1. Учащиеся повторяют, в какой форме может происходить общение людей, затем работают со схемой упр. 5 (с. 6).
Учитель обращает внимание учащихся на то, что в услови-ях реального общения людей виды речевой деятельности тесно взаимосвязаны, именно поэтому в схеме использованы двойные стрелки. Предлагает задуматься, есть ли такая тесная связь между устной и письменной формами общения, и привести примеры из текущего урока.
2. Знакомство с особенностями ознакомительного чтения по плану упр. 9 (с. 7—8) и с приёмами изучающего чтения: внима-тельное чтение и анализ памятки на с. 8 и выполнение упр. 10 (с. 8—9).
Чтобы работа с условными обозначениями была более про-дуктивна, лучше предложить учащимся для их иллюстрации воспользоваться текущими параграфами (с. 6—11), а также ма-териалами на с. 63, где представлены ещё два знака (задания по речевому этикету и для повторения изученного).
Упр. 10 необходимо выполнить вместе с учениками, последо-вательно совершая с ними те действия, которые перечислены
в памятке, чтобы убедить учащихся в результативности такой по-следовательности работы с текстом. Следует также остановиться на определении понятия средство межнационального общения:
— Нации, говорящие на разных языках, испытывают по-требность находить общий язык. Общение в таком случае может происходить при помощи переводчика. Но если эти нации жи-вут в одном государстве, которое объединяет много наций, т. е. в многонациональном государстве, то для их общения требует-ся уже постоянный посредник, им и становится общий язык, которым владеют эти нации. В нашем многонациональном государстве роль языка-посредника выполняет русский язык.
3. После прослушивания этой характеристики учащиеся проводят самоанализ в форме диалога с соседом по парте с опо-рой на вопросы учебника (с. 9).
4. Подготовка связного высказывания на тему «Приёмы слу-шания (аудирования)» с помощью памятки учебника (с. 9).
IV. Закрепление материала.
Выполнение игрового задания 2 по упр. 11.