double arrow
Эгоический лотос с двенадцатью лепестками

Солнечный Огонь двойственен. Он появляется в результате слияния огня материи, или субстанции, с огнем ума. Это делает человека шестиконечной Звездой Света, поскольку каждый из этих огней – тройной. Огонь ума также в своей сути двойственен, что добавляет еще одну троичность, образуя тем самым девятку. Все лепестки соединяются и сливаются, когда человек посредством сознательного контакта с электрической искрой своего Небесного Человека пробудит девять огней, раскроет девять лепестков и получит стимул, который придается при посвящении. Три 539]внутренних лепестка, которые вместе с девятью образуют двенадцать и связаны с последними, духовными по своей сути стадиями эволюции, в действительности более тесно связаны с эволюцией Небесного Человека и со стимулом, который сам Он получает, соприкасаясь с логоической искрой, или аспектом чистого Духа Логоса.

Следует заметить, что на это девятеричное развитие даются намеки в «Тайной Доктрине» на тех страницах, где Е.П.Б. говорит о Кумарах[168], или Небесных Людях, отражением которых является Микрокосм. Она называет их Владыками Знания, Владыками Любви и Владыками Жертвы. Каждый из них – это лотос с девятью лепестками в логоическом теле. Они – пылающие Колеса, и в разнообразных их именах, встречающихся в «Тайной Доктрине», может быть обнаружен ключ к тайне. Но сначала мы добьемся ясности в отношении Микрокосма, а затем распространим эту идею и на Небесных Людей. Представим эгоический Лотос с девятью лепестками, Сердечный центр монадического сознания, раскрывающий каждый свой лепесток. Его девять лепестков образуют три группы по три лепестка на каждом из трех подпланов высшего ментала. Их раскрытие происходит благодаря эволюционным процессам, проходящим на трех планах в трех мирах, или в трех Залах: Неведения, Учения и Мудрости.




а) Первая группа лепестков – Лепестки Знания:

1. Лепесток Знания Физического плана. Нарушая Закон и страдая в результате этого, человек платит цену за неведение и получает знание. Приобретенный опыт Физического плана вызывает раскрытие этого лепестка.

2. Лепесток Любви Физического плана. Раскрывается благодаря физическим отношениям и постепенному развитию любви от любви к себе до любви к другим.

3.

540]
Лепесток Жертвы Физического плана. Его раскрытие вызывается движущей силой обстоятельств, а не свободной волей. Это принесение физического тела в жертву на алтарь желания – прежде всего низшего желания; при этом и стремление к достижению цели все еще проявляется как желание. Поскольку человек на ранних стадиях своей эволюции поляризован на Физическом плане, многое для него проходит бессознательно, без какого бы то ни было осознания того, что достигается в реальности; однако в каузальном теле результат виден в двойном усилении тепла, или активности:



- Физический постоянный атом становится радиоактивным, или излучающей точкой огня.

- Три низших лепестка начинают вибрировать и раскрываться до полного развития.

б) Вторая группа лепестков Лепестки Любви:

1. Лепесток Знания астрального плана; его раскрытие вызывается сознательным уравновешиванием пар противоположностей и благодаря постепенному применению Закона Притяжения и Отталкивания. Человек выходит из Зала Неведения, где, с эгоической точки зрения, работает вслепую, и начинает оценивать следствия своей жизни на Физическом плане; благодаря осознанию своей сущностной двойственности он начинает понимать причины.

2. Лепесток Любви астрального плана; его раскрытие осуществляется в процессе постепенной трансмутации любви к объектам в любовь к субъективной природе, или внутреннему «Я». Это имеет двойной эффект и вырабатывается на Физическом плане в течение многих жизней суеты, устремления и неудач, во время которых человек старается перенаправить свое внимание на любовь к Реальному.

3.

541]
Лепесток Жертвы астрального плана; его раскрытие вызывается таким отношением человека к своим желаниям, когда он прилагает сознательные усилия, чтобы отказаться от них ради блага своей группы. Его побуждения пока еще отчасти неясны и окрашены как желанием вернуть то, что он отдает, так и желанием любви со стороны тех, кому он пытается служить; но эти побуждения уже гораздо более высокого порядка, чем слепая жертва, к которой человека на более ранних стадиях его раскрытия толкают обстоятельства. По мере того, как происходит это тройственное просветление, или раскрытие, также виден двойной результат:

- Астральный постоянный атом входит в полную активность и начинает излучать; это касается пяти его спирилл, а оба атома (Физического и Астрального планов) начинают одинаково вибрировать.

- Три лепестка, образующие центральное кольцо эгоического Лотоса, также полностью раскрываются, и сердечный центр Монады виден как быстро вращающееся и наполненное энергией огненное колесо с шестью спицами.

в) Третья группа лепестков Лепестки Жертвы:

1. Лепесток Знания ментального плана; его раскрытие отмечает тот период, когда человек сознательно использует все, что он обрел или обретает по закону, чтобы принести конкретную пользу человечеству.

2.

542]
Каждая группа лепестков отличается своей доминирующей окраской; на Физическом плане это свет Знания, а окраска остальных двух видится как дополнительная; на Астральном плане это свет Любви, а свет жертвы здесь более бледен по тону, чем другие два, сияющие практически с равной яркостью. На Ментальном плане свет Жертвы достигает своего полного проявления, и все, что видится, окрашено этим светом.

3. Лепесток Любви Ментального плана раскрывается в результате сознательного и неуклонного приложения всех сил Души для служения человечеству, без мысли о возмещении или желания награды за безмерную жертву.

4. Лепесток Жертвы Ментального плана. Его раскрытие делает потребность жертвовать преобладающим стремлением Души в течение ряда жизней, которые посвященный проживает перед своим окончательным освобождением. Он становится в своей сфере «Великой Жертвой».

Ясновидящий может объективно видеть двойной эффект этой стадии:

- Ментальная единица становится сияющей точкой света; четыре ее спириллы передают силу с чрезвычайной скоростью.

- Три верхних лепестка раскрываются, и виден совершенный девятилепестковый лотос.

543]
Тогда каузальное тело (выражаясь в терминах огня) становится светозарным центром тепла, излучающим своей группе тепло и жизненность. В эгоическом колесе можно видеть девять спиц, вращающихся с огромной скоростью и – после Третьего посвящения – становящихся четырехмерными, то есть они становятся колесами, «оборачива­ющимися вокруг» самих себя[169]. Внутри, образуя определенный геометрический треугольник (отличающийся в зависимости от Луча Монады), могут наблюдаться три точки огня, или постоянные атомы и ментальная единица во всей своей славе. В центре видно центральное сияние славы, возрастающее в интенсивности по мере того, как три внутренних лепестка начинают отзываться на стимуляцию. Когда огонь материи, или «огонь трения», становится достаточно интенсивным, когда огонь ума, или солнечный огонь (насыщающий жизненной энергией девять лепестков), разгорается столь же сильно, когда электрическая искра в сокровеннейшем центре вспыхивает и может быть видима,все каузальное тело становится радио­активным. Тогда огни субстанции (жизненность постоянных атомов) вырываются из своих атомных сфер и добавляют свою долю в большую сферу, в которую они изливаются; огонь ума соединяется со своим эманирующим источником, и цен­тральная Жизнь высвобождается. Это великое осво­бождение. Если говорить об этом в терминах человеческого устремления, то можно сказать, что Человек достиг своей цели. Он прошел через три Зала и в каждом добавил к содержимому своего сознания то, что он там обрел. Он в предопределенной последовательности развил и раскрыл лепестки Лотоса – сначала раскрыв три низших, что подразумевает процесс, занимающий огромный период времени. Затем открылся второй ряд лепестков, – этот период времени охватил его интеллектуальное участие в делах мира, до вступления в духовное царство при Первом посвящении; а во время заключительного и более краткого периода развились и открылись три верхних лепестка, или внутреннее кольцо лепестков.

В заключение сказанного на тему Эгоического Луча и огня ума я попросил бы учащегося усвоить следующие пункты:

Первое. Порядок развития лепестков и стимуляция огней за­висят от Луча Монады и подлуча, на котором находится каузаль­ное тело. Эта мысль может быть продолжена, что явится для ок­культного исследователя плодотворным источником исследова­ния.

Второе. Такое раскрытие проходит медленно на ранних ста­диях и ускоряется только тогда, когда человек начинает работать над ним, прилагая сознательные усилия.

Эго не проявляет активного интереса к развитию до тех пор, пока не начнет открываться второй лепесток во втором ряду. До 544]этого работа продвигается по Закону бытия Эго и благодаря внутренне присущей жизни Второго Логоса, которая и является жизнью лепестков лотоса. Жизнь Первого Логоса, работающего через «Я» (которое обитает в форме, выстроенной жизнью, или энергией, второго Логоса из силы-субстанции, оживотворенной жиз­нью Третьего Логоса), отзывается на благоприятную воз­можность только по достижении упомянутой стадии.

И последнее: церемония посвящения проводится только то­гда, когда каузальное тело в состоянии отозваться на аспект Воли Небесного Человека (Первый аспект) в результате добро­вольного сотрудничества полностью сознательного «Я».

Большего здесь сообщить невозможно, однако и приведенного достаточно, чтобы обозначить различные направления исследований. Если им следовать, они приведут изучающего ко многому из того, что имеет практическую ценность.

Выводы

Наша следующая тема посвящена элементалам ментального плана, мыслеформам, которые они оживляют, а также рассмотрению их в качестве силовых центров, способных производить результаты – конструктивные, если они верно направлены, и разрушительные, если они слепо следуют своим путем. Однако, прежде чем приступить к этому предмету, я хочу собрать воедино некоторые мысли по поводу только что изложенной темы. Если мы тщательно сопоставим сведения об эгоическом проявлении на его собственном плане и об огнях каузального тела, то увидим близкое сходство между эгоическим телом, рассматриваемым как силовой центр, и определенными аспектами логоического проявления.

Каузальное тело выглядит как колесо огня, содержащее в своей периферии три фокусные точки энергии, постоянные атомы. Они, как указывалось ранее, аналогичны седьмому принципу каждого из трех аспектов – воли, или могущества, любви-мудрости 545]и активного ума. Каждая из этих фокусных точек обладает собственной внутренней структурой в виде спирилл, являющихся, в сущности, потоками силы, отзывающимися на стимуляцию и вибрацию, возникающую внутри и за пределами их ограничивающего «кольца-не-преступи». Внутренней жизнью постоянного атома и тем, что оживотворяет и обусловливает его активность, является жизнь Третьего аспекта; а сила, воздействующая на него и через него, – это жизнь Второго аспекта. С ходом эволюции интенсивность жизненных сил в постоянных атомах и тех сил, что воздействуют на него извне, постепенно нарастает все больше и больше, свет постоянных атомов усиливается, лепестки лотоса раскрываются и «спицы» излучающегося огня приходят в действие. Помните, что постоянные атомы связаны с аспектом субстанции Существования, или Становления, в то время как лепестки лотоса, или огненные спицы колеса, относятся непосредственно к психическому аспекту, или развитию Сознания; центральное ядро, или три внутренние лепестка, воплощает аспект чистого Духа.

Все три линии эволюции развиваются одновременно и оказывают одна на другую отраженное влияние; именно это обеспечивает последующее совершенство раскрытия. Невозможно и нежелательно прослеживать каждую линию этой тройственной эволюции отдельно или рассматривать их в отрыве друг от друга. Их взаимодействие так необходимо и взаимная стимуляция так важна, что изучающий эгоическую эволюцию не может этим пренебречь.

Как уже говорилось, Эго входит в контакт со своим объективным миром именно через постоянные атомы; оно воздействует на свое окружение и действует через него эффективно или вслепую, в зависимости от того, в какой мере оно способно энергетизировать свои постоянные атомы, и вывести спириллы из латентного состояния в активное. Это становится возможно лишь тогда, когда оно раскрывает лепестки лотоса. Следует помнить, что три низших лепестка, будучи полностью раскрытыми, воздействуют 546]своей жизненной энергией на три главных спириллы физического постоянного атома. По мере постепенного раскрытия лепестков, образующих второе кольцо, астральный постоянный атом подвергается аналогичному процессу, ведущему далее к полному пробуждению спирилл в ментальной единице.

Здесь мне хотелось бы указать, что в случае ментальной единицы имеется небольшое отличие, поскольку четыре спириллы ментальной единицы пробуждаются к полной активности после того, как открывается лепесток знания из верхних трех лепестков. Раскрытие остальных двух лепестков являет сияющий троичный цветок, который находится в центре эгоического проявления.

В связи с эгоическим раскрытием следует высказать одно предостережение. То, что было здесь сказано, – не более чем формулировка общего плана эгоического раскрытия, интерпретированная в терминах сознания, или огня. Исследуя эту тему самостоятельно, учащийся должен помнить следующие факты:

Первое –что лепестки раскрываются по разному в зависимости от Луча Монады. Например, если Луч Монады – Второй Луч, лепесток знания откроется первым, но развитие второго лепестка любви будет проходить почти параллельно первому, поскольку является для этого конкретного типа Эго линией наиболее легкого раскрытия; труднее всего для него будет раскрыть лепесток знания.

Второе –что последствия раскрытия одного кольца лепестков Лотоса будут ощущаться в лепестках его следующего кольца, начиная с ранней стадии, и вызовут вибрационный отклик, поэтому последние стадии раскрытия протекают быстрее, чем первые.

Третье – что существуют много причин неравномерного и неодинакового раскрытия. Например, очень часто встречаются люди с двумя раскрытыми лепестками в первом кольце и одним еще в нераскрытом состоянии, и в то же время лепесток в центральном, или втором, кольце у них уже может быть полностью 547]развит. Этим часто объясняется проявляемая некоторыми людьми способность к служению в определенных сферах в сочетании с их сравнительно низкой стадией развития, или сознания (если говорить об этом с эгоической точки зрения). Обусловлено это разными причинами, такими как Карма самой Монады на ее высоком плане и степень монадической власти над Эго; множество жизней, посвященных определенному направлению деятельности, в результате чего возникла настолько сильная вибрация, что она затрудняет развитие отклика на дополнительные вибрации; некоторые особые условия, скрытые в эволюции какого-либо конкретного Владыки Луча, и действие этих условий на конкретную группу клеток; групповая карма множества каузальных тел и их взаимодействие. Каждая эгоическая единица, или монадический силовой центр, оказывает определенное воз­действие на группу, или сообщество, многих Эго, в которое она входит, и в результате такого вза­имодействия иногда временно возникают неожи­данные результаты.

Изучающему эгоическую эволюцию следует хорошо помнить эти моменты. Вся эта тема важна потому, что она является следующим шагом вперед для изучающих оккультную психологию. Со временем будет открыто многое, что прольет новый свет на возможность человека достигать результатов на Физическом плане. Весь секрет успеха в каждом таком устремлении, или предприятии, основан, в первую очередь, на двух обстоятельствах:

Во-первых: на способности Эго работать через личность, используя ее просто как средство выражения.

Во-вторых: на карме эгоической группы, по мере того как она все более выявляется на Физическом плане. До сих пор изучают и учитывают главным образом индивидуальную карму. В будущем групповая карма постепенно займет свое должное место в мышлении учеников, и это приведет к более осмысленному сотрудничеству, к более полному пониманию групповой ответственности, к более адекватному решению групповых проблем.

548]Изучение оккультной психологии включает в себя истинное представление о природе Эго, или пробуждении Эго к полной активности в проявлении; это вызовет необходимость правильного формулирования Законов эгоического раскрытия и методов, благодаря которым лотос, лепесток за лепестком, может быть доведен до совершенства, а также понимания тройственной природы его эволюции. Это ведет также к конечному постижению истинного смысла силы и энергии в двух ее аспектах: внутренней вибрации и внешнего излучения, – и сосредотачивает внимание всех продвинутых изучающих на центрах – в этом случае не на физических центрах на эфирных уровнях, а на психических центрах, таких как Эго в каузальном теле и эгоические группы. Позже это поможет лучше понять влияние одного сознания на другое на Физическом плане. Это знание будет научно использовано для получения особых результатов в групповой эволюции, и тем самым будут решены некоторые мировые проблемы. Наконец, будут изучаться Законы Огня, оккультно исследоваться природа тепла, излучения и пламени, и действие одного огня на другой; будет осознан результат излучения из одной сознательной сферы в другую, а также постепенно раскрыт метод пробуждения сознания на разных планах воздействием каузального тела на эти огни и их стимуляцией.

Весь этот вопрос медленно, чрезвычайно медленно выходит на первое место в человеческой мысли (даже если это пока мало осознается) благодаря профессиональному образованию, деловому умению и месту, которое человеческая единица занимает в любом деле или предприятии. О людях говорят и оценивают их с точки зрения их потенциальной силы, и это шаг в верном направлении.

Если подходить к тому же вопросу с точки зрения личности, а не с эгоической, то быстро приближается время, когда основной 549]упор в образовании будет делаться на том, как наилучшим образом научить молодых людей соприкасаться со своим собственным Эго, или высшей энергией; как лучше всего направить их к применению знаний и способностей своего высшего «Я» на Физическом плане; как лучше всего определить свою групповую формацию и таким образом работать совместно со своей группой и в унисон с ее совокупной энергией; как лучше всего выровнять троичное низшее «я», физическое, астральное и ментальное, с его высшим центром силы и тем самым обеспечить непрерывное поступление энергии для укрепления трех своих проводников и умелого управления ими; как лучше всего пробудить различные спириллы и высвободить для действия энергию своих клеток. Все это будет постепенно развиваться, здесь же я всего лишь наметил общее направление будущих исследований, ибо в формулировании возможности заключено ее последующее осуществление. Такой процесс должен протекать медленно. Силы Эго колоссальны, и если бы они через посредство неподготовленной личности высвободились сейчас, это привело бы к большому несчастью. Однако время придет, и в должный срок верное осознание присущих способностей послужит на пользу всем тем, кто обладает интуицией, чтобы распознать цель.

 


 


* Числа в квадратных скобках соответствуют нумерации страниц в английском издании этого трактата. Указатель в конце II тома нашего издания составлен по этой нумерации. Ссылки на трактат в других книгах А.Бейли также соответствуют этой нумерации. (Прим.ред.)

* [Все ссылки в соответствии с английским оригиналом даны на “The Secret Doctrine” by H. P. Blavatsky, First printing, London].

1 Т.Д., I, 42-44.

* Данные стансы будут малопонятны начинающим ученикам. Рекомендуем перечитать их после прочтения трактата. (Прим.ред.)

[1] “То, во что все входит, Вишанти, есть Вишну; тот, кто покрывает, охватывает, окружает, предпринимает все, есть Брахма; тот, кто спит во всем, есть Шива. Шива спит, покоясь скрытым во всем и вся, как связь, скрепляя все, и это природа желания. Врините означает охватывание, покрытие оболочкой, очерчивание границ или периферии и, стало быть, формирование или творение (всех форм); это действие управляется Брахмой. Вишанти сарвани означает то, что все вещи входят в Это, а Это – во Все, и точно таким же является “Я”, связанное с познанием и с Вишну. Их итог, или совокупность – Маха-Вишну”.

“Маха-Вишну, ‘высший господь всей этой мировой системы’, описывается как Ишвара, белый, четырехрукий, украшенный раковиной, диском, булавой, лотосом, лесным венком и канстубхой – драгоценным камнем, сияющий, облаченный в голубое и желтое, бесконечный и вечный, лишенный атрибутов, но одушевляющий и лежащий в основе всех атрибутов. Эпитет Ишвара служит здесь признаком владычества; четыре руки – четыре действия познания и т. д.; белое сияние – освещение всех вещей; шанкха, раковина, означает всяческий звук, а чакра, колесо или диск, – все время, причем между ними имеется связь; гада, (вращающаяся) булава, – это спиральное движение мира, а цветок лотоса – итог этого движения; вана-мала, венок из лесных цветов, означает соединение всех вещей в единство и необходимость; нила-пит-амбара, голубое и желтое одеяния, – это тьма и свет; канстубха, драгоценность, олицетворяет неразрывную связь со всем; Ниргуна, лишенность атрибутов, являет природу Отрицания, тогда как сагуна, присутствие всей полноты атрибутов, подразумевает обладание именем и формой. Мировой процесс (воплощенный в нашей мировой системе) является результатом мышления Маха-Вишну”. (“Пранава-Вада”, 72-74, 94-95)

[2] Махадэва – буквально означает “Великий Дэва”. Этот термин часто применяется, когда речь идет о Первом Лице проявленной Троицы, о Шиве, об аспекте –Разрушителе, Творце.

[3] Один день долгой жизни Брахмы называется Кальпой. Кальпа – это промежуток времени, проходящий между одним наибольшим сближением всех планет на горизонте Ланки, в первом градусе Овна, и другим, следующим за ним подобным сближением. Каждая Кальпа разбивается на царствования четырнадцати Ману, а также на сандхи (интервалы между царствованиями); каждый Ману располагается между двумя сандхи. Период, в течение которого властвует каждый Ману, содержит в себе семьдесят одну Маха Югу, каждая Маха Юга состоит из четырех Юг, т.е. Крита, Трета, Двапара и Кали; продолжительность каждой из этих четырех Юг кратна приведенным в том же порядке числам 4, 3, 2 и 1.

В различные вышеупомянутые периоды входит следующее количество сидерических, то есть звездных, лет:

Годы смертных

360 дней смертных составляют один год………………………..
Крита Юга содержит………………………………………………… 1 728 000
Трета Юга содержит………………………………………………… 1 296 000
Двапара Юга содержит 864 000
Кали Юга содержит……………………………………………….…. 432 000
Совокупность всех четырех указанных Юг составляет Махаюгу..............................……...................................….............   4 320 000
Семьдесят одна такая Махаюга составляет период царствования одного Ману.................................................….....   306 720 000
Царствование четырнадцати Ману охватывает продолжительность в 994 Махаюг, что равняется..........…………............   4 294 080 000
Добавьте Сандхи, т. е. Промежутки между царствованием каждого Ману, которые равнозначны шести Махаюгам, что составляет...........................................................………………....     25 920 000
Сумма царствований 14 Ману и промежутков между ними – это 1000 Махаюг, которые составляют Кальпу, то есть один день Брахмы, равный................…………………………..............     4 320 000 000
Поскольку ночь Брахмы имеет такую же продолжительность, день и ночь Брахмы будут содержать.......………………...........   8 640 000 000
360 таких дней и ночей составляют один год Брахмы, равный…...............................................………………..................   3 110 400 000 000
100 таких лет составляют полный период века Брахмы, т.е. Махакальпу ............................................………….......................   311 040 000 000 000

 

То, что эти цифры не являются фантастическими, но основаны на астрономических данных, продемонстрировано м-ром Дэвисом в эссе в “Asiatic Researches”, а впоследствии подтверждено геологическими исследованиями и вычислениями, проведенными доктором Хантом, бывшим президентом Антропологического Общества, а также подкреплено в некоторых отношениях и исследованиями, проделанными профессором Гексли.

Каким бы огромным ни представлялся период Маха Кальпы, мы убеждены, что прошли тысячи и тысячи миллионов таких Маха Кальп, и столько же еще пройдут (см. Брахма-Вайварта и Бхавишире Пураны, а также Линга Пурану, гл. 171, стих 107 и т. д.) и это, говоря простым языком, значит, что прошедшее Время – бесконечно, и Время грядущее – также бесконечно. Вселенная образуется, разрушается и воспроизводится в неопределимом ряду последовательностей (Бхагавад-гита, VIII 19)”. "Теософ", т. VII, с. 115.

[4] Термин “кольцо-не-преступи” используется в оккультной литературе для обозначения периферии сферы влияния какой-либо основной жизненной силы и применяется в равной мере ко всем атомам, начиная от атома материи, каким его описывает физик или химик, и до атомов человеческого и планетарного (вплоть до великого атома Солнечной системы). Кольцо-не-преступи среднего человеческого существа – это сфероидальная форма его ментального тела, которое простирается значительно дальше физического и позволяет ему функционировать на низших уровнях ментального плана.

[5] 1. Изначальное – это Луч и непосредственная эманация Священных Четырех. (Т. Д., I, 115,116)

Священные Четыре это:

Единство
а. Отец….. Махадэва……... 1 -й Логос……….. Воля…………… Дух.
Двойственность
б. Сын…… Вишну…………. 2-й Логос………... Любовь-Мудрость.  
Троица
в. Мать….. Брахма………… 3-й Логос………... Интеллектуальная активность.
Священные Четыре  
             

г. Единое проявление всех трех………………..Макрокосм.

2. Проявленный Кватернер и семь Строителей происходят от Матери. (Т. Д., I, 402)

а. Семь Строителей – это Манасапутры, Умом рожденные сыны Брахмы, Третьего аспекта. (Т. Д., Ill, 540)

б. Они достигают проявления, чтобы развить Второй аспект. (Т.Д., I, 108)

в. Их метод – объективность.

3. Вновь пробужденные Энергии появляются в пространстве.

а. Они – завуалированный синтез. (Т. Д., I, 362)

б. Они – совокупность проявления. (Т.Д., I, 470)

в. Они докосмические. (Т. Д., I, 152,470)

[6] Акаша. Определение ………………………………………………….. (Т.Д., II, 538)
Это синтез эфира….. ………………………………………………….. (Т. Д., I, 353, 354)
Это сущность эфира…… …………………………………………….. (Т.Д., I, 366)
Это изначальный эфир... …………………………………………….. (Т. Д., I, 585)
Это Третий Логос в проявлении …………………………………… (Т. Д., I, 377)

Е. П. Б. определяет Акашу в следующих выражениях (Т. Д., II, 538): “Акашу, астральный Свет, можно определить следующим образом: Это Вселенская душа, Матрица Вселенной, Mysterium Magicum, из которой все сущее рождается путем отделения или дифференциации. В различных оккультных сочинениях она называется разными терминами, и будет, вероятно, небесполезно перечислить здесь некоторые из них. Имеется один универсальный элемент и его дифференциации:

Однородное Дифференцированное
1. Недифференцированная космическая субстанция. 1. Астральный Свет.
2. Изначальный эфир. 2. Море огня.
3. Изначальная электрическая сущность. 3. Электричество.
4. Акаша. 4. Пракрити.
5. Сверхастральный свет. 5. Атомная материя.
6. Огненный змей. 6. Змей зла.
7. Мулапракрити. 8. Прагенетическая материя. 7. Эфир с его четырьмя подвидами: воздухом, огнем, водой, землей.

 

[7] Здесь нужно различать высший и низший аспекты эфира – Aether и ether. В данном русском переводе они различаются написанием с большой и маленькой буквы соответственно; Также не путать Море Огня на Высшем плане и море огня дифференцированного на ментальном плане. (Прим. пер.)

[8] Фохат – это божественная мысль, или энергия (Шакти), в проявлении на любом плане космоса. Это взаимодействие между Духом и материей. Семь дифференциаций Фохата суть:

1. План божественной Жизни………. Ади……………………….. Море Огня
2. План монадической Жизни………… Анупадака………………. Акаша
3. План Духа…………………………….. Атма……………………… Эфир
4. План интуиции……………………….. Буддхи…………………… Воздух
5. План ума………..…………………….. Ментальный……………. Огонь
6. План желания………………………… Астральный…………….. Астральный Свет
7. План сгущения..……………………… Физический……………... Эфир

– (Т. Д., I, 105, 134-136)

[9] Кватернер состоит из четырех низших принципов и оболочек, через которые эти принципы проявляются как связанная единица, сохраняющая свою целостность в течение всего срока проявления при помощи жизненной силы обитающей в ней сущности.

[10] Эти термины – Низшее “я”, Высшее “Я”, Божественное “Я” – способны сбивать с толку до тех пор, пока изучающий не узнает различные связанные с ними синонимы. Помощь в этом может оказать следующая таблица:

Отец………………………… Сын……………………………. Мать……………………….
Дух…………………………... Душа…………………………... Тело……………………….
Жизнь………………………. Сознание……………………... Форма……………………..
Монада……………………... Эго…………………………….. Личность………………….
Божественное “Я”……….. Высшее “Я”……………….. Низшее “я”………………
Дух………………………….. Индивидуальность……….… Личное “я”……………….
Точка………………………... Триада………………………... Кватернер………………...
Монада…………………….. Солнечный Ангел…………… Лунные Владыки………..

 

[11] Т. Д., I, 169, 562, 567, 569; II, 258, 390, 547, 551, 552.

[12] В “Изучении сознания” г-жа Безант говорит (с. 37): “Сознание есть единая реальность в самом полном смысле этой часто употребляемой фразы; это следует из того, что любая, где бы то ни было находящаяся реальность извлекается из сознания. Следовательно, все, что является мыслью, существует. Мы называем Абсолютным Сознанием то сознание, в котором все, в самом буквальном смысле, является “возможным”, а также “действительным”: действительное – это то, о чем отдельное сознание во времени и пространстве думает как о чем-то существующем, а все то, о чем никто и ничто не думает подобным образом в любой период времени и в любой точке пространства, – это возможное. Абсолютное Сознание – это Все, Вечное, Бесконечное, Неизменное. Сознание, создающее мыслью время и пространство, а также думающее обо всех формах, как о существующих во времени и пространстве в последовательности и на своих местах, есть Универсальное Сознание, Единое, которое индуисты называют Сагуна Брахманом – Вечным, наделенным атрибутами, Пратьяг-Атмой – Внутренним Я; парсы – Ормуздом; мусульмане – Аллахом. Сознание, имеющее дело с конкретным временем, долгим или коротким, с конкретным пространством, огромным или ограниченным, является индивидуальным сознанием; это сознание конкретного Существа, Повелителя многих вселенных или одной вселенной, или любой так называемой части вселенной, то есть его части, которая, следовательно, является для него вселенной; эти термины варьируются в зависимости от мощи сознания – от того, насколько большую часть универсальной мысли некое отдельное сознание способно охватить мыслью полностью; иными словами – вселенная отдельного сознания есть то, на что оно способно наложить свою собственную реальность, о чем оно способно думать как о существующем подобно ему самому”.

[13] Универсальное сознание, проявляясь как сознание во времени и пространстве, как весьма компетентно объясняет г-жа Безант, включает в себя все формы активности, а также спиральную циклическую эволюцию с точки зрения космической эволюции, но в понятиях абсолютного сознания оно может опять обусловливать вращательное движение.

[14] “Божественная сущность, пронизывающая всю Вселенную миллионов солнечных систем, улавливается нашим Солнцем и распространяется в проявленной форме до самых крайних пределов нашей Солнечной системы настолько, что эта проявленная сущность получает возможность стать базовой почвой для роста, сохранения и разрушения наших миров; эта божественная сущность является несоставным, неразложимым Надамом нашей йогической философии, и этот Надам, или ОМ, последовательно проявляется в виде семи потоков. Непроявленное проявляется или порождается путем последующих дифференциаций. Эти потоки – семь гласных, или семь нот. Эти семь гласных, или нот, обладают, должно быть, особой связью с семью ведическими ритмами, поскольку Парамара описывает в Вишну Пуране ведические ритмы как боевых коней Солнечной сущности”. (“Размышления о Гите”, с. 74.)

[15] Т.Субба Роу говорит на 20-й странице “Эзотерических трудов”: “Как общее правило, когда бы и в какой бы то ни было связи в древней оккультной науке Индии ни упоминалось семь сущностей, следует предполагать, что эти семь сущностей произошли от трех первичных сущностей и что эти три сущности, в свою очередь, развились из одной сущности, или монады. Знакомый пример: семь цветных лучей солнечного луча развились из трех первичных цветных лучей; три же первичных цвета сосуществуют в солнечном луче вместе с четырьмя вторичными цветами. Сходным образом три первичные сущности, приведшие человека к существованию, сосуществуют в нем наряду с четырьмя вторичными сущностями, возникшими из различных сочетаний трех первичных сущностей”.

В христианской терминологии это три Ипостаси Троицы и семь Духов перед престолом. Сравните: “Бог наш есть огонь поядающий”. (Евр. 12;29).

[16] “Говоря об этом Логосе, я уже заявлял, что, вполне возможно, именно Логос явился в образе первого Дхиан Чохана, или Планетарного Духа, когда человеческая эволюция возобновилась после последнего периода неактивности на нашей планете, как утверждается в книге г-на Синнетта “Эзотерический Буддизм”, и, приведя в движение эволюционный ход, удалился на духовный план, сообразный его собственной природе, чтобы оттуда блюсти интересы человечества и время от времени воплощаются с помощью какой-нибудь человеческой индивидуальности для блага человечества. Можно считать, что Логос, представленный Кришной, принадлежит к тому же классу, что и являвшийся таким образом Логос. Кришна говорит о себе (гл. X, стих 6):

“Семь великих Риши, четыре предшествующих Ману, получив мою природу, родились из моего ума; от них произошли (родились) человеческая раса и мир”.

Он говорит о сапта Риши и Ману как о своих манасапутрах, или умом-рожденных сыновьях, какими они должны быть, если он был так называемым Праджапати, который появился на этой планете и начал работу эволюции”. (Журнал “Теософ”, т. VIII, с. 443)

[17] Следует запомнить следующую таблицу:

Семь ветвей подрасы составляют…………………….. одну подрасу
Семь подрас составляют………………………………... одну коренную расу
Семь коренных рас составляют………………………... один мировой период
Семь мировых периодов составляют…………………. один круг
Семь кругов составляют…………………………………. одну цепь
Семь цепей составляют…………………………………. одну планетарную схему
Десять планетарных схем составляют……………….. одну солнечную систему

 

[18] “Следует помнить, что сам по себе масштаб не имеет значения, так как большие и малые размеры, по существу, относительны. Участь каждого атома – создание брахманды. Брахманды, подобные нашим, меньшие или большие наших, удерживаемые вместе Солнцем, присутствуют в каждом атоме. Вишвы, великие мировые системы, существуют в неком одном большом атоме, а атомы, в свою очередь, существуют в этих вишвах. В этом состоит смысл “многого из одного”; там, где мы увидели одно, мы должны различить также и множество, и наоборот. После того как достигнута возможность создания брахманды и после того как брахманда действительного создана, следующим шагом является создание джагата, затем – вишвы, затем – маха-вишвы и так далее до тех пор, пока не будет достигнут статус маха-вишну” (Бхагаван Дас в “Пранава Ваде”, с. 94).

[19] Атма, как вам всем известно, означает “Я”, или Эго, или индивидуализированный центр сознания, вокруг которого накапливается и организуется весь мирской опыт в его двойном аспекте: субъективном и объективном. Это как бы один из фокусов, из которого исходят лучи света, чтобы осветить космические воды, и в который также сходятся лучи, возвращенные назад этими водами. В теософической литературе он называется самосознательной индивидуальностью, или Высшим Манасом. С этой точки зрения вы увидите, что Высший Манас является самым важным принципом, или основной точкой опоры, человеческого строения, или истинной Душой. Это нить, за которую должен ухватиться тот, кто хочет знать истину и подняться над этим обусловленным существованием. Против этого могут возразить, что Атма представляет седьмой принцип теософской семерки и что Манас гораздо ниже по степени развития на этой шкале. Однако правильный ответ заключается в том, что седьмой принцип – это последнее состояние, достижимое “Я” после того, как оно пересекает океан обусловленного существования или сансару”. (“Размышления о Гите”, с. 26)

[20] Фохат, или электричество, есть Сущность.

Он – Изначальная электрическая сущность……….………. (Т. Д., I, 105)
Он – Воля………………………………………………………… (Т. Д., I, 136)
Он – Любовь-Мудрость………………………………………… (Т. Д., I, 100, 144, 155)
Он – Активный Интеллект....................……………………... (Т. Д., I, 136)
Следовательно, Он – Бог……..………………..……………… (Т. Д.,I, 167)

Он является совокупностью энергии семи Духов, которые являются совокупностью Логоса. (Т. Д., I, 169)

[21] Чохан (тибет. яз.) – Владыка, или Учитель. Высокий Адепт. Посвященный, принявший больше пяти главных Посвящений, делающих человека “Учителем Мудрости”.

[22] Семь Братьев. (см. Т.Д., I, 105) Эти семеро являются семью разновидностями изначальной электрической энергии.

План. В оккультизме этот термин означает пределы или протяженность определенного состояния сознания, либо область восприятия определенными органами чувств, либо область действия конкретной силы или состояние материи, соответствующее чему-либо из перечисленного.

[23] Постоянный Атом. Отдельная точка атомической материи. Крошечный центр силы, образующий центральный фактор и средство притяжения, вокруг которого выстраиваются оболочки воплощающейся Монады. Последние нанизаны, подобно жемчужинам, на сутратму, или нить.

Луч. Поток силы, или эманация. Солнечный Логос, или Макрокосм, проявляется через три главных и четыре меньших луча. Точно так же Монада, или микрокосм, проявляется через три основных Луча, как упоминалось выше. Все Лучи выражают особый и специализированный тип силы.

Триада. Буквально – это Атма-Буддхи-Манас, выражение Монады, так же как личность – это выражение Эго. Монада выражает себя через Триаду и в своем низшем, или третьем, Аспекте формирует Эгоическое, или Каузальное тело, младенческое, или зародышевое, Эго. Сходным образом Эго выражает себя через троичного низшего человека, ментального, эмоционального и эфирного (последние суть отражение высшей Триады), а эти трое дают начало плотному физическому проявлению.

[24] Спирилла. “Чтобы исследовать устройство атома, мысленно ограничим скорлупой пространство, затем представим, что в ней появилось отверстие, через которое окружающая сила потечет вовнутрь, и незамедлительно появятся три вихря, входящих в "дыру" своей тройной спиралью из двух с половиной витков, и возвращающихся к своему источнику по спирали внутри атома; за ними сразу следуют семь более тонких вихрей, которые следуют по спирали первых трех по внешней поверхности и возвращаются к своему источнику по спирали внутри нее, протекая в противоположном направлении – пересекаясь с первыми тремя, как змеи на жезле Меркурия. Каждый из трех более мощных вихрей, будучи расправлен, образует замкнутый круг; каждый из семи более тонких также образует замкнутый круг. Силы, которые текут в них, опять же, приходят "извне", из четырехмерного пространства. Каждый из более тонких завихрений состоит из семи еще более тонких вихрей, расположенных последовательно под прямыми углами друг к другу, каждый тоньше предшествующего ему; их мы называем спириллами.

Каждая спирилла оживляется жизненной силой плана, и четыре из них в наше время уже активизировались (по одной в каждом круге). Остальные в индивидууме могут быть преждевременно активизированы практикой йоги”. (Ч. Ледбитер, А. Безант, “Оккультная Химия”, с. 28)

[25] См. Т. Д., I, 108; II, 596.

[26] Т. Д., I, 108; II, 596.

* Липики (санскр.). Небесные летописцы, «Писцы», те, кто ведет учет каждого слова и деяния, сказанного или совершенного человеком, пребывающим на этой земле. Как учит оккультизм, они суть посредники Кармы – Закона Воздаяния. «Теософский Словарь» Е.П.Блаватской. – (Прим. ред.)

[27] Так называемые “Будды Действия”. “Пратьека Будды”. Эта степень существует только в школе Йогачарья; это лишь одно из высоко интеллектуальных, но лишенных истинной духовности направлений развития... Это один из трех путей к Нирване, низший из них, на котором йог – “без учителя и не спасая других” – всего лишь благодаря силе воли и техническим приемам индивидуально достигает некоего рода условного состояния Будды”. – “Теософский Словарь”.

Не путать с истинными Буддами Действия! (См.Прим.29)

[28] “Из того представления о Карме, каким я его изложил, вы видите, что ни один план наивысшей духовности, будь то даже план нирваны, не находится вне кармического колеса, и когда в санскритских писаниях и даже в “Бхагавад Гите” говорится, что люди пересекают кармический океан, это надо принимать с некоторой оговоркой. Существа, которым удалось вырваться из кармического колеса, добились этого лишь в том смысле, что сумели покинуть колесо, на время нашего оборота. Космос не идет по одной и той же колее во все дни Брахмы, но по мере исполнения своей миссии обретает все более и более высокий уровень. Таким образом, те, кто достиг покоя в состоянии духовности, избегая служения, попадут в будущем под действие колеса с возможным наказанием за то, что долгие века пренебрегали своим великим долгом” (“Размышления о Гите”, с. 40).

[29] Липики – это Духи Вселенной. Они связаны с Законом Причины и Следствия (Кармой) и его регистраторами. Слово “Липики” происходит от слова “Липи”, писание. (Сведения относительно Верховных Липиков см. в Т. Д., I, 152, 153).

Будды Действия – Триада, стоящая ближе всех к Санату Кумаре, Господу Мира. Они являются планетарными соответствиями трех аспектов Логоического Третьего Аспекта и связаны с силой, лежащей в основе планетарного проявления.

Монадическая Сущность – материя атомического (или наивысшего) подплана каждого плана. Элементальная Сущность – это материя шести подпланов, являющаяся неатомной. Это молекулярная материя.

[30] “Карма может быть определена как сила, порождаемая человеком, действующим во внешнем мире; а обратное влияние, которое, в свою очередь, порождается внешним миром для воздействия на него, может быть названо кармическим влиянием; видимый результат, производимый этим влиянием при подходящих условиях, может быть назван кармическим плодом” (“Размышления о Гите”, с. 53).

[31] “Прана, или жизненный принцип, – особая связь Атмы с некоторой формой материи, которая по причине своей связи с Атмой организуется и выстраивается в качестве средства получения опыта. Эта особая связь образует индивидуальную Прану в индивидуальном теле. Космическая всепроникающая Прана не является Праной в данном смысле, а неким названием Брахмана как создателя индивидуальной Праны... Все существа, будь то Дэвы, люди или животные – существуют только до тех пор, пока в их теле есть Прана. Она определяет продолжительность жизни всего... Прана, или жизненность, есть общая функция ума и всех чувств” (“Змеиная Сила”, с. 94, 95).

[32] Т. Д., I, 74.

[33] “Вся эта Солнечная система, представляющаяся единым огромным механизмом с точно подогнанными друг к другу частями и основными деталями, является всего лишь физическим выражением Вишну, или эфирной базовой субстанции, как мы понимаем это слово в настоящее время. Все взаимные соответствия, наблюдаемые в проявленном космосе, – лишь результат гармонически работающих энергий, преобразующих эфир в выражение, которое мы осознаем. Все планеты, миры, человеческие существа и т.д. – лишь части тела, причем каждая функционирует согласно Закону, который управляет Целым. Поэтому эволюция, сохранение и разрушение мира – это единый огромный процесс под названием Яджна, имеющий место в теле Яджна Пуруши, или психического тела природы. Человечество в его совокупности составляет сердце и мозг этого Пуруши, следовательно, вся порожденная человечеством Карма, физическая, ментальная или духовная, в основном определяет характер этого Яджнического процесса.... Потому Шри Кришна называет этот процесс Яджнической жизнью, которую он и передал Арджуне как Йогу (IV. 1). Действительно, Йога и Яджна очень тесно связаны и даже неразделимы, хотя в настоящее время люди, похоже, их разделяют. Йога происходит от корня “yuj”, “соединять”, и означает акт присоединения. Так как сердце – это великий центр в человеке, Йог сердца занимает центральную позицию во вселенной, и отсюда его индивидуальность. Поскольку индивидуальность, или Высший Манас, – это точка опоры человека, или центр, вокруг которого обращаются два полушария высшего и низшего существования, Йог имеет небесный свод сверху и земную бездну снизу, а его йога становится, как следствие, двойственной. Он присоединяется к тому, что наверху, в дхиане, и к тому, что внизу, в действии. Слово “яджна” происходит от корня “yaj”, “служить”, что также означает двойное служение, служение тому, что наверху, посредством служения его выражению, тому, что внизу” (“Размышления о Гите”, с. 18, 134).

[34] Принципы, базовые дифференциации, сущностные качества, или типы энергии, на которых созданы все вещи; они обусловливают отличия природы всех форм.

[35] Пралайя – период обскурации, или покоя, планетарного, системного или космического, промежуток между двумя периодами проявления.

[36] Т. Д., I, 232-238.

Весь космос направляется, контролируется и оживотворяется почти бесконечным рядом Иерархий чувствующих Существ, причем каждая выполняет свою миссию. (Т. Д., I, 295.) Среди них находится и Иерархия человеческих Монад.

[37] Т. Д., I, 170-180.

[38] Т. Д., I, 179.

[39] Инволюционная Дуга – термин, относящийся к первой части эволюционного процесса. Она охватывает “путь нисхождения”, или спуск, Духа во все более плотную материю, пока не достигается наинизшая точка, точка наиболее плотного сгущения. Вторая половина процесса называется эволюционной и отмечает восхождение, или возвращение, к своему эманирующему источнику Духа обогащенного достижениями эволюционного процесса. (См. Т. Д., I, 98-100, 103).

[40] См. Т.Д., I, 98, 99, 100, 103

1. Корень жизни был в каждой капле океана бессмертия. Каждый атом материи был насыщен жизнью Логоса.

2. Океан был сияющим Светом, который был Огнем, Теплом, Движением. Эти три – субъективная жизнь, проявляющаяся объективно. Огонь: Сущность Первого Логоса. Электрический огонь. Дух. Тепло: Двойственность. Сущность Второго Логоса. Солнечный огонь. Аспект Сына. Сознание. Движение: сущность Третьего Логоса. Огонь трения. Материя.

МАКРОКОСМ

Первый Логос . . . . . . . . . . Огонь . . . . . . . . . . . . . . . . . Воля жить, или быть. Электрический огонь
Второй Логос . . . . . . . . . . Тепло . . . . . . . . . . . . . . . . . Двойственность, или любовь между двумя. Солнечный огонь
Третий Логос . . . . . . . . . . Движение . . . . . . . . . . . . . Огонь ума, связь между двумя. Огонь трения
Это субъективное выражение
Солнце . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Воля, или Могущество  
Венера-Меркурий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Любовь-Мудрость  
Сатурн . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Активность, или Ум  
Это объективное выражение

МИКРОКОСМ

Монада . . . . . . . . . . . . . . . Электрический огонь . . . . Воля, или Могущество
Эго . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Солнечный огонь . . . . . . . Любовь-Мудрость
Личность . . . . . . . . . . . . . . Огонь трения . . . . . . . . . . Активность, или Ум
Это субъективное выражение
Ментальное тело . . . . . . . Воля, или могущество . . . Огонь
Астральное тело . . . . . . . Любовь-Мудрость . . . . . . Тепло
Физическое тело . . . . . . . Активный Ум . . . . . . . . Движение
Это объективное выражение

Физическое тело

Мозг . . . . . . . . . . . . . . . . . . Монада . . . . . . . . . . . . . . . Воля, или Могущество. Электрический огонь
Сердце . . . . . . . . . . . . . . . Эго . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Любовь-Мудрость. Солнечный огонь
Нижние органы . . . . . . . . . Личность . . . . . . . . . . . . . . Активный Ум. Огонь трения

 

[41] Библия. Екк. 12, 6.

[42] В “Тайной Доктрине”, I, 473 (сноска) дается намек на разрушение Лемурии огнем, а в томе II, 149 (сноска) встречается фраза: “Лемурия была не потоплена, а разрушена вулканической деятельностью, после чего затонула”.

[43] Планетарный Дух – это еще один термин для обозначения Логоса нашей планеты, одного из “Семи Духов перед Престолом”, а, следовательно, одного из семи Небесных Людей. Он находится на эволюционной дуге вселенной и прошел много стадий после человеческой.

Планетарная Сущность находится на инволюционной дуге и является Сущностью чрезвычайно низкого ранга. Это совокупность всех элементальных жизней планеты.

[44] Ключи к “Тайной Доктрине” Е. П. Блаватской (См. Т. Д., I, 343; II, Предисловие, 551).

1. Каждый символ и аллегория имеют семь ключей (Т. Д., II, 567; III, 3).

2. В девятнадцатом веке доступны лишь три ключа. (Т. Д., II, 543). (Ср.: II, 617, 842).

3. Есть семь ключей к двери Входа в Мистерии. (Т. Д., III, 178). (Ср.: I, 346; II, 330; II, 668; II, 731).

4. Ключи эти, как дает понять Е. П. Б., следующие:

а. Психологический. Т.Д., I, 389; II, 25 (Введение);

б. Астрономический. – Т. Д., I, 389; II, 25 (Введение); III, 198.

в. Физический, или физиологический, – Т. Д., II, 25 (Введение); III, 198;

г. Метафизический. – Т. Д., II, 25, (Введение); II, 394;

д. Антропологический – Т. Д., I, 389; III, 198;

е. Астрологический. – Т. Д., II, 343;

ж. Геометрический. – Т. Д., II, 494; III, 176;

з. Мистический. – Т. Д., I, 401;

и. Символический. – Т. Д., II, 561;

к. Нумерологический – Т. Д., II, 198.

5. Каждый ключ должен быть повернут семь раз (Т. Д., I, 22).

6. Евреи пользовались двумя ключами из семи.

7. Метафизический ключ доступен. – Т. Д., I, 338. (Ср.: Ill, 198).

“Семь ключей открывают тайны, прошлые и будущие, семи великих коренных рас и семи кальп”. Любая оккультная книга, символ или аллегория могут быть подвергнуты семи интерпретациям. Надлежит открыть три замка. Семь ключей. Каждая книга может быть прочитана экзотерически, субъективно и духовно. Все ключи еще недоступны. (Т. Д., I, 330, 343). Имеются физиологический ключ, психологический, астрологический и метафизический. Пятый ключ геометрический.

[45] “Кольцо-не-преступи сферы влияния любого центра положительной жизни. Оно заключает в себе огненную сферу магнетической работы Солнечного шара, рассматриваемую как тело проявления Солнечного Логоса и включающую всю Солнечную систему. Этот же термин применяется и к сфере деятельности Планетарного Логоса или к планетной схеме и равным образом может применяться к сфере деятельности человеческого Эго” (Т. Д., I, 346).

[46] Четверо Владык Липиков находятся между первым и вторым планами. (Т. Д., I, 155)

а. Они способны выходить за “кольцо-не-преступи”. (Т. Д., I, 157).

б. Они связаны с Кармой. (Т. Д., I, 153).

в. Они заняты Грядущим. (Т. Д., I, 151).

г. Их три группы. (Т. Д., I, 153).

д. Они – духи Вселенной. (Т. Д., I, 153).

[47] Четыре Луча Ума – это четыре меньших Луча, формирующих логоический Кватернер и объединяющихся в конечном счете в пятый Луч, – Третий Главный Луч активного интеллекта, или приспособляемости. Лучи называются следующим образом:

Три главных Луча:

1. Луч Воли, или Могущества.

2. Луч Любви и Мудрости.

3. Луч Активного Интеллекта.

Четыре меньших Луча:

4. Луч Красоты, Гармонии, Искусства, или Ритма.

5. Луч Конкретного Знания, или Науки.

6. Луч Абстрактного Идеализма.

7. Луч Церемониального Порядка, или Организации.

[48] Сутратма. “Серебряная цепочка”, которая существует с самого начала периода проявления и до его конца, нанизывая на себя жемчужины человеческого существования. Это линия энергии, связующая низшего личностного человека с его Отцом на Небе через Эго, соединяющий средний принцип. На ней находятся те фокусные точки энергии, которые мы называем постоянными атомами.

[49] Т. Д., I, 136, 354. См. также примечание на с. 8.

[50] Т. Д., I, 87, 136, 731, 732.

[51] Мулапракрити. Парабрахмический корень, абстрактный обожествленный женский принцип – недифференцированная субстанция. Акаша. Буквально “корень Природы” (Пракрити), или материи.

[52] Монады Четвертой Творческой Иерархии (человеческие) существуют в трех основных группах:

а. Монады Воли.

б. Монады Любви.

в. Монады Активности.

Махачохан. Должностное лицо нашей планетарной Иерархии, которое возглавляет деятельность на четырех меньших Лучах и на синтезирующем их Третьем Луче. Он ответственен за цивилизацию, интеллектуальную культуру рас и энергию ума. Он – глава всех Адептов.

Бодхисаттва. Выразитель силы Второго Луча. Учитель Учителей – людей и ангелов. Эту должность сначала занимал Будда, а потом его место (после его Просветления) занял Христос. Бодхисаттва работает с религиями мира и с Духовной Сущностью в Человеке.

Ману. Тот, кто отвечает за эволюцию рас. Он – идеальный человек. Он работает с формами, через которые проявляется Дух; он разрушает и снова выстраивает. Эти три Индивидуальности возглавляют три Отдела, на которые разделена Иерархия, и следовательно, представляют в своей конкретной сфере три Аспекта божественного проявления.

[53] Коренная раса. “Тайная Доктрина” учит нас, что в настоящей эволюции, или Круге, на нашей планете Дживатма – человеческая Душа – проходит через семь главных типов, или “коренных рас”. В первых двух расах, известных как “адамическая” и “гиперборейская”, одушевляемые формы были соответственно астральными и эфирными: они были “исполинскими и неопределенными”, наделенные низким, или вовне-направленным, сознанием, развивавшимся при помощи одного раскрывшегося чувства (слуха), – у первой расы, или при помощи двух чувств (слуха и осязания), – у второй расы. В третьей же расе, лемурийской, развился более плотный тип человека, усовершенствовавшийся в четвертой, или атлантической расе. Пятая раса, арийская, развивается на нашей планете в настоящее время вместе с большой частью четвертой расы и немногими остатками третьей. Ибо надо заметить, что хотя каждая раса дает рождение последующей, обе перекрываются во времени, сосуществуя вместе множество веков. Из существующих ныне народов татары, китайцы и монголы принадлежат к четвертой расе, а австралийские аборигены и готтентоты – к третьей.

[54] При координации Монадического, Атмического и Буддхического проводников Небесного Человека, проводников духовной жизни, высшего эзотерического соответствия праны, протекающей через низшее отражение, эфирное физическое тело, точка синтеза всегда находится на атомном подплане, где шесть соединяются и становятся седьмым. В нашей Солнечной системе план синтеза не включен в эволюционную схему. Это план пралайи и вбирания внутрь. В предыдущей Системе этим планом был Четвертый Эфирный, или Буддхический, план; для развивающихся единиц того периода он был тем же, чем сейчас является Атомный план, или Ади, – высшей точкой достижения. Итак, раньше конечной целью для всех был Буддхический план, или Четвертый Космический Эфир. В настоящее время целью являются освоение и синтез на трех остальных планах – буддхическом, атмическом и монадическом, каждый раз осваиваются три плана и осуществляется синтез. В будущей Солнечной системе начальной точкой будет Космический физический атомный Эфир (план Ади нашей Системы), а тремя планами овладения будут три низших подплана Космического астрального плана. Человек начинает там, где остановился, но после усовершенствованию космической физической материей. Поэтому его низшим телом будет монадическое, или тело Второго Космического Эфира. Тогда оно не будет считаться принципом, как в настоящее время не считается принципом троичное низшее физическое тело.

В нынешней Солнечной системе произойдет преодоление трех следующих подпланов Космических физического планов: Четвертого, Третьего и Второго Эфиров – и координация Космического эфирного тела.

[55] Потерянные души. См. “Разоблаченную Изиду”, II, 368, а также Т. Д., I, 255; III, 493, 513-516, 523, 525, 527.

[56] См. Т.Д., III; 523-529.

[57] “Кундалини – змеиная сила, или мистический огонь; она называется змеевидной, или кольцевой, силой по причине спиралеобразного проявления, или продвижения, в теле аскета, раскрывающего эту силу в себе. Это электрическая огненная оккультная, или фохатическая, сила, великая изначальная сила в основе всякой органической и неорганической материи” (Е.П. Блаватская).

[58] “Кундалини – это статическая форма творческой энергии в телах, которая является источником всех энергий, включая Прану...

Это слово происходит от прилагательного “кундалин”, то есть “свернутый в кольцо”. Кундалини “свернута”, потому что она дремлет в свернутом состоянии и поскольку природа ее силы – спиралеобразная...

Иными словами, Кундалини шакти есть то, что, стремясь проявиться, выявляется как Вселенная. Сказать, что она “свернута”, значит сказать, что она находится в покое, то есть в форме статической потенциальной энергии... Кундалини шакти в индивидуальных телах есть покоящаяся сила, или статический центр, вокруг которого как движущаяся сила вращается каждая форма существования” (Артур Авалон, “Змеиная сила”).

* Альта центр (alta major centre – дословно, верхний главный центр) находится в месте соединения основания черепа с позвоночником. Его нельзя путать с Головным центром, который иногда называют Главным центром, Главным головным центром, Короной, Коронарным центром, осеняющим верхушку головы. (Прим.ред.)

[59] В мои намерения не входит обсуждение полового аспекта данной темы, поскольку это центры, с которыми оккультист не работает. Потому я не буду подробно их перечислять. Подчеркну только, что освобождение человека достигается посредством поднятия огня из основания позвоночника и сосредоточение внимания