I. Представление учителя. Знакомство с учебником, его структурой и справочным аппаратом

Бондаренко М. А.

 

Б81 Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. А. Бондаренко. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с. — ISBN 978-5-09-042876-7.

 

Пособие для учителей включает в себя полноценно и качественно разработанную систему уроков (с указанием целей, результатов обуче-ния, универсальных учебных действий) к учебнику для 5 класса УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. В книге много внимания уделено обобщению и совершенствованию орфографи-ческих навыков, становлению связной устной и письменной речи. Про-блемные и игровые задания повышают уровень мотивации к обучению, тесты способствуют эффективному контролю знаний.

 

УДК 372.8:811.161.1 ББК 74.268.1Рус

 

ISBN 978-5-09-042876-7 © Издательство «Просвещение», 2015

© Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2015

Все права защищены


Предисловие

 

Предлагаемое пособие содержит методические разработки уроков русского языка в 5 классе по всем разделам и темам курса и соответствует структуре учебника, входящего в перера-ботанную в соответствии с Федеральным государственным обра-зовательным стандартом основного общего образования линию УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. Уроки построены в соответствии с требованиями, которые предъявляются к современному учебному процессу, — опти-мизации образования на основе личностно ориентированного, компетентностного, развивающего и системно-деятельностного подходов.

 

В разработках максимально используются материалы учеб-ника, что позволяет сформировать устойчивый навык работы с книгой в разных формах: чтение, анализ, переработка мате-риала в форму плана, таблицы, алгоритма, поиск необходимой информации, расшифровка схем, перевод визуальной информа-ции в текстовую и пр.

 

Особое внимание уделено групповым и индивидуальным фор-мам организации занятий, использованию проблемных, поис-ковых, исследовательских заданий (разработка алгоритмов, различные виды обработки информации, лексические тренин-ги, грамматические игры, самонаблюдение, подготовка мини-сообщений и пр.).

 

Все разделы пособия начинаются с перечня результатов освоения учебной программы, а каждый урок с целей и приме-няемых на уроке универсальных учебных действий. Затем сле-дует описание этапов урока.

 

Структура урока включает лингвистическую (орфоэпиче-скую, орфографическую и пр.) разминку, во время которой предлагается решить лингвистическую задачу различной сте-пени сложности, как правило связанную с изучаемым мате-риалом. Эти задания носят развивающий и одновременно за-нимательный характер, способствуют повышению мотивации к изучению русского языка. В зависимости от степени сложно-сти задания, а также возможностей класса учитель выбирает индивидуальную или коллективную форму деятельности, опре-деляет степень своего участия в решении задачи.

 

Проверка домашнего задания представлена отдельным эта-пом либо логически входит в другие этапы работы. В процес-се проверки домашнего задания предлагаются разнообразные виды деятельности: выборочная проверка, взаимопроверка, перекрёстные опросы, проводимые в групповой форме, поис-ковая работа, отчёт по результатам индивидуального задания, контрольные упражнения. Как правило, предлагаются вариан-ты актуализации темы текущего урока.


На этапах работы по теме урока используются разнообраз-ные виды деятельности с опорой на задания, представленные в учебнике. Задания конкретизируются, дополняются либо ви-доизменяются, предлагаются для использования в различных интерактивных вариантах. Трудные вопросы, связанные с из-учением нового материала, изложены более обстоятельно, даны с вариативными способами решения, содержат рекомендации для учителей. Как правило, при отборе и представлении мате-риала обращается внимание на те вопросы, которые традици-онно плохо усваиваются учащимися, что проявляется на даль-нейших этапах изучения русского языка и в ходе контрольных работ и экзаменационных испытаний.

 

Часть уроков содержит таблицы, служащие для обобщения полученных в процессе работы сведений, добытых учащимися знаний. Их рекомендуется заносить в специальную справоч-ную тетрадь, которую учащиеся будут вести в процессе изуче-ния всего курса русского языка. Помимо этого, ученики ведут также словарик, в который заносятся новые слова, и словарь личных ошибок, пополняемый при самостоятельной работе над ошибками.

 

Чтобы приучить учащихся работать с различными лингви-стическими источниками, рекомендуется использовать на уро-ках словари и справочники, имеющиеся в кабинете русского языка, а при выполнении домашнего задания — те источни-ки, которые есть в домашних библиотеках. Для этого в планах уроков обозначены соответствующие задания по поиску инфор-мации в этимологическом и толковом словарях, в словаре си-нонимов. Можно привлекать Интернет. Учителю следует обра-тить внимание на эти задания, тем более что в учебных текстах встречаются незнакомые учащимся слова, толкования которых нет в учебнике.

 

Пособие предлагает разнообразные задания, способству-ющие развитию творческого потенциала учащихся параллель-но с достижением других учебных целей. Так, при освоении и закреплении орфоэпических норм рекомендуется писать стихотворения на заданные либо самостоятельно подобранные рифмы (буриме). В пособии даны образцы таких стихотворе-ний, составленные автором.

 

Рекомендуется активно поощрять в учебных занятиях сорев-новательность между учащимися при организации как группо-вой, так и индивидуальной работы. Это способствует повыше-нию мотивации, а также развивает коммуникативные учебные действия: умение анализировать работу товарищей, оценивать её, быть объективным, доказывать свою точку зрения.

 

В пособии подробно разработаны уроки по развитию речи, проводимые в первом полугодии. Здесь имеются методические рекомендации по их структуре, предлагаются дополнительные


материалы для анализа при изучении типов речи, даются ва-рианты составления планов, подбора лексического материала, типовых конструкций, которые могут использовать слабые уче-ники при написании текстов, образцы работ. Предполагается, что эти материалы становятся опорой для проведения анало-гичных уроков во втором полугодии.

 

Материалы пособия ориентированы на творческое использо-вание учителем с учётом подготовки конкретного класса, воз-можностей учащихся, оснащённости техническими средства-ми, опыта работы педагога.


Язык и общение

 

(2 ч + 1 ч. Р)

 

Результаты обучения. Личностные: уважительное отношениек русскому языку, осознание необходимости владения русским язы-ком для учебной деятельности; мотивация к обучению и познава-тельной деятельности; стремление к речевому совершенствованию; метапредметные: осознанное использование речевых средствдля выражения мыслей и чувств; использование ознакомительного

 

и изучающего чтения при работе с учебной книгой; воспроизведение содержания прослушанного и прочитанного текста в устной и пись-менной форме; извлечение информации из текстов; осуществление контроля за своей учебной деятельностью; умение работать индиви-дуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавате-лем; предметные: осознание роли родного языка в жизни общества

и в деятельности человека; знание особенностей устной и письменной речи; знание приёмов эффективного аудирования; общее представле-ние о научном, разговорном и художественном стилях речи, умение устанавливать принадлежность текста к определённому стилю; обога-щение словарного запаса; актуализация знаний, полученных при об-учении в начальной школе.

 

Урок 1. Язык и его роль в жизни человека (§ 1, 2, 3)

 

Цели урока: развить представление о языке как средстве общения;начать формирование умения читать и анализировать лингвистиче-ский текст; познакомить учащихся со структурой учебника, с его спра-вочными и вспомогательными материалами; развить первоначальные навыки обращения к научной информации; расширить лексический запас; развивать навык выразительного чтения.

 

Личностные УУД. Саморазвитие. Стремление к речевому совер-шенствованию. Осознание значимости учебной деятельности. Регуля-тивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение ин-формации из учебного текста. Расширение представления о языке как средстве общения. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности.

 

Х о д у р о к а

I. Представление учителя. Знакомство с учебником, его структурой и справочным аппаратом.

Первый урок в 5 классе очень ответственный, а поэтому труд-ный. Учитель должен познакомиться с учащимися, предста-виться им так, чтобы они увидели в нём не только наставника, но и спутника, с которым им предстоит отправиться в путеше-ствие по стране, которая называется «Русский язык». Учи-тель знает об этой стране многое, но не всё, потому что знать

о языке всё просто невозможно. Поэтому он тоже будет откры-вать на этом пути новое с помощью своих учеников. Вместе они проникнут в прошлое, будут ставить опыты, преодолевать


возникающие на пути препятствия, отыскивать клады, разга-дывать головоломки, делать открытия.

 

Что нужно для того, чтобы в путешествии не заблудиться, но заглянуть во все самые интересные уголки? Нужен путево-дитель (справочник о каком-нибудь маршруте). Ещё путеше-ственники используют карты и атласы. Атлас — это сборник таблиц, карт, специальных рисунков. А мореплаватели в труд-ных ситуациях заглядывают в лоцию — специальную кни-гу, в которой содержится руководство, как преодолевать эти трудности (новые слова и их определения следует вывести на электронную доску. Кроме того, новые слова заносятся в специ-альную тетрадь — словарик). Не похож ли учебник на путево-дитель, на атлас, на лоцию? В нём много рисунков, есть табли-цы и схемы (учащиеся самостоятельно находят их), подробные руководства, справочные материалы, памятки (с. 169) а также упражнения, которые помогут не наткнуться на подводные камни, а их так много встретится на пути. Ещё здесь есть спе-циальные значки, на которые надо ориентироваться при об-ращении к материалам книги (с. 3). На отдельных остановках к путешественникам будут присоединяться герои, живущие на страницах этой книги, — Елена Ивановна, Аня и Ваня. Впер-вые они встретятся на с. 33.

 

— Книга, с которой мы отправляемся в путь, называется хо-рошо знакомым нам словом — учебник. А вы задумывались над тем, сколько у этого слова родственников?

 

II. Лингвистическая пятиминутка. «Кто больше?»Пятиклассникам за определённое время нужно записать

 

«родственников» учебника (учить, учиться, а также при-ставочные глаголы; ученик, учащийся, учитель, учёный, учё-ность, учебный, учение, ученический, учёба, училище и др.).Победитель на текущий урок назначается помощником лоц-мана — учителя. Вторым помощником учителя становится ученик, который правильно сформулирует значение слова лоцман (специалист, который помогает проводке судов, хо-рошо знающий лоцию и руководствующийся ею), третьим — ученик, который объяснит значение слога -ман (от человек) в этом слове и больше всех подберёт слов с таким же элемен-том в таком же значении: флагман, штурман, боцман, мич-ман (обращаем внимание на то, что все эти слова связаны

 

с морем).

 

П р е д у п р е ж д е н и е: элемент -ман в словах меломан, бале-томан и аналогичных восходит к иному корню со значением мания. Выполнение этого задания может стать одной из ил-люстраций к вышесказанному — о подводных камнях, трудно-стях, загадках.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: