Формирование ЗКР осуществляется в д/саду в следующих формах:
1/ на специальных занятиях.
Ведущей формой обучения являются коллективные /фронтальные/, а не индивидуальные занятия. На коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается. В мл. группах /2-3 года/ каждую неделю проводится 1-2 занятия, которые целиком посвящены ЗКР (не больше 15 мин.) В ср. и старших гр.(4-7 лет) целиком посвящены ЗКР только 1-2 занятия в месяц.
2/ ЗКР может быть посвящена часть занятия по родному языку (1-2 раза в неделю по 5-8 мин.) Напр., при разучивании стихотворения, работая с картинкой, надо включать работу над звукопроизношением, дыханием, выразительностью.
3/ ЗКР формируется и вне занятий (игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения, игры). В мл. и ср. гр. эффективна артикуляционная гимнастика.
В удобное для педагога время практикуется работа с небольшими группами (5-6 чел.) Используются скороговорки, шутки - чистоговорки, дидактические игры.
С отстающими в речевом развитии детьми рекомендуется работать индивидуально. Упражнения строятся на языковом материале, которым ребенок не овладел в срок.
|
|
Т. О. в календарном плане воспитателя почти на каждый день предусматривается работа по ЗКР.
Методы и приемы формирования ЗКР.
Для формирования ЗКР типичны следующие методы:
1. Дидактические игры («Чей домик?» Восп. произносит: ав-ав-ав. Дети говорят, что это домик собачки. Ко-ко-ко-курочки. Му- му- му -коровки.)
«Оркестр». Какой инструмент играет? – барабан, бубен, металлофон.)
2. Подвижные или хороводные игры с текстом. («Каравай» -Как на Танины именины… «Карусели» - Еле-еле-еле-еле завертелись карусели…).
3. Дидактические рассказы с включением учебных заданий детям ( повторить слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т.д.)
На столе воспитателя с помощью игрушек устроить инсценировку (или показ картинок на фланелеграфе). По ходу инсценировки повторяются звукосочетания, чистоговорки, песенки.
4. Метод упражнений. Таким методом отрабатываются интонации, речевой слух, дыхание (заучивание и повторение скороговорок; упр.»Подуем на пушинку» и др.)
Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные
П Р И Е М Ы:
1. Образец правильного произношения (подражание образцу).
2. Объяснение (Я не просто говорю слово со звуком Р, но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: а-р-р-р-буз.)
3. Утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение звука.
4. Образное называние звука или звукосочетания (з-з-з- песенка комара;
туп-туп-туп – топает козленок) – мл. гр.
5. Хоровые и индивидуальные повторения.
|
|
6.Обоснование необходимости выполнить задание педагога (Давайте поучим индюка петь веселую песенку).
7. Индивидуальная мотивировка задания (Мне, кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи- он умеет быть ласковым, заботливым).
8. Сопряженная (совместная) речь ребенка и воспитателя (чаще в мл. гр.)
(Воспитатель читает стихи, а затем предлагает детям повторить вместе с ним:
«Уронили мишку на пол…»).
9. Отраженная речь (чаще в старш.возр.) (Послушай, как я скажу: «Ворона закричала кар-кар-кар! А теперь ты скажи»).
10. Исправления и подсказы ( не должны быть частыми ).
11. Образная физкультурная пауза (представление звука). (Выйти из-за столов, походить, присесть и показать, как квохчут курочки; полаять, как собачка; погудеть, как паровоз).
12. Оценка ответа или действия.
13.Наглядные приемы (показ артикуляционных движений; показ игрушки или картинки, в названии которых есть нужный звук: ш каф).