Многофакторная матрица GE для оценки портфеля видов бизнеса

Компания General Electric с помощью лидирующем кон­сультационной фирмы McKinsey and Company разработала популярный инструмент оценки портфеля направлений биз­неса, получивший название «многофакторная матрица GE». Этот инструмент помогает менеджерам разрабатывать кор­поративную стратегию на основе анализа привлекательно­сти рынка и силы позиции бизнеса в данном секторе рынке, а также силы конкурентов.

Каждая стратегическая бизнес-единица (СБЕ) корпора­ции размещается в матрице, имеющей два измерения: при­влекательность рынка (отрасли) и позиция бизнеса. На ка­ждое из этих двух измерений на самом деле влияет совокуп­ность разнообразных факторов.

Привлекательность рынка может определяться такими факторами, как темпы развития отрасли, число конкурен­тов в отрасли и их слабость.

Позиция бизнеса может определяться такими факторами, как ключевые сферы деятельности и возможности фирмы, сильные финансовые позиции, сила позиций компании на переговорах с поставщиками и высокий уровень исполь­зуемых технологий.

Определение позиции бизнес-единицы и принятие инвестиционных решений

Менеджеры могут разместить на матрице круговые диаграммы, представляющие разные направления бизнеса фирмы или ее стратегические бизнес-единицы. Размер кру­говой диаграммы должен соответствовать относительному размеру рынка по каждому виду бизнеса. Заштрихованная часть круговой диаграммы будет представлять ту долю рын­ка, которую компании удалось завоевать.

Конкретные стратегии компании разрабатываются в зави­симости от того, где виды ее бизнеса, представленные круго­выми диаграммами, расположились на матрице. Если какие-либо виды бизнеса попали в ячейки, которые находятся на диагонали, идущей из верхнего левого угла в правый нижний, они имеют среднюю силу, и инвестиции в них должны про­изводиться лишь выборочно. Виды бизнеса, расположенные выше и правее от диагонали, являются самыми сильными, компания должна инвестировать в них и помогать им расти. Виды бизнеса, находящиеся в ячейках ниже и левее от диаго­нали, являются относительно слабыми, а значит, серьезными кандидатами на прекращение инвестирования.

Портфельные модели создают графическую интерпре­тацию соотношения между направлениями бизнеса в кор­порации и могут помочь в создании стратегий. В то же вре­мя ни одна такая модель не может предложить универсаль­ного подхода к этим вопросам. Поэтому эти модели нельзя применять механически, и вытекающие из них заключения должны быть тщательно рассмотрены с учетом взглядов знающих и опытных менеджеров.

 

Необыкновенные достижения являются

результатом обыкновенных приготовлений.

Роджер Штаубах

Что такое конкурентная стратегия?

Вся конкуренция базируется на потребительской ценно­сти — на создании ценности и использовании результатов ее создания. Конкурентная стратегия означает сознательный выбор набора различных действий с целью предоставить по­купателю уникальное сочетание видов потребительской цен­ности. Эти действия базируются на устойчивом конкурент­ном преимуществе фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: