Структура и содержание курсового проекта. 2. Выбор темы и предпроектный анализ курсового проекта 5

Содержание

 

1. Общие положения…………………………………………………….4

2. Выбор темы и предпроектный анализ курсового проекта…………5

3. Структура и содержание курсового проекта……………………….6

4. Технические требования к курсовому проекту……………………11

5. Защита курсового проекта и критерии его оценки………….…….12

6. Рекомендуемая литература и список примерных тем ……………14

Приложения…………………………………………………..…………….16

 

Общие положения

 

В методических рекомендациях представлены требования к написанию и оформлению курсовой работы №2, которая должна быть выполнена в форме проекта и основываться на знаниях, полученных в рамках дисциплины «Управление проектами»

 

Цель курсового проекта – способствовать формированию у студентов навыков проектирования в процессе разработки авторского учебного проекта по избранной теме, связанной с управленческим профилем обучения. Задачи:

· овладение методами научных исследований;

· углублённое изучение проектной деятельности на примере конкретных культурных индустрий;

· развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой работы и самоменеджмента.

Планируемые результаты подготовки курсового проекта представлены в Табл. 1.

Таблица 1

Формируемые компетенции и планируемые результаты

 

Код и формулировка компетенции Показатели компетенции
Способность использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально-значимые явления и процессы (ОПК-4) Способность разрабатывать и реализовывать проекты различного типа в образовательных организациях и культурно-просветительских учрждениях, в социально- педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, масс-медийной и коммуникативной сферах (ПК-9)   знать: основные элементы понятийно-категориального аппарата проектного исследования; технологии разработки и управления проектами  
уметь: выбрать тему курсового проекта и обосновать ее актуальность; определить объект, предмет, цель проектирования; осуществить предпроектное исследование, основанное на анализе профильной научной литературы и иных источников (нормативные документы, официальный сайт и другая рабочая документация, форумы и др.), связанных с деятельностью организационной базы проекта  
владеть навыкамиразработки концепцию проекта и реализации их на практике; оформления текста в соответствии с требованиями к структуре, содержанию и техническому оформлению проекта; публичной защиты курсовой проекта в установленные сроки

Методической основой курсового проектирования является содержание учебной дисциплины «Управление проектами». Освоение лекционного материла должно сопровождаться знакомством с различными теоретическими и прикладными источниками, отражающими технологии разработки и управления проектами. При изучении научной литературы студент должен ознакомиться с различными версиями структуризации проектного цикла, основными аспектами систематизации проектной деятельности и проектного менеджмента. Итогом изучения учебной дисциплины «Управление проектами» должна стать логически выстроенная система знаний в области project management.

План-графикподготовки курсовой работы представлен в Табл. 2

Таблица 2

План-график

Этап Название этапа Вид(ы) деятельности Сроки выполнения
1. Выбор темы и эмпирической базы, осуществление предпроектного анализа Сбор информации с помощью теоретических и эмпирических методов, выявление научных и практических проблем, требующих проектных решений 2 недели
2. Разработка концепции проекта Постановка цели и задач проекта, методов его осуществления, оценка необходимых ресурсов и возможных рисков. 2 недели
3. Реализация проекта Осуществление намеченных действий 2 недели
4. Защита курсового проекта Оформление текста курсового проекта, подготовка доклада и презентации 2 недели

 

 

2. Выбор темы и предпроектный анализ проекта

 

Выбор темы проекта осуществляется студентом самостоятельно, но с учетом следующих ограничений:

· тема проекта должна соответствовать профилю управленческой специальности;

· тема курсового проекта должна быть увязана с темой будущей выпускной квалификационной работы (курсовой проект может входить в выпускную квалификационную работу в качестве авторских рекомендаций по результатам исследования);

· тема проекта должна быть актуальной и целесообразной для организационной базы проекта;

· проект должен способствовать достижению стратегических приоритетов учреждений культуры.

Организационная (эмпирическая) база проекта – это учреждение, в рамках которого и для которого будет разработан учебный проект. Выбор организационной базы осуществляется студентом самостоятельно с учетом мест прохождения практики, места профессиональной деятельности или организации, в рамках которой будет осуществляться производственная (преддипломная) практика выпускника.

Уточнение темы является конечным результатом предпроектного анализа проекта. Список примерных тем курсовых проектов см. далее: пункт 6.

Предпроектный анализ – обязательный этап проектной деятельности. Предпроектный анализ подчинен индуктивной логике: от частного к общему. Отталкиваясь от частных проблем и потребностей, выявленных на примере конкретного учреждения культуры, необходимо выделить и обобщить управленческую проблему, характерную для учреждений рассматриваемого типа. Предпроектный анализ осуществляется на основе теоретических (научная литература) и эмпирических источников и предполагает:

· анализ основных понятий и управленческих процессов, заявленных в теме, объекте, предмете проектирования;

· анализ текущего состояния организационной базы проекта (предприятия в целом или его структурного подразделения) с применением методов экономического, статистического, маркетингового анализа;

· построение «дерева целей» в отношении организационной базы проекта;

· выбор конкретной проблемы, выявление причин сложившейся ситуации и разработка альтернативных способов ее решения в рамках предлагаемого проекта;

· выявление и характеристика целевых групп проекта;

· авторизация проекта – получение формального разрешения от руководства организации на разработку проекта.

· выбор темы и обоснование актуальности проекта.

Результаты предпроектного анализа должны быть отражены в тексте проекта в соответствующем структурном разделе проекта (см. далее).

 

Структура и содержание курсового проекта

 

Курсовой проект должен иметь следующую структуру:

· титульный лист;

· оглавление;

· введение;

· основная часть;

· заключение;

· список литературы;

· приложения.

Титульный лист оформляется по установленному образцу (см.: Приложение 1). Он должен содержать названия учебного заведения, факультета, выпускающей кафедры; фамилию и инициалы зав. кафедры; тему курсового проекта, профиль подготовки; ученую степень, должность, фамилию и инициалы научного руководителя; фамилию и инициалы студента, номер группы, графу «оценка», а также место и год написания курсового проекта.

На титульном листе обязательно ставятся подписи руководителя, обучающегося и заведующего кафедрой.

После титульного листа следует оглавление, содержащее названия разделов курсового проекта и соответствующие им страницы. Варианты типового оглавления и его оформления см.: Приложение 2.

Во введении следует обозначить:

· актуальность выбранной темы на уровне объекта, предмета, цели проектной деятельности (не путать с обоснованием актуальности самого проекта для конкретной организации);

· степень изученности данной предметной области в науке и представленность в нормативно-правовой базе;

· исследовательскую проблему, объект и предмет курсового проекта;

· цель и задачи проекта;

· теоретические и эмпирические методы (в том числе методы проектирования и моделирования, экономические, статистические, опросные и др.), используемые при разработке проекта;

· эмпирическую базу проекта;

· практическую значимость проекта;

· описание структуры курсового проекта.

Все указанные структурные элементы введения должны быть выделены в тексте жирным шрифтом.

Объектом курсового проекта являются управленческие процессы, деятельность различных типов учреждений культуры; в предмете должны отражаться характеристики управленческих процессов в учреждениях культуры [1].

Цель курсового проектирования носит прикладной характер и связана с разработкой и обоснованием проекта в соответствии с выбранной темой и сформулированной проблемой.

Задачи курсового проектирования (обязательно нумеруются!) обычно соответствуют основным этапам жизненного цикла проекта, но эти этапы в формулировке задач могут быть объединены:

1. Предпроектный анализ и формулировка концепции проекта.

2. Мобилизация ресурсов и реализация проекта.

3. Мониторинг проекта.

В формулировке задач надо обозначать название проекта и базу его реализации. Оптимально наличие 3-4 задач. Общий объем введения – 2-4 стр.

Основная часть проекта должна раскрывать и обосновывать выше обозначенные задачи в следующем объеме:

1. Предпроектный анализ (если – это один параграф, то не менее 6 стр. текста, а если этому посвящена вся Глава 1, то около 15-20 стр.; см. Приложение 2) должен содержать пункты указанные выше: определение ключевых понятий (обязательно ссылки на источники, в том числе нормативные акты), анализ текущего состояния организационной базы проекта, построение «дерева целей», выбор цели для решения конкретной проблемы в рамках проекта и др..

В зависимости от темы проекта и объекта проектирования при идентификации проблемы должны быть использованы различные методы и виды теоретического (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, проектирование) и эмпирического анализа (анализ документов, экономический, статистический, маркетинговый анализ, SWOT-анализ, опросные методы, методы математической и графической обработки результатов и др.). Предпроектный анализ кроме текстового описания, подкрепленного ссылками на источники, должен содержать статистический материал по исследуемой проблеме, представленный в табличной форме, графиках, диаграммах, схемах[2]. Основная задача предпроектного анализа – доказать необходимость и актуальность разрабатываемого проекта.

2. Формулировка концепции раскрывает стратегический замысел проекта, его основные приоритеты. Второй этап жизненного цикла проекта представлен двумя содержательными элементами:

2.1. Разработка стратегического замысла проекта.

2.2. Разработка целевой структуры проекта.

(указанные позиции в тексте проекта не нумеруются)

Разработка стратегического замысла проекта. Данная позиция описывает основные стратегические приоритеты проекта. Кроме текстового описания стратегический замысел проекта должен быть представлен двумя итоговыми документами: «Устав проекта» и «План управления проектом», которые должны быть размещены в Приложении, а в основном тексте описано их содержание связным текстом.

Устав проекта включает в себя название проекта, его инициаторов, обоснование бизнес-потребностей для инициации проекта, цель и задачи проекта, результаты проекта, продукты проекта, окружение, ограничения, временные рамки, целевые показатели и критерии успешности проекта, его суммарный бюджет.

План управления проектом – сводный документ, кратко описывающий основные подсистемы проекта (план управления временем, план управления стоимостью, план управления персоналом, план управления рисками).

Разработка целевой структуры проекта. Графическая модель «Дерево целей» должна сопровождаться текстовым описанием.

3. Мобилизация ресурсов. Анализ ресурсного обеспечения проекта включает выполнение следующих позиций:

3.1. Характеристика типов ресурсов.

3.2. Анализ ресурсов с точки зрения их наличия и способов перевода потенциальных ресурсов в актуальные.

3.3. Соотнесение ресурсов с основными субъектами-кооперантами.

3.4. Разработка коммуникационных структур проекта.

(указанные позиции в тексте проекта не нумеруются)

Анализ ресурсного обеспечения оформляется в табличной или графической форме с обязательными текстовыми комментариями.

4. Реализация проекта. Этот раздел должен описывать основные институциональные подсистемы проекта:

4.1. Управление командой.

4.2. Организационное моделирование проекта.

4.3. Управление временем.

4.4. Управление стоимостью.

4.5. Управление рисками.

(указанные позиции в тексте проекта не нумеруются)

4.1. Управление командой описывает процессы формирования и развития команды проекта. В данной позиции должны быть представлены и обоснованы состав и характеристика команды управления проектом, руководитель проекта, штатно-должностное расписание команды, матрица ответственности, план управления персоналом (методы набора команды и критерии освобождения человеческих ресурсов, расписание с набором рабочих заданий для каждого исполнителя, потребность в обучении и план повышения квалификации членов команды, система поощрения и мотивации, вопросы безопасности).

4.2. Организационное моделирование проекта содержит обоснование выбора типа организационной структуры проекта, принципы ее построения, схему организационной структуры, ее описание, модель управления проектом с характеристикой административных и технологических связей между членами команды.

4.3. Управление временем описывает определение работ, определение последовательности работ, оценку продолжительности работ, а также включает разработку расписания проекта и календарного плана мероприятий. Календарный план должен быть представлен в таблице и помещен в Приложение, но в тексте его надо кратко описать.

При планировании деятельности дается характеристика критического пути проекта, резервов времени, методов сжатия и выравнивания ресурсов, разрабатывается диаграмма контрольных точек проекта, рассчитывается и обосновывается общая продолжительность проекта.

4.4. Управление стоимостью. Данный раздел предполагает выбор метода стоимостной оценки ресурсов, проведение стоимостного анализа, разработку сметы и бюджета проекта, его обоснование.

4.5. Управление рисками. Технология управления рисками включает идентификацию рисков (выходной документ – реестр рисков проекта), идентификацию и оценку видов ущерба, качественный анализ рисков (выходной документ – список проранжированных рисков с оценкой величины рисков), АВС-анализ, построение матрицы распределения рисков, количественный анализ рисков (построение «дерева решений», PERT-анализ, анализ чувствительности), выбор стратегии и методов реагирования на риски, их обоснование; план реагирования на риски с комплексом мероприятий по минимизации рисков их стоимости. Итоговый документ – план управления рисками.

5. Мониторинг проекта. В данном разделе описывается технология оценочной процедуры (субъекты, критерии, методы) предварительной экспертизы проекта, срединной оценки и итоговой оценки эффективности проекта. Дается экономическая оценка эффективности проекта, описываются экономические и социальные последствия (значимость) проекта.

В тексте проекта, особенно его первой главе, должно быть много ссылок на источники информации. В работе используются только внутритекстовые ссылки. При оформлении ссылки в тексте указываемый номер источника из списка заключается в квадратные скобки, при необходимости указывая номер страницы издания. Примеры: [1], [13, с. 21], [1; 3; 25], [6, с. 13-58]. Подробнее о правилах оформления ссылок см.: «Положение об оформлении всех видов учебных и аттестационных работ ЕАСИ. Екатеринбург, 2016» (пункт 9).

В Заключении (объем 1-3 стр.) раскрывается краткое содержание проекта в соответствии с задачами, сформулированными во введении, в том числе определяется тип разработанного проекта (по всем основаниям классификации проектов), представляется его резюме (включая место и время проведения, количество участников и т.д.), его продукты и результаты, подчеркивается практическая значимость проекта,

Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.0.5-2008 «Библиографическая запись. Библиографическое описание» (Примеры библиографического описания источников см.: Приложение 5). Все литературные и электронные источники должны быть расположены в алфавитном порядке и последовательно пронумерованы. Список литературы может содержать литературу по управлению проектами, а также источники, отражающие характеристики объекта проектирования[3]. Всего не менее 20 источников, изученных автором, цитируемых или упомянутых по тексту работы.

Общий объем курсового проекта без учета списка литературы и приложений должен составлять 35 стр.

Приложения помещаются после списка литературы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, иметь порядковый номер и название. Приложения должны иметь общую с другими разделами курсового проекта сквозную нумерацию страниц. На все документы, представленные в приложениях, в основной части работы должны быть ссылки, для этого в тексте пишут: «….см.: Приложение 1».

В приложениях размещаются график Ганта, сетевой график и другие объемные (более 1,5 стр.) таблицы и рисунки. Приложения могут содержать информацию об организационной базе проекта, внутренние регламенты, отчетность, а также документы разного рода – экспертные отзывы, фото, скриншоты, сканы благодарностей и т.д.

В целом, изложение текста работы ведется от третьего лица научным языком, используя безличные конструкции или обороты от третьего лица, например: «автор работы считает, что…», «данный вывод сделан на основании…» и т.д.

В тексте должны применяться научные термины, обозначения и определения, установленные требованиями стандартов профессиональной деятельности, а при их отсутствии – общепринятые в научной литературе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: