Компания General Electric с помощью лидирующем консультационной фирмы McKinsey and Company разработала популярный инструмент оценки портфеля направлений бизнеса, получивший название «многофакторная матрица GE». Этот инструмент помогает менеджерам разрабатывать корпоративную стратегию на основе анализа привлекательности рынка и силы позиции бизнеса в данном секторе рынке, а также силы конкурентов.
Каждая стратегическая бизнес-единица (СБЕ) корпорации размещается в матрице, имеющей два измерения: привлекательность рынка (отрасли) и позиция бизнеса. На каждое из этих двух измерений на самом деле влияет совокупность разнообразных факторов.
Привлекательность рынка может определяться такими факторами, как темпы развития отрасли, число конкурентов в отрасли и их слабость.
Позиция бизнеса может определяться такими факторами, как ключевые сферы деятельности и возможности фирмы, сильные финансовые позиции, сила позиций компании на переговорах с поставщиками и высокий уровень используемых технологий.
Определение позиции бизнес-единицы и принятие инвестиционных решений
Менеджеры могут разместить на матрице круговые диаграммы, представляющие разные направления бизнеса фирмы или ее стратегические бизнес-единицы. Размер круговой диаграммы должен соответствовать относительному размеру рынка по каждому виду бизнеса. Заштрихованная часть круговой диаграммы будет представлять ту долю рынка, которую компании удалось завоевать.
Конкретные стратегии компании разрабатываются в зависимости от того, где виды ее бизнеса, представленные круговыми диаграммами, расположились на матрице. Если какие-либо виды бизнеса попали в ячейки, которые находятся на диагонали, идущей из верхнего левого угла в правый нижний, они имеют среднюю силу, и инвестиции в них должны производиться лишь выборочно. Виды бизнеса, расположенные выше и правее от диагонали, являются самыми сильными, компания должна инвестировать в них и помогать им расти. Виды бизнеса, находящиеся в ячейках ниже и левее от диагонали, являются относительно слабыми, а значит, серьезными кандидатами на прекращение инвестирования.
Портфельные модели создают графическую интерпретацию соотношения между направлениями бизнеса в корпорации и могут помочь в создании стратегий. В то же время ни одна такая модель не может предложить универсального подхода к этим вопросам. Поэтому эти модели нельзя применять механически, и вытекающие из них заключения должны быть тщательно рассмотрены с учетом взглядов знающих и опытных менеджеров.
Необыкновенные достижения являются
результатом обыкновенных приготовлений.
Роджер Штаубах
Что такое конкурентная стратегия?
Вся конкуренция базируется на потребительской ценности — на создании ценности и использовании результатов ее создания. Конкурентная стратегия означает сознательный выбор набора различных действий с целью предоставить покупателю уникальное сочетание видов потребительской ценности. Эти действия базируются на устойчивом конкурентном преимуществе фирмы.