Этичность в предпринимательской деятельности

 

Отвечая на приводимые вопросы, выберите подходящий вариант ответа и вычислите сумму:

0 - совершенно не согласен,

1 - не согласен,

2 - в основном, согласен,

3 - абсолютно согласен.

 

1. Скорее всего, работники фирмы не сообщают руководству о своих ошиб­ках и упущениях.

2. Бывает, что менеджер должен в интересах фирмы нарушить условия контрактов.

3. Не всегда следует соблюдать точность в отчетности о расходах, дос­таточно приблизительных цифр. Иногда можно утаить не самую прият­ную информацию от начальства.

4. Надо действовать так, как приказывает руководитель, хотя у Вас есть сомнения в правильности его действий.

5. В случае необходимости в рабочее время можно заняться и собствен­ными делами.

6. Цели нужно ставить выше нормативных возможностей работников.

7. Клиенту фирмы можно дать доверительную информацию, если это прино­сит определенные выгоды мне.

8. Можно пользоваться служебной линией связи для решения собственных вопросов, если эта линия свободна.

9. Менеджер ориентируется на конечную цель, поэтому для ее достижения все средства хороши.

10. Если для заключения контракта требуется хороший банкет, то нужно его сделать.

11. Без нарушения существующих инструкций жить невозможно.

12. Если кассир дает сдачу не полностью - это терпимо.

13. Иногда можно использовать копировальную машину компании в собс­твенных целях.

14. Можно унести домой с работы кое-что из канцелярских принадлежнос­тей, ведь я работаю в этой компании.

 

Результаты тестирования:

0 - 5 баллов - Ваша этика - выше всяких похвал,

6 - 10 баллов - у Вас высокий уровень этики,

11 - 15 баллов - вполне приемлемый уровень,

16 - 26 баллов - средний этический уровень,

27 - 35 баллов - необходимо Ваше моральное совершенствование,

36 и выше - как бы не упасть в пропасть.

Задание № 13

Современный менеджер должен в совершенстве владеть навыками составления многих документов, в том числе автобиографии и лич­ной характеристики. Возьмите лист бумаги и опишите свои основ­ные жизненные вехи (личные данные, даты поступления в учебные заведения, курсы, факультеты дополнительного образования, меро­приятия, в которых вы активно участвовали в период обучения, ин­тересы, увлечения и т.д.). Составьте проект личной характеристики (для предполагаемого устройства на работу) таким образом, чтобы были отражены ваши деловые качества, умения, навыки, сильные стороны, которые в большей мере позволят вам достигнуть профес­сионального успеха.

Задание № 14

 

Представьте своё видение организации будущего и обоснуйте его.

Задание № 15

Дайте классификацию конкретных функций управления.

Задание № 16

 

Сформулируйте миссию и цели Вашего ВУЗа.

Задание № 17

 

Проанализируйте деятельность ВУЗа с точки зрения Бостонской мат­рицы. Какая из стратегий наиболее желательна в будущем?

Задание № 18

 

Найдите статью в периодической печати, описывающую одну или не­сколько эталонных стратегий и дайте свое объяснение такому поведению фирмы.

 

Задание № 19

Заполните макет стратегического плана:

Стратегический план по самосовершенствованию и достижению личных целей:

Настоящее

1. Ваша цель, опишите себя. Выразите свои представления о будущем и свою мечту в жизни.

2. Как бы Вы описали себя человеку, которого не знаете?

3. Определите людей, оказавших на Вас наибольшее влияние.

4. Определите Ваши любимые виды общественной деятельности и хобби.

5. Охарактеризуйте в одном абзаце цель Вашей жизни.

6. Назовите три Ваших любимых занятия.

7. Назовите три Ваших нелюбимых занятия.

 

Будущее

1. Опишите в одном абзаце, какой бы Вы хотели видеть свою жизнь через год и 5 лет.

2. Опишите наиболее точно для себя отдельные цели через год и 5 лет в следующих областях:

- духовная сфера;

- карьера;

- семья;

- здоровье;

- финансовое положение;

- досуг.

3. Какие перемены, происходящие вокруг, могут оказать влияние на Вашу жизнь?

4. Назовите Ваши сильные стороны.

5. Назовите Ваши слабые стороны.

6. Перечислите запомнившиеся неудачи и проанализируйте их причины.

7. Определите, мешают ли Вам эти неудачи в Вашей сегодняшней жизни.

 

Реализация плана

1. Как Вы собираетесь достичь цели?

2. Назовите 4-5 мероприятий, которые Вы должны осуществить в течение ближайших месяцев, чтобы оказаться там, где планировали, через год и 5 лет.

3. Назовите 4-5 вещей, которые мешают Вам на пути достижения цели.

4. Определите, чья помощь Вам необходима в достижении целей.

 

Задание № 20

Изобразите принципиальную схему линейной, функциональной и линейно-функциональной организационных структур. В каких организациях и почему они применяются?

Задание № 21

Изобразите принципиальную схему матричной организации. Раскройте ее содержание и взаимосвязи между структурными подразделениями.

 

Задание № 22

Изобразите схему организационной структуры Вашего ВУЗа. Определите к какому типу она принадлежит.

Задание № 23

 

Ответьте на вопрос в форме эссе (объём 4-5 стр.): какие из называемых в современной литературе приемов мотивации наиболее подходят к условиям современной России?

 

Задание № 24

Назовите по пять наиболее важных, по Вашему мнению, мотиваторов для следующих лиц:

i. Вас лично на работе (в классе):

1. ________________________________________________

2. ________________________________________________

3. ________________________________________________

4. ________________________________________________

5. ________________________________________________

 

ii. Квалифицированного рабочего:

1. ________________________________________________

2. ________________________________________________

3. ________________________________________________

4. ________________________________________________

5. ________________________________________________

 

iii. Профессионала (врача, юриста, преподавателя):

1. ________________________________________________

2. ________________________________________________

3. ________________________________________________

4. ________________________________________________

5. ________________________________________________

 

iv. Неквалифицированного работника:

1. ________________________________________________

2. ________________________________________________

3. ________________________________________________

4. ________________________________________________

5. ________________________________________________

 

Задание № 25

 

1. Ситуация[1]: рассказывают, что однажды Наполеон во время проверки караулов обнаружил спящего на посту часового. По уставу и законам военного времени часовой должен был бы предстать перед судом и затем быть расстрелян, ибо нет пощады солдату, который постыдно заснув на посту, ставит под угрозу жизнь товарищей. Как Вы думаете, как поступил Наполеон?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А как поступили бы Вы в этом случае?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прокомментируйте фразу: «Контроль – это обратная сторона планирования».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. При разработке на предприятии системы контроля необходимо ответить на пять фундаментальных вопросов:

- Что контролировать (прежде всего, какие сферы производства и управления)?

- С какой периодичностью?

- Кому?

- Каким образом?

- Как осуществлять упреждающий контроль (перенос акцента с прошлого на будущее)?

С учётом ответов на поставленные вопросы какой вы видите систему контроля на своём предприятии? Сформулируйте основные принципы. Учтите, что система контроля должна быть «привязана» к определённому уровню менеджмента – иметь иерархию. Чем выше этот уровень, тем более опосредован контроль от конкретного исполнителя. Если мастер может контролировать рабочих вплоть до трудовых операций, то генеральный директор оперирует в контроле обобщёнными показателями, в формировании которых вклад сотен, а иногда и тысяч людей, целых коллективов, в том числе и сторонних.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие личные и профессиональные качества (в зависимости от вида деятельности организации) должен иметь контролирующий?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание № 26

 

Ситуация: Наполеон принял неожиданное решение: поднял ружьё спящего человека, вскинул его себе на плечо и занял оставленный утомлённым солдатом пост. Прибывший через некоторое время со сменой сержант увидел, что часовой спит, а император стоит на посту.

Как Вы думаете, что побудило Наполеона поступить так, а не вызвать подразделение для расстрела?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как Вы оцениваете поведение Наполеона?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сравните с выводами Нормана Коупленда: «Кто наберётся смелости утверждать, что Наполеон совершил ошибку, что он потворствовал такому нарушению долга? Никто лучше его не понимал, что история о «маленьком капрале», взявшем на плечо ружьё, вместо того, чтобы вызвать подразделение для расстрела, на следующий день молнией облетит весь бивак и походные колонны. Разве солдат поколебался бы отдать жизнь, идя в бой с таким руководителем? Вы скажите глупо? Глупо ли, нет ли, но это действительность. Во многих случаях великодушие решает успех дела и умный руководитель должен умело пользоваться им».

2. Для ответа на поставленный вопрос можно использовать рассуждения В. Зигерт и Л. Ланг в книге «Руководить без конфликтов». Контроль – это одна из важнейших функций менеджмента. Есть только одна функция выше рангом – это планирование, а точнее – постановка или согласование целей. По логике менеджмента целевая функция находится на первом месте. «Если не доводить цель до своих подчинённых, то и нечего контролировать!» Что такое контроль? «Это постоянное сравнение того, что есть с тем, что должно быть». Контролировать может только тот, кто знает, что должно быть, и своевременно делает это достоянием других.

3. При ответе на первый вопрос сгруппируйте контролируемые показатели. Например, возможная группировка может быть такой:

1) Показатели стратегического управления:

- доля рынка сбыта;

- качество продукции (уровень дефектов изделий в % от размеров партии; процент изделий, возвращённых на гарантийный ремонт; стоимость претензий потребителей в обороте предприятия и др.);

- уровень обслуживания потребителей продукцией предприятия.

2) Показатели эффективности работы:

- объём продаж;

- валовая прибыль;

- ликвидность;

- отношение прибыли к вложенному капиталу;

- доля авансированного капитала в обороте;

- доля запасов в общей стоимости потреблённых материалов и т.д.

4. Выполнение функции контроля требует высокой профессиональной подготовки, опыта работы с людьми. Специалист в области контроля должен быть организованным и доброжелательным, что может дать больший эффект, чем жёсткий контроль и жёсткие санкции, хотя последнее во многом определяется видом работ, самостоятельностью выполнения и другими ситуационными факторами. Необходимы такие качества как коммуникабельность, доверие, открытость. Нормальный контроль – это непрерывный процесс делового общения с работниками. Если Вы хотите помочь сотруднику преодолеть какие-то недостатки (непорядок на рабочем месте, плохой стиль составления деловых писем, недостаточный кругозор и т.д.), то снова и снова вступайте с ним в контакт, напоминайте ему о том, что надо делать, беседуйте с ним, стараясь быть непринуждённым.

Есть управляющие, которые считают, что всё, что не прошло через их руки, чревато ошибками. В связи с этим такие лица стараются контролировать буквально всё, решая сложные вопросы у себя в кабинете. Такой контроль делает людей несамостоятельными и нерадивыми. Подозрительность свидетельствует о неуверенности в себе. Психологи говорят о «проекции». Люди склонны к тому, чтобы «проецировать» свои недостатки на других людей. Помните, у кого отсутствует здоровое чувство собственного достоинства, тот чувствует угрозу, исходящую от других. Не придерживайте негативную информацию о деятельности сотрудника как козырную карту. Исходите из того, что такая тактика контроля бесплодна и даже вредна. Доведите полученную информацию до сотрудника немедленно. Только так вы можете установить с ним деловые отношения и помочь делу.

Задание № 27

 

Ниже приводится список типичных организационных решений. Необхо­димо определить, являются ли они запрограммированными или нет:

1. Наем заведующим специалиста в исследовательскую лабораторию компа­нии, производящей сложную техническую продукцию.

2. Доведение мастером до рабочих дневного задания.

3. Определение финансовым директором размера дивидендов, которые долж­ны быть выплачены акционерам на девятый год последовательной успеш­ной финансовой деятельности компании.

4. Выбор членами Правления места для очередного филиала банка, уже имеющего 50 отделений.

5. Дача руководителем согласия на принятие выпускника юридического фа­культета университета на работу в аппарат крупной фирмы.

6. Определение годичного задания для ассистента профессора.

7. Дача начальником согласия на предоставление подчиненному возможнос­ти посетить учебный семинар.

8. Выбор авторами печатного издания для размещения рекламы о новом учебнике.

Задание № 28

 

Проведите деловую игру "Слалом". (Приложение 7)

Задание № 29

 

Проведите деловую игру "Алгоритм решения управленческих проблем". (Приложение 8)

Тест №4

Решительны ли Вы?

 

Ответьте "да" или "нет" на следующие вопросы:

1. Сможете ли Вы легко приспособиться на старом месте работы к новым правилам, новому стилю, существенно отличающимся от привычных Вам?

2. Быстро ли Вы адаптируетесь в новом коллективе?

3. Способны ли Вы высказать свое мнение публично, даже если знаете, что оно противоречит точке зрения вышестоящего руководителя?

4. Если Вам предложат должность с более высоким окладом в другом уч­реждении, согласитесь ли Вы без колебаний перейти на новую работу?

5. Склонны ли Вы отрицать свою вину в допущенной ошибке и искать под­ходящую для данного случая отговорку?

6. Объясняете ли Вы обычно причину своего отхода от чего-то истинными мотивами, не прикрывая их разными "смягчающими" и камуфлирующими причинами?

7. Сможете ли Вы изменить свой взгляд по тому или иному вопросу в ре­зультате серьезной дискуссии?

8. Вы читаете чью-то работу, мысль ее верна, но стиль ее изложения Вам не нравится - Вы бы написали иначе. Станете ли править текст и настойчиво предлагать изменить его в соответствии с Вашим мнением?

9. Если увидите в витрине вещь, которая Вам очень нравится, купите ли ее, даже если она не так уж и необходима?

10. Можете ли изменить свое решение под влиянием уговоров обаятельного человека?

11. Планируете ли Вы совой отпуск заранее, не полагаясь на "авось"?

12. Всегда ли выполняете данные Вами обещания?

 

Определите общую сумму набранных Вами очков по таблице:

Вопрос                        
«да»                        
«нет»                        

 

Подведите итоги в соответствии с общей суммой набранных очков:

От 0 до 9 очков. Вы очень нерешительны. Постоянно и по любому по­воду долго и мучительно взвешиваете все "за" и "против". Если удается переложить принятие решения на плечи другого, вздыхаете с огромным об­легчением. И пусть Вы обладаете знаниями, эрудицией, опытом, Ваша не­решительность намного снижает Ваш "коэффициент полезности", на вас трудно положиться, так как Вы можете подвести.

От 10 до 18 очков. Вы принимаете решения осторожно, но не пасуете перед серьезными проблемами, которые нужно решать сию минуту. колебле­тесь обычно тогда, когда для решения у Вас есть достаточно времени. Больше полагайтесь на свой опыт, он подскажет Вам, как правильно ре­шить дело.

От 19 до 28 очков. Вы достаточно решительны. Ваша логика, после­довательность и опыт помогают Вам решать вопросы быстро и большей частью правильно. Полагаясь на себя, Вы не игнорируете советов других, принятые решения отстаиваете до конца, но если выявите их ошибочность, не продолжаете упрямо стоять на своем.

От 29 очков и выше. Нерешительность - неведомое для Вас понятие. Вы считаете себя компетентным во всех аспектах Вашей деятельности и не считаете нужным выяснить чье-либо мнение. Вам импонирует, когда Вас называют человеком решительным и волевым. Чтобы утвердиться в таком мнении у окружающих, бывает, отвергаете разумные предложения других. Ошибки переживаете болезненно, глубоко веря, что в них виноват кто-то другой, но не Вы. Вера в непогрешимость своих мнений - серьезный не­достаток.

Задание № 30

Определите свои роли, которые Вы преимущественно выполняете в ходе работы, заполнив следующую таблицу:

 

Поведение Никогда Редко   Часто Всегда
i. Ориентированное на решение задачи. 1. Проявляю инициативу 2. Ускоряю использование фактов 3. Разъясняю проблемы 4. Делаю оценку 5. Обобщаю идеи 6. Поддерживаю работу в группе 7. Контролирую работу в группе                              
ii. Ориентированное на установление отношений 8. Поддерживаю и воодушевляю других 9. Пытаюсь снять напряжение 10. Помогаю найти компромисс 11. Призываю других к участию                              
iii. Ориентированное на свои интересы 12. Проявляю жестокость 13. Ищу признания 14. Избегаю участия 15. Доминирую в группе 16. Придираюсь к мелочам                    
Примечание. В пустом квадрате надо написать слово, дополняющее указанный ряд ситуаций          

 

Подсчитайте баллы по каждой группе ролей путем суммирования отмеченных по каждой позиции баллов (от 1 до 5). Группа, набравшая большое количество баллов, будет на первом месте.

Задание № 31

 

Схематично опишите коммуникационный процесс на примере взаимо­действия преподавателя и студента в ходе разбора конкретной ситуации по управлению.

 

Задание № 32

 

Проведите деловую игру "Оценка "снизу вверх". (Приложение № 6).

 

Тест №5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: