Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи

Формирование ЗКР осуществляется в д/саду в следующих формах:

1/ на специальных занятиях.

Ведущей формой обучения являются коллективные /фронтальные/, а не индивидуальные занятия. На коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается. В мл. группах /2-3 года/ каждую неделю проводится 1-2 занятия, которые целиком посвящены ЗКР (не больше 15 мин.) В ср. и старших гр.(4-7 лет) целиком посвящены ЗКР только 1-2 занятия в месяц.

2/ ЗКР может быть посвящена часть занятия по родному языку (1-2 раза в неделю по 5-8 мин.) Напр., при разучивании стихотворения, работая с картинкой, надо включать работу над звукопроизношением, дыханием, выразительностью.

3/ ЗКР формируется и вне занятий (игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения, игры). В мл. и ср. гр. эффективна артикуляционная гимнастика.

В удобное для педагога время практикуется работа с небольшими группами (5-6 чел.) Используются скороговорки, шутки - чистоговорки, дидактические игры.

С отстающими в речевом развитии детьми рекомендуется работать индивидуально. Упражнения строятся на языковом материале, которым ребенок не овладел в срок.

Т. О. в календарном плане воспитателя почти на каждый день предусматривается работа по ЗКР.

 

Методы и приемы формирования ЗКР.

Для формирования ЗКР типичны следующие методы:

1. Дидактические игры («Чей домик?» Восп. произносит: ав-ав-ав. Дети говорят, что это домик собачки. Ко-ко-ко-курочки. Му- му- му -коровки.)

«Оркестр». Какой инструмент играет? – барабан, бубен, металлофон.)

2. Подвижные или хороводные игры с текстом. («Каравай» -Как на Танины именины… «Карусели» - Еле-еле-еле-еле завертелись карусели…).

3. Дидактические рассказы с включением учебных заданий детям ( повторить слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т.д.)

На столе воспитателя с помощью игрушек устроить инсценировку (или показ картинок на фланелеграфе). По ходу инсценировки повторяются звукосочетания, чистоговорки, песенки.

4. Метод упражнений. Таким методом отрабатываются интонации, речевой слух, дыхание (заучивание и повторение скороговорок; упр.»Подуем на пушинку» и др.)

 

Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные

П Р И Е М Ы:

1. Образец правильного произношения (подражание образцу).

2. Объяснение (Я не просто говорю слово со звуком Р, но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: а-р-р-р-буз.)

3. Утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение звука.

4. Образное называние звука или звукосочетания (з-з-з- песенка комара;

туп-туп-туп – топает козленок) – мл. гр.

5. Хоровые и индивидуальные повторения.

6.Обоснование необходимости выполнить задание педагога (Давайте поучим индюка петь веселую песенку).

7. Индивидуальная мотивировка задания (Мне, кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи- он умеет быть ласковым, заботливым).

8. Сопряженная (совместная) речь ребенка и воспитателя (чаще в мл. гр.)

(Воспитатель читает стихи, а затем предлагает детям повторить вместе с ним:

«Уронили мишку на пол…»).

9. Отраженная речь (чаще в старш.возр.) (Послушай, как я скажу: «Ворона закричала кар-кар-кар! А теперь ты скажи»).

10. Исправления и подсказы ( не должны быть частыми ).

11. Образная физкультурная пауза (представление звука). (Выйти из-за столов, походить, присесть и показать, как квохчут курочки; полаять, как собачка; погудеть, как паровоз).

12. Оценка ответа или действия.

13.Наглядные приемы (показ артикуляционных движений; показ игрушки или картинки, в названии которых есть нужный звук: ш каф).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: