Внутренняя политика Российской Федерации

 

Распад Советского Союза подтолкнул «парад суверенитетов» бывших автономных республик и даже автономных областей в России. Осенью 1991г. все автономные республики провозгласили себя суверенными государствами. Российские области и края, недовольные экономическими привилегиями, которые имели автономии, начали борьбу за равноправие субъектов Федерации. К лету 1992г. десятки республик и областей задерживали, а некоторые и вообще прекратили отчисление налогов в федеральный бюджет. Появились призывы к превращению России в конфедерацию.

Безусловно, усиление недовольства людей в национальных республиках имело объективные причины. Татария, например, болезненно воспринимала почти безвозмездную перекачку нефти за пределы республики, а Якутия, занимающая одно из первых мест в митре по добыче алмазов и золота, практически не участвовала в распределении доходов от их реализации.

В условиях обострения экономического кризиса и обнищания большинства населения, часть старой партийно-хозяйственной элиты в регионах России, умело критикуя политику Москвы, в то же время достаточно быстро достигла согласия с новым российским руководством. Новая элита сформировала органы исполнительной власти, старая номенклатура, как правило, контролировала Советы и экономические структуры на местах. Так сложился союз двух политических элит – новой и старой. Он и стал основой российской государственности после августа 1991г.

Правительство России оказалось в чрезвычайно сложном положении. Его политика, особенно в национальном вопросе, отличалась в это время непродуманностью и непоследовательностью. Так, например, когда бывший советский генерал Д. Дудаев разогнал в сентябре 1991г. Верховный Совет ЧИ автономной республики и демонстративно объявил об отделении Чечни от России, было очевидно, что это – государственный переворот. Но незаконные вооруженные формирования не были разоружены, а о мятежной республике Правительство России предпочло как бы «забыть» на достаточно длительное время. Явно не готово было Правительство и к трудным переговорам с руководством Татарстана. 31 марта 1992г. в Москве был подписан Федеративный договор (отказались подписать Татарстан и Чечня), который сформулировал новый характер российского федерализма. Теперь субъектами Федерации стали не только автономии, но и все края и области, а также города Москва и Санкт-Петербург.

Осенью 1991г. Б.Н. Ельцин назначил на ключевые посты в Правительстве для проведения в жизнь радикальных экономических реформ группу молодых политиков во главе с Е.Т. Гайдаром. Новые министры были высокообразованными экономистами, сторонниками так называемой «шоковой терапии», что предполагало достижение макроэкономической стабилизации, т.е. равновесия между платежеспособным спросом и товарным предложением. Намечалось единовременно разморозить все цены, освободить от ограничений доходы, проводить жесткую кредитно-денежную политику, в сжатые сроки осуществить приватизацию государственной собственности. Правительство было убеждено, что энергичные рыночные реформы будут благодатны для всех. Сам Президент внушал народу мысль, что рыночные реформы пройдут без ухудшения жизненного уровня людей. Предупреждения некоторых экономистов о том, что этот процесс в нашем обществе с неразвитой гражданской культурой и низкими доходами приведет к драматическим общественным конфликтам, игнорировались.

В начале 1992г. Правительство освободило цены на большинство товаров от государственного контроля. До минимума сводились расходы бюджета на социальные нужды. Существенно сокращались затраты на содержание армии. Реформаторы предполагали примерно пятикратное повышение цен, но на деле цены выросли в течение года более чем в 100 раз. Уже через два месяца после начала реформ Правительство было вынуждено повысить заработную плату (примерно на 70%); но это вызвало лишь новый виток роста цен. Моментально обесценились и вклады населения в Сбербанке. Большинство граждан страны в течение нескольких месяцев оказались за чертой бедности. Выпуск наличных денег за 1992 увеличился в 20 раз по сравнению с 1991г.

Особенностью бывшей советской экономики была ее чрезмерная загруженность военными заказами. Продуманной концепции перехода огромного количества предприятий на «мирные рельсы» у Правительства не было. В результате уникальные предприятия перешли на выпуск дешевого ширпотреба, теряя лучших специалистов и во многом утрачивая перспективу своего развития.

Правительство Гайдара проявило большую настойчивость в том, чтобы в кратчайшие сроки начать долго откладываемую предыдущим Правительством приватизацию. Уже осенью 1992 развернулась «малая» приватизация (кафе, рестораны и т.д.). В конце 1992 каждый гражданин страны получил приватизационный чек (ваучер) номинальной стоимостью 10 тыс. рублей; который мог вложить в акции приватизируемых предприятий и различных инвестиционных фондов. Для определенных категорий состоятельных или предприимчивых людей, частных банков, мафиозных групп приватизационный чек стал средством извлечения значительной прибыли.

Была сделана попытка преодолеть растущий дефицит бюджета за счет резкого повышения налоговых ставок. Это привело к тому, что в наиболее невыгодном положении оказались производители услуг. В 1992г. Россия вступила в Международный валютный фонд. Это вызвало своего рода эйфорию у Правительства. Однако обещанные займы не были представлены. МВФ и страны «Большой семерки» сослались на неустойчивую политическую ситуацию в России. Положение в экономике стремительно ухудшалось. В течение 1992-1993гг. объем инвестиций в машиностроение снизился на 60%.

К весне 1992г. соотношение политических сил в стране начинает быстро меняться. Меняется и стратегия Верховного Совета, который становится политическим центром оппозиции.

Главная схватка между Правительством и его оппонентами произошла на VII Съезде народных депутатов. Ельцин пошел на уступки, сместив Гайдара. Главой Правительства стал В.С. Черномырдин.

Летом 1993г. Верховный Совет приостановил действие президентских указов по приватизации.

До октября 1993г. экономическое развитие страны находилось в плену у политического противостояния Правительства и Верховного Совета.
Противостояние нарастало, 21 сентября 1993г. Президент объявил о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета. В ночь на 23 сентября X-й Чрезвычайный съезд отстранил Ельцина от должности и привел к присяге Руцкого.

Вечером 3 октября сторонники Верховного Совета захватили здание Московской мэрии и пытались штурмовать Останкино. 4 октября правительственные войска после танкового обстрела Белого дома - захватили его. Хасбулатов и Руцкой были арестованы.

12 декабря 1993г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Главная неожиданность - успех ЛДПР Жириновского. К концу 1993г. в стране завершена ликвидация системы Советов народных депутатов.

В апреле 1994г. Президент добился подписания большинством политических партий и движений Договора об общественном согласии.

В декабре 1994г. начинаются широкомасштабные военные операции на территории Чечни. Неудачи федеральных войск, гибель мирных жителей породили в российском обществе разочарования. Выборы в Госдуму в декабре продемонстрировали полевение избирателей.

В феврале 1996 Ельцин объявил о решении вновь выставлять свою кандидатуру на президентские выборы 16 июня.

Главным оппонентом стал Г. Зюганов. Президентские выборы в два тура принесли победу Б. Ельцину.

Осенью 1996г. в 50-ти российских регионах (из 89) прошли выборы глав администраций..

Вскоре после выборов Ельцин на длительное время отошел от активной государственной деятельности.

В августе 1998г., после затяжного правительственного кризиса, страна оказалась в дефолте.

31 декабря 1999г. Ельцин объявил свое решение об уходе с поста Президента. Его приемником стал молодой и энергичный политический лидер В.В. Путин, одержавший весной уверенную победу на выборах.

13 мая 2000г. был издан президентский указ о создании в стране 7 федеральных округов. В каждом из созданных федеральных округов назначался полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе. В его функции входила организация работы органов исполнительной власти на местах. В качестве нового составного элемента исполнительной власти России создавался Государственный совет, объединивший всех губернаторов и руководителей субъектов Федерации. В 2000г. была проведена реформа Совета Федерации РФ, изменившая принцип и порядок его формирования. В 2000г. парламент утвердил новые Герб, Флаг и Гимн страны. Было предложено создание судов присяжных заседателей.

В августе 2000г. произошла авария на атомной подводной лодке «Курск» в Баренцевом море.

В национальной политике важнейшей задачей стало решение чеченской проблемы. Вторая чеченская война (1999-2003ггг.) позволила Правительство пойти на проведение в Чечне референдума (весна, 2003г.) и начать разработку Конституции республики.

Еще в октябре 2002г. произошел захват заложников-зрителей и участников мюзикла «Норд-Ост».

В 2000-2003гг. проводилась пенсионная реформа (частичная индексация пенсий). 1 января 2001г. был введен единый 13%-ый налог на доходы физических лиц. В развитии промышленности в 2000-2003гг. продолжался процесс приватизации крупных предприятий и монополизация отдельных отраслей промышленности (нефтяная, газовая, электроэнергетика). Однако, несмотря на достигнутые успехи, не был преодолен спад промышленного производства, не была проведена назревшая реформа сельского хозяйства, не были осуществлены эффективные реформы в социальной сфере.

С 1.01.2006г. вступил в силу закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который должен стать серьезным рычагом в формировании местного самоуправления России.

2 декабря 2007г. состоялись выборы в Государственную думу. Впервые в постсоветское время они проводились по партийным спискам. Победу одержала «Единая Россия».

В марте 2008г. должны состояться очередные выборы Президента Российской Федерации.

 

2. Внешняя политика современной России.

 

После прекращения существования СССР начался новый этап утверждения российской внешней политики, как политики суверенной великой державы – правопреемницы Советского Союза. На январь 1992г. Россию признало 131 государство.

Одним из главных направлений внешней политики России стало создание СНГ - новой формы добровольного и равноправного сотрудничества республик бывшего СССР. Соглашение о создании СНГ было подписано в Минске 8 декабря 1991. в январе 1993г. был принят и устав Содружества.

В апреле 1992г. Россия была принята в Международный валютный фонд и всемирный банк.

В августе 1994г. российские войска были выведены из стран Прибалтики.

России удалось добиться существенных успехов, а в развитии связей с ведущими государствами планеты. Ключевыми моментами стали заключение договора СНВ-2 (декабрь 1992), вывод российских войск из Германии (1994, август), развитие связей с Францией, Великобританией, Японией.

Россия повернулась лицом и к Востоку: Китай, Индия, Япония, Пакистан.

В 1994-1996 гг. отчетливо обозначился курс многих стран Восточной Европы на игнорирование России в экономических вопросах.

В начале третьего тысячелетия важнейшей задачей оставалось укрепление международных позиций России с бывшими союзными республиками.

В 2001г. в Москве возобновило свою деятельность представительство НАТО. Россия поддержала действия США в Афганистане, направленные на борьбу с терроризмом.

В 2001г. началась реализация концепция внешней политики России, ориентированной на формирование многополярной системы международных отношений, отражающих широкий спектр социально-политических и экономических интересов государства. В том же году Совет по внешней и оборонной политике Российской Федерации сформулировал свои рекомендации по «встраиванию России в процесс глобализации», которые нашли понимание в политических кругах ведущих мировых держав.

В 2001г. были ликвидированы российские военные базы на Кубе и во Вьетнаме.

Продолжилось сотрудничество с НАТО, «Большой семеркой» и Советом Европы. Продолжились совещания «союза четверки» (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан), февраль 2003г. были проведены Сочинские переговоры с Грузией и Абхазией весной 2003г. В апреле 2003г. заключены Омские торговые соглашения с Казахстаном.

В последние годы значительно обострились отношения между Россией и Грузией и Молдовой. Неустойчивой остается ситуация с Украиной, после избрания и назначения в конце 2007г. премьер-министром этой страны Ю. Тимошенко.

Стратегия современной внешней политики нацелена на военно-политическое и социально-экономическое сотрудничество с другими странами при соблюдении собственных геополитических интересов.

Важным внешнеполитическим успехом политики современной России стало решение Международного Олимпийского комитета летом 2007г. о проведении Зимних Олимпийских игр 2014г. в г.Сочи.


Список рекомендуемой литературы

 

1. Учебные пособия (основная литература):

-Учебники:

Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учебное пособие. М., 2004

Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. М., 2006

Зуев М.Н., Чернобаев А.А. История России: Учебник для вузов. М., 2007.

Курс отечественной истории IX –XX веков. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе/ Под ред. Ольштынского Л.И. М., 2006.

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М., 2006

Отечественная история/под ред. Р.В. Дегтярёвой., С.Н. Полтарака. М., Гардарики., 2004

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск., 2007

Верт Н. История советского государства. 1900-1991. Пер. с фр. М., 1997.

Соколов А.К. Курс советской истории. 1917-1940. Уч. пособие для вузов. М., 1999

Соколов А.К.., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991. М., 1999.

Новейшая история отечества: ХХ век. Под ред. А.Ф. Киселева., Э.М. Щагина. Т.1-2. М., 1999.

2. Нормативные документы и источники (дополнительная литература):

Конституция (Основной закон) Российской Федерации. М.. 2007

Российские либералы: кадеты и октябристы. (Программные документы). М., 1996

Политическая история русской эмиграции. 1920-1940. Документы и материалы. М., 1999

В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли Х1Х и ХХ веков. М., 1997

Красная книга ВЧК. Т.1-2. М.,1990

3. Научные издания

-монографии:

Ананьич Б.В. С.Ю. Витте и его время. М., 2000

Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина Х1Х-начало ХХ века). М., 2000

Козлов В.А. Массовые беспорядки в СССР. М., 1999

Козлов В.П. Обманутая, но торжествующая Клио. Подлоги письменных источников по российской истории в ХХ веке. М., 2001.

Куропаткин А.Н. Русско-японская война 1904-1905. Итоги войны. С.-Пбг., 2002.

Исупов В.А. Демографические катастрофы и кризисы в России в первой половине ХХ века. Новосибирск. 2000.

-научные статьи

У. Эньюань. Нэпманы, их характеристика и роль//Отечественная история. 2001.№ 5.-С. 78-87

Вехи. Интеллигенция в России. Сборник статей 1909-1910. М., 1991.

Поляков Ю.А. Историческая наука: люди и проблемы. Статьи. М., 1999

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: