Выпустив товар на рынок, руководство не молится, чтобы у него была долгая и счастливая жизнь. Хотя никто не рассчитывает, что товар будет продаваться вечно, фирма стремится обеспечит получение приличной прибыли в качестве компенсации за все усилия и риск, связанные с появлением нового товара. У каждого товара есть собственный жизненный цикл.
Для каждого этапа жизненного цикла товара разработаны свои цели маркетинга:
ЭТАП ЖЦТ | ВЫВЕДЕНИЯ НА РЫНОК | РОСТА | ЗРЕЛОСТИ | УПАДКА | ||
Цель маркетинга | Создать известность товару и способствовать опробованию данного товара | Увеличивать долю рынка | Увеличивать прибыль и удерживать часть рынка | Снизить расходы, собрать урожай и уйти с рынка | ||
Для каждого этапа можно разработать свою стратегию по разным основаниям. | ||||||
ФАЗА ВНЕДРЕНИЯ НА РЫНОК | ФАЗА РОСТА | ФАЗА ЗРЕЛОСТИ | ФАЗА УПАДКА | |||
Стратегия по товару | Базовый товар | Расширение гаммы товаров и услуг | Большое разнообразие марок | Устранение лишнего | ||
Стратегия по цене | Себестоимость плюс прибыль | Цена проникновения на рынок | Конкурентная цена | Снижение цены | ||
Стратегия по распределению | Избирательная | Расширяющаяся | Еще более расширенная | Избирательная | ||
Стратегия по рекламе | Создание избирательной известности | Повсеместная реклама | Дифференцирован ная | Уменьшающаяся | ||
Стратегия продвижения | Пробное | Ограниченное | Создание приверженности марке | Снижение до минимума | ||
Общими задачами маркетинга относительно жизненного цикла товара являются:
- Сокращение фазы внедрения на рынок;
- Ускорение процесса роста;
Продлевание на как можно больший срок фазы зрелости;
Замедление фазы старения.
Конкурентоспособность товара.
Совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами - конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, определяет конкурентоспособность товара.
Конкурентоспособность производимой продукции в настоящее время является основной проблемой национальной экономической безопасности, так как Россия по этому показателю находится на 56м месте среди развитых стран по данным 2003 г. представленным Международным институтом управления в Лондоне и Гарвардским Университетом.
По степени конкурентоспособности товара производитель может судить о целесообразности вывода данного товара на национальный рынок. Конкурентоспособность характеризует способность товара быть купленным в числе первых на рынке среди товаров - конкурентов. А покупателю конкурентоспособность товара раскрывает уровень привлекательности данного товара и степень его конкурентных преимуществ.
Конкурентное преимущество – это те характеристики, свойства товара, которые создают для предприятия определенное превосходство над своими конкурентами, для потребителя – оптимальное сочитание потребительских характеристик товара.