ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
для изучения дисциплины «Судебные экспертизы»
1. Общая характеристика ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
2. Понятие специальных познаний, субъекты их применения, формы их использования в судопроизводстве.
3. История становления и развития института судебной экспертизы.
4. История организации и развития судебно-экспертных учреждений.
5. Система и основные функции теории судебной экспертизы.
6. Понятие частной экспертной теории.
7. Теория экспертной идентификации: сущность, принципы, формы экспертного исследования.
8. Учение об экспертной диагностике как разновидности криминалистической диагностики.
9. Понятие и содержание учений об экспертном прогнозировании и профилактике.
10. Понятие и предмет судебной экспертизы, ее задачи.
11. Основные сферы использования экспертиз.
12. Эксперт и специалист как участники уголовного процесса: общее и особенное.
13. Судебный эксперт, его процессуальный статус и компетенция.
14. Предмет и объект экспертизы, виды объектов экспертного исследования.
|
|
15. Экспертные методики и требования, предъявляемые к ним.
16. Классификация судебных экспертиз.
17. Особенности процесса исследования при производстве комиссионных и комплексны' судебных экспертиз.
18. Тенденции современного развития науки о судебной экспертизе.
19. Основания для назначения судебной экспертизы.
20. Обязательное назначение экспертизы в уголовном процессе.
21. Обязательное назначение экспертизы в гражданском процессе.
22. Основные стадии подготовки к проведению экспертизы.
23. Виды образцов для сравнительного исследования и тактика их получения.
24. Основные психологические характеристики процесса экспертного познания.
25. Экспертные ошибки: классификация, причины и возможности предотвращения.
26. Современная система судебно-экспертных учреждений Российской Федерации, принципы ее формирования, структура.
27. Система и функции судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации.
28. Система и функции экспертно-криминалистической службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
29. Система и функции судебно-экспертных учреждений Министерства здравоохранения Российской Федерации.
30. Система и функции судебно-экспертных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.
31. Система и функции судебно-экспертных учреждений Федеральной противопожарной службы МЧС Российской Федерации.
32. Система и функции судебно-экспертных учреждений Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации.
33. Система и функции судебно-экспертных учреждений Федеральной таможенной службы Российской Федерации.
|
|
34. Негосударственные судебно-экспертные учреждения, их задач и и сфера деятельности.
35. Полномочия, обязанности и права руководителя государственного экспертного учреждения.
36. Руководитель негосударственного экспертного учреждения: полномочия, обязанности и права.
37. Содержание и стадии процесса экспертного исследования.
38. Понятие и типы информационного обеспечения судебно-экспертной деятельности.
39. использование учетов и иных баз данных как источников информации в судебно-экспертной деятельности.
40. Понятие и виды экспертной профилактики.
41. Постановление (определение) о назначении экспертизы: структура, содержание.
42. Права обвиняемого при назначении экспертизы по уголовным делам.
43. Участие эксперта в судебных инстанциях уголовного судопроизводства.
44. Судебная экспертиза в уголовном процессе.
45. Экспертиза в гражданском процессе.
46. Экспертиза в арбитражном процессе.
47. Экспертиза в административном процессе.
48. Экспертиза в таможенной практике.
49. Права, обязанности и независимость судебного эксперта.
50. Отвод эксперта в различных юридических процессах: основания и порядок.
51. Заключение эксперта: структура и содержание. Приложения к экспертному заключению (иллюстрации), их оформление и доказательственное значение.
52. Оценка экспертного заключения следователем и судом: понятие, стадии и последствия.
53. Допрос эксперта на предварительном следствии и в суде: цели и задачи, значение, участие в нем специалиста.
54. Взаимодействие эксперта с лицом, назначившим экспертизу.
55. Законодательство о судебной экспертизе и проблемы его реализации.
56. Понятие, задачи, принципы и правовые основы государственной судебно-экспертной деятельности.
57. Ответственность эксперта.
58. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к экспертам и специалистам.
59. Права и обязанности руководителя судебно-экспертного учреждения.
60. Особенности проведения дополнительной и повторной экспертиз.
61. Особенности назначения и производства судебной государственной экспертизы в отношении живых лиц.
62. Гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых проводится судебная экспертиза.
63. Помещение лица для проведения экспертизы в медицинский стационар: основания, порядок, сроки.
64. Экспертное исследование рукописей и документов: основные направления.
65. Правила обращения с документами – вещественными доказательствами.
66. Научные основы и значение почерковедческой экспертизы.
67. Графология как метод исследования почерка, его научная оценка.
68. Предмет, объект, методика почерковедческой экспертизы.
69. Особенности получения образцов почерка и подписи для сравнительного исследования.
70. Автороведческая экспертиза: предмет, объекты, компетенция.
71. Понятие, виды и возможности трасологических экспертиз.
72. Дактилоскопическая экспертиза.
73. Экспертиза следов ног человека и ее разновидности.
74. Экспертизы следов зубов и ногтей.
75. Механоскопическая экспертиза (экспертиза следов орудий взлома и инструментов).
76. Транспортно-трасологическая экспертиза и ее основные разновидности.
77. Технико-криминалистическая экспертиза документов: объекты, задачи, основные направления.
78. Экспертиза холодного оружия.
79.Одорологическая экспертиза и проблемы оценки ее результатов.
80. Судебная фоноскопическая экспертиза.
81. Баллистическая экспертиза.
82. Судебная взрывотехническая экспертиза.
83. Судебная почерковедческая экспертиза.
84. Судебная дорожно-транспортная экспертиза.
85. Судебные компьютерно-технические экспертизы.
86. Судебная лингвистическая экспертиза.
|
|
Критерии оценки экзамена
Оценка «отлично» выставляется студенту, если студентом дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний по теме, доказательно раскрыты основные положения вопросов; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений.
Оценка «хорошо» выставляется студенту, если студентом данполный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен, изложен литературным языком с использованием современной гистологической терминологии. Могут быть допущены 2–3 неточности или незначительные ошибки, исправленные обучающимся с помощью преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» выставляется при недостаточно полном и недостаточно развернутом ответе. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Обучающийся не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. В ответе отсутствуют выводы. Умение раскрыть значение обобщенных знаний не показано.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется при несоответствии ответа заданному вопросу, использовании при ответе ненадлежащих нормативных и иных источников, когда ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Обучающийся не осознает связь обсуждаемого вопроса по билету с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа обучающегося.
Оценочные средства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.
– при необходимости инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене;
|
|
– при проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями;
– при необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов обучения по дисциплине может проводиться в несколько этапов.
Процедура оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине (модулю) предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
– в печатной форме увеличенным шрифтом,
– в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.