2) преступник, т.е. вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и совершившее преступление (ст. 19, 20 УК РФ).
Учету подлежат лица, совершившие такие деяния.
3) наказание, т.е. меры государственного принуждения, назначаемые судом за совершение преступлений (ст. 43, 44 УК РФ).
Уголовно-правовая статистика дает качественно-количественную характеристику всех признаков состава преступления. Наука уголовного права определяет состав преступления как совокупность указанных в законе объективных и субъективных признаков, при наличии которых общественно опасное деяние признается конкретным преступлением. Обязательными признаками для всех составов преступлений являются:
1) объект преступления, т.е. то, на что посягает преступное деяние (например, собственность, жизнь, здоровье и достоинство личности и пр.);
2) объективная сторона преступления, т.е. общественно опасное действие или бездействие в его конкретном выражении (убийство, кража и пр.);
|
|
3) субъект преступления, т. е. лицо, которое может подлежать уголовной ответственности за совершение преступления;
4) субъективная сторона преступления, представляющая собой наличие у лица, совершившего преступление, вины в виде умысла или неосторожности.
На практике все эти признаки учитываются уголовно-правовой статистикой.
Важно подчеркнуть, что уголовно-правовая статистика рассматривает понятия «преступление» и «преступник» не только с позиции элементов состава преступления, но и более широко, основываясь на свойствах криминологических понятий - личность преступника и акт человеческого поведения. Кроме того, она также ставит своей задачей дать количественную характеристику причин и условий, способствующих совершению преступлений. Это касается и мер наказания - в показателях уголовно-правовой статистики находят отражение криминопенологические параметры.
Объекты уголовно-правовой статистики отражают специфические особенности каждой стадии уголовного процесса (возбуждение уголовного дела, предъявление обвинения, вынесение приговора и т.д.). Поэтому статистическое наблюдение организационно строится, исходя из функций соответствующих органов - дознания, прокуратуры, судов и исправительных учреждений.