double arrow

Тема 9. Методические приемы устного обучения истории


План

1. Функции устного слова в обучении истории

2. Приемы устного преподавания истории

3. Диалогические формы устного слова в обучении истории

4. Дискуссия как форма организации обучения истории, методика ее организации

 

Устное слово выполняет на уроке ряд функций. Главная из них - повествовательно-описательная. С помощью устного слова мы восстанавливаем историческое прошлое в целостных картинах. Логическая функция способствует усвоению логических путей и способов проникновения в сущность исторических событий, переходу от усвоенных образов к понятиям. И в образной, и в логической функциях находит отражение воспитательная функция устного слова на уроке. Организационная функция - учитель организует процесс обучения. Характерным явлением выступает преимущественное использование повествования на уроках истории.

Метод устного обучения истории состоит из ряда приемов, посредством которых он происходит. Простое сообщение. В нем мы только сообщаем об историческом событии, указываем на факты, действия, людей. Оно содержит в себе сжатую конспективную передачу информации. Здесь отсутствуют описание, характеристики. Наличие сюжета является признаком повествования учителя на уроке. Повествование учителя должно приближаться к художественному. Повествование учителя - это синтетический прием, так как он содержит в себе описание, характеристику, объяснение, рассуждение.

Выделяют два вида повествования: образное и сюжетное. Образное повествование передает главные исторические факты и их существенные детали в спокойной, бесконфликтной форме, как правило, не эмоциональной, но образной форме. В отличие от образного, сюжетное повествование воссоздает главные исторические факты и их детали ярко и эмоционально. По форме оно приближается к художественному рассказу и часто называется рассказом или сюжетным рассказом. В основе сюжетного повествования обязательно лежит какая-то конфликтная ситуация, которая имеет завязку, высшую точку развития - кульминацию и развязку. Конфликтная ситуация может быть открытой или скрытой; социальной, политической, военной, культурно-исторической; может выражаться в противоборстве социальных классов, воюющих армий.

Существует две формы сюжетного повествования: персонификация и драматизация. Персонификация - это форма сюжетного повествования о действиях вымышленного человека. В ее основе - придуманный сюжет о его судьбе, условиях жизни, поступках. Этот прием помогает ученикам сформировать представления об эпохе, условиях жизни людей и сделать историческое познание более красочным и интересным. В основе драматизации лежит диалог двух лиц, которые пытаются разрешить конфликтную ситуацию. Использование такого приема позволяет ученикам сравнивать позиции различных сторон, аргументировать свою точку зрения, формирует умение выслушивать и принимать чужую позицию, развивает навыки устной речи.

Описание - это последовательное изложение примет, либо особенностей исторического явления, его значимых черт, построения, состояния, либо внешнего вида. В нем нет сюжета, зато присутствует какой-то конкретный объект, который описывается. Существует 2 вида описания: а) картинное (это прием устного изложения материала, когда в эмоционально-художественной форме создаются образы того или иного факта, т.е. происходит образное воспроизведение фактов в виде целостных картин) и аналитическое (здесь дается анализ изучаемого объекта, его строением, размеры, предназначение каждой детали). Такой вид описания используется при описании орудий труда, построек, оружия, одежды.

Характеристика - это разновидность описания, которое содержит в себе четко сформулированный ряд существенных примет, особенностей исторических явлений в их внутренней связи. Существуете несколько видов характеристики:

а) сжатая (краткая) и развернутая,

б) сравнительная и обобщающая,

в) образная характеристика (например, типичных представителей общества конкретного периода: купца, помещика, рабочего, крестьянина) и характеристика исторической личности.

Объяснение - это раскрытие внутренних связей и зависимостей, причинных закономерностей и значение исторических явлений и процессов.

Рассуждение - это последовательное развитие положений, доказательств, которые подводят ученика к выводам и заключениям.

Беседа - диалогичная форма устного слова. Ее роль очень значительная в обучении, т.к. она позволяет организовать коллектив, либо индивидуальную умственную деятельность. Существует несколько видов беседы: вводная беседа; проводится в начале урока, имеет задачу подвести учеников к изучению нового материала путем: а) мобилизации знаний, полученных ранее, б) систематизации и обобщения этих знаний, в) мобилизации и систематизацией знаний, полученных учащимися самостоятельно; контрольная; ее цель: проверка степени понимания излагаемого материала и проверка знаний. В результате контрольной беседы могут быть выставлены оценки; аналитико-синтетическая (эвристическая), основная задача проведения такой формы беседы - осмысление изученного исторического материала и углубление исторических знаний; обобщающая; заключительная.

Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение, исследование). Дискуссия – одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Дискуссия предусматривает обсуждение какого-либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия является разновидностью спора, близка к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Заявления последних должны относится к одному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность.

Используемые в дискуссии средства должны признаваться всеми, кто принимает в ней участие. Употребление других средств недопустимо и ведет к прекращению дискуссии. Употребляемые в полемике средства не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждая из полемизирующих сторон применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы. Противоположная сторона в дискуссии именуется обычно «оппонентом». У каждого из участников дискуссии должны иметься определенные представления относительно обсуждаемого предмета. Однако итог дискуссии - не сумма имеющихся представлений, а нечто общее для разных представлений. Но это общее выступает уже не как чье-то частное мнение, а как более объективное суждение, поддерживаемое всеми участниками обсуждения или их большинством.

Дискуссия позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. В дискуссии снимается момент субъективности, убеждения одного человека или группы людей получают поддержку других и тем самым определенную обоснованность.

Цель: обсуждение какого-либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения.

Задачи:достижение определенной степени согласия участников дискуссии относительно дискутируемого тезиса; формирование общего представления не как суммы имеющихся представлений, а как более объективное суждение, подтверждаемое всеми участниками обсуждения или их большинством; достижение убедительного обоснования содержания, не имеющего первоначальной ясности для всех участников дискуссии.

Методика осуществления. Организационный этап.

Тема дискуссии формулируется до ее начала. Группа учащихся делится на несколько малых групп. Количество групп определяется числом позиций, которые будут обсуждаться в процессе дискуссии. Малые группы формируются либо по желанию учащихся, либо по родственной тематике для обсуждения. Малые группы занимают определенное пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер, оппоненты, эксперты.

Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на уровне группы, формулирует общее мнение малой группы. Оппонент внимательно слушает предлагаемые позиции во время дискуссии и формулирует вопросы по предлагаемой информации. Эксперт формирует оценочное суждение по предлагаемой позиции своей малой группы и сравнивает с предлагаемыми позициями других групп.

Подготовительный этап.

Каждая малая группа обсуждает позицию по предлагаемой для дискуссии теме в течение отведенного времени. Задача данного этапа – сформулировать групповую позицию по теме для дискуссии. Основной этап – проведение дискуссии. Заслушивается ряд суждений, предлагаемых каждой малой группой. После каждого суждения оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы авторов предлагаемых позиций. В завершении дискуссии формулируется общее мнение, выражающее совместную позицию по теме дискуссии. Этап рефлексии – подведения итогов. Эксперты предлагают оценочные суждения по высказанным позициям своих малых групп, осуществляют сравнительный анализ первоначальной и окончательной позиции, представленной своей малой группой во время дискуссии. Учитель дает оценочное суждение окончательно сформированной позиции во время дискуссии.

При организации споров, дискуссийиспользуется ПОПС-формула. Ее суть заключается в следующем. Учащийся высказывает:

П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, выступает на занятии с речью: «Я считаю, что смертная казнь не нужна…»);

О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: «Потому что увеличивается количество тяжких преступлений…»);

П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: «Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…»;

С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, говорит: «В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…»).

Таким образом, выступление учащегося занимает примерно 1-2 минуты и может состоять из двух-четырех предложений. Самое главное, что дает применение данной технологии, учащиеся высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме. ПОПС-формула может применяться для опроса по пройденной теме, при закреплении изученного материала, проверке домашнего задания. Характерной ошибкой дискуссии является наличие вопросов типа «А что было бы, если бы…?».

 

Список литературы

1. Багдановіч, І.І. Методыка выкладання гісторыі ў школе / І.І Багдановіч. – Мінск: БДПУ, 2009.

2. Вяземский, Е.Е. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М., 1999.

3. Короткова, М.В. Практикум по методике преподавания истории: Методические рекомендации по проведению практических занятий / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. - М., 1993.

4. Дормаш, С.В. Технология учебного процесса / С.В. Дормаш, Т.Е. Заводова. - Минск: Красико-Принт, 2004.

5. Комлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С. Комлев. - Минск: Университетское, 2000.

 

 


Сейчас читают про: