Новая информационная технология (НИТ)

ИТ прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием НТП, появлением новых технологических средств переработки информации.

Таблица 2.3

Сопоставление основных компонентов технологий

Материальных Информационных
Подготовка сырья и материалов Сбор данных или первичной информации
Производство материального продукта Обработка данных и получение результатной информации
Сбыт произведённых продуктов потребителям Передача результатной информации пользователю для принятия на её основе решений

В современном обществе основным ТС технологии переработки информации служит персональный компьютер (ПК), который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации. Внедрение ПК в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития ИТ и, как следствие, изменение её названия за счёт присоединения одного из символов: "новая", "компьютерная" или "современная". Прилагательное "новая" подчёркивает новаторский, а не эволюционный характер этой технологии. Её внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно изменяет содержание различных видов деятельности в организациях. В понятие новой ИТ включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно - телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др. В табл. 2.4 приведены основные характерные черты новой ИТ.

Прилагательное "компьютерная" подчёркивает, что основным техническим средством её реализации является компьютер.

Три основных принципа новой (компьютерной) ИТ:

· интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

· интегрированность (взаимосвязь) с другими программными продуктами;

· гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

Таблица 2.4

Основные характеристики новой ИТ

Методология Основной признак Результат
Принципиально новые средства обработки информации "встраивание" в технологию управления Новая технология и коммуникация
Целостные технологические системы интеграция функций специалистов и менеджеров Новая технология обработки информации
Целенаправленные создание, передача, хранение и отображение информации учёт закономерностей социальной среды Новая технология принятия управленческих решений

По-видимому, более точным следует считать всё же термин новая, а не компьютерная ИТ, поскольку он отражает в её структуре не только технологии, основанные на использовании компьютеров, но и технологии, основанные на др. технических средствах, особенно на средствах, обеспечивающих телекоммуникацию. Появившийся сравнительно недавно термин НИТ постепенно начинает терять слово "новая", а под ИТ понимается тот смысл, который вкладывается в НИТ. В дальнейшем изложении мы для простоты отпустим прилагательное "новая", придавая её смысл термину "информационная технология".

Инструментарий ИТ

Инструментарий ИТ - один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определённого типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

ИТ тесно связано с ИС, которые являются для неё основной средой. На первый взгляд может показаться, что введённые определения ИТ и ИС очень похожи между собой. ИТ является процессом, состоящим из чётко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Основная цель ИТ - в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информации.

ИС является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Основная цель ИС - организация хранения и передачи информации. ИС представляет собой человеко - компьютерную систему обработки информации. Реализация функций ИС невозможно без знания ориентированной на неё ИТ.

ИТ может существовать и вне ИС. Например, ИТ работы в среде текстового процессора Word 6.0, который не является ИС. ИТ мультимедиа, где с помощью телекоммуникационной связи осуществляются передача и обработка на компьютере изображения и звука. Таким образом, ИТ является более ёмким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. В умелом сочетании двух ИТ - управленческой и компьютерной - залог успешной работы ИС.

ИТ - совокупность чётко определённых целенаправленных действий персонала по переработке информации на компьютере.

ИС - человеко-компьютерная система для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную ИТ.

Выбор вариантов внедрения ИТ в фирме

При внедрении ИТ в фирму необходимо выбрать одну из двух основных концепций, отражающих сложившиеся точки зрения на существующую структуру организации и роль в ней компьютерной обработки информации.

Первая концепция ориентируется на существующую структуру фирмы.

ИТ приспосабливается к организационной структуре, и происходит лишь модернизация методов работы. Коммуникации развиты слабо, рационализируются только рабочие места. Происходит распределение функций между техническими работниками и специалиста. Достоинства стратегии: с тепень риска от внедрения новой ИТ минимальна, т.к. затраты незначительны и организационная структура фирмы не меняется.

Основной недостаток такой стратегии - необходимость непрерывных изменений формы представления информации, приспособленных к конкретным технологическим методам и техническим средствам. Любое оперативное решение "вязнет" на различных этапах ИТ.

Вторая концепция ориентируется на будущую структуры фирмы.

Существующая структура будет модернизироваться. Данная стратегия предлагает максимальное развитие коммуникаций и разработку новых организационных взаимосвязей. Продуктивность организационной структуры фирмы возрастает, т.к. рационально распределяются архивы данных, снижается объём циркулирующей по системным каналам информации и достигается сбалансированность между решаемыми задачами.

К основным её недостаткам относятся:

  • существенные затраты на первом этапе, связанном с разработкой общих концепций и обследованием всех подразделений фирмы;
  • наличие психологической напряжённости, вызванной предлагаемыми изменениями структуры фирмы и, как следствие, изменениями штатного расписания и должностных обязанностей.

Достоинства стратегии: рационализация организационной структуры фирмы, максимальная занятость всех работников, высокий профессиональный уровень, интеграция профессиональных функций за счёт использования компьютерных сетей.

Новая ИТ в фирме должна быть такой, чтобы уровни информации и подсистемы, её обрабатывающие, связывались между собой единым массивом информации. При этом предъявляются два требования: структура системы переработки информации должна соответствовать распределению полномочий в фирме и информация внутри системы должна функционировать так, чтобы достаточно полно отражать уровни управления.

 

2.5 Структура обеспечивающей подсистемы ИС.

 

Назначение подсистемы информационного обеспечения в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Информационное обеспечение - совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схемы информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель - это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства. Разработаны стандарты, где устанавливаются требования к унифицированным системам документации, к формам документов различных уровней управления, к составу и структуре реквизитов и показателей, к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов.

При обследовании большинства организаций постоянно выявляется целый комплекс типичных недостатков, такие как чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки или дублирование показателей в разных документах.

Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.

Например, в качестве примера простейшие схемы потоков данных можно привести схему, где отражены все этапы прохождения служебной записки или записи в базе данных о приеме на работу сотрудника - от момента ее создания до выхода приказа о его зачислении на работу.

Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объемы информации и провести ее детальный анализ, обеспечивает исключение дублирующей и неиспользуемой информации, а так же ее классификацию и рациональное представление. При этом подробно должны рассматриваться вопросы взаимосвязи движения информации по уровням управления. Следует выявить, какие показатели необходимы для принятия управленческих решений, а какие нет. К каждому исполнителю должна поступать только та информация, которая используется.

Техническое обеспечение - комплекс ТС, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Комплекс ТС составляют: ПК, орг. техника, средства коммуникации, и др.

Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение.

К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения: централизованная и частично или полностью децентрализованная.

Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров.

Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.

Перспективным подходом следует считать, по-видимому, частично децентрализованный подход - организацию технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из персональных компьютеров и большой ЭВМ для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем.

Математическое и программное обеспечение - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

ПО

           
     
 

 


общесистемные ПО специальные ПО техническая документация

 

 

К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.

Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи контрольные примеры.

Организационное обеспечение – это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации.

Организационное обеспечение реализует следующие функции:

  • анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
  • подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
  • разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.

Организационное обеспечение создается по результатам предпроектного обследования на первом этапе построения баз данных, с целями которого вы познакомились при рассмотрении информационного обеспечения.

Правовое обеспечение – это совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Главной целью ПрО является укрепление законности, в его состав входят законы, указы и др. нормативные документы министерств, организаций. ПрО этапов разработки ИС включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.

Правовое обеспечение этапов функционирования ИС включает:

  • статус ИС;
  • права, обязанности и ответственность персонала;
  • правовые положения отдельных видов процесса управления;
  • порядок создания и использования информации и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: