ЛЕКЦИЯ №2
(правовая статистика 2013г).
Тема 2. Статистическое наблюдение
1. Основные этапы статистического исследования, их единство и взаимосвязь.
2. Понятие статистического наблюдения. Задачи и цели статистического наблюдения, его основные формы, виды и способы.
3. Объекты статистического наблюдения.
4. Программа статистического наблюдения.
5. Формы и способы статистического наблюдения.
6. Статистическая отчетность и ее значение. Виды отчетности и порядок ее рассмотрения и утверждения.
1.
Статистическое исследование - представляет собой многоступенчатый процесс. В этом процессе выделяются следующие обязательные этапы (стадии):
- статистическое наблюдение;
- сводка и группировка собранного материала;
- обработка и анализ сводных статистических данных.
Перечисленные этапы (стадии) неразрывно связаны между собой, проводятся по предварительному плану и только в своей совокупности составляют законченный вид всякого статистического исследования.
2.
Первым этапом статистического исследования выступает статистическое наблюдение – научно организованное по специальной программе получение данных (сбор сведений) омассовых правовых и юридически значимых явлениях и процессах путем регистрации существенных признаков каждой единицы их совокупности.
Суть статистического наблюдения заключается в количественной регистрации отдельных явлений, отбираемых по качественно-определенньм признакам.
Например, во время проведения переписи населения в отношении каждого жителя страны, подлежащего переписи, регистрируются такие признаки, как пол, возраст, национальность, семейное положение, образование, источник средств существования и т.д. При статистическом наблюдении в криминологическом исследовании регистрируются индивидуальные явления изучаемой совокупности (преступления, преступники, причины) по тем или иным признакам (мотиву, тяжести, неоднократности, совокупности, рецидиву, форме вины и т.д.).
Для того чтобы изучить массовые явления и процессы общественной жизни (например, преступность) следует, прежде всего, собрать о них необходимые сведения в виде совокупности количественных (цифровых) характеристик. Полученные в результате наблюдения «статистические данные» представляют собой, образно говоря, лишь «сырье». Информацией они становятся только в процессе научной обработки, анализа.
Собираемаяинформация (статистические данные) должна быть достоверной и полной. Лживые статистические сведения могут быть общественно опасными.
Неслучайно в УК РСФСР существовала уголовная ответственность за приписки в государственной отчетности и представление других умышленно искаженных отчетных данных (ст. 152-1). Она была введена в 1962 г. и просуществовала около 30 лет, т.е. в те самые годы, когда статистические показатели и фактические реалии строительства коммунизма стали существенно расходиться между собой и официальный обман становился очевидным.
Важно уяснить что статистическое наблюдение - начальный и исходный этап любого юридическо-статистического изучения и его конечные результаты зависят от его правильной научной организации.
Организация статистического наблюдения включает в себя:
— определение его целей и задач;
— выбор надлежащего объекта;
— установление единиц наблюдения, совокупности, измерения;
— составление программы наблюдения.
определение целей и задач
Цели статистического наблюдения могут быть самыми разными. Например, изучая преступность, можно поставить перед собой цель исследовать личность преступника, давая ей подробную характеристику по комплексу социальных, демографических, криминологических и уголовно-правовых признаков, или изучить причины и условия, способствующие совершению преступлений, виктимологические показатели и т.д.
Исходя из целей статистического наблюдения, ставятся конкретные задачи, которые должны быть решены в процессе его проведения. Неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе наблюдения будут собраны ненужные данные или, наоборот, не будут получены сведения, необходимые для анализа.
Ведение статистического наблюдения правоохранительными органами состоит в регистрации каждого выявленного преступления и лица, его совершившего, в соответствующих документах первичного учета. Отслеживание уровня учтенной преступности, раскрываемости, судимости и общего числа заключенных во всех странах мира становится нормой, показателем цивилизованности, базовыми данными, на основе которых организуется борьба с преступностью и оценивается безопасность общества.
Например, появление массовой организованной преступности в СССР и России во второй половине 80-х тт. потребовало ввести соответствующий ведомственный учет. Он был внедрен еще до принятия необходимых изменений и дополнений к УК РСФСР, определивших понятие «совершение преступления организованной группой». Организация борьбы с мафиозной преступностью в последующие годы требовала постоянного совершенствования и расширения этою учета. Он стал еще более углубленным в связи с принятием нового УК, в котором криминализирована деятельность по организации преступных формирований и расширена уголовная ответственность за совершение преступлений преступным сообществом и организованной преступной группой.
Аналогичная ситуация сложилась в связи с распространением коррупции среди государственных служащих в России в 90-е гг. Правоохранительные ведомства были вынуждены ввести специальный учет коррупционных преступлений, совершаемых государственными служащими. Только при таком подходе можно как-то судить о реальной деятельности правоохранительных органов в борьбе с коррупцией и в меньшей мере (в связи с высокой латентностью этих деяний) — о распространенности коррупции и эффективности социально-правового контроля над ней.
ВЫВОД: вступление в действие с января 1997 г. нового УК РФ, Особенная часть которого существенно отличается от прежнего уголовного законодательства, потребовало кардинального пересмотра всей системы уголовного учета и отчетности о преступности и борьбе с ней. Однако и здесь должна соблюдаться соответствующая мера. Требование все новых и новых сведений, в которых нет особой нужды, с нижестоящих организаций может парализовать их реальную деятельность или исказить ее.
3.
После установления целей и определения задач статистического наблюдения при его подготовке необходимо точно определить, что именно подлежит обследованию, т.е. установить объект наблюдения.
Под объектом статистического наблюдения принято понимать совокупность общественных явлений, процессов, фактов или событий, которые следует изучить для достижения поставленных целей.
Например, объектом наблюдения при переписи населения является совокупность жителей страны.
Определив содержание объекта, следует четко обозначить его пространственные, временные и количественные пределы: на какой территории (район, город, субъект Федерации), за какой период квартал, год, несколько лет), в каком объеме (100, 1000 или более единиц наблюдения) предполагается изучить нужные явления, процессы, события, признаки, чтобы достичь поставленной цели.
Как уже стало известно, правовая статистика подразделяется на три основные отрасли: уголовно-правовую, гражданско-правовую и административно-правовую. В соответствии с этим выделяются следующие объекты.
Объект у г о л о в н о – п р а в о в о й статистики.
Основная цель (задача) уголовно-правовой статистики, заключается в том, чтобы, с одной стороны, дать исчерпывающую информацию о количественной стороне преступности, а с другой — охарактеризовать своими показателями, как реализуются соответствующие государственные меры социального контроля над ней.
Исходя из этого можно достаточно четко определить три конкретных объекта регистрации уголовно-правовой статистики:
1) преступление, т.е. предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания и посягающее на личность, права и свободы граждан, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества (ст. 2, 14 УК РФ).