Теоретические основы системы государственного управления физической культурой и массовым спортом

Успешность развития физической культуры и спорта в России во многом определяется тем, насколько эффективно работают все элементы системы управления. Конкретно речь идет о том, какие цели и задачи решают различные организации и ведомства, составляющие организационно-управленческую структуру управления физической культурой и спортом.

Система государственного управления физической культурой и спортом в Российской Федерации включает в себя три уровня – федеральный, региональный и местный.

В России существует определённая организационная структура управления отраслью, включающая с учётом специфики физической культуры и спорта государственные и общественные органы управления. Сохранение государственного отраслевого органа исполнительной власти на различных уровнях, повышение его статуса на федеральном уровне следует рассматривать как один из важнейших инструментов оптимизации управления отраслью. Управление отраслью «физическая культура и спорт» на федеральном и региональных уровнях зависит от создания и совершенствования деятельности государственных и общественных структур, а также таких элементов, как отраслевая информационная система, специализированные финансово-кредитные и юридические институты.

На территории Российской Федерации развитием физической культуры и массового спорта занимается Департамент развития физической культуры и массового спорта Министерства спорта Российской Федерации.

Департамент развития физической культуры и массового спорта Министерства спорта Российской Федерации является структурным подразделением Министерства спорта Российской Федерации, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере физической культуры и массового спорта.

Департамент в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве, Регламентом Министерства, приказами Министра, другими правовыми актами, а также настоящим Положением.

Основными задачами Департамент развития физической культуры и массового спорта Министерства спорта Российской Федерации являются:

1)обеспечение реализации функций Министерства по выработке основных направлений государственной политики по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

2) обеспечение реализации функций Министерства по участию в организации и проведении межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, включая реализацию Всероссийского спортивно-физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), среди различных категорий населения;

3) обеспечение реализации функций Министерства в подготовке, организации и проведении всероссийских и международных спортивных соревнований инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая Паралимпийские игры и Сурдлимпийские игры, Всемирные специальные олимпийские игры;

4) обеспечение реализации функций Министерства по разработке требований к спортивному инвентарю и оборудованию для использования на спортивных соревнованиях спортсменами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, разработка и утверждение программ и учебных планов занятий физической культурой и спортом для различных групп населения;

5) организация функционирования системы учета статистических данных физической культуры и спорта по формам федеральных статистических наблюдений 1-ФК и 3-АФК;

6) разработка и реализация основных направлений пропаганды физической культуры и массового спорта;

7) обеспечение реализации функций Министерства по содействию развитию школьного, студенческого и массового спорта;

8) организация взаимодействия с российскими и зарубежными средствами массовой информации в целях полного и объективного освещения деятельности Министерства.

Структура и численность сотрудников Департамента устанавливаются в соответствии со штатным расписанием Министерства.

Структура Департамента развития физической культуры и массового спорта Министерства спорта Российской Федерации представлена на Рисунке 1.

 
 

 

 


.

 

 

 


 

 

Рисунок 1 – Схема структуры Департамента развития физической культуры и массового спорта Министерства спорта Российской Федерации

Координацию и контроль деятельности Департамента осуществляет заместитель Министра в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Министра.

Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром по представлению заместителя Министра. Директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент полномочий. Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром по представлению директора Департамента

ДиректорДепартамента развития физической культуры и массового спорта Министерства спорта Российской Федерации выполняет следующие основные обязанности:

-руководит деятельностью Департамента;

-распределяет обязанности между своими заместителями;

- утверждает положения о структурных подразделениях Департамента;

- устанавливает обязанности сотрудников Департамента и утверждает их должностные регламенты;

- докладывает руководству Министерства по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

- дает поручения своим заместителям и начальникам отделов Департамента и контролирует их исполнение;

- издает распоряжения ненормативного характера по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Департамента;

- представляет Департамент в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, иными организациями;

- принимает участие в заседаниях коллегии Министерства, а также в совещаниях, проводимых руководством Министерства;

- представляет руководству Министерства в установленном порядке предложения о направлении сотрудников Департамента в служебные командировки;

- осуществляет другие полномочия в соответствии с Положением о Министерстве, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами.

- на основании доверенности, выданной Министром спорта Российской Федерации (иным уполномоченным лицом), заключает сделки и подписывает в связи с этим гражданско-правовые документы, подготавливаемые Департаментом, отнесенные к его компетенции, на сумму не более 500 тыс. рублей;

- на основании доверенности, выданной Министром спорта Российской Федерации (иным уполномоченным лицом), подписывает акты выполнения работ (услуг) по сделкам, входящим в сферу деятельности Департамента.

Директор Департамента несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и соблюдение исполнительской и служебной дисциплины своими заместителями, начальниками отделов и подчиненными сотрудниками и за работу по противодействию коррупции в Министерстве спорта Российской Федерации, в части координации деятельности соответствующего структурного подразделения.

Департамент развития физической культуры и массового спорта Министерства спорта Российской Федерации дляреализации своих функций имеет право запрашивать у структурных подразделений Министерства и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Департамента вопросам, привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Департамента, научные и иные организации, ученых и специалистов, сотрудников структурных подразделенийМинистерства и федеральных агентств, находящихся в ведении Министерства, принимать участие в работе координационных и совещательных органов Министерства, межведомственных органов по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Департамента, а также вносить предложения руководству Министерства о создании межведомственных комиссий (советов), рабочих групп, других координационных и совещательных органов при Министерстве, о привлечении для осуществления работ на договорной основе ученых и специалистов.

Департамент, в пределах вопросов, отнесенных к компетенции Департамента, осуществляет следующие функции:

- разрабатывает проекты нормативных правовых актов Министерства по вопросам установленной сферы деятельности Департамента;

- осуществляет координацию взаимодействия Министерства и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере физической культуры и массового спорта по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

- готовит к подписанию Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в области развития физической культуры и спорта между Министерством и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общероссийскими физкультурно-спортивными организациями, соответствующими общероссийскими спортивными федерациями по адаптивному спорту;

- обобщает информацию об опыте работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, органов местного самоуправления, общественных физкультурно-спортивных организаций, объединений и соответствующих общероссийских спортивных федераций по адаптивному спорту;

- обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам физической культуры и спорта в рамках своей компетенции;

- осуществляет анализ и прогнозирование процессов развития сферы физической культуры и массового спорта в Российской Федерации;

- разрабатывает показатели и методы оценки эффективности государственной политики в области физической культуры и массового спорта;

- определяет основные направления и формы пропаганды физической культуры и массового спорта, взаимодействует по указанным вопросам с заинтересованными субъектами физической культуры и спорта в Российской Федерации;

- оказывает содействие общероссийским спортивным, физкультурно-спортивным и иным общественным организациям и объединениям в развитии массового спорта и физической культуры;

- разрабатывает предложения по совершенствованию форм и механизмов государственной поддержки в сфере физической культуры и массового спорта;

- участвует в подготовке предложений по совершенствованию и эффективному использованию материально-технической базы физической культуры, адаптивного и массового спорта;

- участвует в разработке предложений по приоритетным направлениям международного сотрудничества в установленной сфере деятельности Департамента;

- по вопросам, отнесенным к ведению Департамента, вносит предложения в порядок разработки и представления программ развития соответствующих видов адаптивного спорта;

- участвует в разработке общих требований к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающих особенности отдельных видов адаптивного спорта;

- участвует в формировании и реализации Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

- участвует в подготовке, организации и проведении всероссийских и международных спортивных соревнований инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая Паралимпийские игры и Сурдлимпийские игры, Всемирные специальные олимпийские игры;

- организует проведение мероприятий по пропаганде физической культуры и массового спорта;

- координирует работу экспертных советов, комиссий и рабочих групп, создаваемых при Министерстве для рассмотрения вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности Департамента;

- участвует в подготовке аналитических и справочных материалов, необходимых для подготовки докладов и выступлений Министра и заместителей Министра;

- организует совещания, семинары и иные мероприятия по вопросам, отнесенным к ведению Департамента, или участвует в их проведении;

- подготавливает предложения по вопросам совершенствования профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и массового спорта;

- участвует в организации и проведении всероссийских конкурсов и смотров физкультурно-спортивной работы среди различных категорий населения, в том числе среди молодежи допризывного возраста;

- осуществляет анализ зарубежного опыта государственного регулирования в сфере физической культуры и массового спорта;

- участвует в организации конгрессов, конференций, семинаров и других мероприятий в установленной сфере деятельности Департамента;

- подготавливает справочные, информационные, методические, аналитические и иные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

- осуществляет анализ выполнения полномочий субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта;

- подготавливает предложения по организации научных исследований и научно-методического обеспечения, а также организации издания научной, учебной и научно-популярной литературы по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

- обеспечивает введение и реализацию Всероссийского спортивно-физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в части компетенции Департамента.

Так как Департамент развития физической культуры и массового спорта Министерства спорта Российской Федерации является структурным подразделением Министерства спорта Российской Федерации, то наряду с другими структурными подразделениями, Департамент занимался разработкой федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы"

Целью данной программы являлось создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Для реализации данной цели требовалось решить следующие задачи:

1) повышение интереса населения Российской Федерации к занятиям физической культуройи спортом;

2) развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных организацияхи по месту жительства;

3) создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков;

4) целевая поддержка научных и методических разработок в области спорта высших достижений;

5) развитие материально-технической базы спорта высших достижений, в том числе для подготовки олимпийского резерва

Решение указанных задач будет осуществляться по направлениям "Массовый спорт" и "Спорт высших достижений".

В рамках направления "Массовый спорт" предполагается реализовать мероприятия по вопросам организации массового спорта в образовательных организациях по месту жительства и пропаганды физической культуры и спорта.

Основными задачами Программы по направлению "Массовый спорт" являются:

а) повышение интереса различных категорий граждан Российской Федерации к занятиям физической культурой и спортом посредством:

- разработки физкультурно-оздоровительных программ для различных слоев населения;

- обеспечения доступности занятий физической культурой и спортом для различных категорий граждан, в том числе на основе разработки и применения механизма льготного и бесплатного посещения спортивных сооружений малообеспеченными категориями граждан, детьми, учащимися (обучающимися, воспитанниками и студентами), пенсионерами, инвалидами;

- организации пропаганды физической культуры и спорта, включающей в себя распространение социальной рекламы, продвижение ценностей физической культуры и здорового образа жизни, освещение соревнований и открытия спортивных центров, информационную поддержку Программы в сети Интернет;

- обеспечения высокого качества спортивных услуг путем внедрения системы добровольной сертификации физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом по месту жительства;

б) развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом как в образовательных организациях, так и по месту жительства, включая:

- строительство в образовательных организациях многофункциональных залов, залов с бассейнами и стадионов-площадок;

- строительство на основе долевого финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации спортивных центров для удовлетворения потребностей в занятиях физической культурой и спортом всех категорий населения (распределение объектов по субъектам Российской Федерации будет производиться с учетом методики, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 года N 1683-р);

В части развития инфраструктуры массового спорта предполагалось строительство спортивных объектов по проектам, рекомендованным государственным заказчиком - координатором Программы к повторному применению на основании проводимого ежегодного конкурсного отбора лучшего проекта спортивного сооружения для массового спорта, учитывающего в том числе требования по обеспечению условий равного доступа маломобильных групп населения. Решение о целесообразности строительства спортивных объектов по иным проектам, не имеющим рекомендаций государственного заказчика - координатора Программы к повторному применению, принимается государственным заказчиком - координатором Программы на основании рекомендации координационного совета Программы. Регламент рассмотрения проектов спортивных объектов, не имеющих рекомендаций государственного заказчика - координатора Программы к повторному применению, принимается решением координационного совета Программы.

Перечень объектов по направлению "Массовый спорт", подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета в рамках Программы в 2006 году, представлен в приложении N 1, в 2007-2010 годах - представлен в приложении N 2. Перечень объектов по направлению "Массовый спорт", подлежащих софинансированию за счет средств федерального бюджета, определяется нормативным актом Министерства спорта Российской Федерации, согласованным с Министерством экономического развития Российской Федерации.

При финансировании мероприятия Программы соотношение объемов средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных средств определяется в зависимости от выбора механизма реализации мероприятия с учетом уровня социально-экономического развития каждого конкретного региона.

На финансирование мероприятий по сопровождению Программы (содержание дирекции Программы) предусматривалось направить за счет средств федерального бюджета 438,5 млн. рублей на весь период реализации Программы, в том числе в 2006 году - 3 млн. рублей, в 2007 году - 5 млн. рублей, в 2008-2010 годах - 7 млн. рублей ежегодно, в 2011 году - 74,5 млн. рублей, в 2012 году - 80 млн. рублей, в 2013-2015годах - по 85 млн. рублей ежегодно.

В данный момент осуществляется федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы». Где Министерство спорта Российской Федерации выступает как в роли заказчика программы так и ее разработчиком.

Целью данной программы является удовлетворение потребности граждан страны в занятиях физической культурой и спортом и повышение эффективности подготовки спортсменов в спорте высших достижений.

Достижение этих целей позволит обеспечить в долгосрочной перспективе стабильность и конкурентоспособность сферы физической культуры и массовгоспорта, что будет способствовать сбалансированному развитию общества и поддержанию высокого уровня здоровья нации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: