Факторы, влияющие на появление и развитие кризисных процессов на предприятии, делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). К внешним (экзогенным) факторам относятся такие, которые предприятие не имеет возможности заранее спрогнозировать, а потому и повлиять на них. Внутренние (эндогенные) факторы, как правило, зависят от форм, методов и организации деятельности предприятия.
Общая совокупность внешних факторов появления и развития кризиса на предприятии подразделяется на следующие группы: социальные, экономические, политические и научно-технические факторы. В группе социальных факторов появления и развития кризисных процессов наибольшее влияние осуществляют такие отдельные факторы, как: изменение выбора потребителей, снижение спроса на потребительские качества продукции предприятия, негативные демографические тенденции, ухудшение криминогенной ситуации в государстве, снижение культурного уровня населения. Такие процессы, как: рост инфляции, нестабильность системы налогообложения, снижение активности фондового рынка, нестабильность валютного рынка, снижение уровня реальных доходов населения - образуют совокупность экономических факторов, провоцирующих и поддерживающих кризис на предприятии.
Значительное влияние на кризисные трансформации в механизме деятельности предприятий осуществляют политические факторы, проявляющиеся в нестабильности законодательства, общей политической нестабильности в государстве, обострении взаимоотношений между ветвями власти, изменении политического строя. Снижение количества прогрессивных достижений в области науки и активности положительных изменений в технике и технологиях происходит за счет снижения качества сырья, материалов, комплектующих, отсутствия национальной инновационной стратегии, свертывание инновационной деятельности в государстве, наличия на рынке оборудования с низкими эксплуатационными характеристиками, свертывания общегосударственных программ и разработка прогрессивных технологий.
Внутренние факторы, вызывающие развитие кризиса на предприятии, также подразделяются на отдельные группы: ситуационные, т. е ресурсные, маркетинговые и финансовые факторы. Ситуационные факторы вызывают появление кризисных процессов на предприятии: неверно определена миссия предприятия, отрасль деятельности имеет низкий уровень отдачи на вложенный капитал, происходит ухудшение имиджа и традиций фирмы, квалификационный состав персонала фирмы не соответствует сложности выполняемых им работ, происходит снижение доли продукции предприятия на рынке.
Проявление ресурсных факторов кризиса на предприятии происходит в случае: снижения прогрессивности используемых технологий, увеличение продолжительности производственного цикла, увеличение уровня производственных запасов, сокращение оборачиваемости средств. Значительное влияние на эффективность деятельности, соответственно на возможность наступления кризиса на предприятии, осуществляют маркетинговые факторы, проявляющиеся при: отсутствии стратегических целей маркетинга, неудачного выбора сегмента рынка, использования необоснованной товарной политики, неэффективной ценовой политики, неправильной сбытовой политики фирмы. Определяющее воздействие на образование кризисных процессов, а точнее, появлений в высокой вероятности банкротства, осуществляющих финансовые факторы, проявляются в виде: неэффективной структуры баланса предприятия, низкой ликвидности его активов, ухудшение инвестиционной привлекательности предприятия, снижение уровня доходности (рентабельности), увеличение доли привлеченных средств.
Внешние факторы являются неоднородными по источникам происхождения, внутренние факторы характеризуют внутреннюю среду предприятия и возможность эффективной адаптации к условиям окружающей среды.
Внешние (экзогенные) факторы, обуславливающие кризисное финансовое развитие предприятия, разделяют на следующие группы:
общеэкономические факторы
- спад объемов национального дохода;
- рост инфляции;
- уменьшение скорости платежного оборота;
- нестабильность налоговой системы;
- нестабильность регулирующего законодательства;
- снижение уровня реальных доходов населения;
- рост безработицы;
рыночные факторы:
- снижение емкости внутреннего рынка;
- усиление монополизма на рынке;
- существенное снижение спроса;
- рост предложения товаров-субститутов;
- снижение активности фондового рынка;
- нестабильность валютного рынка;
другие факторы:
- политическая нестабильность;
- негативные демографические тенденции;
- стихийные бедствия;
- ухудшение криминальной ситуации.
Внутренние (эндогенные) факторы, обусловливающие кризисное финансовое развитие предприятия, разделяют на:
операционные факторы:
- неэффективен маркетинг;
- неэффективная структура текущих расходов (высокая доля постоянных затрат);
- низкий уровень использования основных средств;
- высокий уровень страховых и сезонных запасов;
- недостаточно дифференцированный ассортимент продукции;
- неэффективный производственный менеджмент
- неэффективный фондовый портфель;
- высокая продолжительность строительно-монтажных работ;
- существенные перерасхода инвестиционных ресурсов;
-недостижение запланированных объемов прибыли по реализованным реальным проектам;
- неэффективный инвестиционный менеджмент.
финансовые факторы:
- неэффективная финансовая стратегия;
- неэффективная структура активов (низкая их ликвидность);
- чрезмерная доля заемного капитала;
- высокая доля краткосрочных источников привлечения кредитов;
- рост дебиторской задолженности;
- высокая стоимость капитала;
- превышение допустимых уровней финансовых рисков;
- неэффективный финансовый менеджмент.
Влияние внешних факторов кризиса имеет преимущественно стратегический характер.
Необходимо отметить, что следствием финансового кризиса могут быть следующие изменения:
- финансовые - связанные с движением и структурой капитала;
- административные - связаны со структурой менеджмента предприятия;
- маркетинговые - связаны с реорганизацией инфраструктуры рынка;
- производственно-технологические - связаны с организацией производственного процесса.
Каждому предприятию присущи специфические темпы развития. Переход от одной стадии к другой может сопровождаться кризисами различного типа, обусловленными влиянием внешних и внутренних факторов. Поэтому для руководителей предприятия выявление возможных проявлений кризисных явлений, определения кризисных факторов могут быть основой для разработки антикризисных мер на каждой фазе жизненного цикла предприятия. На практике, как правило, реализация комплекса антикризисных процедур начинается на стадии упадка, когда предприятие неплатежеспособное и для восстановления его платежеспособности необходимо применить процедуру банкротства.
Последствия финансовых кризисов и кризисных явлений для предприятия целесообразно делить на: финансово-экономические, административно-организационные, ресурсные, рыночные, производственно-технологические и социально-психологические.
Обобщая подходы к сущности и видов финансовых кризисов и кризисных явлений, причин их возникновения и последствий для предприятия, отметим, что целесообразно уделять внимание прогнозированию возможных угроз, диагностике кризисов и кризисных явлений.
Вопросы для самокронтролю
1. В чем заключается сущность финансового кризиса?
2. Каковы причины кризисных ситуаций вы знаете? Приведите при к лады.
3. Перечислите основные признаки кризиса на уровне предприятия, охар а ктеризуйте их.
4. По каким признакам классифицируется кризис предприятия?
5. Перечислите факторы, обусловливающие различные виды кризиса.
6. На какие группы делятся внешние факторы, обусловят й ют кризисное развитие предприятия?
7. На какие группы делятся внутренние факторы, Зумой в ляют кризисное развитие предприятия?
8. Какие последствия несет кризис?
9. Какая существует взаимосвязь кризисных явлений?
10. Какие факторы влияют на экономическую ситуацию?
11. Какие особенности развития кризисных явлений?
12. Какие особенности теории цикличности и проявления кризисных явлений в социально-экономических системах?
13. Финансовый кризис. Основные симтомы кризиса.
14. Кризис сбыта. Основные симптомы.
15. Орг а ганизационных кризис. Основные симптомы.
16. Кризис персонала. Основные симптомы.
17. Производственный кризис. Основные симптомы.
18. Стратегический кризис предприятия.






