Основные элементы системы управления качеством труда и продукции в АПК

При формировании современных систем менеджмента качества важным является определение элементов системы управления качеством в сельском хозяйстве. Основные элементы, которые должны входить в систему менеджмента качества в АПК:

· нормативно-технологическое обеспечение;

· кадровое обеспечение;

· стимулирование качества;

· контроль качества;

· метрологическое обеспечение;

· стандартизация;

· сертификация

· маркетинг и информационное обеспечение

· правовое обеспечение

Приоритетными мерами по формированию системы обеспечения качества сельскохозяйственной продукции являются:

- обеспечение эффективной системы контроля качества сельскохозяйственной продукции и ее безопасности;

- совершенствование информационного обеспечения, создание баз документов по стандартизации, сертификации и управлению качеством в АПК;

-осуществление мероприятий по совершенствованию кадрового обеспечения качества;

-разработка и внедрение системы качества на предприятиях АПК в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000;организация постоянной работы по совершенствованию стандартов на продукцию АПК в соответствии с требованиями международной практики;

- создание условий для внедрения инновационных технологий и поощрения производства продукции высокого качества;

-создание эффективного экономического механизма обеспечения качества продукции на основе договорных отношений;

-создание в сельскохозяйственных организациях механизма стимулирования качества труда и продукции.

 

К основным законодательным актам, регулирующим вопросы обеспечения качества в Республике Беларусь и в различной степени касающимся вопросов регулирования безопасности продукции АПК, относятся следующие законы:

· «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» от 5 января 2004 г.;

· «О техническом нормировании и стандартизации» от 5 января 2004г.;

· «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» от 29 июня 2003 г.;

· «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г.;

· «Об обеспечении единства измерений» от 5 сентября 1995 г.;

· «О ветеринарном деле» от 2 декабря 1994 г.

Функционирование и постоянное совершенствование всех без исключения элементов современной системы менеджмента качества в АПК сможет обеспечить высокие потребительские свойства продукции, устойчивое повышение конкурентоспособности продукции АПК и улучшение качества жизни населения.

 

 

Тема 27. Основы продовольственной безопасности страны

И пути ее решения

Продовольственное обеспечение является основополагающим для экономики всех государств. В последнее время проблема продовольствия обострилась настолько, что речь уже идет о «продовольственном кризисе» и продовольственной безопасности. Данные понятия все чаще встречаются в экономической литературе.

Наличие продовольственных ресурсов в мире и их прогноз на перспективу анализируют и отслеживают авторитетные международные организации и, прежде всего ФАО. Они, в свою очередь, информируют национальные правительства о возможных проблемах. Периодически продовольственная проблема рассматривается на международных форумах (саммитах), на которых вырабатываются направления действий мирового сообщества. В настоящий период произошли изменения в подходах к решению продовольственной проблемы, суть которых заключается в следующем:

В 70-е годы прошлого столетия считалось, что по мере внедрения достижений научно-технического прогресса в сельском хозяйстве продовольственная проблема будет решена в глобальном масштабе, соответственно ее не станет и на национальных уровнях, т.е. планировался подход от общего к частному.

В этой связи участники Совещания в Стокгольме в 1972 году заявили о намерении решить проблему продовольствия в мировом масштабе, чтобы уже до конца текущего столетия покончить с голодом во всех 170 странах, принимавших участие в обсуждении этого вопроса.

В последующие годы появился новый подход, согласно которому достижение продовольственной безопасности возможно только на уровне отдельных государств, а через него - и в глобальном масштабе, т.е. решение проблемы предполагаетсяуже от частного к общему. Это связано с наличием ограничивающих факторов, определяющих тенденции развития мирового хозяйства и не позволяющих прогнозировать высокие темпы прироста продовольственных и сырьевых ресурсов.

Модификация продовольственного обеспечения в продовольственную безопасность привела к существенным изменениям в аграрной политике.

Если в 70-е и 80-е годы ХХ века снабжение продовольствием рассматривалось как средство достижения текущих целей, то впоследствии произошло смещение приоритетов в стратегическом направлении. На первый план стали выдвигаться задачи развития аграрной экономики и укрепления позиций стран в мировом продовольственном хозяйстве. Таким образом, в «продовольственном вопросе» усилились стратегические факторы, определяющие будущий экономический потенциал стран и их роль в мировой экономике.

Рассматривая проблемы будущего столетия, участники Совещания в Рио - де Жанейро в 1994 году отметили, что обеспечение устойчивого развития, борьба с бедностью, продовольственное обеспечение являются обязанностью правительств, выполнять которые предпочтительно путем разработки программ, планов и продовольственной политики. Поэтому документы самых представительных международных форумов носят рекомендательный характер иизлагаются по принципу: «мыслить глобально, действовать локально».

Следовательно, решение продовольственной проблемы уже рассматриваетсяне в глобальном и континентальном масштабах, а только на национальном уровне.

В ноябре 1996 года в Риме участники Всемирного саммита приняли декларацию по мировой продовольственной безопасности и подписали соответствующий План действий на период до 2015 года. Участники форума согласились, что индустриальные страны, развитие которых оказало наибольшее негативное воздействие на окружающую среду, должны компенсировать этот ущерб путем выделения 0,7 % своего валового внутреннего продукта в качестве продовольственной помощи нуждающимся нациям, преимущественно развивающимся. Соединенные Штаты Америки не поддержали это предложение, заняв особую позицию и заявив, что как и прежде они будут оказывать помощь кому сочтут нужным и в объеме, который посчитают целесообразным.

В последние годы к развивающимся странам в группу риска по продовольственному обеспечению в соответствии с классификацией ФАО попадают ранее благополучные государства, которые в настоящее время претендуют на оказание помощи. Среди них 7 республик бывшего Союза: Армения, Грузия, Азербайджан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркмения характеризуются как испытывающие хронический дефицит продовольствия.

В контексте этого Плана в апреле 1997 года в Минске была проведена международная конференция по устойчивому развитию экономики стран Восточной Европы как важнейшего условия преодоления бедности и стабилизации продовольственного обеспечения этих государств и необходимости изменения аграрной политики в этом направлении.

Признавая международные соглашения, положения и планы по агроэкономической политике, Республике Беларусь необходимо определить границы продовольственной безопасности, разработать стратегию и направления развития национального сельского хозяйства для ее достижения. Частично это учтено в проекте концепции «Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь» (раздел «Агропромышленный комплекс»).

В научной литературе имеются разные суждения по поводу определения понятия продовольственной безопасности. Но в принципе суть их одна - стабильное обеспечение населения продуктами питания.

Распространенным определением продовольственной безопасности в мире является такое состояние экономики, при котором гарантируется обеспечение в любое время доступности всех жителей к продовольствию в количестве, необходимом для активной здоровой жизни.

Ряд исследователей продовольственного рынка развивающихся стран считают, что продовольственная безопасность - это гарантированная доступность к поддержанию здоровой и активной жизни. То есть речь идет о покупательной способности населения.

Мировой банк, придерживаясь такого мнения, дополнительно различает хроническую и временную продовольственную зависимость.

Страна, регион или отдельная группа населения, семья испытывают хроническую продовольственную зависимость, когда потребление пищевых продуктов оказывается недостаточным постоянно в течение года из-за невозможности его приобрести или произвести необходимое количество продовольствия. Такие периоды в экономике республики наблюдались в начале 90-х годов (дефицит продовольствия при наличии денег) и в конце 90-х годов (наличие продовольствия при дефиците денег).

Временная продовольственная зависимость («небезопасность») наступает периодически при нарушениях стабильности доступа к продовольствию по причине роста цен на продукты питания, неурожаев или падения уровня доходов.

К хронической и временной небезопасности необходимо добавить «потенциальную продовольственную небезопасность, когда то или иное государство остается уязвимым к внешним кризисам и потрясениям (ухудшение конъюнктуры сельскохозяйственных рынков, торговые войны мировых конкурентов). В этом случае потенциальная небезопасность может перерасти во временную или хроническую.

Продовольственная зависимость наступает в результате низкой эффективности агропромышленного производства. Вместе с тем продовольственная небезопасность может наступать не только при дефиците продукции, но и при экспорте, если он становится самоцелью (монокультурой), а также при возрастании обязательств по погашению внешнего долга, при нестабильном курсе национальной валюты.

Ученые экономисты-аграрники России сформулировали понятие продовольственной безопасности как «... гарантированное, надежное и достаточное снабжение населения основными продуктами питания, отсутствие опасности голода и недоедания».

Позже появилось более широкое определение этого понятия, где продовольственная безопасность рассматривается, как обеспеченная соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями способность государства удовлетворять потребности населения в питании в основном за счет внутреннего производства на уровне не ниже медицинских норм.

Согласно существующим представлениям надежность продовольственной безопасности достигается как за счет достаточного самообеспечения продуктами питания, так и наличием средств для импорта продовольствия в нужных объемах.

Продовольственное снабжение должно быть мало уязвимым даже в случае роста цен, нехватки валюты, эмбарго на поставки извне. Учитывая различные точки зрения на сущность продовольственной безопасности, можно дать следующее ее определение: «под продовольственной безопасностью государства следует понимать такое состояние экономики, при котором, независимо от конъюнктуры мировых рынков, гарантируется стабильное обеспечение населения продовольствием в количестве, соответствующем научно обоснованным параметрам (предложение) с одной стороны, и создаются условия для поддержания потребления на уровне медицинских норм (спрос) с другой стороны».

При таком подходе к пониманию сущности продовольственной безопасности целью ее достижения и обеспечения является гарантированное и устойчивое обеспечение сырьем и продовольствием, не подверженное влиянию внешних и внутренних воздействий.

Важнейшие условия ее достижения:

* потенциальная физическая доступность каждого человека к продуктам питания;

* экономическая возможность приобретения продовольствия всеми социальными группами населения, в том числе и малоимущими, путем повышения жизненного уровня или принятия необходимых мер социальной защиты;

* потребление продуктов высокого качества в количестве, достаточном для рационального питания.

Исходя из этого, обеспечение продовольственной безопасности предполагает решения ряда задач:

* создание стабильных экономических условий;

* проведение эффективной аграрной политики;

* обеспечение равных возможностей для субъектов хозяйствования;

* проведение разумной национальной политики в области занятости населения;

* осуществление социальной политики, направленной на искоренение бедности и неравенства в части доступа к полноценному продовольствию, а также его использованию;

* достижение устойчивого, интенсивного и разнообразного производства продовольствия, повышения производительности труда и эффективности;

* реализация комплексных стратегий развития отраслей агропромышленного комплекса с целью увеличения местных возможностей производства продовольствия;

* содействие внедрению передовых технологий в области производства, переработки и хранения сырья и продовольствия;

* использование преимуществ международного разделения труда;

* проведение активной внешнеэкономической деятельности, оптимизация экспортно-импортной деятельности;

* инвестирование аграрной сферы.

Таким образом продовольственная безопасность страны обеспечивается совокупностью экономических и социальных условий, связанных как с развитием сельского хозяйства и всего продовольственного комплекса, так и с общим состоянием национальной и мировой экономики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: