double arrow

Взаимодействие семьи и педагогов на время обучения младших школьников


Тесное сотрудничество работников школьного учреждения и родителей начинается с момента поступления ребёнка в школу, а зачастую и намного раньше: на подготовительных занятиях и в субботних школах для будущих первоклассников. Важно изначально правильно определить направление работы с родителями, изучив для себя их основные потребности и проблемы. Индивидуальную работу с папами и мамами учитель проводит регулярно по мере возникновения потребности, а в первом классе тесный контакт педагога с родителями обеспечивает успешное течение адаптации самых юных школьников. Родительское собрание в начальной школе является эффективной фронтальной формой работы с родителями. Возможности таких мероприятий достаточно разносторонние, они позволяют охватывать все современные проблемы подрастающего поколения.
Проблемы малыша-первоклассника известны и заметны всем участникам педагогического воздействия. О школьной дезадаптации много говорят, пишут, этими вопросами активно занимаются психологи, социологи, неврологи. Родительские собрания в начальной школе начинаются с собрания родителей первоклассников. Как правило, такое мероприятие планируется с привлечением школьного психолога, который ознакомит с наиболее часто возникающими проблемами детей 6-7 лет, особенно на фоне влияния новой социальной ситуации. Присутствуют на этих собраниях также и представители администрации, медицинские работники школы. В течение учебного года мероприятия для родителей проводятся с периодичностью не реже одного раза в три месяца. Ориентировочная тематика собраний для родителей первоклассников планируется в зависимости от возрастных проблем учеников:

  • «Школьная дезадаптация и пути преодоления».
  • «Формирование учебной мотивации в условиях семьи».
  • «Роль семьи в преодолении трудностей первоклассников».
  • «Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребёнка».
  • «Проблема наказания: за и против» и другие".

Второй класс знаменуется усложнением условий обучения, увеличением нагрузки, и, возможно, снижением интереса ребёнка к учебной деятельности. Особенно актуально это для тех второклассников, у которых изначально мотивация носила игровой или внешний характер. Работа с семьёй также усложняется: большинство родителей считают, что сложный этап адаптации первоклассника уже пройден, и это позволяет меньше времени уделять сотрудничеству с учебным учреждением. Максимально способствовать возобновлению полноценного контакта семьи и школы будут родительские собрания в начальной школе. 2 класс представляет сложность еще и потому, что начинается оценивание учебных достижений ребенка. Представление родителей об уровне их чада зачастую расходятся с реальными достижениями ученика, что приводит к недоразумениям и конфликтам между педагогом и родителями. Родительское собрание в начальной школе второго года обучения проводится с учётом этих проблем и с периодичностью также не реже одного раза в квартал[18].

Тематика определяется текущими проблемами с обязательным дополнительным планированием повышения уровня педагогической и психологической грамотности пап и мам учащихся. Работа на родительских собраниях не должна сводиться к разбору поведенческих проблем и успеваемости класса, соответственно, и темы родительских собраний в начальной школе, конкретно во втором классе, допустимы следующие:

  • «Требования к оцениванию учебных достижений учащихся второго класса».
  • «Семья и школа: пути взаимодействия».
  • «Воспитание ребёнка в условиях современной семьи».
  • «Помощь ребёнку в выполнении домашних заданий».
  • «Детская агрессия: проявления и последствия» и другие.

С переходом ребёнка в третий класс продолжается организованная обучающая и воспитательная деятельность с учеником, а также регулярно проводятся родительские собрания в начальной школе. Третьеклассники уже достаточно адаптированы в школьном социуме, усвоили правила школьной жизни, определили своё место в коллективе одноклассников, приняли систему требований и стиль преподавания учителя. Основное направление работы с родителями воспитательное, систематическое проведение собраний является обязательным компонентом работы педагога с классом. Психологические особенности ученика третьего класса несколько отличаются от особенностей второклассника. Ознакомить пап и мам с психологией детей 9-летнего возраста помогут родительские собрания в начальной школе. 3 класс начинается с родительского собрания именно по этой теме [19].

Ученик приближается к подростковому возрасту, соответственно папам и мамам необходимо заранее знать и понимать, что отличает современного подростка, как правильно подходить к его воспитанию и обучению. Ориентировочно можно планировать следующие направления работы с родителями на собраниях:

  • «Принципы семейного воспитания».
  • «Умение учиться в начальной школе - залог успеваемости в старших классах».
  • «Физиология младшего школьника».
  • «Принципы патриотического воспитания в семье» и другие.

Четвёртый класс считается сложным периодом ввиду подготовки детей к переходу в среднее звено обучения. Родительское собрание в начальной школе в последний год обучения считается особенно важным составляющим элементом школьной жизни. Возникает ряд серьёзных вопросов, требующих совместного с родителями решения. Одному учителю сложно учитывать все особенности подготовки к переходному периоду, взаимодействие в этих вопросах школы и семьи способствует более качественному переходу детей из одного звена в другое. Осуществляют связь семьи и школы педагоги, планируя и регулярно проводя родительские собрания в начальной школе. 4 класс является сложным этапом не только из-за перехода с одной ступени образования на другую. Десятилетний возраст – это начало вступления в переходный период, ребёнок входит в подростковый возраст, меняющий в корне и мировоззрение, и поведение.
Педагоги и психологи школ, как правило, особенное внимание уделяют выбору направлений работы с папами и мамами учащихся 4 классов. В последний год работы с классом учитель максимум усилий прилагает к сотрудничеству с семьями и преподавателями средней школы с целью упрощения переходного периода в пятом классе. Основной формой работы продолжает оставаться родительское собрание. В начальной школе рекомендовано планировать темы собраний, ориентируясь на возрастную специфику учеников. Поэтому в 4 классе такие мероприятия могут быть проведены с учётом следующих направлений:

  • «Особенности обучения в выпускном классе».
  • «Умение жить в мире людей».
  • «Как уберечь подростка от насилия».
  • «Правила подготовки к переводным экзаменам».
  • «Ознакомление с педагогами среднего звена» и др.

Список литературы:

1. Абрамова Р.И. Роль родительского актива в организации внеурочной работы //Начальная школа. - 1969.-№5.-С.8.

2. Адамова А.Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода // Вестник Российской Академии образования. - 2015. - №1(39). - С.27.

3. Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. -2015.- №4.С.11-25.

4. Байбородова Л.Д., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1997.-441с.

5. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В. и др. под ред. В.Я. Сластенина. Методика воспитательной работы. М.: Академия.-2014.-345с.

6. Васильева О.Н. Правило взаимности - золотое правило нравственности //Начальная школа. - 2015. - №7.- С. 4-5.

7. Воликова Т.В.Учитель и семья. - М.: просвещение, 1987.

8. Всемирная организация здравоохранения http://www.who.int/ru/

9. Германова Е.А. Духовно - нравственное развитие учащихся требует педагогического внимания // Воспитание школьников. - 2013-№7. - С. 3-11.

10. Гидденс Э. Социология. 2- е изд., пераб. и доп. - М.: Едиториал УРСС, 2015. - 632с.

11. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 2015. -357с.

12. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. М.:ВАКО-2014.-441с.

13. Днепров Э.Д. Мудрость воспитания: Книга для родителей. М.: Педагогика - 1987.-357с.

14. Ильин И.А. Собрание сочинения: в 10 т. Т. 1./ И.А. Ильин. 1904.Переизд.2011.-441с.

15. Каиров И.А., Петров Ф.И. Педагогическая энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия»-1966.-347с.

16. Капралова Г.И. Работа с родителями. М.:1982.-44 с.

17. Капралова Р.М. «Работа классного руководителя с родителями. - М.: просвещение. 1980.-278с.

18. Крупская И.К. Педагогические сочинения. Т 5. М.: АПИ РСФСР. 1959.-421с.

19. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М: АСАДЕМА. 2013.-278с.

20. Кудряшова Е.В. Повышение педагогической культуры родителей в усло­виях общеобразовательной школы: Учебно-методические материалы для студен­тов педагогических вузов / Отв. ред. Л.Н. Нуйкина. - Стерлитамак: Стерлитамак-ский гос. пед. ин-т, 2013. - 88 с.

21. ЛихачевБ.Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. -М.: Прометей, Юрайт, 2015.-441с.

22. Лодкина Т.В. Семейный -социальный педагог; теория и практика. М., Вологда: МГОПУ: ВПГПУ.-1997.-387с.

23. Лопатина А., Скребцова М.. Книга для занятий по духовному воспитанию.- М. АО «Солид».2015.-412с.

24. Луначарский А.В. О народном образовании. М.: АПИ СФСР.1958.-441с.

25. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей: Соч. в 7-ми т. - М.: Правда, 2015.-441с.

26. Макаренко А.С. Лекции о воспитании. М.: СПБ-лань.- 2013.-287с.

27. Меньшиков В.М. Содержание духовно - нравственного воспитания // Сайт слово. - 2011. [Электронный ресурс]. URL: http:// portal - slovo.ru(дата обращения: 18.02.17)

28. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.:Питер, 2015.-158с.

29. Мижериков В.А. Словарь - справочник по педагогике- М.: ТЦ Сфера, 2004.-310с.

30. Миронов К.Г., Ефимов В.Ф.Категории «духовность» и «нравственность» в концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России //Начальная школа. - 2014. -№8.- С. 30-34.

31. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика. - 1984.-387с.

32. Ожегов С.И., Шведова И.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник.-2015.-257с.

33. Ожегов С.И., Шведова И.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений, Российская академия наук.-4-е издание дополненное. М.: Азбуковник, 2014.-405с.

34. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия.-2008.-310с.

35. Педагогическое просвещение // Сайт Академик. [Электронный ресурс]. URL: http: //dic.academic.ru/dic. nsf/ruwiki/6695539 (дата обращения: 20.02.17)

36. Петровский А.В., Ярощевский М.Г. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 2015.-258.

37. Подласый П.И. Педагогика: учебник для студентов высшего учебного заведения. - М.: Просвещение, 2014.-354с.

38. Реброва О.В. Приобщение современных школьников к проблеме духовных поисков человека //Начальная школа. - 2015.-№6.-С.27-28.

39. Рожков М.Т., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М.:Владос.- 2014.-314с.

40. Роботова А.С. Духовно - нравственное воспитание детей в семье /Материалы покровских чтений «Пути и основы духовно -нравственного возрастания семьи»/СПБ,2009.-210с.

41. Сергеева В.П., Никитина Э.К., Недвецкая М. Методика воспитательной работы. М.: Академия.-2013.-334с.

42. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. [под. ред. В. С. Собкина]. Подросток: нормы, риски, девиации - М.: Центр социологии образования РАО, 2015. - 359 с.

43. Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток 90-х: движение в зону риска, аналитический доклад. - М.: ЮНЕСКО, 2015 - 120 с.

44. Скударева Г.Н., Шишилова Г.Г. Новые возможности активизации взаимодействия родителей и школы. //Начальная школа. -2014-№8. - С.25-29.

45. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., ШияновЕ.Н.Педагогика. М.:Просвещение.2007.-278с.

46. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика. 1954.-410с.

47. Стефановская Т.А. Функции и основные направления деятельности. Классный руководитель. - М.: «Академия», 2000.-341с.

48. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.:Просвещение.,1987.-278с.

49. Тишина Е.В..Как организовать работу с родителями //Начальная школа. - 2015-№4. - С.65-66.

50. Урумбасарова Э.А. Проблема нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. Алматы.-1996.-257с.

51. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. -М.: Славянский Дом Книги.- 2014.

52. Фролова Е.Ю. Содержание, формы и методы работы с родителями. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/04/06/soderzhanie-formy-i-metody-raboty-s-roditelyami (дата обращения: 21.02.17).

53. Черноусова Ф.П. «Направления, содержания, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе. М.: центр «педагогический поиск».-2014.-314с.

54. Черствая О.Е. Уклад семейной жизни как объект педагогического исследования.//Вестник ПГПУ, 2011-№1(103)С.15-25.

55. Чечет В. Педагогика семейного воспитания. Минск.-1998.-441с.

56. Щуркова Н.Е. Классный руководитель. М.: педагогическое общество России.-2015.-317с.

57. Яновская М.Г. Воспитание эмоционально - нравственной культуры младшего школьника // Начальная школа. -2015.-№6- С.13-25.

 

[1] Ожегов С.И., Шведова И.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник.-2015.-С.117.

[2] Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика. - 1984.-С.114.

[3] Байбородова Л.Д., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1997.-С.142.

[4] Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.:Просвещение.,1987.-С.25.

[5] Луначарский А.В. О народном образовании. М.: АПИ СФСР.1958.-С.108.

[6] Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 2015.С.117.

[7] Лодкина Т.В. Семейный -социальный педагог; теория и практика. М., Вологда: МГОПУ: ВПГПУ.-1997.-С.154.

[8] Сергеева В.П., Никитина Э.К., Недвецкая М. Методика воспитательной работы. М.: Академия.-2013.-С.114.

[9] Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. М.:ВАКО-2014.-С.147.

[10] Роботова А.С. Духовно - нравственное воспитание детей в семье /Материалы покровских чтений «Пути и основы духовно -нравственного возрастания семьи»/СПБ,2009.-С.103.

[11] Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В. и др. под ред. В.Я. Сластенина. Методика воспитательной работы. М.: Академия.-2014.-С.178.

[12] Рожков М.Т., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М.:Владос.- 2014.-С.117.

[13] Сергеева В.П., Никитина Э.К., Недвецкая М. Методика воспитательной работы. М.: Академия.-2013.-С.153.

[14] Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. М.:ВАКО-2014.-С.125.

[15] Щуркова Н.Е. Классный руководитель. М.: педагогическое общество России.-2015.-С.102.

[16] Черноусова Ф.П. «Направления, содержания, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе. М.: центр «педагогический поиск».-2014.-С.110.

[17] Стефановская Т.А. Функции и основные направления деятельности. Классный руководитель. - М.: «Академия», 2000.-С.114.

[18] Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика. - 1984.-С.154.

[19] Подласый П.И. Педагогика: учебник для студентов высшего учебного заведения. - М.: Просвещение, 2014.-С.109.


Сейчас читают про: