Учет отгрузки (отпуска) продукции покупателям. Методы учета продажи продукции в бухгалтерском учете и для целей налогообложения (кассовый метод и метод начисления)

 

Продажа готовой продукции покупателям осуществляется на основании заключенных договоров купли-продажи.

Готовая продукция отпускается покупателю со склада организации на основании заключенных ранее договоров, планов отгрузки и соответствующих первичных документов - накладных.

Организации, занимающиеся реализацией своей продукции, как правило, применяют накладную по форме № ТОРГ-12.

Движение готовой продукции от поставщика к покупателю оформляется следующими товаросопроводительными документами:

- накладной;

- транспортной накладной;

- сертификатами качества;

- счетом;

- другими документами, предусмотренными условиями заключенных договоров.

Бухгалтерское законодательство для обозначения передачи права собственности на готовую продукцию, товары (работы, услуги) оперирует понятием «продажа».

Финансовый результат по доходам от обычных видов деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете 90 «Продажи» путем сопоставления выручки от продаж с затратами на производство и реализацию готовой продукции (работ, услуг).

К счету 90 могут быть открыты субсчета:

- 90.1 «Выручка» (учитываются поступления активов, признаваемые выручкой от продаж);

- 90.2 «Себестоимость продаж» (учитывается себестоимость продаж, выручка от которых признана на субсчете 90.1);

- 90.3 «Налог на добавленную стоимость» (учитываются суммы НДС, причитающиеся с покупателя (заказчика));

- 90.4 «Акцизы» (учитываются суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров));

- 90.9 «Прибыль/убыток от продаж» (предназначен для выявления финансового результата (прибыли или убытка) от продаж за отчетный месяц).

Организации - плательщики экспортных пошлин могут открывать к счету 90 субсчет 90.5 «Экспортные пошлины» для учета сумм экспортных пошлин.

Записи по субсчетам 90.1, 90.2, 90.3, 90.4 производятся накопительно в течение отчетного года.

В конце каждого месяца кредитовый оборот по субсчету 90.1 сопоставляется с совокупным дебетовым оборотом по субсчетам 90.2, 90.3, 90.4. Так определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж, который ежемесячно списывается с субсчета 90.9 на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 сальдо на отчетную дату не имеет.

Организации, учитывающие выпуск готовой продукции по «сокращенной» себестоимости, могут к счету 90 открывать следующие субсчета:

- 90.6 «Управленческие расходы»;

- 90.7 «Коммерческие расходы».

Аналитический учет на счете 90 ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет на этом счете может вестись по регионам продаж и другим показателям, необходимым для управления организацией.

В учете операции по реализации продукции (товаров, работ, услуг) отражаются следующим образом:

Дт 62 Кт 90.1 - учтена выручка от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг);

Дт 90.2 Кт 41, 43 (20) - списана себестоимость отгруженных товаров, готовой продукции (работ, услуг);

Дт 90.3 Кт 68 «Расчеты с бюджетом по НДС» - начислен НДС с выручки;

Дт 90.4 Кт 68 - начислены акцизы с выручки;

Дт 90.9 Кт 99 - получена прибыль от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг);

Дт 99 Кт 90.9 - получен убыток от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг).

 

Выручку от продаж в бухгалтерском учете отражают двумя способами:

- методом начисления;

- кассовым методом.

Большинство организаций применяет метод начисления. При его использовании выручку от продаж отражают в бухучете и Отчете о прибылях и убытках (отчете о финансовых результатах) после перехода права собственности на товары (результаты выполненных работ). Расходы организации в этом случае отражают в том отчетном периоде, в котором они фактически имели место. Оплачены расходы или нет, значения не имеет.

Малые предприятия могут использовать кассовый метод учета доходов и расходов. Суть его в том, что выручку от продаж в бухучете отражают по мере поступления от покупателей оплаты за отгруженные товары (выполненные работы). То есть в момент оприходования денежных средств, активов или зачета взаимных требований.

Затраты, связанные с производством и продажей товаров (работ, услуг), в этой ситуации отражают в учете только в части фактически оплаченных материальных ценностей (работ, услуг), выплаченной зарплаты и других расходов.

Малые предприятия могут самостоятельно выбрать тот или иной метод учета доходов и расходов. Его нужно закрепить в учетной политике. Организации, которые не относятся к малым, могут учитывать выручку только одним методом - начисления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: