Структура, роль и функции парламентского лидерства

Вопрос о структуре лидерских, рациональных, эмоциональных, рационально-эмоциональных отношений между субъектом лидерства и депутатами, избирателями, народными массами, государственными и общественными институтами имеет важное значение не только с точки зрения теоретического анализа феномена парламентского лидерства, но и в научно-прикладном плане, поскольку преимущественно на этих знаниях базируются конкретные исследования общественно-психологических процессов, связанных с формированием и функционированием данного явления.

В парламентском лидерстве структура лидерских отношений характеризуется социально-психологической доминантой, что, собственно, и позволяет говорить о нем как о первенстве в политической конкуренции, достижение которого основано на неформальных властных зависимостях политического характера. Административный срез в этих отношениях, отражающий наличие в них определенных формализованных силовых факторов, связан не только с утверждением определенных норм и правил во взаимоотношениях лидера с массами, но и возможным применением принудительного воздействия.

К структуре парламентского лидерства относятся факторы зрелости субъекта и объекта лидерства, объективные и субъективные обстоятельства, формирующие на сознательном и подсознательном уровне потребность в установлении отношений руководства и подчинения. Сюда же следует отнести прямые и опосредованные политико-психологические отношения между субъектом и объектом парламентского лидерства, наличие системы коммуникации – прямого или опосредованного обмена информацией.

Применительно к сфере парламентской деятельности взаимосвязь лидерства и руководства проявляется в том, что оба являются содержательными характеристиками процесса реализации субъектом парламентской деятельности своих властных полномочий. В отечественной и зарубежной науке не случайно очень много внимания уделяется раскрытию сущности руководства как формального лидерства и лидерства как неформального руководства. Таким образом, авторитет и руководство – категории, характеризующие статическую и динамическую модели лидерства в Государственной Думе РФ.

В структуру парламентского лидерства входит и политическое поведение. Под политическим поведением мы понимаем целенаправленные действия политического характера, субъекты которых приписывают им определенное ценностное значение и на основе этого значения соотносят их с окружающей действительностью. Несмотря на многообразие целей и форм политическою поведения, оно обладает доступными эмпирическому наблюдению относительно устойчивыми характеристиками, которые раскрывают направленность и интенсивность поддержки или отвержения действий лидера.

Особенность субъектной структуры парламентского лидерства заключена в том, что лидерство может носить не только индивидуальный, но и групповой характер. Действия коллективных структур в массовом сознании воспринимаются как деятельность некоего целостного политического института, не носящего яркого персонифицированного выражения.

Поскольку в структуру парламентского лидерства входит парламентская деятельность, следует обратить внимание на четыре типа политического действия по отношению к парламентскому лидеру.

1. Целерациональное поведение

Оно возникает в тех случаях, когда действия в поддержку парламентского лидера базируются на понимании тех выгод, которые принесет деятельность парламентария по достижении им политического первенства. В основе этой поддержки лежат: анализ социально-политической и психологической ситуации; просчет возможных вариантов, связанных с лидерством других политиков; оценка последствий успеха или

неуспеха деятельности тех или иных парламентариев (критерием рациональности является выгода, достижение успеха).

2. Ценностнообоснованное поведение

Поддержка парламентского лидера основывается на сознательной вере в идеологическую, религиозную, этическую или иную ценность определенного поведения, независимо от того, насколько оно связано с достижением успеха. Ценностнообоснованная поддержка парламентского лидера массами строится на основе соблюдения людьми определенных заповедей, норм, ценностей, доминирующих в массовом сознании и принятых ими. То есть цель действия (поддержка политика) и само это действие со стороны масс совпадают, побочные следствия не принимаются в расчет.

3. Эмоционально-аффективное поведение

Поддержка парламентского лидера основывается на чувственно-эмоциональных переживаниях, связанных с его личностными качествами, взглядами и поступками.

4. Традиционное поведение

Оно возникает тогда, когда поддержка парламентского лидера основывается на традициях, привычках, утвердившихся в политической жизни общества или у определенной его части.

Таким образом, парламентский лидер – это такой политик, который в определенных социальных общностях обладает наибольшей легитимностью, способностью создавать массовую базу поддержки своим действиям и формировать по отношению к ней позитивное сознание масс.

В массовом политическом сознании отражаются все наиболее важные текущие события политической жизни. При этом та часть социально-психологического отражения политической жизни, которая непосредственно связана с конкретным парламентским лидером, собственно, и составляет основу социально-психологического «среза» лидерских отношений. Она, конечно, не является неким слепком в массовом сознании действий или взглядов парламентского лидера, а представляет собой отражение того отношения, в каком этот лидер отвечает потребностям, интересам, ожиданиям, мотивам деятельности тех или иных социальных групп. По своей социально-психологической форме эта реакция на поведение и деятельность парламентского лидера в массовом сознании может быть:

– когнитивно-рациональной, то есть может представлять собой определенные знания, сведения, анализ взглядов и действий парламентского лидера, Ее индикатор – соответствие поступков лидера интересам, потребностям, ожиданиям той или иной социальной группы;

– аксиолого-оценочной, представляющей собой отношение в форме оценок, мнений, суждений, выводов о взглядах и действиях парламентского лидера;

– эмоционально-чувственной – как эмоциональная реакция в форме переживаний, настроений, чувств по поводу взглядов и действий парламентского лидера (например, чувственно-эмоциональное восприятие политической действительности);

– регулятивно-волевой – как результат активного отражения в массовом сознании взглядов и действий парламентского лидера и готовности масс поддерживать их (или противодействовать им).

По тому, какие из этих компонентов доминируют в массовом сознании различных социальных групп, общества в целом, какую направленность и интенсивность имеют эти доминанты, по отношению к взглядам и действиям лидера, можно судить:

– об общем характере массовой поддержки парламентского лидера;

– о структуре и стратификации этой поддержки;

– об устойчивости конкретного парламентского лидерства.

На различных этапах развития парламентского лидерства композиционность форм социально-психологического отражения этого процесса в массовом сознании различна. На этапе завоевания парламентского первенства общественность более склонна оценивать действия лидера чувственно-эмоциональным образом. Причем интенсивность именно такого отражения может регулироваться особенностями специализированного массового сознания.

К примеру, рост авторитаризма, этноцентризма ир-рационализирует массовое сознание и поведение. Отношение масс к лидеру в этом случае формируется преимущественно в эмоционально-волевой плоскости. Рациональные знания, анализ взглядов и поведении лидера в этом случае не играют решающего значения. Более того, попытка такого анализа может быть расценена как прямое покушение на «достоинство» парламентского лидера, «оскорбление чести» тех, кто поддерживает его действия. В этих условиях массовое политическое поведение в большей степени детерминировано инстинктами, предрассудками и т. д., нежели расчетом и анализом.

Таким образом, политическая психология является мощным фактором не только формирования и развития конкретного парламентского лидерства, но и общего хода политического процесса. Именно поэтому деятельность того или иного парламентского лидера всегда может быть подвергнута прогнозу и оценена с точки зрения связей и корреляции доминирующих политико-психологических типов ориентации, установок.

Современный парламентский лидер обладает особым менталитетом, характером и типом поведения, которые в ряде случаев обусловлены не сформулированными явно и не вполне осознаваемыми в обществе коллективными психологическими установками. Психологические характеристики: особая воля, энергичность, деловитость, в определенной мере жесткость, патриотизм и социальная ангажированность, ораторское мастерство – отражают и выражают природу, внутреннюю сущность парламентского лидерства, его качественные особенности.

Социально-психологические функции парламентского лидерства трудно охарактеризовать без учета того, что обеспечивает функционирование данного феномена. И здесь в первую очередь следует выделить такие специфические функции, как:

– целеполагающе-законотворческая функция не случайно определена как основная, поскольку формирование общественных целей и их реализация путем законотворческой деятельности, политического воздействия на все компоненты общественной системы является главной особенностью данного явления в контексте современного управления обществом;

– компенсаторная функция – не менее важная составляющая парламентского лидерства. Сам факт

существования парламентского лидерства обусловлен не только выполнением определенных социально-политических функций в деятельности общественной системы в целом, но и выполнением некой компенсаторной роли, которая во многом опосредована представительной функцией парламента. О потребности населения в лидере, руководителе как ключевом факторе развития группового лидерства говорят многие исследователи. Такое объяснение мотивации массового политического поведения является традиционным для психоаналитической школы. Однако, говоря о компенсаторной функции парламентского лидерства, мы имеем в виду не компенсацию неких заложенных в детстве потребностей в лидере, а то, что сама личность лидера и проводимая им политика выступают неким «снятием» в массовом сознании противоречия между стремлением людей изменить, улучшить свои жизненные условия, и возможностями, предоставленными для этого политической системой государства, парламентом;

– мировоззренческая функция прежде всего связана со спецификой воздействия парламентского лидера на массовое сознание. Лидер для обеспечения массовой базы поддержки своих действий стремится сформировать у людей такие политические представления и взгляды, которые бы не только коррелировались с позитивной оценкой населением его действий, но и направляли определенным образом политическое поведение масс (поддержка на выборах, участие в массовых акциях и т. д.);

– регулятивная функция проявляет себя посредством взаимодействия с мировоззренческой функцией парламентского лидерства. Как уже отмечалось, регуляция массового поведения может осуществляться не только на основе прямого административного воздействия, но и на базе социально-психологического влияния. Не только на основе правовых норм, правил, а также на основе применения определенных административных санкций, на базе неписаных, но общепринятых в данном обществе или социальных группах политических норм;

– коммуникативная функция парламентского лидерства прежде всего способствует массовому общению людей, совместному их действию не только в рамках парламента, определенных политических организаций (партий, общественно-политических организаций, парламентских фракций и т. д.), но и в различных неформальных видах общения;

– и наконец, интегрирующая функция парламентского лидерства может рассматриваться как на уровне общества в целом, так и на уровне тех общественно-политических групп, в границах которых оно проявляется. В любом случае парламентское лидерство является фактором, укрепляющим и поддерживающим определенную политическую общность людей (на базе общности их политических взглядов, интересов, ценностей и т. д.). Наряду с этим парламентское лидерство может играть и дезинтегрирующую роль по отношению к другим политическим общностям.

Социально-психологические функции парламентского лидерства во многом совпадают с функциями лидера, но далеко не тождественны им. Социальные функции парламентского лидерства характеризуют специфику этого явления как подсистемы всего общества, в то время как функции лидера отражают главным образом его особенности как компонента той функционально-целевой системы, каковой является само парламентское лидерство.

К числу специфических социально-психологических функций парламентского лидера можно отнести социально-преобразующую и социально-мобилизующую функции. Эти функции отражают специфику самой парламентской практики лидера, которую можно рассматривать в двух аспектах: как деятельность, связанную с преобразованием социально-политической среды, и как деятельность, направлению на завоевание своего места среди других властвующих субъектов, а также на усиление влияния среди членов общества. Для выполнения этой функции требуется осуществление определенных мобилизационных шагов, интеллектуальных (изучение ситуации с точки зрения интересов политических общностей, формирования концепции решения проблемы) и ресурсных (мобилизация в руках политика необходимых материальных человеческих, информационных, организационных, финансовых ресурсов);

Ключевое значение в этом процессе играет соотношение технологии и стратегии лидерства, каждая из которых представляет собой определенную последовательность действий для достижения намеченных результатов. Искусство политической деятельности парламентского лидера определяется способностью найти такой вариант соотношения тактики и стратегии, при котором эффективное решение социально политических проблем сочетается с повышением статуса и ростом его влияния в политической жизни общества.

В числе функций, осуществляемых парламентским лидером, следует назвать и такие, как:

– аналитическая: изучение, обобщение и осмысление информации о состоянии массового сознания, оценка деятельности всех ветвей власти отдельных организаций, территорий;

– прогностическая: прогнозирование развития политических процессов в стране и парламенте, особенностей деятельности и возможных результатов (в том числе и отрицательно влияющих на общее состояние дел в данной сфере деятельности) отдельных акций, работы, поведения депутатов;

– информативная, которая носит характер обратной связи: обеспечение субъектов и объектов политической деятельности информацией об их взаимодействии об общественном мнении, общественных настроениях, отношениях к конкретным действиям, поступкам, акциям;

– консультативная: оказание помощи субъектам политической деятельности, депутатским группам и отдельным депутатам по совершенствованию их деятельности, консультирование в системе отношений «депутат – избиратель».

Психологические характеристики субъекта парламентского лидерства

Личность парламентского лидера является сложнейшим многомерным образованием и состоит из множества различных взаимосвязанных структурных элементов. Об этом со всей убедительностью свидетельствуют данные многолетнего включенного наблюдения, контент-анализа выступлений парламентских лидеров, результаты социально-психологических опросов и др. исследования поведения лидеров Государственной Думы. На основе результата анализа лидеров Государственной Думы второго созыва можно составить определенную типологию лидеров российского парламента.

При рассмотрении психологических портретов парламентских лидеров прежде всего учитывались следующие составляющие:

1) возрастные характеристики;

2) биографические данные, образовательные характеристики, достижение парламентским лидером своего «акме»;

3) психологические характеристики среды формирования личностных качеств парламентских лидеров, характеристика родительской среды;

4) характеристика семейной среды парламентских лидеров;

5) индивидуально-психологические характеристики, особенности высшей нервной деятельности, стиль руководства парламентских лидеров;

6) мотивация деятельности парламентских лидеров;

7) самостоятельность принятия политических решений парламентскими лидерами;

8) активность в парламенте, психологические методы воздействия на аудиторию;

9) взаимовлияние парламентских лидеров и возглавляемых ими депутатских объединений.

В целом каждый парламентский лидер обладает специфическими чертами характера, особыми приемами руководства и воздействия на массы, владеет нестандартными способами достижения поставленных целей и другими психологическими особенностями. Теоретический анализ и эмпирические данные исследования свидетельствуют о том, что в большинстве своем парламентские лидеры – личности сильные, обладают особым менталитетом, необходимыми для парламентской деятельности качествами, способностями и умениями. Для осуществления парламентской деятельности лидеру необходимо иметь сформированные политические качества организатора, аналитика, законодателя, прогнозиста, идеолога, оратора. Среди психологических характеристик основными являются волевые качества, коммуникабельность, стрессоустойчивость, самообладание, быстрая реакция, адаптивность и др.

Личностные и профессиональные характеристики субъекта влияют на результативность парламентского лидерства. Объективную детерминацию парламентского лидерства характеризует степень проявления властных полномочий парламентского лидера, которые обусловлены его статусом, уровнем легитимности, сферой и масштабом деятельности.

Субъективная детерминация парламентского лидерства характеризуется комплексом индивидуально-психологических особенностей, качеств, способностей его представителя, в том числе стратегией его развития, профессиональным опытом, жизненной позицией.

Проведенный анализ-исследование свидетельствует о том, что парламентские лидеры относятся к типу сильных и очень сильных личностей. В большинстве своем они обладают повышенной чувствительностью, быстротой реакции, высокой адаптивностью, эмоционально-рациональным поведением. Лидеры обладают особым менталитетом, необходимыми для парламентской деятельности качествами, способностями и умениями.

Немаловажными факторами, характеризующими парламентского лидера, являются его мировоззрение, ораторское мастерство, стиль поведения. Действия большинства парламентских лидеров во многом определяют их ближайшее окружение, которое руководствуется целенаправленным, ценностно-обоснованным, эмоционально-аффектным или традиционным поведением.

Наиболее широко применяемой классификацией типов лидеров является выделение «авторитарного» и «демократического» стилей. Данная классификация дает возможность охарактеризовать наиболее типичный в настоящее время в Государственной Думе РФ стиль руководства.

Исследование выявило, что с позиций классификации лидеров, предложенной К. Ясперсом, парламентские лидеры либо подпадают сразу под два признака (лидер – выразитель ситуации и лидер-демагог), либо вообще не вписываются в эту систему.

В то же время классификация стиля поведения, предложенная Г. Лассуэллом, показывает ситуатив-ность поведения всех нынешних парламентских лидеров, «специализирующихся», эксплуатирующих. Вступление в эпоху рыночных отношений коренным образом изменило принципы организации управления страной и обществом, но не устранило причин порождающих лоббистскую деятельность.

В новом тысячелетии роль и место парламента в политической жизни общества, его функции существенно изменяются. И все же главная особенность функционирования всех без исключения парламентов мира остается неизменной. Парламенты любой страны постоянно находятся в фокусе общественно-политической жизни общества и государства, являются средоточием существующих в обществе многочисленных интересов, мотивов, потребностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: