен: научить детей правильно произносить все звуки в любой позиции /в начале, середине и конце слова/и при различной структуре слова/в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове/, вовремя выявить детей с недостатками речи и при необходимости направить их в специальные детские учреждения.

Воспитатель формирует звукопроизношение, а логопед исправляет.

 

6. Вырабатывать хорошую дикцию. Дикция - внятное, четкое произношение слов и фраз.

Работа над дикцией тесно связана с формированием правильного произношения всех звуков родного языка.

Воспитатель должен воспитывать у детей речь по подражанию в медленном темпе, с четким проговариванием всех звуков в словах, ясным произношением всех слов во фразах.

7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка. Дети не должны употреблять местный говор, просторечия, допускать неправильное ударение. Воспитатель контролирует и дает образец правильного произношения (Орфоэпические словари и словари произношений и ударений). Детей от 1-3 лет обучают по подражанию, с детьми 3-6 лет проводятся специальные занятия.

8. Формировать умеренный темп речи.

9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выразить мысли и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра. Основной прием – подражание воспитателю. При заучивании стихотворения, пересказах воспитатель обращает внимание на свою эмоционально-выразительную речь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: