Анализ рынка гостиничных услуг ООО «Азимут»

В международной практике гостиничная индустрия считается одной из наиболее выгодных. Подсчитано, что ежегодный прирост в сфере мирового туризма составит в среднем 4,5%.

Санкт-Петербург – это четвертый по численности населения город Европы, является весьма привлекательным для развития туристического бизнеса. Для того, чтобы гостиничный и туристский бизнес развивался, необходимо улучшить инфраструктуру города, в частности, создать эффективную гостиничную индустрию. Гостиничный сектор как стабильный источник валютного дохода и генератор деловой активности, может стать «двигателем» экономического развития города.

Одной из традиционных проблем Петербурга считается медленные темпы развития гостиничного рынка, по сравнению с развитием гостиничного рынка в зарубежных крупных городах

Эксперты компании Jones Lоng LоSalle Hotels провели анализ рынка гостиниц Санкт-Петербурга по тематике: «Рынок качественных гостиниц Санкт-Петербурга: итоги и перспективы». Приведем основные выводы, полученные по результатам данного исследования:

1. После активного ввода новых объектов в 20010-2011 годах гостиницы среднеценового класса занимают более половины рынка в городе.

2. Несмотря на стремительный рост предложения, его общий объём во многом уступает показателям основных европейских рынков.

3. Снизив цены в кризис, гостиницы и отели Санкт-Петербурга постепенно восстанавливают объём загрузки, однако текущий уровень отстает от показателя 2009 года почти на 20%.

4. В текущей ситуации рынок отелей Северной столицы остается рынком гостя. Именно турист является сейчас «хозяином положения», то есть основным, образующим элементом сбытовой политики.

Предложение – на услуги предприятий гостеприимства Санкт-Петербурга.

По официальным данным Комитета по Инвестициям и Стратегическим Проектам, в 2010 году в Санкт-Петербурге действовало 144 гостиниц (включая мини-отели) с общим номерным фондом в 19 950 единиц. По подсчетам компании Jones Lоng LоSalle Hotels, объем качественного предложения в городе по итогам 2011 года составлял 8 560 номеров (т.е. примерно 60% объема качественного предложения Москвы).

40% качественного номерного фонда, около 3 440 номеров, было выведено на рынок в период 2011-2012 годов, что вызвало существенное давление на уровень цен и загрузки по городу. Отметим, что это предложение относилось преимущественно к средней и высокой ценовой категории.

Среди новых гостиниц, завершенных в течение 2012 года, следует отметить сразу два удачных проекта, которые ввели рынок Санкт-Петербурга на иной уровень гостиничного сервиса – St. Petersburg,в котором 137 номеров и первый в России сетевой lifistyle бутик-отель, а также состоявшееся официальное открытие Four Sesons St. Petersburg, в котором 183 номера.

Вместе с тем, несмотря на столь стремительное увеличение предложений, Санкт-Петербург все еще уступает основным европейским туристским и гостиничным рынкам по объёму гостиничного предложения.

Ожидается, что к концу 2015 года рынок увеличится на 1 389 номеров, 70% из которых будут соответствовать категориям высоких классов.

После сложного для туриндустрии Санкт-Петербурга 2009 года, объём посещений города в 2010 году снова пошел в рост и превысил докризисный уровень, достигнув показателя в 5,1 млн прибыти. Положительная динамика отмечена как по иностранным туристам, так и по объёму прибывших россиян, которые по-прежнему лидируют в общем объёме посетителей города на Неве.

Благодаря своему культурному и историческому наследию, Санкт-Петербург является популярным туристическим направлением. В отличие от гостиничного рынка Москвы, где большую роль играет бизнес-туризм, Санкт-Петербург зависит от культурно-познавательного туризма, дающего 55-65% спроса. Одновременно, по мере восстановления былой мощи промышленной базы Санкт-Петербурга, доля бизнес-поездок в последние 6 лет демонстрировала постепенный рост - с 25 до 39% от общего объема лиц, размещаемых в гостиницах города.

Следует отметить рост количества россиян, останавливающихся в гостиницах Санкт-Петербурга, с 45% в 2011 году до 60% в 2012году. Сегодня именно российские туристы определяют динамику основных показателей гостиничного рынка.

Зарубежные посетители Санкт-Петербурга первыми обратили внимание на кризис, сократив объёмы поездок уже в 2009 году на 9% по сравнению с 2008 годом. Россияне отреагировали на год позднее, но значительно более резко: количество ночующих в гостиницах города внутренних туристов сократилось на 40%. Рост спроса в 2010 году также был более выраженным со стороны российской клиентуры: +23,7% (против 8,1% по иностранным посетителям).

Запуск в эксплуатацию скоростного поезда «Сапсан» позволил москвичам, на долю которых приходится более 30% всего объёма внутреннего туризма, отказываться от ночевок в городе, сокращая время пребывания в Северной столице до 1 дня.

Очевидно, сходные процессы происходили и в сегменте въездного международного туризма, о чем говорит тот факт, что уменьшалось только количество ночующих посетителей, как россиян, так и иностранцев, тогда как количество прибытий в город в этот же период оставалось на прежнем уровне или росло.

В 2008-2009 годах гостиницы Санкт-Петербурга находились в затруднительном положении: резкий рост предложения на рынке совпал с глобальным экономическим кризисом. В результате в 2009 году основные показатели качественных гостиниц значительно ухудшились, сократились в долларовом выражении на 34,1% и 47,6%, соответственно.

По мере восстановления мировой экономики быстрая деятельность гостиниц Санкт- Петербурга начала укрепляться. В 2010 году «победителями» стали гостиницы стандартов «3 звезды» и «4 звезды», которые по сравнению с 2009 годом смогли увеличить загрузку на 20% (рынок в целом добился увеличения загрузки на 17,7%).

Лидерство гостиниц средней ценовой категории не только сохранилось, но и даже стало более выраженным в 2011 году, на фоне все увеличивающегося разрыва по ценовым показателям между сегментами.

В 2012 году уровень спроса на гостиничный продукт впервые за последние 3 года наблюдений стал приближаться к показателям докризисных лет. На этом фоне в сезон 2012 года гостиницы стали более жестко подходить к вопросам предоставления скидок за размещение, что выразилось в росте средних цен номеров по сравнению с 2011 годом.

Как отмечают специалисты, проводившие данное исследование, рост спроса и предложения, в 2011 году оказался менее эластичным, что позволило гостиницам вести более агрессивную ценовую политику, особенно в период высокого сезона.

Петербургские гостиницы изучали потребителей на предмет их готовности платить более высокую цену за посещение одного из главных туристских центров России, то в разгар сезона «Белых ночей» (май и июнь) цены в качественных гостиницах Санкт-Петербурга в рублевом выражении превысили прошлогодние показатели на 18,1% и 10,0%, соответственно.

Однако в целом стоимость гостиничных услуг в Санкт-Петербурге снизилась, сделав город более доступным для туристов. Благодаря этому, Петербург ожно теперь сравнить с другими европейскими направлениями, такими как Прага, Будапешт и Берлин.

.Мнения опрошенных, в процессе проведенного исследования владельце гостиниц сходятся в том, что, несмотря на быстрый темп возвращения турпотока в город, цены в обозримом будущем вряд ли достигнут своего докризисного уровня. Вследствие этого ожидается, что гостиницы предпримут усилия по развитию других центров прибыли (продажи питания и напитков, проведение конференций и банкетов), а также сконцентрируются на увеличении доли платежеспособного корпоративного сегмента».

Также, основными тенденциями развития сектора гостеприимства города, согласно данному и другим проведённым по динамике развития рынка гостиничных услуг Санкт-Петербурга, являются:

- увеличение предложения в секторе малых отелей;

- разнородность существующих гостиниц;

- достаточно высокая заполняемость, ориентация на индивидуальных клиентов.

Несмотря на значительное количество гостиниц, уровень развития некоторых остается на довольно низком уровне. И это касается в первую очередь уровня сервиса. В настоящее время в Санкт-Петербурге есть огромное количество отелей, которые соответствуют статусу 3-4 звезды.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: