Метод трансформации отчетности

Основными входными данными для этого метода являются показатели бухгалтерской отчетности, составленной по россий­ским правилам. Однако для реализации метода этой информа­ции недостаточно. Необходима дополнительная информация, позволяющая «исправить» показатели российской отчетности, приведя их к тому виду и составу, который предусмотрен международными стандартами. Ввод поправок (эджастментов) может быть реализован по-разному, в зависимости от конкрет­ной программы.

Технически поправки обычно реализуются в виде корректи­рующих записей, в которых в роли корреспондирующих счетов выступают статьи отчетности.

Сумма записи представляет собой сумму корректировки. Соответственно, на эту сумму увеличивается статья, указанная по дебету такой записи, и уменьшается оценка статьи, указан­ной в кредите записи.

Следует иметь в виду, что не существует какого-то универ­сального набора корректировок для трансформации отчетно­сти, предположим, из РСБУ в МСФО. Количество и содержание корректировок определяется индивидуально, в зависимости от соответствия или несоответствия правил учета по различным стандартам для хозяйственных операций конкретного предпри­ятия.

Если в качестве валюты отчетности, получаемой в резуль­тате трансформации, выбрана валюта, отличная от валюты российской отчетности, то потребуется пересчет скорректиро­ванных показателей в эту валюту. Если готовится отчетность по МСФО, то за основу такой процедуры берется МСФО 21 «Влия­ние изменений валютных курсов». В соответствии с означенным стандартом монетарные статьи пересчитываются по курсу на дату составления отчетности, немонетарные - по историческому курсу. Для этого также необходима дополнительная информация о совершенных операциях. Что касается отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств, то к их статьям применяется средний (или средневзвешенный) курс за период. То есть решение о необходимости той или иной корректировки принимается на основе анализа совершенных операций, пер­вичных документов, нормативно-справочной информации и т.п. Этот процесс трудно формализуем и, соответственно, плохо поддается автоматизации. Однако если трансформация отчет­ности реализуется в среде бухгалтерской программы, в которой ведется бухгалтерский учет по российским стандартам, то дополнительная информация может быть получена из первич­ных документов, записей, справочников. Если программа ори­ентирована исключительно на реализацию функций трансфор­мации отчетности, то в ней может быть предусмотрен импорт записей из учетной системы, ввод аналитических ведомостей по статьям баланса и другая информация. От того, как организован ввод поправок, какая информация используется для формиро­вания поправок, в конечном итоге будут зависеть уровень авто­матизации выполняемых работ, точность перевода отчетности, риск возникновения ошибок, трудоемкость работ, влияние на результат субъективного человеческого фактора и т.п.

Подводя итог сказанному, отметим, что непосредственная трансформация российской отчетности в отчетность МСФО невозможна. Для получения отчетности по МСФО всегда тре­буется обращаться к дополнительной информации. Любой из рассмотренных способов формирования отчетности по МСФО использует данные бухгалтерского учета о совершенных опе­рациях. В связи с этим наиболее естественным образом фор­мирование отчетности в МСФО реализуется в программных продуктах автоматизации бухгалтерского учета. Причем чисто учетной информации, содержащейся в бухгалтерских запи­сях, может оказаться недостаточно, особенно для формиро­вания примечаний к отчетам. Для этого потребуется привле­чение информации справочного характера об объектах учета, учетных политиках, первичных документов. В связи с этим реализация подготовки параллельной отчетности наиболее эффективно проходит в интегрированных системах управления предприятиями. Тогда при формировании финансовых отчетов по МСФО и примечаний к ним используется информация, хра­нящаяся в специализированных модулях системы, таких, как «Основные средства», «Материальные производственные запа­сы», «Зарплата и кадры», «Управление закупками/продажами», «Бюджетирование», и т.п. Использование этой информации позволяет повысить уровень автоматизации функций по под­готовке параллельной отчетности.

Трансформационные программы требуют ввода всей необходимой дополнительной информации через механизмы импорта информации из учетных или управленческих систем. В противном случае потребуется использование ручного ввода корректировок на основе дополнительного анализа информации специалистом, экспертом.

 

2. Программные продукты, реализующие подготовку параллельной отчетности в МСФО

1. Интегрированная система управления предприятием «Галактика».

Интегрированная система управления предприятием «Галак­тика» - сложная многофункциональная система управления предприятиями/холдингами, позиционируемая разработчика­ми как система, относящаяся к классу ERP. Наряду с реали­зацией широкого спектра управленческих функций система позволяет вести бухгалтерский учет и формировать финансо­вую отчетность, соответствующую требованиям РСБУ, а также МСФО - International Accounting Standard (МСФО - IAS) и Общепринятым учетным принципам - General Accepted Accoun­ting Principles (US GAAP).

Программа поддерживает все три метода трансформации финансовой отчетности из российских стандартов в иные учетные стандарты: параллельный учет, трансляция проводок, трансформация отчетности.

Метод параллельного учета. Суть реализации данного метода состоит в следующем.

Для каждого вида первичных хозяйственных документов создаются шаблоны формирования записей - типовые хозяй­ственные операции (ТХО). Можно создать множество шаблонов, соответствующих различным хозяйственным операциям. В рам­ках одного шаблона можно настроить формирование записей в нескольких регистрах учета, например, для РСБУ, МСФО, GAAP.

Формирование записей выполняется посредством процеду­ры разноски, когда к первичному документу «привязывается» ТХО и создаются бухгалтерские записи согласно шаблону. В зна­чительном большинстве случаев записи одновременно форми­руются во всех планах счетов, для которых настроены шаблоны, но в ряде случаев записи формируются раздельно по регистрам учета различными первичными документами или в различные моменты времени. К платежным и некоторым другим видам документов можно привязывать ТХО непосредственно в окне редактирования документа.

Чтобы сформировать финансовую отчетность методом параллельного учета, необходимо:

настроить ТХО для разноски первичных документов, создав шаблоны для нескольких планов счетов;

выполнить разноску сразу во всех планах счетов, для кото­рых есть шаблоны;

в конце отчетного периода индивидуально для каждого плана счетов выполнить: корректирующие записи по правилам для МСФО и процедуру закрытия счетов для всех используемых пла­нов в соответствии с правилами соответствующих стандартов;

настроить формы отчетов и получить итоговую отчетность.

При настройке форм бухгалтерской отчетности (РАТ-форм) имеется возможность отображения данных в любой заданной валюте. При настройке отчетов можно создать несколько их идентичных вариантов, но на разных иностранных языках.

Метод трансляции проводок (записей) - еще один реализо­ванный в «Галактике» способ получения отчетности по МСФО на основе данных учета РСБУ.

Метод реализуется при помощи следующей технологии:

разрабатывается структура плана счетов для ведения учета по МСФО;

разрабатывается и настраивается таблица соответствия син­тетических (аналитических) разрезов между планами счетов;

в автоматическом режиме производится трансляция про­водок - на основе таблицы соответствия и таблицы сальдо по данным учета РСБУ за отчетный (налоговый) период система генерирует таблицу сальдо в плане счетов для учета по МСФО;

производится ввод и регистрация корректирующих записей в плане счетов для учета по МСФО;

выполняется закрытие счетов в плане счетов для учета по МСФО;

настраиваются формы бухгалтерской отчетности с раскры­тием статей в соответствии с требованиями МСФО на основе принятой структуры данных в плане счетов для учета по МСФО (Баланс, Отчет о Прибылях и убытках, Отчет о движении капи­тала, Отчет о движении денежных средств).

В соответствии со стандартами учета отчетность по РСБУ формируется в рублях, по МСФО - в функциональной валюте, которая может отличаться от рублей.

Для выполнения метода в системе используется следующий прием:

первичные документы в системе регистрируются в валюте операции;

для РСБУ записи формируются и в рублях, и в валюте, но в описании структуры плана счетов для каждого используемого разреза учета используется признак Сальдо в разных валютах конвертировать в национальную денежную единицу (НДЕ).

Таким образом, в данных российского учета эквивалент сумм в валюте носит служебный характер и не отражается в отчетности, но используется в процедуре трансляции проводок (записей), где является уже основной информацией, переноси­мой в План счетов для «международного учета», в котором все данные отражаются в функциональной валюте.

Перед закрытием счетов в новом плане должны быть сфор­мированы специфические операции, обусловленные требова­ниями МСФО, но отсутствующими среди исходных записей в плане счетов РСБУ.

При настройке форм бухгалтерской отчетности, так же как и в предыдущем случае, имеется возможность отображения данных в любой заданной валюте. При настройке отчетов можно создать несколько идентичных вариантов, но на разных ино­странных языках.

Метод трансформации отчетности. Основными входными данными для этого метода является готовая сформированная бухгалтерская отчетность по правилам РСБУ, но фактически для реализации метода в системе на момент формирования отчет­ности должна быть сформированная база данных с зарегистри­рованными записями по правилам РСБУ, так как бухгалтерская отчетность в системе настраивается и формируется через обра­щение к суммам записей, оборотам и сальдо счетов и т.п.

Входными данными для описываемого метода являются:

формы бухгалтерской отчетности, сформированные в соот­ветствии со стандартами РСБУ;

аналитические ведомости и отчеты по данным учета в системе для статей баланса, требующих корректировок между стандартами;

утвержденная для предприятия структура формы баланса, раскрывающего финансовую отчетность по зарубежным стан­дартам для специфики деятельности предприятия (перечень статей активов, обязательств, капитала, содержащих существен­ную информацию).

Метод можно использовать, когда первичные документы были зарегистрированы в национальной валюте, тогда пересчет сумм в валюту отчетности полностью приходится на этап фор­мирования отчетности.

Приведем пример возможного порядка обработки данных.

Шаг 1 - выполняется формирование Баланса и других форм отчетности по РСБУ.

Шаг 2 - делается копия описания плана счетов и соответ­ствующих отчетных форм для выполнения в них последующих корректировок. Созданный План счетов будет использоваться для регистрации корректирующих записей, необходимость в которых возникает из-за различий правил учета по российским и международным стандартам.

Шаг 3 - строится таблица соответствия статей отчетов в различных стандартах для выбранной структуры формы бухгал­терской отчетности по МСФО. Сформированная разработочная таблица используется как основной рабочий материал при кор­ректировке настроек форм бухгалтерской отчетности.

Шаг 4 (один из основных пунктов трансформации) - экс­пертом производится анализ данных бухгалтерского баланса и определяется необходимый состав корректировок, обусловлен­ных разностью учетных правил между стандартами.

Корректировки оформляются бухгалтерскими справками, проводки регистрируются в созданном плане счетов (шаг 2), т.е. в системе формируется отдельная Книга проводок для этого плана счетов, содержащая корректировки.

Зарегистрированные корректировки должны быть учтены при настройке форм бухгалтерской отчетности в шаге 5.

Примерами выполняемых корректировок для МСФО могут являться:

реклассификация нематериальных активов;

реклассификация основных средств (инвестиционная соб­ственность);

переоценка инвестиционной собственности (корректировка прибыли);

корректировка дебиторской задолженности на сумму резерва;

корректировка запасов на сумму резерва;

амортизация основных средств и нематериальных активов (НМА) и др.

Проводки по корректирующим записям регистрируются бухгалтерскими справками на последнюю дату отчетного пери­ода. Учитывая возможности «Галактики», предусмотрено реги­стрировать корректировки в первичных документах в валюте, формируя при этом записи и в рублях, и в валюте.

Шаг 5 - корректировка настроек форм отчетности.

Настройка базируется на свойстве системы «Галактика», позволяющем в алгоритмах формирования отчетных показате­лей обращаться к значениям сальдо, оборотов, записей одного или нескольких планов счетов при описании формулы для рас­чета значений переменных.

Рассматриваемый метод предусматривает, что денежные статьи баланса допустимо пересчитывать по текущему курсу, неденежные - по историческому (или расчетному) курсу. Там где требуется исторический или расчетный курс, он задается в настройке идентификаторов явно (в виде константы при настройке формул в форме отчета).

Шаг 6 - формирование баланса и других форм в соответ­ствии с требованиями МСФО.

2. «1С: Предприятие 8»

представляет собой прикладную программную платформу для разработки бизнес-приложений - программных систем для автоматизации бухгалтерского учета и управления предприятиями в различных областях экономики; производство, торговля, страхование, сфера услуг и т.д. При­кладные решения на платформе «1С:Предприятие 8» разрабаты­ваются непосредственно фирмой «1С», ее партнерами, а также независимыми разработчиками. Прикладные решения, разра­ботанные на платформе «1С:Предприятие 8», также называют
конфигурациями.

Фирмой «1С» на платформе «1С:Предприятие 8» разработа­на типовая конфигурация «Управление производственным пред­приятием (УПП)», представляющая собой интегрированную систему управления производственным предприятием, ком­плексно реализующую функции бухгалтерского и налогового учетов, экономического анализа, планирования, бюджетиро­вания, управления персоналом. По составу охваченных авто­матизацией функций учета и управления это решение вполне можно отнести к системам класса ERP. В этой конфигурации предусмотрено составление отчетности по РСБУ и МСФО. Учет по МСФО реализуется отдельным модулем «Международный учет», который будем также для краткости называть «модуль МСФО». Этот модуль информационно связан только с модулем «Бухгалтерский учет», который обеспечивает ведение учета и составление отчетности по РСБУ.

3. Составление отчетности по МСФО в конфигурации «Управление производственным предприятием (УПП)».

Формирование данных для модуля МСФО осуществляется методом трансляции проводок из российских регистров учета (российского плана счетов) в регистры учета по МСФО (в план счетов МСФО). При этом данные, полученные в результате трансляции, могут быть откорректированы при помощи кор­ректирующих записей, а операции, не имеющие аналогов в рос­сийском учете, вводятся при помощи специальных документов международного учета или при помощи ручных операций (про­водок) в плане счетов МСФО.

Важной особенностью данного программного продукта является то, что он с методической точки зрения представляет собой законченное типовое решение, позволяющее вести учет по МСФО. Методические принципы учета и составления отчет­ности по МСФО реализуются за счет того, что в конфигурацию включены предварительно настроенные:

два плана счетов для ведения учета по российским стандар­там и МСФО;

таблицы соответствия счетов российского плана счетов и плана счетов МСФО;

системное средство (документ) для автоматического перено­са записей из российских учетных регистров в регистры МСФО по правилам, заданным в таблице соответствия;

документы для отражения специфических операций учета по МСФО в учетных регистрах МСФО;

формы отчетов, предусмотренные МСФО (IAS) 1 «Пред­ставление финансовой отчетности», и некоторые приложения к ним.

В то же время система является открытой для внесения изменений в существующие настройки. В результате этого Пользователь может либо «довериться» программе и заложенным в ней методическим принципам и вести учет в соответствии с ними, либо, при наличии соответствующих знаний и опыта, изменить существующие настройки, тем самым изменяя (допол­няя) реализованную методику учета и составления отчетности. Отметим лишь, что в разработке модуля международного учета принимала непосредственное участие ведущая аудиторская фирма «PriceWaterhouseCoopers», что обусловило методическую корректность реализованных решений. Полнота охвата функ­ций ведения учета и составления отчетности также представля­ется весьма значительной.

Так, в системе реализованы не только функции преобразова­ния (трансляции) записей, сформированных по правилам РСБУ, к виду, позволяющему формировать корректную отчетность по МСФО, но и ряд дополнительных операций, носящих вспомога­тельный характер или не имеющих аналогов в российском учете.

Очень важным моментом является включение в конфигура­цию специализированных средств для переноса данных парти­онного учета материально-производственных запасов (МПЗ). При их помощи осуществляется перенос данных по поступле­нию партий МПЗ на склады. Причем в случае если функцио­нальная валюта учета по МСФО отличается от валюты ведения регламентированного (российского) учета, то стоимость партий при переносе пересчитывается в функциональную валюту на дату совершения операции. Данные по расходу МПЗ не пере­носятся, поскольку стоимость списываемых партий в между­народном учете может измениться, например, вследствие сни­жения их стоимости. Списание МПЗ для международного учета выполняется при помощи отдельной регламентной процедуры. Благодаря этим средствам программа позволяет достаточно просто производить списание МПЗ по историческому курсу. Аналогичным образом программа выполняет трансляцию дан­ных учета затрат на производство.

Функционал типовой конфигурации охватывает:

учет основных средств (ОС), включая их первоначальное признание и оценку, последующую оценку и переоценку, учет последующих затрат в процессе эксплуатации ОС, амортизацию, изменение параметров эксплуатации ОС, выбытие ОС и др.;

учет инвестиционной собственности, включая средства ввода корректирующих операций по реклассификации ОС в состав объектов инвестиционной собственности и наоборот;

учет нематериальных активов, включая их первоначальное признание и оценку, последующую оценку и переоценку, амор­тизацию, изменение параметров эксплуатации НМА, выбытие НМА и др.;

учет запасов, используя методы оценки запасов, предусмо­тренные МСФО, а также реализуя правило наименьшей оценки запасов;

отражение в учете обесценения активов в соответствии с МСФО 36 «Обесценение активов», а также операции снижения стоимости запасов в соответствии с МСФО (IAS) 2 «Запасы»;

начисление резервов и отражение в учете оценочных обя­зательств в соответствии с требованиями МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы»;

автоматический расчет и отражение в учете курсовых раз­ниц по монетарным статьям активов и обязательств, выражен­ным в иностранной валюте, в соответствии с МСФО 21 «Влия­ние изменений валютных курсов».

Конфигурация содержит настроенные, готовые к использо­ванию формы для составления финансовой отчетности, включая «Баланс», «Отчет о прибылях и убытках», «Отчет о движении капитала», «Отчет о движении денежных средств», форми­руемый двумя методами, предусмотренными МСФО (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств», Приложение «Учетная политика предприятия». Кроме того, конфигурация позволяет формировать консолидированные отчеты для группы компаний, отражать в отчетности инвестиции в зависимые (ассоциирован­ные) компании.

Все отчеты формируются на двух языках - русском и англий­ском.

Несмотря на развитый функционал, полнота охвата функций может оказаться для кого-то недостаточной. В частности, в кон­фигурации остались нереализованными специфические опера­ции, которые могут быть востребованы в практике деятельно­сти конкретных предприятий. Реализация подобных функций может потребовать использования ввода ручных операций, внесения изменений (дополнений) в План счетов, таблицу соот­ветствия счетов российского и международного учетов, в на­стройки форм ввода первичных документов, в формы отчетов и др. Некоторые настройки можно выполнить непосредственно при работе с типовой конфигурацией, более сложные моди­фикации могут быть выполнены путем внесения изменений в типовую конфигурацию в режиме конфигурирования, что пред­полагает привлечение специалистов в области проектирования информационных систем.

4. Программа «Инотек Бухгалтер Вестерн».

Программа разработана фирмой «Инотек», представляет собой комплексную систему ведения параллельного бухгалтер­ского учета по российскому и любому международному стан­дартам (например, GAAP, МСФО) на предприятиях, на которых ведется бухгалтерский учет по нескольким базовым валютам, и позволяет подготавливать отчеты по нескольким стандартам учета.

В программе «Инотек Бухгалтер Вестерн» реализовано много различных механизмов и средств, ориентированных на форми­рование параллельной отчетности в нескольких стандартах. Например, такие, как:

ведение одновременно двух равноправных журналов хозяй­ственных операций - каждый по своему плану счетов и в своей базовой валюте (в стандартной поставке - рубли и доллары США);

разноска записей по журналам хозяйственных операций непосредственно из первичного документа и построение доку­ментов на основе выполненных записей;

ведение мультивалютного учета с автоматизированным рас­четом курсовых разниц;

учет основных средств и нематериальных активов с возмож­ностью выбора моделей расчета амортизации, характерных как для РСБУ, так и для МСФО;

ведение учета товарно-материальных ценностей и списание их по средним ценам либо методами ЛИФО и ФИФО;

встроенный редактор для разработки необходимых допол­нительных первичных документов;

формирование и вывод на печать форм российской финан­совой отчетности, а также форм финансовой отчетности в иных стандартах на русском и английском языках;

планирование и контроль исполнения бюджета предприятия по каждому из двух журналов в отдельности;

фактический и прогнозный учет с возможностью моделиро­вания налогообложения;

экспорт и импорт данных для электронных таблиц, тексто­вых редакторов, систем клиент-банк, биллинговых систем и др.;

ведение бухгалтерского учета нескольких предприятий в одной информационной базе (в одной локальной сети), форми­рование консолидированной отчетности.

Встроенный механизм настройки соответствия бухгалтер­ских счетов из различных планов позволяет осуществлять параллельное ведение учета как по российскому законодатель­ству, так и в каком-либо другом учетном стандарте.

Внесение записей в обе бухгалтерские книги осуществляется с помощью шаблонов записей, называемых типовыми операци­ями. Отличительной особенностью программы является то, что записи в разных книгах, созданные на основе одной типовой операции, всегда связаны, то есть пользователь всегда может определить, какими записями одна и та же хозяйственная опе­рация отображена в различных книгах.

Программа поддерживает мощный аналитический учет, включая возможность группировки данных по центрам ответ­ственности.

«Инотек Бухгалтер Вестерн» имеет развитые сервисные средства, переключаемый двуязычный русско-английский интерфейс.

Программа предполагает следующую технологию автомати­зации бухгалтерского учета.

Для каждой хозяйственной операции, отражаемой в бухгал­терском учете, формируется необходимое количество записей. В каждой записи указывают суммовые и количественные харак­теристики операций, аналитики для дебетуемых и кредитуемых счетов. Все записи, относящиеся к одной хозяйственной опера­ции, сохраняются в базе данных одновременно. Если имеющаяся у бухгалтера информация неполна, то соответствующие хозяй­ственные операции можно помечать как «прогнозные».

Начальная настройка системы предполагает обязательную и тщательную настройку плана счетов для каждой книги (россий­ской и дополнительной), при этом подразумевается, что в каче­стве дополнительного плана счетов используется план счетов, принятый в конкретной корпорации. Установку соответствий между российским и западным счетами желательно осущест­влять под руководством специалистов, хорошо знакомых с раз­личными вариантами учета.

Используемые два плана счетов идентичны по принципу построения и организации работы с ними. Элементами каждого из них являются бухгалтерские счета, расположенные в порядке возрастания их номеров. В дополнительном плане счетов акти­вы и обязательства, учитываемые на счетах, оцениваются в дол­ларах США, рублевые операции рассматриваются как валютные, а курсовые разницы рассчитываются для них точно так же, как и для валютных счетов основного плана счетов.

После ввода каждого из планов счетов необходимо устано­вить соответствие между счетами разных планов счетов. Как уже указывалось выше, такую работу следует выполнить на этапе внедрения системы с обязательным привлечением спе­циалистов, знакомых с особенностями нескольких вариантов учета, а также знающим специфику деятельности предприятия, на котором устанавливается система.

Установка соответствий между счетами осуществляется в диалоговом режиме. Пользователь выбирает счет в исходном плане счетов и устанавливает связь с любым выбранным счетом из второго плана счетов. Связи могут быть трех видов: полная, по дебету, по кредиту. Одному счету можно поставить в соот­ветствие до 46 счетов в альтернативном плане счетов, при этом один и тот же счет может соответствовать нескольким счетам полностью, а каким-то - только по дебету или по кредиту.

Если входящая в состав типовой операции запись вносится лишь в одну из книг, то ее можно автоматически перевести и в альтернативную книгу. При этом если для используемых в записи счетов установлены однозначные соответствия в плане счетов, то запись в альтернативную книгу будет выполнена автоматически. Если же одному из счетов записи соответствую ют несколько счетов в альтернативной книге, тогда система по умолчанию выберет первый счет из списка, но предоставит возможность выбора любого счета из списка. Таким образом происходит формирование записей в двух книгах (журналах хозяйственных операций).

На основе бухгалтерских записей, находящихся в любом из двух журналов хозяйственных операций, строятся финансовые отчеты.

В стандартный комплект поставки программы «Инотек Бух­галтер Вестерн» входят отчеты, обязательные для предоставле­ния в государственные органы Российской Федерации. Каждый из этих отчетов может формироваться на русском и английском языках. Кроме того, в стандартный комплект поставки вхо­дят основные финансовые отчеты, принятые в международной практике, такие, как «Баланс», «Отчет о прибылях и убытках», «Отчет о движении денежных средств». Однако следует иметь в виду, что формы отчетов для альтернативной книги весьма условны и могут быть использованы только лишь как образец для создания компанией своих собственных форм отчетов.

Каждая форма отчета представляет собой программу, напи­санную на встроенном языке системы, которая по некоторому алгоритму преобразует данные из главной или альтернативной книги в финансовые отчеты. Изучив встроенный язык, пользо­ватель может своими силами описать алгоритмы составления требуемых ему финансовых отчетов. Также можно обратиться за помощью к специалистам, владеющим этим языком.

5. ERP Монолит SQL.

Программный продукт ERP Монолит SQL представляет собой интегрированную систему управления предприятием, в которой реализуются функции бухгалтерского учета, управ­ленческого учета (попродуктовая и позаказная производствен­ная и полная себестоимость); управления персоналом (кадры, зарплата, планирование карьеры); управления продажами (цен­трализованная и распределенные схемы); управления взаимоот­ношениями с клиентами (CRM); оперативного планирования и диспетчеризации производства (в объеме MRP II); управления закупками (модели заказов и документооборот); планирования финансовых потоков; бюджетирования и контроля за исполне­нием смет закупок и смет расходов.

Программа позволяет вести бухгалтерский учет в соот­ветствии с национальными и международными стандартами. Для этого в программе реализован принцип трансформации отчетности.

Для автоматического формирования финансовой отчетно­сти в двух параллельных стандартах (например, РСБУ и МСФО) в ERP Монолит SQL используется один общий детализирован­ный план счетов для записи всех хозяйственных операций. Этот план счетов разрабатывается средствами модуля «Главная книга» в рамках национального плана счетов. При этом в его составе открываются дополнительные счета, субсчета (анали­тические счета), необходимые для детализации информации в соответствии с системой отчетных строк параллельной системы отчетности (например, МСФО).

К плану счетов предъявляются комплексные требования: с одной стороны, номенклатура его разделов должна соответ­ствовать национальному рекомендованному к использованию плану счетов и, с другой стороны, обеспечивать возможность отражения с его помощью операций для построения отчетности «в параллельных стандартах».

В системе ERP Монолит SQL реализована идея многосег­ментного плана счетов, каждая статья которого имеет одинаковую структуру и состоит из одного или нескольких независимых сегментов. Сегменты независимы один от другого, каждый из них имеет фиксированную длину и кодируется индивидуально. Каждый сегмент имеет иерархическую структуру по принципу: «счет - субсчет - аналитический счет -...» с количеством вло­женных уровней, ограниченным только длиной кода сегмента. Количество сегментов в плане счетов ограничивается лишь общей длиной кода счета, она не должна превышать 50 симво­лов, включая разделители.

Состав и структура плана счетов и его сегментов определя­ются на этапе настройки и внедрения системы. Рассмотрим при­мер плана счетов, в котором счета включают четыре сегмента:

1)счета национального плана счетов;

2)коды строк пакета отчетности по МСФО;

3)подразделения (центры затрат);

4)компании (филиалы).

Первый сегмент предназначен для указания счета из наци­онального плана счетов. Второй служит для указания соответ­ствующей отчетной строки пакета отчетности по МСФО. Тре­тий - для соотнесения затрат с подразделениями предприятия. Значения этого сегмента счета задаются только в сочетании с сегментами главного счета, соответствующими счетам доходов и расходов. Четвертый сегмент предназначен для отражения структуры холдинга (филиалов или дочерних компаний).

В процессе построения плана счетов и настройки системы производится описание формул для получения значений любой из отчетных строк как по форматам МСФО, так и по российским стандартам. Формула определяется для каждой строки отчета и представляет собой комбинацию значений или просто значения сальдо или оборотов соответствующих счетов. Соответствие счетов и отчетных строк устанавливается вручную на этапе ввода системы в эксплуатацию.

Настроенные формулы для расчета значений отчетных строк запоминаются системой и затем используются для автоматиче­ского построения отчетов на основе значений сальдо и оборотов на соответствующих счетах плана счетов. Данные величины в свою очередь автоматически вычисляются системой на основе общего набора записей модуля «Главная книга».

Однако, как уже не раз отмечалось, не вся информация для формирования отчетов и примечаний может быть получена из записей, поэтому при формировании значений показателей отчетов и значений для корректировочных записей активно используются инструментальные средства модулей ERP Моно­лит SQL, предназначенных для автоматизации различных участ­ков первичного учета. Например, такие модули, как «Учет ОС и НМА», «учет ТМЦ», «Учет расчетов с контрагентами», и др.

Ядром инструментальных средств ERP Монолит SQL являет­ся язык для моделирования бизнес-процессов и документообо­рота, который содержит три группы средств:

1) средства построения и ведения классификаторов базовых понятий;

2)средства описания информационных объектов, отобража­ющих состав и структуру реквизитов первичных документов;

3) средства описания взаимосвязей первичных документов. Все классификаторы базовых понятий являются открытыми, ведутся и расширяются непосредственно пользователем.

Для отражения в базе данных первичных документов пользо­вателю предлагаются необходимые информационные объекты, с каждым из которых связаны соответствующие структуры рекви­зитов, которые в общем случае можно разделить на три группы:

1)реквизиты непосредственно первичного документа;

2) реквизиты бухгалтерских записей, соответствующих дан­
ному документу;

3) реквизиты, отражающие связи между первичными доку­ментами.

Кроме того, модули комплекса предлагают пользователям инструментальные средства для расширения как состава клас­сификаторов базовых понятий, так и состава реквизитов инфор­мационных объектов.

Собственно, данные указанных информационных объектов и позволяют при помощи встроенных в систему генераторов отчетов формировать все необходимые документы в пакете финансовой отчетности, включая примечания, содержащие дан­ные, которые не могут быть сформированы только на основе сальдо и оборотов счетов, а требуют дополнительной аналити­ческой информации.

Построение финансовой отчетности в различных форма­тах. Для настройки форм финансовой отчетности в системе ERP Монолит предусмотрены специальные средства, позволяющие задавать формулы расчета показателей отчетов. Формулы вво­дятся в форме диалога, в которой пользователю предлагается заполнить графы табличной части, где он указывает вид опе­рации, маску интересующего счета, вид итога, период и ряд других параметров. Например, если в таблице указана операция «+», введена маска «.2..», вид итога - «кредитовый оборот», заданы начальная и конечная даты периода, то это ука­зывает на то, что в формулу расчета будет добавлен со знаком «+» кредитовый оборот по счетам, у которых во втором сегменте значение первого разряда равно 2.

Для более сложных случаев в системе предусмотрен меха­низм расчетных матриц. Он заключается в том, что строки и графы отчетных форм описываются при помощи специальных формул, которые могут использоваться в отчетах многократно.

Собственно, каждая отчетная форма состоит из наборов таких формул для строк и для граф. Сочетание настроек строк и граф дает богатые возможности для гибкого описания отчетов. Для случаев, когда недостаточно этих возможностей, пред­усмотрен механизм, позволяющий заменить в результирующей матрице конкретный элемент - пересечение строки и графы - на произвольную пару формул строки и графы.

Кроме этого, непосредственно в момент построения отчета на него может быть наложена маска, которая будет действитель­на для конкретного экземпляра расчета формы. Эта возмож­ность позволяет, не изменяя описаний, строить консолидиро­ванные отчеты как для группы компаний, так и для конкретной компании - что обеспечивает удобство сверки данных.

Валютные преобразования. Если функциональной валютой для российской компании установлены рубли, то учет в компа­нии ведется в рублях и отчетность по МСФО также должна фор­мироваться в рублях. Преобразование этой отчетности (балан­совый отчет и отчет о прибылях и убытках) в иную (твердую) валюту понадобится только в случае, если эта «твердая» валюта выбрана в качестве презентационной. При этом валютному преобразованию подвергается только окончательно сформиро­ванная отчетность в рублях. Эта процедура в ERP Монолит SQL реализуется штатными средствами модуля «Главная книга».

Если же функциональной валютой для российской компа­нии установлена валюта, отличная от рублей, например, долла­ры, то для корректного выполнения валютных преобразований в системе обеспечивается учет всех хозяйственных операций в двух валютах (в рублях и долларах). В этом случае любая опе­рация российской компании не в долларах рассматривается как операция в иностранной валюте. Автоматизация этого подхода предполагает:

восстановление для каждой бухгалтерскойзаписи эквива­лентов в рублях (это требуется для российского учета) и альтер­нативной функциональной валюте;

оценку в функциональной валюте активов, покупаемых за любую валюту, отличную от выбранной функциональной валю­ты, в том числе и за рубли;

выполнение всех последующих расчетов (амортизационные отчисления, списание материалов и готовой продукции, расчет себестоимости произведенной продукций) в рублях и функцио­нальной валюте посредством параллельных вычислений, и фор­мирования соответствующих бухгалтерских записей на основе этих вычислений;

реализацию библиотеки алгоритмов преобразования валют, которые должны соотноситься с каждым из бухгалтерских сче­тов, содержащую, как минимум, алгоритмы двух типов:

«расчет сальдо на основе курса конца месяца» (для монетар­ных счетов);

«независимый расчет сальдо и оборотов по локальной валю­те и долларам» (для немонетарных счетов);

реализацию автоматического расчета курсовых разниц в функциональной валюте для монетарных счетов и отражение этих поправок на счетах в соответствии с настройками алгорит­мов преобразования.

Заметим, что система ERP Монолит SQL является одной из «старейших» отечественных разработок, в которой было реали­зовано составление отчетности по международным стандартам, иописанная функциональность реализована в пей уже с 1995 года.

6. «Контур Корпорация. Отчетность по МСФО»

Компания Intersoft Lab разработала программную Платформу Хранилищ данных «Контур». На основе этой платформы фирмой Intersoft Lab и ее партнерами разрабатываются управленче­ские решения различного назначения и масштаба. В частности, Финансовое Хранилище данных «Контур Корпорация» позволяет холдингам, промышленным группам, организациям и банкам с многофилиальной структурой создавать единую информаци­онную среду для обеспечения эффективного управления бизне­сом. Программно-техническая реализация Хранилища позволяет использовать эту разработку в очень крупных организациях, обе­спечивая, при необходимости, сбор данных в ежедневном режиме из сотен дочерних структур, быстрое выполнение сложных рас­четов и формирование консолидированной финансовой и управ­ленческой отчетности с глубокой аналитической детализацией.

«Контур Корпорация. Отчетность по МСФО»- автома­тизированная система подготовки отчетности по МСФО мето­дом трансформации. Система разработана компанией «Зирван. Информационные технологии и консалтинг» при консультаци­онной поддержке компании Intersoft Lab. Разработчики, прежде всего, позиционируют свою систему для эксплуатации в банках и финансово-промышленных группах. Подобная разработка весьма актуальна, поскольку все кредитные организации России с 1 января 2004 г. обязаны подготавливать финансовую отчет­ность по МСФО. Причем, согласно положениям Центрального банка России, финансовая отчетность по МСФО должна состав­ляться на основе российской бухгалтерской отчетности с при­менением метода трансформации.

Технология работы предполагает, что информация, необходи­мая для формирования отчетов по МСФО, «перекачивается» из используемой в банке или корпорации информационной системы хранилище данных «Контур Корпорация». Для этого в систе­му «Контур Корпорация» встроены универсальные механизмы, позволяющие достаточно просто интегрироваться с эксплуати­руемым в банке, корпорации программным обеспечением. В этом хранилище собираются все необходимые учетные данные и ана­литические расшифровки для составления отчетов по МСФО.

Механизмы и средства, встроенные в систему, обеспечивают автоматизацию всех этапов технологического цикла подготовки и выпуска отчетов по МСФО.

Сбор и выверкаисходных данныхдля подготовки отчетов поМСФО. На этом этапе в Хранилище данных «Контур Корпо­рация» из информационных систем филиалов, дочерних бан­ков и предприятий группы поступают отчеты, лицевые счета, записи, аналитические расшифровки и нормативно-справочная информация, необходимые для подготовки отчетов по МСФО. В качестве универсального формата для обмена данными с любыми внешними системами используется формат XML. На этапе загрузки данных в Хранилище также происходит пред­варительная выверка и согласование данных.

Трансформация выполняется на основе таблиц перегруппи­ровки исходных учетных данных, представленных в Хранилище, в формы отчетов по МСФО. Система позволяет одновременно вести несколько групп трансформационных таблиц, выполнять перегруппировку данных из различных планов статей баланса и отчета о прибылях и убытках в единые для холдинга планы статей по МСФО.

В системе имеются предварительно настроенные Таблицы перегруппировки, Шаблоны корректирующих записей, Отчетные формы, вспомогательные OLAP-отчеты для подготовки Таблиц примечаний (notes), что в совокупности представляет собой методическое ядро для выполнения операций трансформации. Наряду с этим система остается открытой для пользовательских модификаций и настроек, при помощи которых можно строить любые произвольные варианты и схемы трансформации.

Выполнение корректирующихзаписей. В системе имеются средства для настройки корреспонденции статей при выполне­нии корректирующих записей. Система допускает выполнение корректирующих записей в ручном и автоматическом режимах.

При выполнении корректировок вручную аналитические расшифровки выгружаются из Хранилища во вспомогательные шаблоны для расчета сумм корректирующих записей.

Автоматизированный расчет корректировок реализуется следующим образом. По правилам отбора, настраиваемым пользователем, из Хранилища отбираются учетные данные или аналитические рас­шифровки с необходимыми для расчета атрибутами.

Суммы корректирующих записей рассчитываются авто­матически по заданным формулам расчета. Формулы расчета задаются пользователем. Для этого в системе предусмотрен формульный язык для описания алгоритмов вычисления сумм корректирующих записей. Одновременно создаются аналити­ческие документы корректировок по дебету и кредиту соответ­ствующих статей.

Консолидация данных и выпуск отчетности.Консолидация отчетности по МСФО филиалов, дочерних банков и предприя­тий выполняется автоматически, В программе имеются средства для просмотра данных до и после консолидации, настройки ивыполнения корректирующих записей при консолидации.

Система автоматически формирует отчетность по МСФО для банков, предприятий, финансово-промышленных групп ихолдингов. При этом одновременно решаются задачи под­готовки индивидуальной отчетности организаций, входящих в группу, и консолидированной отчетности групп.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: