Гитлеровская Германия

Тема11: Государство и право Новейшего времени. Основные изменения в праве буржуазных государств

Новый курс» Франклина Рузвельта

2.Развитие Великобритании в XX в.

3.Четвертая республика во Франции

4.Пятая республика во Франции

Веймарская республика в Германии

Гитлеровская Германия

7.Италия и ее правовая система в новейшее время

 

1. За годы первой мировой войны экономический потенциал Соединенных Штатов Америки и их доля в мировом хозяйстве значительно возросли. Однако экономический кризис, разразившийся в 1929 - 1933 гг., охватил все основные капиталистические страны. США оказались в его эпицен­тре и в полной мере ощутили его последствия:

- сокращение объема производства - промышленное производство в США понизилось до 56 %;

- расстройство финансовой системы - национальный доход сократился на 48 %;

- разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм - обанкротилось 40 % банков;

- массовая безработица - потеряли работу около 17 млн. человек.

При отсутствии в США государственной системы социальной зашиты жертв экономических бедствий кризис до предела обострил социально-классовые противоречия, привел к широким выступлениям рабочих. Америка оказалась в предреволюционной ситуации, требующей коренных изменений старого уклада жизни.

Правительство президента Г. Гувера, находившееся в этот период у вла­сти, предприняло ряд мер, направленных на поддержку монополий, что не дало положительных результатов. К 1932 г. очевидное банкрот­ство внутренней полигики этого правительства привело к победе на очередных президентских выборах Франклина Делано Рузвельта - кан­дидата от Демократической партии.

Ф.Д. Рузвельт выступил с развернутой программой по выходу из кризи­са, получившей название "Новый курс". В 1933 - 1938 гг. в рамках этой программы был принят пакет законов, охватывавший практически вес

• Закон о банковской деятельности;

• Закон об обращении ценных бумаг;

• Закон о восстановлении промышленности;

• Закон о регулировании сельского хозяйства;

• Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера);

• Закон о социальном страховании и помощи безработным;

• Закон о справедливом найме рабочей силы.

Принятие Закона о банковской деятельности и Закона об обращении ценных бумаг преследовало цель сохранения и укрепления финансово-экономической системы корпоративного капитала США, в сотрудниче­стве с которым Ф. Рузвельт видел единственный путь укрепления основ капиталистического строя.

Для восстановления банковско-финансовой системы были приняты следующие меры:

• запрещен вывоз золота за границу,

• проведена девальвация доллара;

• укрупнена банковская система;

• крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии.

В 1933 г. был принят Закон о банковской деятельности. На его основании в 1934 Г. были созданы Федеральная корпорация страхования вкладов, а затем Федеральная корпорация страхования ссуд и сбережений.

Это привело к восстановлению доверия к банкам, к притоку в них вкладов частных лиц.

Деятельность фондовых бирж регулировалась Законом об обращении ценных бумаг, принятым в 1934 г. и предусматривавшим предоставление всем участникам торгового рынка равных условий, гарантирующих сво­бодный доступ к важнейшей информации о деятельности компаний. На основании этого закона была создана Федеральная комиссия по цен­ным бумагам и биржам (ФКЦББ), наделенная правом регистрации всех ценных бумаг, выпускаемых в обращение. Она также строго следила за предоставлением инвесторам всех интересующих их сведений о деятельности компаний и пр.

Закон о восстановлении промышленности 1933 г. разделил всю промыш­ленность страны на 17 групп, деятельность каждой из которых регули­ровалась нормативными актами - кодексами честной конкуренции, оп­ределявшими квоты выпускаемой продукции, распределявшими рынки сбыта, фиксировавшими цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. д.

Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение - Национальную администрацию восстановления промышленности.

Закон о регулировании сельского хозяйства, также принятый в 1933 г., предусматривал создание специального административного органа по регулированию сельского хозяйства, который был призван сбаланси­ровать спрос и предложение на продукты сельского хозяйства, поднять на них цены. С этой целью вводился одинаковый процент сокращения посевных площадей и поголовья скота для всех фермеров.

Был принят также Закон о рефинансировании фермерских долгов, со­кративший проценты по задолженности фермеров и продливший сроки погашения их долгов.

В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий безработных направляли в трудовые лагеря - специально созданные орга­низации, занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т.д.

Руководство осуществлением этих мер возлагалось на Федеральную ад­министрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администраци­ей развития общественных работ.

В 1935 г. был принят Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера), впер­вые в истории США легализовавший деятельность профсоюзов. Этим законом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках, предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры, признава­лось право на забастовки, если нарушались предписания закона и др. Для контроля за выполнением закона создавалось Национальное управ­ление по трудовым отношениям.

В 1935 г. были приняты первый в истории США Закон о социальном стра­ховании и другие законы помощи бедным. Закон о социальном страхо­вании предусматривал социальную помощь престарелым, безработным и некоторым категориям нетрудоспособного населения. Пенсионный фонд создавался за счет налогов на предпринимателей и самих рабочих. Пенсии по старости назначались с 65 лет, пособия по безработице вып­лачивались около 10 недель вгоду.

В 1938 г. был принят Закон о справедливом найме рабочей силы, устанав­ливавший максимум продолжительности рабочего времени для некото­рых категорий трудящихся и минимум зарплаты.

2. В XX в. в Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий. Основным средством сохранения двухпартийной системы является из­бирательная система, в основе которой лежит принцип избрания одно­го депутата от каждого избирательного округа. В результате представите­ли малочисленных партий оказываются в невыгодном положении, им трудно получить место в парламенте. До 1923 г. основными партиями Англии были консерваторы и либералы:

• консервативная партия организационно оформилась в середине XIX в. на основе партии тори. В настоящее время выражает интересы крупных промышленных и финансовых собственников;

• либеральная партия, опирающаяся на средний класс, также образова­лась в середине XIX в., на основе партии вигов. Постепенно лишалась своей социальной базы и теряла политические позиции. С 1923 г. ее место заняла лейбористская партия - одна из ведущих партий Социалистичес­кого интернационала, возникла как результат подъема европейского социал-демократического движения и появления в Англии социалисти­ческих групп и организаций.

Главой государства в Великобритании является король (королева). Он счи­тается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим армией, светским главой англиканской церкви. За британским монархом формально сохраняет­ся право роспуска парламента и назначения премьер-министра и т.д. Король обладает правом окончательного отклонения закона - абсо­лютного вето, однако почти триста лет это право не применяется. Та­ким образом, власть короны носит скрытый характер. Высший орган законодательной власти - парламент, который состоит из короля, палаты лордов и палаты общин.

В 1949 г. лейбористским правительством была проведена реформа парла­мента, касающаяся палаты лордов. В состав палаты входят светские и духовные пэры. К светским пэрам и пэрессам относятся наследствен­ные пэры (потомки старинной земельной аристократии), пожизнен­ные пэры, имеющие титулы, пожалованные в XX в.; лорды по апелля­циям, назначаемые для осуществления судебных полномочий палаты лордов. В число духовных пэров входят архиепископы и епископы. Обладая большим влиянием, верхняя палата способна оказывать сильное политическое давление.

Законодательная инициатива почти полностью осуществляется прави­тельством.

Развитие государственного строя Великобритании в XX в. сводится к усилению исполнительной власти.

Фактически с начала XVIII в. высший орган исполнительной власти - кабинет министров, который сосредоточивает в своих руках все важ­нейшие полномочия по осуществлению внутренней и внешней политики.

В 1914 г. было приостановлено действие «Хабеас корпус акт» и принят «Акт о защите государства», передававший правительству на время вой­ны всю полноту власти. По окончании войны этот акт был отменен, однако некоторые права продолжали применяться. В 1920 г. был принят «Закон о чрезвычайных полномочиях», предусматривавший возможность издания правительством от имени короля указа о введении в стране чрезвычайного положения. Накануне второй мировой войны, в 1939 г., парламентом был принят новый акт о чрезвычайных полномочиях, предоставляющий исполнительной власти полномочия на издание та­ких предписаний, какие правительство считает необходимыми для обес­печения общественной безопасности, защиты государства, поддержания общественного порядка.

Предоставляя правительству чрезвычайные полномочия, парламент передал ему и законодательную власть. Получило распространение де­легированное законодательство - акты, издаваемые правительством по поручению парламента (распоряжения, приказы, указания, инструк­ции министров и т. д.).

Право премьер-министра в любое время добиться роспуска парламента способствует еще большему усилению власти кабинета.

Высший центральный судебный орган - Верховный суд правосудия, в со­став которого входят:

• Высокий суд (рассматривающий гражданские споры);

•Суд короны (специализирующийся по уголовным делам);

• Апелляционный суд.

Высшая судебная инстанция в Великобритании - палата лордов. Она яв­ляется апелляционной инстанцией и судом первой инстанции для пэ­ров, обвиняемых в уголовных преступлениях. На местах правосудие осуществляют мировые судьи. В Англии и Уэльсе имеются магистратские суды (по уголовным делам), выездные суды - суды ассизов, суды графств (по гражданским делам). В Шотландии уголовные дела рассматриваются полицейскими судами в городах и мировыми судами в графствах, а также шерифскими судами. В Северной Ирландии первая инстанция по уголовным и гражданским делам - суды графств и суды суммарной юрисдикции. В Великобритании существуют также специальные суды - королевские, административные, военные и т. д.

Верховным главнокомандующим армией Великобритании считается король (или королева). Ответственность за подготовку страны к войне и за со­стояние вооруженных сил несут премьер-министр и кабинет министров. Высшее руководство вооруженными силами осуществляет комитет обо­роны и внешней политики.

В мирное время традиционный способ комплектования вооруженных сил Великобритании - вербовка добровольцев. В периоды первой и второй мировых войн вводилась обязательная воинская повинность. После вто­рой мировой войны правительство продлило действие закона об обяза­тельной воинской повинности на мирное время. С января 1961 г. этот закон был отменен, и армия, как и прежде, формируется путем доб­ровольного набора.

Выборным органом местного самоуправления во всех административно-территориальных единицах Великобритании (кроме малонаселенных приходов) является совет. В состав советов графств, городов-графств и муниципальных городов входят старейшины - олдермены. Председатель совета - мэр, избираемый из числа членов совета. В течение XX в. контроль центральных органов за деятельностью сове­тов в городах и графствах усилился, эти органы лишались наиболее важ­ных полномочий в проведении независимой местной политики. Основ­ным рычагом воздействия на деятельность местных органов стала их жесткая финансовая зависимость от дотаций правительства.

3. Падение Третьей республики стало результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г.

После капитуляции в 1940 г. большая часть Франции управлялась не­мецкими оккупационными органами. В южной, не оккупированной, зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна, получившего название «правительства Виши».

Конституция 1875 г. формально не была отменена, однако фактически республика перестала существовать. Рядом декретов Петэн отменил должность президента республики и возложил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой власти.

Осенью 1942 г. немцы ввели свои войска и в южную зону Франции, тем самым фактически ликвидировав остатки государственности.

С первых дней оккупации страны французские патриоты вели борьбу с немецкими захватчиками. В противовес правительству Петэна в Лондо­не в 1940 г. был образован правительственный комитет «Свободная Фран­ция», имевший целью объединить французские силы для борьбы за ос­вобождение Франции.

Летом 1943 г. был создан единый Французский комитет национального освобождения, позже реорганизованный во Временное правительство Франции во главе с генералом де Голлем. В это же время была сформи­рована Консультативная ассамблея, состоявшая из представителей всех политических партий и групп, борющихся или выступающих за осво­бождение Франции.

Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Франции, и в результате их действий, соединенных с общенациональным движением Сопротивления, к концу 1944 г. Франция была в основном освобождена.

Важнейшим вопросом внутриполитической жизни страны после ее ос­вобождения являлось будущее государственного строя, проблема но­вой конституции.

Получив на выборах в Учредительное собрание в октябре 1945 г. наи­большее количество депутатских мандатов, коммунисты, социалисты и католическая партия МРП образовали новое, трехпартийное Вре­менное правительство и добились выработки проекта конституции на основе своей программы. Однако на референдуме он был отклонен. Второй проект был разработан в 1946 г. новым составом Учредительно­го собрания. После утверждения на референдуме этот проект конститу­ции стал Основным законом Франции.

В преамбуле новой Конституции 1946 г. торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, данные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того, провозглашались:

- равные права всех граждан вне зависимости от пола;

- право политического убежища для лиц, борющихся за свободу;

- обязанность работать и право на получение должности вне зависимости от происхождения, взглядов, вероисповедания;

- право на организацию профсоюзов и проведение стачек; право на заключение коллективных договоров;

- социальная помощь детям, матерям, инвалидам;

- обязательство республики не вести завоевательных войн.

Конституция предусматривала учреждение парламентской республики.

Парламент должен был состоять из двух палат:

- Национального собрания, которое избиралось на 5 лет на основе всеобщего избирательного права.

- Совета республики, который избирался коммунамии департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права.

Высшим представителем государственной власти Конституция объявила президента республики. Он избирался парламентом сроком на 7 лет и может быть переизбран еще на один срок. Президент информируется относительно международных переговоров, подписывает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, осуществляет обнародование законов.

Органом, осуществляющим непосредственное государственное управление страной, является Совет министров во главе с председателем. Кандидат на пост председателя представляет на рассмотрение Национального собрания программу будущего кабинета.

Председатель Совета министров обеспечивает исполнение законов, непосредственно руководит всем государственным аппаратом, осуществляет общее руководство вооруженными силами.

4. Действующая в настоящее время во Франции Конституция одобрена общенародным референдумом в 1958 г. Установленный этой конституцией строй именуется Пятой республикой.

Кризису режима Четвертой республики во Франции привели тупик колониальной политики в Алжире, крах суэцкой авантюры, финансо­вые трудности, вызванные военными расходами. Крушение Четвертой республики было подготовлено также сдвигами в экономической базе страны после второй мировой войны - разрыв с традициями ростовщи­чества, переориентация на преимущественно промышленные методы получения прибыли, научно-техническая революция в индустрии и в сельском хозяйстве.

В мае 1958 г. в обстановке антиреспубликанского мятежа в Алжире пар­ламент призвал к власти генерала де Голля и наделил его правитель­ство чрезвычайными полномочиями. Правительство подготовило про­ект новой конституции, который, минуя парламент, в сентябре 1958 г. был передан на референдум и одобрен большинством избирателей. Новая Конституция расширила нрава исполнительной власти в ущерб законодательной.

Глава государства - президент, избирается на 7 лет прямым всеобщим голосованием и обладает широкими полномочиями. В исполнительной сфере он:

- назначает и смешает премьер-министра и членов правительства;

- председательствует на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры;

- имеет полномочия главы вооруженных сил, право назначения на выс­шие гражданские и военные должности.

В законодательной сфере он имеет право:

- подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей;

- оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Кон­ституционный совет;

- передавать законопроекты на референдум, минуя парламент; обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению;

- принимать ордонансы, имеющие силу закона.

Ему отводится роль «высшего арбитра», призванного обеспечивать нор­мальное функционирование государственных органов, а также пре­емственность государства. Президент не несет политической ответствен­ности ни перед каким органом и никем не контролируется. Президент получил также право роспуска нижней палаты парламента. Он представляет Францию в международных отношениях, наделяется значительными прерогативами в области внешней политики. Особое значение имеет право президента объявлять чрезвычайное по­ложение.

Исполнительная власть наряду с президентом принадлежит правитель­ству - Совету министров, в состав которого входят государственные министры, министры и государственные секретари.

Премьер-министр считается согласно Конституции вторым лицом в го­сударстве. Он руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов, может по поручению президента и с определенной повесткой дня председательствовать вместо президента на заседании Совета министров. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом.

Высший орган законодательной власти Франции – парламент, состоящий из двух палат: Национального собрании и Соната.

Депутаты Наци­онального собрания избираются прямым голосованием граждан, а Се­нат - косвенным голосованием.

Парламент собирается на две очередные сессии в году, общая продолжи­тельность которых не может превышать 170 дней. Чрезвычайные (вне­очередные) сессии созываются президентом по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания. Предус­матривается парламентская неприкосновенность депутатов.

Законодательная компетенция парламента ограничивается вопросами, указанными в конституции, из его введения исключены многие сферы государственного управления, которые регламентируются актами пра­вительства.

Органом конституционного надзора является Конституционный совет. Он решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и се­наторов, проведения референдумов, а также соответствия Конституции нормативных актов, принятых парламентом. Совет состоит из девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. Они назначаются поровну председателями палат и пре­зидентом, причем председатель Конституционного совета назначается президентом и его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно входят бывшие пре­зиденты страны.

В департаментах центральная власть представлена префектом, назначае­мым президентом. Префект руководит всеми службами центральных ведомств в департаменте, а также полицией, осуществляет админист­ративный контроль над муниципальными службами и т. д.

Имеется также орган самоуправления - генеральный совет, избираемый населением.

В коммунах избирается муниципальный совет, из состава которого изби­рается мэр.

Судебная система включает суды низшей инстанции и суды второй (большой) инстанции. Имеются также исправительные суды, апелляцион­ные суды и суды ассизов.

Высшая судебная инстанция - Кассационный суд. Существуют также спе­циальные суды: суд государственной безопасности, торговые суды, тру­довые суды (так называемые «советы сведущих людей»), суды по делам несовершеннолетних.

5. В результате неудач на фронтах первой мировой войны весной и осенью 1918 г. в Германии создалась революционная ситуации. Под влиянием па­дения монархии в России в немецких городах, в армии и на флоте стали возникать Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов.

Революция началась восстанием военных моряков и Киле в начале но­ября 1918 г. Крупнейшие города Германии - Гамбург, Лейпциг, Мюн­хен, Бремен - присоединились к восставшим. Повсеместно возникавшие Советы рабочих и солдатских депутатов брали власть в свои руки. Нако­нец, 9 ноября 1918 года революция побелила в Берлине. Кайзер (император) Вильгельм отрекся от престола и бежал в Голландию.

В создавшейся обстановке имперское правительство передало власть социал-демократам.

На выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в январе 1919 г., буржуазные партии получили около 16 млн. голосов, социал-демократические - 13,5 млн. Собрание было созвано в городе Веймаре - небольшом культурном центре Германии.

В знак доверия социал-демократам Учредительное собрание избрало президентом Германии Макса Эберта, члена правления Социал-демок­ратической партии с 1905 г.

Коалиция трех партий - Социал-демократической, Демократической и Партии центра - составила правительство Германии во главе с социал-демократом Ф. Шейдеманом, которое положительно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора, утвердило бюджет и боль­шинством голосов приняло новую конституцию Германии, названную Веймарской.

Веймарская конституция 1919 г. превратила Германию в буржуазную парла­ментскую республику во главе с президентом.

Высшим законодательным органом Германской империи объявлялся рейхстаг, избираемый один раз в четыре года на основе всеобщего из­бирательного права.

Конституция вводила пропорциональную систему выборов. Вся Германия была поделена на 35 избирательных округов. Каждая партия, принимав­шая участие в выборах, выступала со своим списком кандидатов. Депу­татские места распределялись соответственно числу голосов, подан­ных за тот или иной список: больше голосов - больше мест в парламенте.

Парламент состоял из двух палат: рейхстага (нижняя палата) и рейхс­рата (верхняя палата).

Рейхстаг избирался населением по системе пропорционального пред­ставительства; его права существенно ограничивались за счет широких полномочий правительств и президента, имевшего право роспуска рейхстага и назначения новых выборов.

Особенное внимание Веймарская конституция уделяла президенту рес­публики. Президент избирался всеобщим голосованием. При несогласии палат решение вопроса передавалось на усмотрение президента. Коман­дование вооруженными силами, назначение на высшие военные и граж­данские должности также находились в компетенции президента. Назначение правительства - его главы и всех министров - также находи­лось в компетенции президента Правительство оставалось ответствен­ным перед рейхстагом.

Федеративность Германии носила специфический характер. Все важные вопросы - внешние сношения, армия и флот, монетное дело и тамож­ни, связь, транспорт, гражданское и эмиграция и т. д. - находились в ведении империи, но каждая из земель имела свою конституцию, со­ставленную в согласии с имперской, свой законодательный орган - лан­дтаг и собственное правительство. В таких вопросах, как уголовное и гражданское законодательство, ландтаги могли конкурировать с рейх­стагом, притом, однако, что право империи имело решающий пере­вес над правом земель.

Конституция провозглашала и узаконивала свободу слова, печати, ассо­циаций и т. д.

6. Фашизм в Германии появился после окончания первой мировой войны в качестве одной из разновидностей реакционных милитаристических националистических течений.

В 1921 г. складываются организационные основы фашистской партии -Национал-социалистической рабочей партии, - основанные на принци­пе неограниченной власти вождя (фюрера). Главной целью создания партии становятся распространение фашистской идеологии, подготов­ка специального террористического аппарата для подавления демокра­тических, антифашистских сил и, в конечном счете, захват власти.

В 1923 г. фашисты предпринимают прямую попытку захватить государ­ственную власть. Провал путча заставляет фашистских лидеров изме­нить тактику борьбы за власть.

С 1925 г. начинается «битва за рейхстаг» путем создания широкой соци­альной базы фашистской партии. Программа партии была рассчитана на привлечение недовольных - рабочим обещали ликвидацию безрабо­тицы, крестьянам - повышение цен на сельскохозяйственную продук­цию, мелким лавочникам - ликвидацию крупных магазинов и т. д. Уже в 1928 г. эта тактика дала свои первые плоды - фашисты получили 12 мест в рейхстаге: в 1932 г. по числу мандатов фашистская партия получила больше мест, чем любая другая партия, представленная в рейхстаге.

30 января 1933 года Гитлер по распоряжению Гинденбурга занимает пост рейхсканцлepa Германии. С этого времени рейхстаг сохранялся лишь формально.

Германский фашизм в первые же месяцы гитлеровского правления лик­видировал буржуазно-демократические свободы. С этой целью были изда­ны чрезвычайные декреты:

- отменялись свобода личности, слова, печати, собраний;

- запрещались партии - в первую очередь коммунистическая, а затем все.

Право на существование и господство получила лишь одна национал-социалистическая партия - воцарилась однопартийная правительствен­ная система.

Партия имела военизированную структуру. Члены партии были обяза­ны безусловно подчиняться приказам и указаниям фюрера. В непосред­ственном подчинении партийного центра находились штурмовые отря­ды, эсэсовские охранные отряды, воинские части, укомплектованные сторонниками Гитлера.

Пребывание в рейхстаге и на правительственной службе связывалось с присягой на верность национал-социализму. Центральные и местные органы партии получили правительственные функции и практически решали все существенные вопросы правления.

Государственная власть в гитлеровской Германии сосредоточилась в пра­вительстве, правительственная власть - в руках фюрера. Местное самоуправление и традиционное деление государства на зем­ли в интересах централизации управления были ликвидированы. Областями управляли чиновники, назначаемые из Берлина центральным правительством.

Придя к власти, германские фашисты выдвинули расовую теорию, ко­торая провозглашала немцев господствующей над миром нацией. Эта теория послужила идеологическим основанием «большой войны», в которой «великая Германия» завоюет себе «достойное жизненное про­странство».

В одностороннем порядке Германия аннулировала Версальский мир­ный договор 1919 г. и начала подготовку к мировой войне. 1 сентября 1939 года Германия обрушилась на Польшу и, оккупировав ее территорию, в десять дней уничтожила ее как военную державу.

Затем Германия нанесла поражение Франции и ряду других стран Европы. В 1941 г. немецкие войска вторглись на территорию Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского наро­да, в ходе которой агрессору было нанесено сокрушительное пораже­ние. В 1945 г. СССР вместе с союзными державами - США. Великобрита­нией и Францией - завершил военный разгром фашистской Германии.

Вынудив гитлеровскую армию к капитуляции и оккупировав территорию Германии, союзники - СССР, США, Великобритания - вырабо­тали политику в отношении Германии. 5 июня 1945 года было принято решение образовать Союзный контрольный совет, призванный решать текущие вопросы, имеющие значение для всей Германии. Летом 1945 г. в Потсдаме состоялась конференция глав правительств: СССР (И.В. Сталин), США (Г. Трумэн) и Великобритании (У. Черчилль, с 27 июля К. Эттли). Союзники согласились установить в Германии вре­менный оккупационный режим и принять ряд мер, направленных на ликвидацию опасности фашистского милитаризма:

• распустить немецкие вооруженные силы и ликвидировать генеральный штаб германской армии;

• арестовать и предать суду военных преступников;

• произвести чистку немецкого государственного аппарата от военных преступников;

• восстановить действие демократических институтов - местное самоуправление, свободы собраний, слова, печати.

Управление оккупированной страной сосредоточилось в Союзном кон­трольном совете.

В декабре 1946 г. было создано сепаратное управление сначала двумя западными зонами, американской и английской, а затем и всеми тремя. Следствием этого стало разделение Германии и возникновение двух гер­манских государств: Федеративной Республики Германии (на западе) и Германской Демократической Республики (на востоке).

7. Функционирование правовой системы Италии в Новейшее время можно разделить на два периода:

1) Италия 1922-1942 гг. во времена фашистской диктатуры;

2) Италия после Второй мировой войны.

Италия стала родиной фашизма. После войны в экономический и политический кризис приблизил революционную ситуацию. По окончании Второй миро­вой войны в Италии возникают первые фашистские организации. Революционные события 1920 г. заставили фашистов занять ту политическую позицию, которая соответствовала их действительным целям. Их лидером был Б. Муссолини. Правительство не только не мешало фашистам, но даже поощряло их.

В 1922 г. фашистское руководство создает комитет для захвата власти. Монополисты предложили сделку Муссолини: он проводит их экономические интересы в жизнь и защищает их, они помогают ему деньгами и не мешают захватить власть в стране. Через несколько дней Муссолини становится премьер-министром. Результаты выбо­ров (1924 г.) были в пользу фашистов.

Разворачивается фашистский режим. Демо­кратические свободы упраздняются, оппозиционная пресса закрывается.

После Второй мировой войны демократические партии, в том числе коммунистическая, были легализованы. Массы громили фашизм по всей стране. В целях организации народного ополчения коммунистическая партия Италии объединяется в еди­ном фронте с пятью другими антифашистскими партиями и группами, в том числе с христианско­-демократической и социалистической.

Первая из них впоследствии возглавила правитель­ство и до сих пор является одной из господствующих буржуазных партий. Компартия вошла в буржуазное правительство Бадольо (апрель 1944 г.), а затем (пос­ле взятия Рима в июне 1944 г.) в правительство Бономи. Компартия была инициатором созыва Учреди­тельного собрания, полномочного выработать новую конституцию. Избирательный закон вводил в Ита­лии всеобщее избирательное право, прямые и тай­ные выборы, пропорциональное представительство. Новая республиканская Конституция Италии 1948 г. воплотила основные требования демократии. Под давлением компартии и социалистов Конституция Италии наметила новую социальную концепцию соб­ственности». Одна из статей Конституции позволяет устанавливать правительственный контроль над част­ной хозяйственной деятельностью, другая предусмат­ривает возможность экспроприации частной собст­венности и ее превращения в государственную собственность (с правом на возмещение).

Статья 44 позволяет устанавливать максимальный предел землевладения, ст. 45 говорит о поощрении кооперативных форм собственности. Две палаты (де­путатов и сенат) получили равные функции в законо­дательной сфере и обладают одинаковым правом контроля над правительством. Избираемый на 7 лет президент обладает значительными полномочиями.

Италия - высокоразвитая индустриально-аграрная держава. Она занимает 6-е место в капиталистическом мире, играет немаловажную роль в мировой политике.

Политический строй Италии представляет со­бой парламентскую республику. Политическая система Италии полипартийна и нестабильна. В ситуации экономического и политического кризи­са обстановка характеризуется частой сменой правительств. В первые пятьдесят послевоенных лет правительство менялось пятьдесят раз.

Литература:

1. История государства и права зарубежных стран: учеб. / Под ред. К.И. Батыра. - 5-е изд., перераб. И доп. М.: ТК - Велби, 2006. – 496 с.

2. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов. М.: Норма, 2006. – 464 с.

3. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2т. Изд.-4-е. М,2005

4. Дарест Р. Исследования по истории права. СП б., 2001.

5. Дождев Д.В. Римское частное право. М., 1996.

6. Римское частное право / Науч. Ред. И.Б. Новицкий и И.С. Перетерский. М., 1984 (и последующие издания).

7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Сост. В.Н. Садиков; Под ред. Проф. З.М. Черниловского. – М: Фира Гардарика, 2006. – 413 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: