Перечень примерных практических заданий

Программа итоговой аттестации

по программе профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование» по профилю: «Учитель-дефектолог, олигофренопедагог»

Форма обучения: очно-заочная

 

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области

«Институт развития образования»

 

Программа итоговой аттестации

по программе профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование» по профилю: «Учитель-дефектолог, олигофренопедагог»

Форма обучения: очно-заочная

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа итогового междисциплинарного экзамена является частьюосновной профессиональной образовательной программы по программе профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование» по профилю: «Учитель-дефектолог, олигофренопедагог».

Целью итогового междисциплинарного экзамена являетсяустановление соответствия качества подготовки выпускника профессиональному стандарту педагога, государственному стандартувысшего профессионального образования в части государственных требований кминимуму содержания и уровню подготовкипо направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Учитель-дефектолог инклюзивного образования».

Представленные в Программе экзаменационные материалы к итоговомумеждисциплинарному экзамену целостно отражают объем проверяемых теоретическихзнаний и практических умений выпускника в соответствии с государственнымитребованиями по специальности.

Экзаменационные материалы в виде перечня вопросов ипрофессиональных задач составлены на основе действующих учебных программных дисциплин и охватывают их основные разделы и наиболее важные и актуальные темы.

Содержание итогового экзамена отражено вмеждисциплинарных экзаменационных вопросах (по специальной педагогике,психологии, нормативно-правовым основам коррекционнойпедагогики, специальной психологии, методике и технологии работы учителя-дефектолога) и заданиях прикладного характера. Обоснованием к отбору и содержаниютеоретического и профессионально-педагогического материала служат требованиягосударственного образовательного стандарта среднего профессионального образованияповышенного уровня в области специальной педагогики. При выборе экзаменационныхзаданий учитывается взаимосвязь теоретического курса обучения с практическимиумениями выпускников проектировать и организовывать социально-педагогическуюдеятельность в учреждениях различного типа.

Итоговый междисциплинарный экзамен предусматривает проверку знаний поспециальной педагогике, теории и методике работы учителя-дефектолога (олигофренопедагога),нормативно-правовым основам социально-педагогической деятельности,социальной психологии, педагогике, коррекционной и специальной педагогике.

Итоговый междисциплинарный экзамен позволяет выявить уровень готовности и сформированностипрофессиональных компетенций, степень самостоятельности при решении профессиональных задач, умение выявлять актуальные проблемы реализации ФГОС для детей с ОВЗ, проектировать адаптированные образовательные программы, умение самостоятельно работать снормативной и методической литературой в области профессиональной деятельности.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственной итоговой аттестации выпускника предусматриваетследующие виды аттестационных испытаний:

1. Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности, проводится проверкауровня усвоения теоретического материала дисциплин предметного блока(интегрированный экзамен).

Сроки проведения определены учебным планом.

Форма проведения экзаменов – устная. По каждой из дисциплин, выносимых наитоговую аттестацию, определен перечень нормативных документов,разрешенных к использованию на экзамене.

Общие критерии оценки уровня подготовки выпускника:

· уровень готовности к осуществлению основных видов социально-педагогическойдеятельности в соответствии с квалификационной характеристикой;

· уровень усвоения обучающимся материала, предусмотренного учебнымипрограммами дисциплин;

· уровень сформированности профессиональных компетенций, позволяющихвыявлять актуальные социально-педагогические проблемы;

· обоснованность, четкость,логичность ответов и уровень педагогической и коммуникативной культуры.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы междисциплинарного экзамена разработано на основе требований профессионального стандарта педагога и государственного образовательного стандарта высшего образования,определяющего следующие требования к выпускнику.

Выпускник должен:

· понимать сущность и социальную значимость своей будущейпрофессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

· знать основы нормативно-правовой базы, регулирующей обучение и воспитание детей с ОВЗ;

· быть способным к практической деятельности по решениюпрофессиональных задач в организациях различных организационно-правовыхформ;

· владеть профессиональной лексикой;

· иметь научное представление о «школьных заболеваниях», первой доврачебной помощи, здоровом образе жизни, владетьумениями физического совершенствования.

Форма итоговой аттестации – устный экзамен предусматриваетпроверку знаний по предметам и позволяет выявить уровень сформированностипрофессиональных компетенций, умение самостоятельно работать с нормативной иметодической литературой в области профессиональной деятельности.

Вопросы для итоговой аттестациисоставлены в соответствии с программами по учебным дисциплинам и представляютсобой задания междисциплинарного характера.

· Экзамен позволяет выявить и оценить степень сформированностиследующих профессиональных (ПК)компетенций:

· способностью к организации, совершенствованию и анализу собственнойобразовательно-коррекционной деятельности (ПК-4)

· способностью к реализации дефектологических, педагогических, психологических,лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решенияисследовательских задач в профессиональной деятельности;

· способностью использовать методы психолого-педагогического исследования, формулировать выводы, представлятьрезультаты исследования;

Общие критерии оценки уровня подготовки выпускника:

«Отлично» -выпускники владеют содержанием основных разделов и тем.

Понимают теоретические основы социальной педагогики, владеют основными понятиямиданной науки, знают основные характеристики факторов социализации. Глубокопонимают, что сущность социализации состоит в том, что человек формируется как члентого общества, к которому он принадлежит.

Ориентируются в понятиях теории и методики социального воспитания.

Выделяют главные положения в изученном материале, не затрудняются при ответах навидоизмененные вопросы. Применяют полученные знания на практике, не допускаютошибок в воспроизведении изученного материала. Владеют педагогическойтерминологией.

«Хорошо» – выпускники знают весь изученный материал, отвечают без особыхзатруднений на вопросы. Умеют применять полученные знания на практике. В ответах не допускают серьезных ошибок, легко устраняют отдельные неточности с помощьюдополнительных вопросов. Допускают неточности в ответе.

«Удовлетворительно» – выпускники обнаруживают усвоение основного материала,но испытывают затруднения при его самостоятельном воспроизведении. Ответ требуетдополнительных и уточняющих вопросов преподавателя. Легко справляются с вопросамивоспроизводящего характера, испытывают затруднения при ответах на видоизмененныевопросы. Допускают ошибки.

«Неудовлетворительно» – выпускники имеют отдельные представления обизученном материале, но большая часть материала не усвоена. Допускают грубыеошибки, не могут дать исчерпывающие ответы на дополнительные вопросывоспроизводящего характера. Не умеют связать теоретические и практические вопросы.Профессиональной терминологией не владеют.

Вопросы для подготовки к междисциплинарному экзамену

1 группа вопросов:

1. Основные категории и понятия олигофренопедагогики: «обучение», «воспитание», «развитие», «коррекция», «компенсация», «адаптация», «интеграция», «реабилитация».Олигофренопедагогика и олигофренопсихология как науки. Л.С. Выготский о первичности и вторичности дефекта. Понятие «зоны актуального и ближайшего развития».

2. Современные классификации умственной отсталости. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с легкой, умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью.Основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми дошкольниками.

3. Дети с задержками психического развития. Основные классификации ЗПР. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержками психического развития различной этиологии.Особенности становления основных психических процессов у детей с задержкой психического развития. Мышление, внимание, восприятие, память.

4. Дети с нарушением интеллекта. Общая характеристика. Особенности становления основных психических процессов у детей с нарушением интеллекта. Мышление, внимание, восприятие, память.

5. Особенности интеллектуального развития детей с сенсорными нарушениями.

6. Классификация методов обучения. Особенности их использования в обучении детей с нарушениями интеллекта.Принципы и методы определения программы обучения для ребёнка с нарушением интеллекта. Организация работы психолого-медико-педагогической комиссии.

7. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта): система требований стандарта.Варианты получения образования детьми с нарушениями интеллекта. Обследование ребёнка с нарушением интеллекта. Определение образовательного маршрута.

8. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта). Вариант 1.

9. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта). Вариант 2.

10. Социальная адаптация, как основная цель обучения умственно отсталого ребёнка. Особенности социализации на различных этапах жизни лиц с умственной отсталостью.Нравственное воспитание учащихся с нарушениями интеллекта. Основные направления нравственного воспитания.

2 группа вопросов:

1. Основные компетенции, трудовые функции и квалификационные характеристики олигофренопедагога в инклюзивной образовательной организации.

2. Обучение детей с нарушениями интеллекта. Типы уроков. Структура, особенности построения. Особенности контроля знаний, умений учащихся с нарушениями интеллекта.

3. Русский язык как учебный предмет в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с нарушениями интеллекта.

4. Обучение грамоте. Добукварный период. Подготовка к обучению чтению. Подготовка к обучению письму.

5. Обучение грамоте. Букварный период. Основные этапы. Основные приемы обучения умственно отсталого ребёнка чтению. Работа с текстом в букварный период.Обучение письму в букварный период.

6. Урок письма. Структура, основные этапы, их содержание.

7. Основные характеристики процесса чтения. Выработка навыка правильного чтения.

8. Математика. Нумерация первого десятка. Формирование вычислительных навыков в пределах первого десятка.

9. Нумерация в пределах 20. Формирование вычислительных навыков в пределах 10.

10. Нумерация в пределах 100. Формирование вычислительных навыков в пределах 100.

11. Простая задача. Структура простой задачи. Работа над простой задачей.

12. Составные задачи. Структура составной задачи. Работа над составной задачей.

13. Изобразительное искусство как учебный предмет. Основные положения методики преподавания ИЗО учащимся с нарушениями интеллекта.

14. Технология как учебный предмет. Основные положения методики преподавания технологии учащимся с нарушениями интеллекта.

15. Естествознание как учебный предмет. Основные положения методики преподавания естествознания учащимся с нарушениями интеллекта.

16. Психолого-медико-педагогический консилиум как служба реализации сопровождения ребёнка с умственной отсталостью.

17. Внеурочная деятельность, как часть АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта).

18. Программа формирования базовых учебных действий, как часть АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта).

19. Программа работы с семьёй ребёнка с нарушением интеллекта (АООП, вариант Профессионально-трудовое обучение умственно отсталых учащихся.

20. Основные программы содержательного раздела АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта).

 

Перечень примерных практических заданий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: