Развивающееся мировое сотрудничество усиливает тенденцию к интернационализации, глобализации экономических процессов в сочетании с региональной интеграцией, способствует международной специализации и кооперированию производства, торговле, обмену научно-исследовательскими работами. Интернационализация характеризуется созданием транснациональных корпораций и увеличением масштабов их деятельности. Интернационализация производства ведет к углублению разделения труда, росту его продуктивности и расширению сферы приложения капитала.
Экономические процессы интернационализации обусловлены возможностью и необходимостью перелива капитала в страны с его дефицитом, где в избытке есть другие факторы производства (труд, земля, полезные ископаемые), которые не могут быть рационально использованы из-за нехватки капитала.
ТНК представляют собой особый вид корпорации, переросшей национальные рамки и осуществляющей деятельность на мировом рынке через свои заграничные филиалы и дочерние общества. Это национальная компания с зарубежными активами, т.е. национальная по капиталу и контролю, но международная по сфере совей деятельности. Образование подконтрольных зарубежных предприятий (дочерних обществ и филиалов) происходи на основе экспорта капитала крупнейшими национальными корпорациями.
|
|
Региональная экономическая интеграция – процесс экономического взаимодействия стран, которые приводит к сближению хозяйственных механизмов, принимает форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируется межгосударственными органами.
Интеграционные объединения преследуют следующие цели:
· увеличение национальных масштабов экономики за счет эффекта от экономии масштаба, которая обеспечивает расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек, прилив прямых иностранных инвестиций;
· создание благоприятной внешнеполитической среды;
· решение задач торговой политики в рамках многосторонних переговоров в ВТО;
· содействие структурной перестройки экономики.
Основные формы интеграционных групп:
1. Зона свободной торговли
2. Таможенный союз
3. Общий рынок
4. Экономический союз
Стремление производителей расширить внешние рынки с целью повышения объемов прибыли.
Превышение товарного предложения над спросом, т.е. насыщение рынков товарами и услугами, что приводит к расширению рынков и, как следствие, выход на внешние рынки.
Рост жизненного уровня населения (особенно в развитых странах) и, как следствие, рост спроса на товары.