Общие методы прогнозирования можно разделить на четыре крупные группы:
. методы экспертных оценок;
. методы экстраполяции трендов;
. методы регрессионного анализа;
. методы экономико-математического моделирования.
Методы экстраполяции трендов и методы регрессионного анализа объединяют в общее понятие “методы анализа временных рядов”.
Методы регрессионного анализа и метод экономико-математического
моделирования вместе составляют понятие “методы анализа причинных связей”.
Общая характеристика методов прогнозирования представлена в таблице.
Таблица - Характеристика методов прогнозирования
Группа методов | Сущность | Разновидности | Сфера применения |
Методы экспертных оценок | Предполагает учет субъективного мнения экспертов о будущем состоянии дел. Для экспертных оценок характерно предсказание будущего на основе как рациональных доводов, так и интуитивного знания. Методы экспертных оценок, как правило, имеют качественный характер. | 1. Индивидуальные экспертные оценки: - сценарии; - метод “интервью”; - аналитические докладные записки. 2. Коллективные экспертные оценки: - метод “комиссий”; - метод “мозговых атак”; - метод Дельфи. | Могут применяться при использовании различных методов прогнозирования (краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного) |
Методы экстраполяции трендов | Основаны на статистическом наблюдении динамики определенного показателя, определении тенденции (трения) его развития и продолжении этой тенденции для будущего периода, т.е. при помощи методов экстраполяции трендов закономерности прошлого развития объекта переносятся в будущее. | 1. Метод скользящего среднего; 2. Метод экспоненциального сглаживания. | Обычно применяются в краткосрочном (не более одного года) прогнозировании, когда число изменений в среде минимально. Прогноз создается для каждого конкретного объекта отдельно и последовательно на каждый следующий момент времени. Если прогноз составляется для товара (продукта/ услуги), в задачи прогнозирования входят анализ спроса и анализ продаж этого продукта Результаты прогнозирования используются во всех сферах внутрифирменного планирования, включая общее стратегическое планирование, финансовое планирование, планирование производства и управления запасами, маркетинговое планирование и управление торговыми потоками и торговыми операциями. |
Методы регрессионного анализа | Исследует зависимость определенной величины от другой величины или нескольких других величин. | Применяется преимущественно в среднесрочном прогнозировании, а также в долгосрочном прогнозировании. Средне- и долгосрочный периоды дают возможность установления изменений в среде бизнеса и учета влияний этих изменений на исследуемый показатель | |
Методы экономико-математического моделирования | Предполагают построение математических моделей, основанных на использовании методов теории вероятностей и математической статистики | 1. Модели внутренней среды фирмы (корпоративные модели); 2. Макроэкономические модели: - эконометрические модели; - модели “затраты-выпуск”. | При использовании корпоративных моделей полезно делать не только перспективные, но и ретроспективные (обращенные в прошлое) прогнозы. Сравнение данных ретроспективного прогноза и фактических данных за прошлый период позволяет сделать вывод о надежности моделей. Большая часть математических моделей имеет форму компьютерных программ. Находясь в процессе выполнения, такие программы позволяют исследовать развитие внутрифирменных взаимосвязей, то есть придают моделям динамический характер. |
Особое место среди методов прогнозирования занимает технологическое прогнозирование, которое возникло позже экономического. Его необходимость обусловили серьезные сдвиги в технологии, постоянно происходящие в современной экономике. Технологическое прогнозирование имеет значение в первую очередь для подготовки стратегии исследований и разработок (стратегического плана НИОКР). Здесь технологические прогнозы находят свое выражение в решениях о том, на каких технологиях должна сосредоточиться фирма и от каких технологий отказаться. При помощи технологических прогнозов формируется объем потенциальных технологий, который позднее, при разработке стратегии НИОКР, подвергнется отбору и селекции.
Технологические прогнозы находят свое применение также в краткосрочном планировании для оценки используемой технологии. Используя технологические прогнозы, можно определить возможности текущей технологии, потолок ее использования и необходимость в срочной смене технологии.
Техническое прогнозирование имеет наиболее важное значение для фирм, которые являются технологическими лидерами в отрасли и нацелены на дальнейший рост. Менее важно участие в технологическом прогнозировании для компаний, ориентированных на выживание. Вместе с тем выживание огромного числа современных российских предприятий связано, в первую очередь, с переориентацией производства и приспособлением его к рыночному спросу. Такая переориентация практически невозможна без технологической перестройки, перехода к новым, прогрессивным способам производства товаров. Поэтому специалисты по управлению рекомендуют создание технологических прогнозов даже небольшим предприятиям, не имеющим собственных подразделений НИОКР. Источниками информации для них могут стать публикации в специальной литературе, сведения, предоставляемые поставщиками и крупными клиентами, и т.д.
В целом роль технологического прогнозирования гораздо шире, чем только при подготовке стратегии НИОКР. Результаты технологического прогнозирования влияют на формирование новых взглядов в общем управленческом мышлении, оказывают воздействие на подготовку различных функциональных стратегий фирмы, например стратегии маркетинга.
Традиционная концепция маркетинга предполагает, что фирма адаптируется к уже сформировавшимся потребностям показателя. Вместе с тем, сами потребности покупателей отстают от быстро меняющихся технологий. Многие товары не успевают завершить свой жизненный цикл и вытесняются с рынка под напором субститутов – технологических новинок. Следовательно, фирмы должны уметь предусматривать возможные изменения в технологии; уметь создавать новые потребности у покупателей, чтобы покупатели были готовы к восприятию товаров-новинок.
Технологическое прогнозирование способствует выработке новой концепции маркетинга, заключающейся в подготовке потребителей к будущим изменениям, ознакомлении и обучении потенциальных покупателей новых товаров. Такой подход к воздействию фирмы на свой рынок не означает давление на потребителей и контроль над ними с целью заставить их изменить свои потребности, напротив, он приводит к сохранению существующих потребностей и обогащению их новыми, то есть к увеличению потребностей покупателей.
Как показывает опыт рыночной экономики, технологическое прогнозирование наиболее часто применяется в компьютерной, телекоммуникационной, нефтехимической, транспортной отраслях.
Технологическое прогнозирование широко использует методы, сложившиеся в общем экономическом прогнозировании, особенно:
. метод подготовки сценариев;
. метод Дельфи;
. методы экстраполяции трендов и некоторые другие.
Вместе с тем для технологического прогнозирования характерны некоторые специфические методы, среди них:
. морфологический анализ;
. анализ перекрестного влияния.
Большой популярностью у фирм, занимающихся технологическим прогнозированием, пользуются сценарии. Широко известны сценарии, разработанные для фирм, работающих в отраслях: генной инженерии; системы телекоммуникаций; автомобилестроения; техники и технологии для фармацевтической промышленности; автоматизации домашнего хозяйства и многих других.