Тема 1. Основные понятия, предмет и система дисциплины

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 20 декабря 2012 года

 

А.В. МЕЛЕХИН

 

Мелехин А.В., доктор юридических наук, профессор.

 

Рецензенты:

 

Гриб В.Г., заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Попова Н.Ф., доктор юридических наук, профессор.

 

Курс лекций "Судебная власть Российской Федерации" подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Примерной программой по дисциплине по специальности 030501 "Юриспруденция", а также для направления 030900 "Юриспруденция".

Излагаемый курс содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по юриспруденции. При изложении материала теоретические положения иллюстрируются примерами из действующего законодательства, правовой и социально-экономической политики Российской Федерации и других государств на различных этапах исторического развития, а также положительных и иных примеров из практики государственного строительства.

Учебник рассчитан на студентов и слушателей юридических факультетов и вузов, других высших и средних учебных заведений, а также на всех изучающих или интересующихся проблемами организации и деятельности в государстве судебной власти и иных правоохранительных органов Российской Федерации.

Автор выражает слова признательности компании "КонсультантПлюс" за помощь в предоставлении возможности подбора и использования в тексте курса лекций многочисленных нормативных правовых актов и иных источников.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Курс лекций "Судебная власть Российской Федерации" является первой частью учебника "Правоохранительные органы Российской Федерации". Структура и содержание курса лекций "Судебная власть Российской Федерации" разработаны и составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Примерной программы по дисциплине по специальности 030501 (021100) "Юриспруденция", а также для направления 030900 "Юриспруденция". Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных /специальных/ дисциплин и является обязательной для изучения.

Две предыдущие программы по учебному курсу "Правоохранительные органы Российской Федерации" (Госстандарт 521400 "Юриспруденция") были утверждены соответственно 30 декабря 1993 года Госкомвузом России и 27 марта 2000 года Министерством образования Российской Федерации.

Эта дисциплина постоянно включается в учебные планы юридических институтов и юридических факультетов университетов. Она изучается на начальных курсах с целью подготовки студентов (слушателей) к постепенному и более глубокому изучению других юридических дисциплин, таких как уголовный, гражданский и арбитражный процессы; прокурорский надзор; административное, гражданское, таможенное и уголовное право; адвокатура; нотариат.

Изменения, происходившие в названии и содержательной характеристике курса, имеют длинную историю. Одновременно в них отражались изменения, происходившие в сущностной характеристике самого государства, объявляющего новые цели и используемые для их достижения методы.

В 20-х годах XX столетия в целом эта дисциплина называлась "Судоустройство РСФСР", а затем "Судоустройство СССР" или "Советское судоустройство". В 60-х годах XX столетия она получила новое название - "Организация суда и прокуратуры в СССР". Затем в 70-х годах - "Суд и правосудие в СССР". Начиная с 1988 года и по настоящее время она стала называться "Правоохранительные органы Российской Федерации".

Необходимо отметить, что по сегодняшнему названию курса среди специалистов отсутствует единство точек зрения. Некоторые из них (в основном представители судебной ветви власти) считают, что наиболее точным и правильным с точки зрения конституционного принципа разделения властей должно быть следующее название: "Судебная власть и иные правоохранительные органы".

Их оппоненты аргументируют свою позицию тем, что общее родовое понятие курса "Правоохранительные органы Российской Федерации" ни в коей мере не покушается на самостоятельность и обособленный характер судебной ветви власти. Просто оно более точно определяет круг государственных и иных структур, предназначенных реализовывать в процессе своей практической деятельности правоохранительную функцию государства.

В то же время в России и некоторых других государствах часто правоохранительные органы называют силовыми структурами. Между этими понятиями существует принципиальное отличие. Любой орган государственной власти в рамках имеющихся полномочий обладает правом применения императивных методов от имени государства.

Силовая структура (например, армия), действуя на законных основаниях только с применением соответствующих методов принудительного воздействия, предназначена выполнять стоящие перед ней задачи по защите интересов личности, общества и государства.

Правоохранительные органы, защищая установленный Конституцией и текущим законодательством правопорядок в государстве, силовые методы воздействия на общественные отношения применяют только в качестве крайней меры и в интересах большинства населения с целью восстановления нарушенного права.

Программа курса лекций подготовлена прежде всего на базе действующей Конституции Российской Федерации. При ее составлении в максимальной степени были учтены новые законы и подзаконные акты, отражающие сущность деятельности правоохранительных органов страны на современном этапе ее развития.

Изучение дисциплины "Судебная власть Российской Федерации" позволит студентам и слушателям достичь следующих целей: усвоить порядок образования, устройство и систему правоохранительных органов; ознакомиться в первом приближении с такими отраслями права, как уголовное, гражданское, административное, а также криминалистика, криминология, уголовный процесс, гражданское процессуальное право.

Студентам и слушателям рекомендуется обращаться непосредственно к нормативным правовым актам, не только перечисленным в учебно-методических материалах, но и не указанным в них в силу фактора времени. Это будет способствовать выработке индивидуального, творческого подхода, направленного на успешное освоение предложенной программы курса, а также профессиональное осмысливание процессов, происходящих во всех сферах российского общества.

При изучении отдельных тем необходимо четко уяснить, что данный курс является вводным к изучению ряда других юридических дисциплин. Он имеет свой предмет и свою систему. Его предмет принято рассматривать в широком и узком (непосредственном) смысле. Данный учебный курс имеет свою систему, представляющую определенную, логически завершенную и стройную последовательность изучения вопросов (тем) курса. Каждый из них посвящен изучению правовых и организационных основ функционирования правоохранительных органов конкретных видов.

Место данного курса среди других юридических дисциплин определяется его вводным характером. Он дает исходные сведения об органах и организациях, без которых нельзя глубоко и всесторонне уяснить деятельность правоохранительных структур государства, которая является предметом изучения других юридических дисциплин.

Кроме того, изучение этого курса предполагает необходимость ознакомления с основными понятиями (понятийный аппарат), без знания которых также весьма затруднительно успешное изучение других юридических дисциплин. В этой связи необходимо уяснить, что понимается под выражением "правоохранительная деятельность". Какими существенными признаками, позволяющими выделить ее в особый вид государственной деятельности, она обладает. Особое внимание следует обратить на такие направления правоохранительной деятельности, как правосудие, прокурорский надзор, судопроизводство, предварительное расследование, надзорная инстанция, апелляционная инстанция, нотариальные действия, юридическая помощь и другие.

Студентам (слушателям) следует знать сущность понятия "судебная власть", а именно что под этим выражением принято понимать; какими чертами она должна обладать, чтобы ее можно было так называть; какие виды судов созданы и действуют в настоящее время в Российской Федерации; почему с изменением задач, решаемых государством, изменяется не только система судов и правоохранительных органов, но и принципы организации их деятельности.

Программа курса рассчитана для изучения студентами и слушателями юридических институтов и юридических факультетов всех форм обучения.

 

ПРОГРАММА КУРСА И ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ

 

Тема 1. Основные понятия, предмет и система дисциплины

"Правоохранительные органы Российской Федерации"

 

Понятие правоохранительной деятельности и правоохранительных органов. Их цели, задачи, основные характеристики. Принципы взаимоотношений правоохранительных органов с органами представительной и исполнительной власти (государственной и муниципальной).

Предмет учебной дисциплины - организация и основные направления деятельности правоохранительных органов, их взаимодействие между собой и другими государственными, а также негосударственными органами и формированиями.

Система дисциплины: общие вопросы структуры и деятельности правоохранительных органов; судебная власть как ветвь государственной власти и составная часть системы правоохранительных органов; правосудие как правовой институт, особенности функционирования различных правоохранительных органов Российской Федерации.

Соотношение учебной дисциплины "Правоохранительные органы Российской Федерации" с другими юридическими дисциплинами.

Классификация нормативных актов: по содержанию (регулирующие: общие вопросы правоохранительной деятельности, особенности функционирования конкретных правоохранительных органов; наиболее важные функции по охране правопорядка и т.д.) и по юридической значимости (акты федерального уровня и субъектов Федерации). Основы взаимоотношений правоохранительных органов со всеми ветвями власти.

Международные документы, относящиеся к правоохранительной деятельности, как источник права. Международные суды и юридическая сила их решения в России.

 

Тема 2. Судебная власть и система органов,

осуществляющих ее

 

Конституция Российской Федерации о государственной власти и ее разделении на законодательную, исполнительную и судебную. Их соотношение на основе сотрудничества и взаимного контроля.

Судебная власть: понятие, основные характеристики, полномочия и функции. Суд как субъект судебной власти.

Судебная система: понятие, этапы ее развития в России, современная структура в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".

Правовой статус международных судов.

Федеральные суды: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Суды субъектов Российской Федерации: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации; мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Звено судебной системы: понятие, виды. Судебные инстанции: суды первой и второй инстанций, надзорные, вышестоящие и высшие судебные инстанции, инстанции арбитражных судов.

Правосудие как форма государственной деятельности по рассмотрению и разрешению судом уголовных и гражданских дел. Его признаки и отличие от других форм государственной деятельности.

Демократические принципы отправления правосудия: осуществление правосудия только судом, презумпция невиновности, законность, независимость судей и др.

Концепция судебной реформы в России. Ее значение для повышения эффективности и авторитета правосудия.

 

Тема 3. Общая характеристика функционирования

судебной системы Российской Федерации

 

Судейский корпус. Статус судей. Общее понятие судейского корпуса, его характеристики и состав. Требования, которым должен соответствовать судья.

Порядок формирования судейского корпуса (отбор кандидатов, проверка знаний, представление к назначению, назначение). Присяга и символы судебной власти.

Статус судей. Независимость, несменяемость, неприкосновенность судей, их материальное и социальное обеспечение, защита судей и членов их семей.

Органы судейского сообщества: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов Российской Федерации; Совет судей Российской Федерации; советы судей субъектов Российской Федерации; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации; квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации.

Квалификация судей. Квалификационные коллегии судей и квалификационные аттестации. Классные чины работников аппаратов судов.

Институт помилования: история становления и развития; комиссии по помилованию; процедура помилования.

Особенности статуса народных и присяжных заседателей. Гарантии их независимости. Суд присяжных: организация работы и порядок вынесения вердикта.

Процедура медиации после возникновения споров, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах.

 

Тема 4. Конституционный Суд Российской Федерации

 

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля. Понятие конституционного контроля, его цели, задачи, механизм осуществления.

Полномочия Конституционного Суда: состав, порядок формирования, организация функционирования. Пленарные заседания, работа палат Конституционного Суда. Особенности производства по отдельным категориям дел.

Статус судьи Конституционного Суда, объем и характер его полномочий. Председатель суда, его заместители, судья-секретарь, их конституционные права и обязанности.

Решения Конституционного Суда РФ, порядок их принятия и исполнения.

 

Тема 5. Система судов общей юрисдикции (общие суды)

 

Мировые судьи. Правовая основа их деятельности. Порядок формирования. Виды рассматриваемых ими дел. Требования, предъявляемые к судьям мировых судов. Порядок назначения и сроки полномочий мировых судей. Взаимосвязь с другими звеньями судебной системы.

Районный (городской), муниципальный (межмуниципальный) народный суд - основное звено судебной системы России. Его роль, полномочия, состав. Компетенция председателя народного суда.

Верховный суд республики в составе Российской Федерации, краевой, областной, городской, суд автономной области, автономного округа - суды среднего звена системы общих судов. Их компетенция, организация деятельности.

Полномочия председателя и заместителей председателя суда. Президиум суда, его состав, порядок формирования, функции.

Судебные коллегии, их структура и полномочия. Аппарат суда. Обеспечение исполнения судебных решений судов общей юрисдикции. Институт судебных приставов.

Верховный Суд Российской Федерации - высший судебный орган системы судов общей юрисдикции. Его полномочия, структура, состав и порядок формирования.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации: его правовой статус; основные направления деятельности по организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, финансирования мировых судей и формирования единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей.

Судебные приставы: организация их работы, правовой статус, полномочия по исполнению состоявшегося решения суда.

Основные черты пенитенциарной системы Российской Федерации.

 

Тема 6. Военные суды

 

Военные суды как элемент судебной системы Российской Федерации. История создания, формирования и развития. Их задачи, полномочия, особенности функционирования. Подведомственность уголовных и гражданских дел военным судам. Звенья военных судов и их подсудность. Судебный надзор за деятельностью военных судов.

 

Тема 7. Арбитражные суды Российской Федерации

 

История становления и развития системы арбитражных судов в Европе и в России. Способы разбирательства хозяйственных (экономических) споров между организациями в СССР. Общая характеристика системы арбитражных судов в Российской Федерации.

Назначение, задачи и подведомственность рассмотрения дел в арбитражных судах. Система арбитражных судов, их состав и полномочия.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации: состав, объем полномочий. Пленум, судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда, их структура и компетенция.

Председатель суда и его заместители, их права и обязанности. Аппарат Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, организация его деятельности.

Научно-консультативный совет при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ.

Арбитражные органы при Торгово-промышленной палате Российской Федерации: международный арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия.

Суд по интеллектуальным правам. Его роль и место в системе арбитражных судов Российской Федерации.

 

Тема 8. Третейские суды Российской Федерации

 

Порядок образования. Полномочия. Взаимоотношения с другими видами судов. Их предназначение и необходимость. Правовые основы деятельности. Особенности рассмотрения дел.

Виды третейских судов. Роль государства в формировании и исполнении решений, вынесенных ими.

 

Тема 9. Международные суды

 

Виды и правовая основа деятельности международных судов. Международный военный трибунал в Нюрнберге.

Предназначение и полномочия Международного трибунала по бывшей Югославии (Гаагский трибунал).

Общие полномочия международных арбитражные судов.

Порядок образования и характер полномочий Суда Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза.

Правовой статус и полномочия Арбитражного спортивного суда в Лозанне.

 

Тема 10. Европейский суд по правам человека Совета Европы

 

Сущность и предназначение международных судов. Международный Нюрнбергский трибунал. Международный трибунал по бывшей Югославии (Гаагский трибунал). Международные арбитражи. Международные спортивные суды.

Порядок образования и характер полномочий Европейского суда по правам человека Совета Европы. Восприятие решений Европейского суда по правам человека российской правовой системой.

Организация и принципы деятельности Европейского суда по правам человека Совета Европы.

Процедура обращения граждан России в Европейский суд по правам человека Совета Европы.

Проблемы в деятельности Европейского суда по правам человека Совета Европы на современном этапе.

Роль и место решений Европейского суда по правам человека Совета Европы в судебной системе Российской Федерации.

 

Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ДИСЦИПЛИНЫ

"ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

1. Предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы Российской Федерации".

2. Взаимосвязь курса "Судебная власть Российской Федерации" с другими юридическими дисциплинами.

3. Понятие правоохранительной деятельности и ее основные функции.

4. Общая характеристика правоохранительных органов Российской Федерации.

5. Судебные решения как один из источников формирования российского права.

6. Общая характеристика законодательства о правоохранительных органах Российской Федерации.

 

При изучении темы необходимо четко уяснить, что данный курс является вводным к изучению других юридических дисциплин. Он имеет свой предмет и свою систему. Предмет данного курса принято рассматривать в широком и узком (непосредственном) смысле.

Курс имеет свою систему, представляющую определенную логически стройную последовательность изучения вопросов курса (тем курса), каждый из которых посвящен изучению и организации конкретных правоохранительных органов.

Место данного курса среди других правоохранительных дисциплин определяется его вводным характером. Он дает исходные сведения об органах и организациях, без чего нельзя глубоко и всесторонне уяснить деятельность этих правоохранительных органов, которая является предметом изучения других более конкретных юридических дисциплин (административного права, уголовного процесса, прокурорского надзора, нотариата, адвокатуры и др.).

 

1.1. Предмет дисциплины

"Правоохранительные органы Российской Федерации"

 

В отличие от многих других курсов юридических дисциплин, которые изучают определенные отрасли права (гражданское, уголовное, административное и т.п.), изучаемый курс не имеет такой юридической основы. Предметом дисциплины является изучение юридических институтов и законодательства о правоохранительных органах. Курс имеет свою систему, представляющую определенную логически стройную последовательность изучения тем курса, каждая из которых посвящена изучению организации и деятельности конкретных правоохранительных органов. Изучение курса предполагает ознакомление и уяснение студентами следующих обязательных требований:

1) основные понятия, без знания которых невозможно успешное изучение других юридических дисциплин. Необходимо прежде всего уяснить, что означает содержание терминов "правоохранительная деятельность" и "правоохранительные органы";

2) задачи, функции и систему правоохранительных органов;

3) компетенцию конкретных видов правоохранительных органов.

Следует уяснить, что правоохранительная деятельность по своему содержанию не является односложной. Она включает в себя ряд функций (конкретных направлений деятельности). Особое внимание уделить таким направлениям, как правосудие, прокурорский надзор, судопроизводство, предварительное расследование, юридическая помощь, нотариально значимые действия и т.д.

После этого необходимо выяснить, что понимается под понятием "правоохранительный орган". Какими чертами он должен обладать, чтобы его можно было назвать правоохранительным; какие правоохранительные органы созданы и действуют в настоящее время в Российской Федерации.

 

1.2. Взаимосвязь курса

"Судебная власть Российской Федерации"

с другими юридическими дисциплинами

 

Роль и место любого курса юридической дисциплины, а также его связь и взаимодействие с другими подобными дисциплинами прежде всего определяются единством как правовой системы в целом, так и отдельных структурных элементов, входящих в нее. В целом юриспруденция имеет общие цели, задачи и функции, а также общие принципы деятельности. В этом проявляется единство отдельного, единичного и общего.

Место данного курса среди других юридических дисциплин определяется его вводным характером. Курс "Судебная власть Российской Федерации" дает исходные сведения о правоохранительной деятельности, которые необходимы для дальнейшего системного изучения юриспруденции в целом и образующих ее отдельных юридических дисциплин, относящихся как к частному, так и к публичному праву (административного права, уголовного процесса, гражданского процесса, арбитражного процесса, нотариата, адвокатуры, прокурорского надзора и др.).

Наиболее тесно изучаемый курс связан с конституционным правом, которое является базовым для правоохранительной деятельности. Оно устанавливает основополагающие нормы для таких функций правоохранительных органов, как конституционный контроль, прокурорский надзор, осуществление правосудия.

Связь курса с административным правом заключается в том, что многие правоохранительные органы являются органами исполнительной власти (органы юстиции, органы внутренних дел, ФСБ, ФПС, ФМС, таможенные органы и др.). И в рамках административного права изучается их деятельность по государственному управлению в определенных областях жизнедеятельности государства (например, в области внутренних дел, безопасности, охраны государственной границы, внешней разведки и т.д.).

В тесной связи с курсом "Правоохранительные органы Российской Федерации" находятся такие отрасли права, как гражданский процесс, уголовный процесс, арбитражный процесс, которые регламентируют порядок осуществления правосудия.

Курс "Прокурорский надзор" тесно связан не только с выполнением данной правоохранительной функции, но и с деятельностью всей системы правоохранительных органов, за которой органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законности.

Нормы гражданского и уголовного права широко применяются правоохранительными органами при определении признаков состава правонарушений, мер воздействия или наказания, возмещения ущерба, причиненного правонарушением.

Другие отрасли права (например, земельное, таможенное, воздушное, экологическое, водное) также непосредственно связаны с деятельностью правоохранительных органов по разрешению споров и расследованию преступлений в этих областях.

Данные специальных юридических наук криминалистики и криминологии широко используются правоохранительными органами при раскрытии и расследовании преступлений. Таким образом, учебный курс "Правоохранительные органы Российской Федерации" тесно связан практически со всеми юридическими дисциплинами.

 

1.3. Понятие правоохранительной деятельности государства

 

Из теории государства и права известно, что одной из важнейших внутренних функций любого государства является правоохранительная функция или функция обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка. Она носит постоянный характер, периодически наполняясь новым содержанием, отражающим характер целей и задач, стоящих перед государством на конкретном этапе своего исторического развития.

Функция, как и иные обществоведческие понятия, не является только юридическим или политическим понятием. Оно было заимствовано из других наук. Например, в физике и математике понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, то есть непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом.

В философском и общественно-социологическом плане термин "функция" понимается как внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; совокупность обычных или специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых осуществляется ими в процессе служебной деятельности.

Функции государства - категории объективные. Наукой они рассматриваются с различных точек зрения. Это вытекает из разнообразия теорий, объясняющих (доказывающих) причины и основания происхождения государства. Их конкретная реализация воплощается в жизнь с учетом политических компромиссов. Здесь проявляется субъективный (человеческий) фактор определения функций государства и его деятельности (функционирования).

Функции государства - это носящие объективный, системный и взаимообусловленный характер основные направления его деятельности по управлению обществом, отражающие его цели и социальное назначение. Они характеризуются следующими основными чертами:

1. Имеют комплексный, синтезирующий характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства. Однако это не механическое, не стихийное и не автоматическое сложение. За ним всегда стоит осознанная целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата. В политических и государственных системах, построенных на однопартийной основе, как это было, например, в СССР, координирующую и направляющую деятельность обычно выполняют стоящие у власти политические партии.

2. По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них проявляется реальная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства. Поэтому одни и те же функции у государств различного типа (рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические) всегда бывают разными по содержанию.

3. В функциях государства прослеживается прямая связь с основными целями и задачами государства, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития. Цель представляет собой желаемый конечный результат деятельности государственных и негосударственных структур. Достижение цели предполагает необходимость согласованных и системных действий всех субъектов управленческого процесса. С изменением цели изменяется и характер действий всех взаимодействующих структур.

Приоритет и масштаб реализации функций обусловливается важностью и масштабностью задач и целей. Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. В период же экономического спада на первом плане оказываются экономические функции.

4. Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но тем не менее обладают по сравнению с функциями всего государства относительно узким, локальным характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на часть его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей. Например, в ходе проводившейся административной реформы в Российской Федерации (2003 - 2005 гг.) часть функций государственных органов были признаны избыточными. Поэтому посчитали целесообразным их реализацию передать общественным организациям.

5. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения. В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения. Что касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций, и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества.

Правоохранительная функция государства, или функция по установлению и охране правопорядка, - это имеющая постоянный характер деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения своих предписаний всеми гражданами, организациями, государственными органами.

Правоохранительная функция включает в себя также обеспечение общественного и правового порядка, защиту и охрану прав и интересов граждан и организаций, защиту конституционного строя и государства от противоправных посягательств.

Для эффективной реализации этой функции государством применяются различные методы. В первую очередь к ним следует отнести правотворчество (формирование базовых законов и подзаконных нормативных правовых актов - для создания механизма реализации права) и правоприменение. Оно выражается в деятельности компетентных органов по применению в необходимых ситуациях мер юридической ответственности.

Общественный порядок охраняется не только государственными органами, но общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит правоохранительным органам.

Несмотря на неоднократное упоминание понятия "общественная безопасность" в российском законодательстве, законодательного определения этого понятия нет. Есть точки зрения исследователей на понимание этого термина в узком и широком понимании. Нет единства мнений и по поводу соотношения общественной безопасности с национальной (государственной) безопасностью <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кардашова И.Б. Об общественной безопасности // Административное право и процесс. 2008. N 2. С. 27 - 30.

 

Представляется, что общественная безопасность является более широкой категорией. Она предусматривает безопасность общества в целом, составной частью которого выступает и само государство. Среди европейских ученых высказывается мнение о том, что общественная безопасность представляет собой "способность общества сохранять свою сущность неизменной в условиях постоянно изменяющихся окружающих условий и фактических или возможных угроз" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кардашова И.Б. Указ. соч.

 

Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами. В центре правоохранительной деятельности государства находится гражданин - его безопасность, политические, социальные, имущественные и иные права.

В современном государстве, стремящемся быть правовым, правоохранительной деятельности должно уделяться повышенное, особое внимание. Характер такого внимания определяется тем, что эффективность правоохранительной деятельности рассматривается как один из главных критериев оценки компетентности и состоятельности государственной власти и правящей политической элиты.

Словосочетание "правоохранительные органы" в нашей стране начало употребляться в 60-е годы XX века. В Законе СССР "О прокуратуре" была выделена функция прокуратуры по координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью и иными правонарушениями. Вместе с тем понятие и система (круг, перечень) российских правоохранительных органов в законодательных актах Российской Федерации не получили своего достаточного и единого определения. Анализ самых различных правовых документов (от законов до ведомственных инструкций) позволяет сделать вывод о том, что это понятие используется законодателем как общепризнанное, не требующее специального раскрытия, что, по мнению профессора И.Н. Зубова, приводит к двусмысленности отдельных норм и нечеткости правовых предписаний.

Правовую основу деятельности правоохранительных органов составляет Конституция России, в которой определено, что запрещается "нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни"; зафиксированы права и свободы человека и гражданина; перечислены органы государства, которые уполномочены осуществлять правосудие.

В юридической литературе понятие правоохранительных органов используется в основном как название государственных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. В.В. Лазарев полагает, что в строгом смысле слова правоохранительные органы трудно охарактеризовать как правоохранительные в связи с тем, что эти структуры, в том числе и органы внутренних дел, вступают в дело чаще всего тогда, когда право уже нарушено. Такую позицию поддерживают А.Н. Роша и А.Н. Харитонов, считая, что значительная часть компетенции органов внутренних дел реализуется не в правовой форме.

Деятельность правоохранительных органов, как правило, рассматривается как основы правосудия. Действительно, правоохранительный орган обладает определенной компетенцией, позволяющей ему, во-первых, осуществлять правосудие (органы судебной власти); во-вторых, обеспечивать государственную безопасность (специальные службы); в-третьих, вести борьбу с преступностью (МВД России, специальные службы); в-четвертых, исполнять уголовные наказания (уголовно-исполнительная система Минюста РФ); в-пятых, осуществлять защиту конституционных прав и свобод субъектов российского права (суды, прокуратура, адвокатура <1> и др.); в-шестых, иную правоохранительную деятельность (например, МВД России обеспечивает общественный порядок и общественную безопасность).

--------------------------------

<1> Численность адвокатского сообщества в современной России составляет около 70 тысяч человек, из которых в Москве около 8 тысяч адвокатов. В период распада СССР в стране насчитывалось около 18 тысяч. Для сравнения, свидетельствующего о различных уровнях авторитета и роли права в обществе, отметим, что в США более 300 тысяч адвокатов на 310 миллионов населения. Только в одном Нью-Йорке их насчитывается около 18 тысяч.

 

Спорным вопросом остается отнесение органов безопасности (спецслужб) к числу правоохранительных, так как правоохранительная составляющая в их деятельности присутствует, но не является определяющей.

В структуре расходов бюджета России в 2011 - 2014 годах в одном разделе предусмотрено выделение бюджетных средств на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в следующих, постоянно увеличивающихся объемах (в млрд. руб.): 2011 год - 1,242,1; 2012 год - 1822,0; 2013 год - 1981,3; 2014 год - 2072,5 <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кукол Елена, Тресков Василий. Кошелек на три года // Российская газета. 2011. 5 декабря.

 

На наш взгляд, под правоохранительными органами следует понимать государственные органы, наделенные властными полномочиями и осуществляющие в пределах своей компетенции правоохранительную деятельность на основе действующего законодательства. Иначе говоря, следует выделить в самостоятельный вид государственной деятельности правоохранительную деятельность, которая обладает определенными свойствами. Правоохранительная деятельность определяется правоохранительной функцией государства, поскольку она:

осуществляется специально уполномоченными органами;

осуществляется при соблюдении установленного порядка и определенных правил и процедур;

в процессе реализации правоохранительной деятельности применяются меры государственного или общественного воздействия с целью выявления, предупреждения или пресечения правонарушений;

осуществляется с целью охраны и защиты права в стране.

В российском законодательстве отсутствует определение правоохранительной деятельности, поэтому существуют различные ее толкования. Ю.П. Соловей считает, что с позиций российской юридической мысли характер большей части деятельности органов внутренних дел отражает понятие "полицейская деятельность". В юридической литературе рассматривается понятие "полицейская система". Еще в 1870 г. И.Е. Андреевский писал, что "деятельность целого государства (отдельных лиц, союзов, общества и правительства) для создания условий безопасности и благосостояния есть деятельность полицейская в обширном смысле этого слова".

Законодательно не определена система федеральных государственных органов, в которых учреждаются должности правоохранительной службы. Поэтому по-прежнему нет единого мнения о том, какие федеральные государственные органы осуществляют правоохранительные функции. На основе действующего российского законодательства к таким федеральным государственным органам можно отнести МВД России, ФСБ России, Министерство юстиции России, МЧС России, прокуратуру, ФМС, Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков, Федеральную службу исполнения наказаний, Федеральную службу судебных приставов, Федеральную таможенную службу Российской Федерации.

Как известно, перечни должностей всех групп начальствующего состава делятся на перечень должностей правоохранительной службы и перечень должностей федеральной государственной гражданской службы. Перечни типовых должностей правоохранительной службы и соответствующих специальных званий или классных чинов утверждаются Президентом России, на основании которых руководителями уполномоченных государственных органов в соответствии с особенностями функционирования государственного органа утверждаются перечни должностей правоохранительной службы в государственном органе, включающие в себя также нетиповые должности правоохранительной службы.

Чем меньше объем работы у правоохранительных органов, тем больший запас социальной стабильности в обществе. Социальная стабильность любого государства всегда находится в прямой зависимости от степени эффективности государственного управления. В данном случае под государственным управлением понимается системная деятельность всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.

Как отмечено выше, в законодательстве Российской Федерации нет определения понятия правоохранительной деятельности. Однако анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность, систему и структуру, а также набор полномочий правоохранительных органов Российской Федерации позволяют дать этому понятию следующее определение.

Правоохранительная деятельность - это особый (специальный) вид государственной деятельности, осуществляемый на законной основе специально уполномоченными на то правоохранительными органами по обеспечению в стране конституционной законности и правопорядка с целью защиты прав, свобод и законных интересов граждан, общества и интересов самого государства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении федеральной государственной власти и государственной власти субъектов Российской Федерации находится защита конституционных прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; охрана окружающей природной среды; кадры судебных и правоохранительных органов. Основными чертами правоохранительной деятельности являются:

1. Официальный характер деятельности правоохранительных органов Российской Федерации.

2. Деятельность правоохранительных органов Российской Федерации имеет постоянный характер.

3. Через деятельность правоохранительных органов государство реализует свою правоохранительную функцию.

4. В основе правоохранительной деятельности лежит конкретный юридический факт, т.е. законное основание для реализации имеющихся полномочий (сообщение о совершении правонарушения, исковое требование, подача жалобы гражданином в суд на решения или действия органов государственной власти и т.п.). Без предусмотренных законом оснований правоохранительные органы не вправе вмешиваться в личную жизнь граждан, а также деятельность органов государственной власти, общественных и других организаций.

5. Деятельность правоохранительных органов Российской Федерации осуществляется не только на основании закона и в соответствии с законом, но и в строго определенной процессуальной форме.

6. Практическую деятельность правоохранительных органов Российской Федерации осуществляют только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах (государственные служащие правоохранительных органов), имеющие специальную, чаще всего юридическую подготовку. Осуществление правоохранительной деятельности другими лицами является недопустимым и в определенных случаях квалифицируется как правонарушение (проступок или преступление).

7. Нарушение требований закона (превышение служебных полномочий, неисполнение служебных обязанностей и т.д.) сотрудниками правоохранительных органов в процессе осуществления правоохранительной деятельности влечет для них возможность наступления юридической (дисциплинарной, административной, материальной или уголовной) ответственности.

8. Решения, принимаемые правоохранительными органами, являются мерами юридического воздействия, санкционированные государством. Они должны быть основаны на законе и соответствовать обстоятельствам дела (учет смягчающих или отягчающих обстоятельств).

9. Эффективность правоохранительной деятельности зависит от неукоснительности выполнения законных решений физическими и юридическими лицами, которым они адресованы.

10. Действия правоохранительных органов, затрагивающие конституционные права, свободы и законные интересы человека и гражданина, общества и государства, могут быть обжалованы в установленном законом порядке внутри государства (суд, прокуратура, вышестоящие инстанции) или посредством обращения в специализированные международные организации (например, с 1998 года в Европейский суд по правам человека Совета Европы).

Правоохранительной признается также деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка в интересах выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям и реализации мер наказания <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гуценко К.Ф., Ковалев Н.А. Правоохранительные органы. М., 2002. С. 9; Савюк Л.К. Правоохранительные и судебные органы: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2004. С. 11 - 20.

 

Правоприменительной признается особая форма реализации права, направленная на осуществление правовых предписаний, включая установление фактической основы дела, установление юридической основы дела и принятия решений по делу в целях недопущения противоправного деяния.

Ценность права состоит в его способности обеспечить удовлетворение определенных потребностей как общества, а в нем - личности, так и государства, а в нем - гражданина. Уместно напомнить, что роль права самым непосредственным образом связана с целями и задачами государственного управления во всех сферах общественной жизни.

Чтобы нормы права действовали, они должны быть обеспечены соответствующими эффективными механизмами их реализации. Только одного нормативного установления определенных правил поведения субъектов права недостаточно. Их реальное воплощение и действенность должны быть обеспечены системой правовых мер. Этим определяется потребность в правовом обеспечении.

Таким образом, правовые основы представляют собой базирующиеся на сложившейся системе источников права главные исходные нормативно-правовые положения, изначально определяющие юридическую регламентацию общественных отношений, которые являются предметом (объектом) правового регулирования.

Правовое регулирование - юридическая функция, реализуемая в процессе воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права), легитимность и обязательность исполнения которых поддерживаются обществом и обеспечиваются возможностями применения средств государственного принуждения.

Правовое обеспечение следует рассматривать как систему социально-правовых элементов и юридически значимых мер (средств, приемов и способов), влияющих на формирование и реализацию права <1>. Правовое регулирование и правое обеспечение общественных отношений охватываются системной совокупностью юридических элементов и мер, а их взаимосвязь отчетливо проявляется в юридической регламентации общественных отношений.

--------------------------------

<1> См.: Гойман В.И. Система права // Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001 С. 214 - 216; Государственное управление: основы теории и организации: Учебник / Под ред. В.А. Козбаненко. М.: Статут, 2000. С. 437 - 446.

 

Правоохранительная деятельность содержит и международный аспект. Это выражается в создании государствами международных судов различного вида.

 

1.4. Общая характеристика правоохранительных органов

Российской Федерации

 

В законодательстве Российской Федерации нет определения понятия "правоохранительные органы Российской Федерации". В то же время этот термин часто применяется в официальных документах нормативного и ненормативного характера (например, в Конституции Российской Федерации, соглашениях правоохранительных органов стран СНГ, различных федеральных программах по борьбе с преступностью и т.п.). Целью его применения является обозначение государственных и негосударственных органов, призванных осуществлять правоохранительную деятельность.

От понятия "правоохранительные органы" следует отличать понятие "правоприменительные органы", к которым относятся все государственные органы, включая и правоохранительные.

Правоохранительные органы составляют обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу государственных и негосударственных органов, выполняющих следующие задачи:

1) восстановление нарушенного права;

2) наказание нарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно;

3) восстановление нарушенного права и наказание нарушителя одновременно, когда имеется возможность восстановить нарушенное право, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.

Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, права и законные интересы человека и гражданина, все формы собственности, государственные органы, природу, животный мир и т.п.

Выполнение указанных задач достигается реализацией следующих функций правоохранительных органов:

1) конституционного контроля;

2) отправления правосудия;

3) прокурорского надзора;

4) расследования преступлений;

5) оперативно-розыскной;

6) исполнения судебных решений;

7) оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам;

8) предупреждения преступлений и иных правонарушений.

Эти функции характеризуют разделение компетенции правоохранительных органов Российской Федерации между собой и с другими органами государственной власти.

Принципами деятельности правоохранительных органов Российской Федерации являются: законность, доступность, демократизм, подотчетность, подконтрольность (Президенту и Правительству Российской Федерации, судебным органам и прокуратуре, вышестоящим органам), системный характер действий, возможность обжалования их незаконных решений или действий (бездействия) в установленном порядке, недопустимость вмешательства в их деятельность, независимость от других органов государственной власти.

В систему правоохранительных органов Российской Федерации входят:

1) органы, непосредственно осуществляющие правосудие в Российской Федерации (Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции (в том числе и военные суды), арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые суды);

2) государственные органы, предназначенные осуществлять охрану общественного порядка и обеспечивать общественную безопасность (органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска);

3) государственные органы, предназначенные обеспечивать общественную безопасность (органы федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России)), органы внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной миграционной службы, органы федеральной пограничной службы ФСБ (ФПС России), органы внутренних дел системы МВД России, таможенные органы, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и др.;

4) органы юстиции;

5) органы предварительного расследования (органы дознания и следствия в ОВД, органах ФСБ России и органах прокуратуры);

6) органы прокуратуры;

7) органы по правовому обеспечению и правовой защите граждан и организаций (нотариат, адвокатура);

8) негосударственные органы обеспечения правоохраны (частные охранные и детективные предприятия).

 

1.5. Судебные решения как один из источников формирования

российского права

 

Великий русский историк и философ Василий Осипович Ключевский, размышляя о сущности права как регулятора общественной жизни в различных исторических эпохах, отметил следующие его качества <1>. "Право - исторический показатель, а не исторический фактор. Термометр, а не температура. Действующее законодательство содержит в себе минимум правды, возможной в известное время. Закон - рычаг, которым движется тяжеловесный, неуклюжий и шумный паровоз общественной жизни, называемый правительством. Рычаг, но не пар".

--------------------------------

<1> Цитируется по: Звягинцев А. Первый секретарь ЦК КПСС Хрущев - Генпрокурору Руденко: "А Вы чью линию проводите?" // Законность. 2007. N 11.

 

Раскрывая содержание, роль и место судебной власти в государственном механизме России, необходимо отметить значение решений высших судебных инстанций для формирования системы российского права. При всей неоднозначности восприятия такой точки зрения судебный прецедент в российской правовой действительности постепенно становится реальностью. Все более активное внедрение элементов международного прецедентного права свидетельствует об углублении интеграции судебной системы России в международное судейское сообщество.

Выступая на церемонии открытия очередного нового судебного года в Европейском суде по правам человека в Страсбурге (21 января 2005 года), Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин отметил: "Из официального признания Россией юрисдикции Европейского суда обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней следует, что российским судам необходимо учитывать в своей деятельности прецедентную практику Европейского суда".

С середины XX в. прецедент как источник права стал применяться в романо-германской правовой семье, а затем и в семье социалистического права (применительно к арбитражной практике). С распадом СССР и созданием Российской Федерации на принципиально новой экономической, политической и идеологической основе прецедент (в том числе и судебный) начинает пробивать себе дорогу в российской правовой системе (полномочия Конституционного Суда Российской Федерации).

По действующему законодательству Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации в процессе рассмотрения дел наделены правом отмены ведомственных приказов. Указанные суды активно используют это предоставленное им право в процессе вынесения решения.

Например, решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2005 года был признан недействующим Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 марта 2005 года N 34 "Об утверждении границ муниципальных образований в Волгоградской области", в части включения поселков "Соляной", "Им. 19 партсъезда" в черту муниципального Верховного Суда Российской Федерации от образования Светлоярский район Волгоградской области (приложение N 25) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Верховный Суд отменил приказ министерства // Российская газета. 2006. 15 марта.

 

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 года был признан недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу подпункт "в" пункта 2 разъяснения о порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 года N 20, в части, исключающей возможность признания граждан, находившихся в местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, аналогичных по тяжести условиям содержания в концлагерях, гетто, тюрьмах, и не привлекавшихся к принудительному труду, бывшими несовершеннолетними узниками фашизма <1>.

--------------------------------

<1> См.: решение Верховного Суда // Российская газета. 2009. 20 марта.

 

Только за январь - август 2009 года решениями Верховного Суда Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации двенадцать нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти были признаны противоречащими законодательству <1>.

--------------------------------

<1> См.: Сведения о нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, признанных в январе - августе 2009 года Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации противоречащими законодательству // Российская газета. 2009. 28 октября.

 

Следует отметить, что прецедентное право существует в Российской Федерации. Существовало оно и в СССР. В большей степени это правило применимо к ситуации, связанной с поиском официальной истины по отношению к сложной общественной проблеме, требующей не столько правового, сколько политически взвешенного решения. Такое возможно и нередко встречается в практической деятельности любого государства.

Например, решением Конституционного Суда Российской Федерации (декабрь 2004 г.) был подтвержден соответствующий Конституции страны запрет на создание политических партий, в названиях которых присутствует название конкретной религии либо одной из национальностей. В то же время подобный запрет не действует в некоторых странах Европы. Так, в ФРГ на законных основаниях много лет действует политическая партия ХДС (христианский демократический союз).

С учетом особенностей действия судебного прецедента во времени учеными выделяются три варианта его применения:

новый прецедент применяется только к правоотношениям, возникшим после его принятия (перспективное действие прецедента);

новый прецедент может применяться не только к правоотношениям, возникшим после его принятия, но и к фактам дел, находящихся в производстве ранее (настоящее перспективное действие прецедента);

новый прецедент может применяться не только к правоотношениям, возникшим после, но и до его принятия (ретроспективное действие). В этом случае наблюдается обратная сила прецедента.

В Европе сложившаяся практика Европейского суда по правам человека получила название прецедентной. Нормы Конвенции о правах человека и основных свободах не применяются судом отдельно от тех решений, которые были вынесены ранее Судом по применению этой статьи или нормы. Формулируя любое ходатайство в Европейский суд, надо обязательно ссылаться на существующую практику Европейского суда.

Отмечая особенности доктрины судебного прецедента и самого судебного прецедента как явления в системе романо-германского права, профессор М.Н. Марченко предложил обратить внимание на следующие их специфические черты и особенности <1>.

--------------------------------

<1> Марченко М.Н. Особенности судебного прецедента в системе романо-германского права // Государство и право. 2006. N 8. С. 22 - 28.

 

1. Многозначность самого явления в системе романо-германского права, именуемого прецедентом, и, соответственно, его "континентальной" доктрины и понятия. На уровне отдельных национальных правовых систем он воспринимается по-разному.

В Германии прецедент обычно означает любое предыдущее решение. В системе испанской юриспруденции прецедент понимается как предыдущее судебное решение, обязывающее суды следовать ему при рассмотрении аналогичных дел и принятии всех последующих решений.

2. Их вторичный по сравнению с рядом других источников этой правовой системы характер.

3. Его двойственное положение среди источников права, которое выражается следующим образом. В ряде европейских стран (Финляндия, Швеция и другие) он воспринимается не только как фактический источник права, но и как показатель существующей у них тенденции усиления роли решений высших судебных инстанций. Следует отметить, что по-прежнему остается дискуссионным вопрос о признании прецедента в качестве источника права в романо-германской правовой семье.

4. Его дифференцированный и избирательный характер применительно к различным отраслям права. Например, во Франции как источник права он в основном рассматривается в административном праве. В Италии - в гражданском праве. В правовой системе Швеции - в большей степени в сфере действия коммерческого права и в меньшей степени - в области конституционного и уголовного права. В отличие от Швеции в правовой системе Германии прецеденту принадлежит особая роль в системе конституционного права.

5. Разнородность их правовой основы в различных европейских странах и дифференцированность подхода к признанию за судебным прецедентом конкретной юридической силы. Ни в одной из континентальных стран этой правовой системы нет специального закона или подзаконного нормативного акта, официально определявшего статус прецедента как источника права или устанавливающего его юридический вес и силу.

Помимо судебного прецедента в странах, где действуют административные суды, применяется и административный прецедент. Наиболее широко это происходит во Франции. Такое положение объясняется сравнительно молодым возрастом административного права (возникло в конце девятнадцатого века) и его комплексным характером, охватывающим разнообразный спектр общественных отношений. Для придания единообразия регулируемым правом общественных отношений практика рассмотрения специальными (административными) судами дел и споров идет по пути основных положений и принципов судебного прецедента.

В обзоре кассационной практики, проведенной Верховным Судом Российской Федерации в 2010 году, отмечается, что среди всех отмененных в порядке кассации вышестоящими судебными инстанциями приговоров половина были отменены из-за неправильного применения судьями федеральных законов. За 2008 - 2010 годы прослеживается тревожная тенденция увеличения неправильного применения норм уголовного законодательства.

Практика свидетельствует, что в европейских государствах судьи выносят от 5 до 7 процентов оправдательных приговоров, а в России за 2010 год их было 4,5%.

Мировой опыт формирования судебного права отдельных государств носит обособленный характер, который отражает исторический этап развития государства; его формы правления, территориальное устройство


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: