Сущность понятия «молодежная субкультура»

Для того чтобы подойти к пониманию того, что представляет собой субкультура, какие области человеческой жизни она затрагивает, необходимо понять, что такое вообще любая культура. Так как субкультура вообще и молодежная субкультура в частности являются культурными явлениями, то, поняв какую роль, играет культура в человеческой жизни, мы сможем понять, какую роль играет и субкультура как вариация базовой культуры общества.

Слово «культура» происходит от латинского «культивировать» или «возделывать», и именно в таком понимании («искусство земледелия») оно употреблялось до начала восемнадцатого века. Позже его стали относить и к людям, отличавшимися изящными манерами, начитанностью, музыкальностью. В обыденной лексике, на уровне массового сознания, слово культура до сих пор ассоциируется с хорошим воспитанием, посещением театров и музеев, художественной эрудицией [52, с. 230].

Современное научное определение культуры значительно шире. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации – усвоения ценностей, верований норм и правил и идеалов предшествующих поколений [54, с. 123].

Культура, по мнению К. Янга, – это «формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» [29, с. 15].

Социологи С. Кребер и Р. Клакхон определяют культуру как «абстракцию конкретного человеческого поведения, но не само поведение». Аналогичную точку зрения высказывают Л. Билз, А. Хойджер и др. Л. А. Уайт оспаривает эту точку зрения, говоря о том, что культуру нельзя отделять от ее онтологической реальности [15, с. 6].

Все эти определения приведены здесь не случайно. Каждое из этих многообразных определений сосредотачивается на какой-то одной стороне, или характеристике, или качестве культуры. Как правило, они не являются взаимоисключающими. Для нас интересно то, какие стороны человеческой жизни затрагивают культурные явления.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что:

1. Культура – социально наследуемое явление.

2. Культура – определенный образ жизни, базирующийся на определенных идеалах и ценностях.

3. Культура связана с психологическими процессами.

4. Культура подразумевает определенную структуру, социальную организацию.

5. Культура – явление как идеального, так и материального порядка.

6. Культура связана с процессами символизации.

Л. Г. Ионин выделяет следующие общие суждения о культуре [18, с. 12]:

1. Культура – это то, что отличает человека от животных, что культура – это характеристика человеческого общества.

2. Культура не наследуется биологически, но предполагает обучение.

3. Культура напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме. Для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам «базовой» культуры, используется термин «контркультура». Давыдов Ю. Н. трактует контркультуру как комплекс, набор или конфигурацию «норм и ценностей группы, резко противоречащим нормам и ценностям, господствующим в обществе, частью которого эта группа является» [ 16, с. 29].

Контркультура – понятие в современной культурологии и социологии, используемое для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре, а также отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг., отражающей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов» [65, с. 129].

«Контркультурой» назвали определенное социокультурное движение, проще говоря – социальное проявление культурной революции – революции идей. И рождение контркультуры как культуры протеста связано именно с тем, что это была первая иная культурная модель, и ей приходилось доказывать свое право на существование. Все лозунги контркультуры – лозунги грядущего общества постмодерна, и функция ее заключалась в том, что бы внедрить эти лозунги не только на уровне философии и искусства, но и на уровне конкретных социальных явлений.

С 60-х годов ХХ века понятие «молодежная субкультура» начинают связывать с понятием «контркультура». Главная задача контркультуры – создание «нового человека», формирование новых отношений между людьми, выработка новых социальных, моральных норм, принципов, идеалов, этических и эстетических критериев. Молодежная субкультура начинает перерастать в контркультуру, когда у нее появляется некий общий враг, которым может стать либо общество в целом, либо определенные социальные несоответствия реалиям времени. Молодежная субкультура и контркультура могут: 1) не иметь ничего общего одна с другой; 2) взаимопересекаться; 3) сливаться в одно целое, создавая некий симбиоз. Различия между этими типами культур отражены в таблице 1.1. [43, с. 23].


Таблица 1.1

Сравнительная характеристика молодёжной субкультуры
и контркультуры

Молодёжная субкультура Контркультура
основная атмосфера – игра основная стихия – митинг
наличие оппозиции «они» – «мы» наличие общего значимого врага
конструктивная деятельность, направленная на создание своего мира деструктивная деятельность направленная на победу над врагом
борьба за выживание борьба за победу
закрытость, эскапизм открытость, противостояние и война
уход от встреч с врагом постоянный поиск встреч с врагом
пассивно-оборонительная позиция агрессивно-наступательная позиция
цель – изменение самого себя цель – изменение общества

 

Указанные отличия выведены для «идеальных», «чистых» типов молодежной субкультуры и контркультуры. В действительности же существует масса переходных типов.

Сам термин «контркультура», означающий отказ от прежне культурной парадигмы мог возникнуть лишь в обществе модерна. В обществе постмодерна, как обществе, признающем равнозначность культурных моделей, стилей и образов жизни, термин «контркультура» теряет смысл. Мы можем говорить лишь о существовании различных субкультур. В современном постмодернистическом обществе культура, признававшаяся «базовой», сама приобретает субкультурный статус [55, с. 101].

Возникшая в ХХ веке молодежная контркультура (а молодежная субкультура заявила о себе изначально как контркультура) заняла как раз место «неофициальной» культуры. Контркультура стала протестом не столько против массовой культуры, сколько против ее официального признания и усиленного внедрения в сознание масс. В своих крайних проявлениях контркультура становилась нетерпимой и злобной критикой культуры вообще. Но в целом она явилась напоминанием об утрачиваемых естественных ценностях, природных и человеческих. Как культура общества, так и контркультура в процессе своего развития склонны с течением времени перемещаться по линии субъектности, изменяясь, включая в себя новые элементы и оставляя старые. Таким образом, контркультура постепенно переходит в субкультуру, а иногда вовсе растворяется в культуре общества.

Интересную трактовку генезиса контркультуры и субкультуры можно проследить в модели субъектности человека К. Ясперса. Человек рассматривается им как граница двух бесконечных миров: материального мира и мира сознания. Рельеф этой границы и определяет субъектность человека. Общество состоит из людей, соответственно через эту же схему мы можем представить субъектность общества в целом. На границе этих двух миров и протекает социально – психологическая жизнь общества. Но, поскольку, граница двух бесконечных миров также бесконечна, культура данного общества охватывает лишь определенный участок этой границы [22, с. 62].

В 1950 году американский социолог Д. Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. По мнению Д. Хэбдиджа субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. Стиль молодежной субкультуры оказывается не просто внешним его выражением; посредством своих ритуалов и знаковых форм, он бросает вызов существующему моральному порядку и господствующей идеологии, являясь в этом смысле символической формой сопротивления тех, кто находится на другом полюсе властной субординации [56, с. 123].

Понятие «субкультура» сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства.

Так,субкультура представляет собой часть культуры общества, которая отличается от преобладающей. Субкультура создает собственную уникальную культуру, включающую особую систему ценностей, язык, манеру поведения, одежду и другие аспекты. В основе молодежной субкультуры лежит особая система духовных ценностей.

Такого же мнения придерживается российский исследователь Слюсаревский Н., который считает составляющими субкультуры и одновременно ее признаками знание, ценности, стиль, образ жизни, потребности и склонности [48].

Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность указанных выше параметров. При этом, знания как признак субкультуры предполагают совокупность знаний и представлений индивида об окружающей действительности, отталкиваясь от которых индивид выстраивает целостный образ социального мира и своего места в нем.

Ценности выступают компонентом социальной системы, наделенным особым значением в индивидуальном или общественном сознании. Ценностью может быть любой объект – как реальный, так и воображаемый – в том случае, если такой объект служит фокусом стремлений, желаний групп или отдельных лиц. Категория стиль образ жизни объединяет в себе такие компоненты, как стиль жизни, образ жизни, социальные роли и статусы.

Стиль жизни понимается нами как категория, выражающая определенный тип поведения людей. Это понятие позволит сконцентрировать внимание на субъективной стороне человеческой деятельности, мотивах, формах поступков, повседневного поведения индивида, семьи, других социальных групп.

Образ жизни, охватывает совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, принимаемого в совокупности с условиями жизни, которые ее определяют.

Потребности и склонности с перечисленными выше составляющими, также являются признаками субкультуры.

Потребности – это состояние нехватки и чего-либо, состояние, стимулирующее деятельность, направленную на компенсацию этой нехватки.

Склонности – предрасположенность, наклонность к чему-нибудь. Каждый человек имеет склонности к различным видам деятельности, имеет свои увлечения, склонности к какой-то деятельности.

Отсюда мы можем предположить, что субкультура обладает следующими характерными чертами: специфический стиль жизни и поведения участников; свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, стиль и образ жизни, потребности и склонности.

Таким образом, в современной науке под субкультурой понимается особая сфера культуры, суверенное ценностное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами.

Молодежная субкультура – это не что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых. В основе молодежной субкультуры лежит особая система духовных ценностей.

Принято разделять понятия «субкультура» и «молодежная субкультура». Считается что молодежная субкультура – это культура создаваемая молодыми людьми для самих себя, это культура «не для всех», культурная подсистема внутри официальной системы. Она определяет стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. Молодежная субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей социализироваться и при этом активно заявить о себе [64, с. 15].

По мнению немецкого ученого Л. Хаузера молодежная субкультура – это явление временное, это особая форма жизненного поиска.

В отечественной социологии для обозначения членов молодежных субкультур использовался термин «неформальные молодежные объединения».

Неформальные объединения молодежи – это несанкционированные властью, автономно и спонтанно возникающие молодежные группы и движения, объединенные общими идеалами и интересами, отличными от общепринятых, традиционных представлений о престижном и полезном [ 25, с. 60].

Неформальные объединения молодежи исторически возникают вместе с выделением молодёжи в отдельную социально-демографическую группу, расширением границ молодежного возраста, с ростом многообразия форм её воспитания и образования. Неформальные объединения молодёжи образуют особый молодежный социум или молодежную субкультуру, в которой выражаются как специфически молодежные интересы (спорт, мода, секс), так и своеобразно понимаемые молодежью традиционные формы деятельности (политика, искусство, бизнес). В качестве неформальных объединений молодежи выступают разного рода инициативные группы, клубы по интересам, «группы риска» и т.д. Хотя во всех такого рода молодежных объединениях господствует спонтанное, неформальное общение, они имеют вполне определённую внутреннюю структуру. Для всех неформальных объединений молодежи характерно наличие неформальных лидеров, идентификационных символов и ритуалов, особого языка.

Посредством своих неформальных объединений молодежь достигает самоидентификации по отношению к старшему поколению, приобщаясь – зачастую в конфликтной форме – к активной политической жизни и содействуя социальному контролю над властью [ 25, с. 92].

Панарин А. С. отождествляет понятие неформальное молодежное объединение с понятием неформальная организация. Он считает, что неформальная организация – это один из типов организации социальных систем, возникающий и существующий наряду с формальной организованностью этих же систем. Неформальная организация – это спонтанно сложившаяся система социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения [39, с. 14].

С юридической точки зрения, неформальное объединение, в том числе молодежное, – это такая форма объединения, которая не является юридическим лицом и не является официально созданным общественным объединением без образования юридического лица. У него отсутствуют обязательные, юридически определенные атрибуты общественного объединения: устав, учредители и многое другое.

Подводя итог, следует отметить, что для исследования феномена молодежной субкультуры и определения ее сущности нами проведен анализ понятий «культура», «контркультура», «субкультура».

Культура понимается нами как общепринятые формы поведения в обществе. Под контркультурой мы понимаем, прежде всего, идеологическое направление, которое противоречит существующему направлению развития общества. Следует отметить, что добившись своей цели, контркультура исчезает как факт.

Субкультура – это, прежде всего, образ жизни, подразумевающий наличие сообщества культурной формы. При этом нормы и ценности субкультуры могут отличаться от норм и ценностей основной культуры, но не противоречить им.

Таким образом, субкультура – это, прежде всего, система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства. Ценности субкультуры не означают отказ от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако, большинство, как правило, относятся к субкультуре с недоверием или неодобрением.

Рассмотрение феномена «молодежной субкультуры» предполагает определение сущности и этого понятия. Молодежная субкультура представляет собой полифункциональное явление, отвечающее разнообразным потребностям развития личности, и, прежде всего – потребности социальной и культурной идентичности, включения личности в ту или иную культурно-досуговую общность. Стремление личности отождествить себя с целым, социум, общество, родина, а также различия в восприятии и усвоении норм и ценностей культуры отдельными и социальными, и возрастными группами выделяют молодых людей из большого сообщества и приводят к формированию специфических систем ценностей и соответствующих норм поведения.

Молодежная субкультура – это та культура, которую создают для себя молодые люди внутри определенного объединения. Культура, субкультура, молодежная субкультура, контркультура связаны между собой и взаимодействуют.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: