Консультация в условиях ПМПК по обращению родителей на предмет выявления особенностей психического статуса ребёнка.
Основные данные: мальчик, 5 лет, 1 мес., физическое развитие соответствует возрасту, жалоб на соматические заболевания не предъявляется.
Анамнез (со слов мамы):
- ребёнок от второй беременности, первых родов (первая беременность абортирована по медицинским показаниям)
- роды в срок 40 недель, физиологические, оценка по Апгар 8/9 баллов.
- раннее развитие (со слов мамы) по возрасту.
Из сопроводительных документов: из характеристики детского сада следует, что ребёнок агрессивен, приступы агрессивности наступают внезапно; взаимоотношения со взрослыми и сверстниками напряжённые. Часто бывает возбуждён, двигательно расторможен. На занятиях не слушает педагога, постоянно вскакивает, кричит.
Мама проблемы, обозначенные в характеристике отрицает, считает, что агрессивность мальчика, лишь реакция на поведение других детей в детском саду. Признает, что ребёнок очень подвижный, шумный, спортивный.
|
|
Объективно:
Мальчик на контакт идет неохотно, поведение демонстративное. Требуется время для налаживания коммуникации.
Словесную инструкцию не усваивает, отказывается от выполнения заданий: «Я не умею; я устал». При постепенном налаживании контакта выполняет некоторые задания, но элементы негативизма присутствуют постоянно.
Развитие основных психических процессов по возрасту. Речь сформирована в достаточной степени. Произношение чистое. Словарный запас достаточен. Выявляется снижение мотивации к занятиям, импульсивность, сочетающаяся с истощаемостью и переутомлением.
Мальчик любит играть в подвижные игры, но не умеет соблюдать правила игры, регулировать своё поведение в игре. Любит играть машинами, хорошо развито воображение, проявляются лидерские качества; если не «давить», то по истечение некоторого времени мальчика можно уговорить на игру или выполнение задания. Во время обследования мама испытывает некоторую неловкость, всё время делает сыну замечания в достаточно резком тоне: «Сядь. Не ори.»
Вопросы:
Какую основную проблему в развитии ребёнка Вы видите?
Дайте несколько рекомендаций воспитателям и родителям ребёнка.
Предложите несколько диагностических методик, нацеленных на выявление особенностей внимания ребёнка.