Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Существовало множество различных статистических форм, но ближе всего к учету преступлений стоял учет осужденных. Первые справочные листки на осужденных начали вводиться в 1918 г.




Учет преступлений вели различные правоохранительные ведомства в соответствии со своими интересами, что приводило к его искаженности, неполноте. В связи с этим в начале 30-х гг. Центральное статистическое управление предприняло опытное проведение единого карточ­ного учета преступлений в Москве, Ленинградской области и в Крыму. Его общие принципы были изложены в специальной инст­рукции. Карточки заполнялись на:

- оконченное расследованием уголовное дело

- уголовное дело, поступившее без предваритель­ного расследования.

Наряду с другими вопросами в них отража­лось место, время, характер и другие признаки совершенного пре­ступления. Однако распространить этот опыт на всю систему уго­ловной юстиции не удалось, хотя для этого были и научно-прак­тические, и организационные предпосылки.

В середине 50-х гг. появились первые более или менее систем­ные попытки регистрации не только уголовных дел и осужден­ных, но и преступлений. Их учет официально утвердился в 1961 г. после вступления в силу нового уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. В 1965 г. была принята первая инструкция о едином учете преступлений. После этого она мно­гократно и нередко конъюнктурно дополнялась и изменялась. Последние изменения она претерпела с принятием УК РФ и вступлением в действие УПК РФ. Однако основная суть единого учета преступлений, действующего более 35 лет, остается практически неизменной.

Первичный учет заключается в фиксировании уполномоченным органом (должностным лицом) основных све­дений о преступлениях, о лицах, совершивших преступления, потерпевших и уголовных делах (материалах) на учетных карточ­ках (документах первичного учета) по утвержденной форме.

Известно, что государственный контроль над преступностью в нашей стране ведется не одним органом, а целой системой правоохранительных органов, имеющих право на возбуждение и расследо­вание уголовных дел: органами прокуратуры, внутренних дел, на­логовой полиции, таможенной службы и др. И хотя все эти органы имеют дело с преступлениями и лицами, их совершившими, каждый из них учитывает их, однако такой учет является качественно неоднород­ным, поскольку производится на разных стадиях уголовного про­цесса.

Необходимость самостоятельного учета преступлений и лиц, их совершивших, каждым из правоохранительных органов определя­ется различиями в оперативной деятельности этих органов, посколь­ку задачи раскрытия, расследования преступлений, осуждения и исправления преступников специфичны. Однако это не означа­ет, что отдельные правоохранительные органы должны собирать различные несопоставимые данные о преступлении и преступни­ке. Единство уголовной политики требует единства учета состав­ляющих этой политики, и сколь бы ни была различна по содер­жанию деятельность правоохранительных органов, она вызвана еди­ным событием - фактом совершения преступления. Единой в конечном счете является и главная цель, стоящая перед названны­ми органами: выявить и пресечь преступление; раскрыть преступ­ление; осудить виновного; предотвратить необоснованное привлечение к уголовной ответственности, а также осуждение и наказание лица, чья виновность не доказана. Связи между зве­ньями государственных органов в системе уголовной юстиции должны выражаться в максимально полной передаче информации из одного в другой, поскольку в уголовном судопроизводстве идет последовательно развивающийся процесс с нарастающей кон­центрацией информации о преступности. Отсюда главное требо­вание: учет должен быть единым, т.е. должны быть едиными все показатели, пре­дусматривающие сведения о преступлениях и преступниках, и различ­ными - показатели, отражающие особенности оперативно-служеб­ной деятельности того или иного органа уголовной юстиции.




Именно поэтому осуществляемая в органах уголовной юстиции си­стема единого учета преступлений в ведомственных документах ино­гда именуется централизованным учетом. Централизованная сис­тема учета предполагает единый учет всех без исключения преступлений и лиц, их со­вершивших, независимо от ведомственной подчиненности орга­нов, производящих обнаружение, раскрытие преступлений, до­знание и расследование уголовных дел.

Правила единого учета преступлений распространяются на все органы, имеющие право на возбуждение и расследование уголовных дел за некоторыми ис­ключениями, связанными со специфической деятельностью. Это касается ФСБ, военной прокуратуры и суда.



Для преступлений, по которым следствие и дознание произ­водятся органами безопасности и военной прокуратуры, первич­ный учет и регистрация осуществляются на общих принципах единого учета преступлений, но только этими органами (т.е. све­дения о преступности за их пределы не выходят). Преступления, дела о которых возбуждаются в порядке частного обвинения, учи­тываются в судах.

Таким образом, сведения о преступлениях про­тив основ конституционного строя и безопасности государства учитываются только ФСБ; сведения о преступлениях, со­вершенных военнослужащими (и приравненными к ним лица­ми) в Вооруженных Силах и других войсках и воинских форми­рованиях, учитываются только Главной военной прокуратурой; сведения о преступлениях по делам частного обвинения учитыва­ются только судами и Министерством юстиции. Упомянутые све­дения, не попадая в единый учет преступлений, делают его не­полным. Предложения об объединения всего учета преступлений в стране вносились неоднократно, но пока не получили необхо­димой поддержки.

И последнее: система учета основывается на регистрации пре­ступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, их совершивших, по моменту утверждения прокурором обвинитель­ного заключения, а также на дальнейшей корректировке этих данных в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения дела. Упомянутая корректировка допускается лишь в пределах года, являющегося законченным отчетным периодом. Изменения, которые появились после годового отчета, в первич­ные документы учета преступлений и лиц не вносятся.

Первичный учет преступлений осуществляется путем запол­нения документов первичного учета (статистических карточек). В связи с введением нового УК РФ совместным Указанием от 5-6 ноября 1996 г. Прокуратуры РФ и МВД России «О введении в действие документов первичного уче­та преступлений и лиц, их совершивших» утверждены и введены в дей­ствие с 1 января 1997 г. единые для органов прокуратуры, внутренних дел, Государственного таможенного комитета и Федеральной служ­бы налоговой полиции следующие документы первичного учета:

— на выявленное преступление (форма № 1);

— о результатах расследования преступления (форма № 1.1);

— на преступление, по которому лицо, его совершившее, ус­тановлено (форма № 1.2);

— на лицо, совершившее преступление (форма № 2);

— о движении уголовного дела (форма № 3);

— о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (форма № 4);

— о результатах рассмотрения дела в суде (форма № 6).

В документах первичного учета содержится обширная инфор­мация по разнообразным признакам (уголовно-правовым, уголовно-процессуальным, криминологическим, социально-демогра­фическим и др.), более подробно о которых будет сказано ниже.

Заполнение карточек (или внесение аналогичной информа­ции на магнитные носители) осуществляется по месту возбужде­ния уголовного дела, ведения следствия и дознания. Регистрацию преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел, а также ведение статистической отчетности по преступности в целом осу­ществляют только органы внутренних дел — районные, городс­кие, транспортные. Они в течение суток заносят данные карточек в журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершив­ших преступления. После этого зарегистрированные документы первичного учета немедленно пересылаются в информационные центры МВД, ГУВД, УВД республик, краев, областей, городов, автономной области и округов, где ведутся контрольные журна­лы (магнитные носители) учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления. На основе обработки карточек первичного учета в информационных центрах производится пер­вичное формирование всех форм статистической отчетности о преступности.

Преступление, лицо, его совершившее, и уголовное дело счита­ются учтенными, когда сведения о них внесены в карточки первич­ного учета (либо на магнитные носители), зарегистрированы в жур­нале учета преступлений и поставлены на централизованный учет в информационном центре.

1. Учет п р е с т у п л е н и й ведется путем заполнения прокурором, следователем или дознавателем карточки на выявленное преступ­ление (форма № 1) по каждому ставшему им известным в отчетном периоде преступлению, независимо от то­го, когда эти преступления имели место и установлены или не ус­тановлены совершившие их лица.

Указанная карточка заполняется немедленно после возбужде­ния уголовного дела, а также в тех случаях, когда необходи­мо зарегистрировать преступление, ранее не зарегистрирован­ное (когда дело поступило из органов контрразведки и воен­ной прокуратуры; в случае освобождения лица, совершившего преступление, от уго­ловной ответственности вследствие акта амнистии без возбужде­ния уголовного дела; возобновления производства по ранее прекращенному уголовному делу и в связи с этим снятого с учета и т.д.)

Учет преступлений имеет много особенностей: деяние учиты­вается как одно преступление, если совершено несколькими ли­цами в соучастии или организованной группой; если состоит из нескольких преступных действий; если состоит из одного действия, но вред причинен многим потерпевшим; если одним действием (идеальная совокупность) совершены два преступления, напри­мер, изнасилование с заражением венерической болезнью. В этом случае учитывается наиболее тяжкое преступление.

2. Учет л и ц, с о в е р ш и в ш и х п р е с т у п л е н и я. Учету подлежат все лица, совершившие преступления, в отношении которых прокурором утверждено обвинительное заключение, либо санкционированы направ­ление протокола с материалами в суд. Учету подлежат также лица, уголовные дела по обвинению которых прекращены, либо в возбуждении уго­ловного дела отказано в связи с истечением сроков давности, вследствие акта амнистии или помилования, в отношении умер­шего обвиняемого, в связи с изменением обстановки и по дру­гим нереабилитирующим основаниям.

3. Учет у г о л о в н ы х д е л. Движение уголовных дел в процессе рас­следования учитывается на основании карточек на выявленное преступление (форма №1) и движение уголовного дела (форма №3).

4. К рассмотренным документам первичного учета близко при­мыкает статистическая карточка о результатах возмещения м а т е­ р и а л ь н о г о у щ е р б а и изъятии предметов преступной деятельности (Ф. 4), где учитываются сумма и характер ущерба, его погаше­ние, изъятие имущества (денег, товаров, иностранной валюты, драгоценных металлов, камней и алмазов, оружия, боеприпа­сов, взрывчатых веществ и т.д.). Информационный объем этой формы составляет около 600 единиц.

В учреждениях, исполняющих уголовные наказания, документа­ми первичного учета являются: личное дело осужденного, учетная карточка на осужденного, ранее отбывавшего наказание в местах лишения свободы и вновь поступившего в данное учреждение, и др.





Дата добавления: 2017-11-30; просмотров: 193; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10126 - | 7766 - или читать все...

 

34.204.169.76 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.