Ревизия (аудит) операций по учету готовой продукции.
Вопросы.
ТЕМА 18. РЕВИЗИЯ (АУДИТ) УЧЕТА ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ (ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ)
1. Основными задачами аудита поступления продукции собственного производства являются:
• проверка состояния складского хозяйства, условий хранения и обеспечения сохранности продукции;
• проверка полноты и своевременности ее оприходования;
• проверка своевременности и полноты инвентаризации и принятых по ее результатам мер;
• проверка реальности числящихся остатков готовой продукции на складе;
• выявление фактов растрат, недостач и хищений продукции;
• определение потерь, обусловленных естественными факторами и зависящими от людей условиями хранения продукции и ее транспортировки;
• установление причин и должностных лиц, виновных в допущенных недостачах.
- первичная документация (приемо-сдаточные накладные, акты и т.д.)
- книги или карточки складского учета,
- отчетность материально ответственных лиц,
- регистры аналитического и синтетического учета,
- Главная книга,
- баланс предприятия.
1 этап Проверить полноту и своевременность оприходования продукции собственного производства. При этом используются приемы документального контроля и приемы фактического контроля (контрольные инвентаризации, лабораторные анализы и т.д.)
При проверке внимательно изучают состояние учета и хранения, соблюдение порядка оприходования всей поступившей за ревизуемый период продукции собственного производства. При этом анализируются и проверяются по форме и по существу первичные документы на оприходование продукции. В ходе проверки устанавливают правильность составления указанных документов, их подлинность, реальность отраженных в них операций и объективность содержащихся сведений.
Первичные документы на оприходование продукции (приемо-сдаточные накладные, акты и т.д.) сверяются с данными отчетов заведующих складами на их оприходование, а также с данными аналитического и статистического учета. При наличии отклонений аудитор устанавливает их причины и виновных лиц.
2 этап Иучаить ритмичность выпуска продукции и поставок ее покупателям. При этом анализируется соблюдение графика выпуска продукции и ее отгрузки покупателям.
2. Основными задачами аудита реализации являются следующие:
• проверка обоснованности плана реализации и его выполнения;
• определение правильности оформления первичных документов, связанных с реализацией продукции, основных средств, прочих активов, а также оказанием услуг;
• установление наличия, своевременности и правильности заключения договорных взаимоотношений предприятия с соответствующими заготовительными и другими организациями;
• проверка качества реализованной продукции, уровня ее товарности;
• контроль за правильным установлением закупочных и других цен;
• определение полноты и своевременности поступления выручки на счета предприятия;
• проверка полноты и правильности возмещения покупателями расходов, связанных с процессом реализации;
• выявление потерь на стадии сбыта продукции и лиц, виновных в этом;
• организация учета и проверка достоверности отчетных данных по реализации продукции, выполненных работ и услуг, а также по реализации основных средств и прочих активов.
- накладные на вывоз и отпуск продукции со складов;
- квитанции заготовительных организаций о приеме продукции;
- приходные кассовые ордера и ведомости на уплату средств наличными деньгами за приобретенную у предприятия продукцию;
- документы на отпуск продукции для продажи через свою торговую сеть;
- отчеты материально ответственных лиц, занятых реализацией продукции;
- реестр документов по реализации продукции (работ и услуг);
- накопительные ведомости учета реализации продукции (работ и услуг);
- соответствующий журнал-ордер;
- Главная книга;
- баланс предприятия.
1 этап Проверить правильность заключения предприятием договоров по реализации продукции. При этом аудитор устанавливает:
- обеспеченность планируемых объемов закупок продукции договорами,
- своевременность заключения договоров с каждым покупателем по каждому виду продукции,
- обоснованность указанных в них объемов, качества, сроков и способов поставки продукции,
- условий расчетов и санкций за невыполнение договорных обязательств.
При наличии отказа покупателя от заключения договоров или приемки продукции в запланированных предприятием объемах, необходимо выявить;
- его мотивы и обоснованность,
- меры, принятые предприятием для разрешения преддоговорного спора.
Основным моментом аудита является проверка наличия по каждому договору расшифровок ассортимента с указанием
- сроков поставок покупателям соответствующей продукции,
- отметок о фактическом отпуске с указанием даты.
При наличии расхождений между этими данными целесообразно в выборочном порядке сверить записи в оперативном учете с показателями приемо-сдаточных актов, зафиксированными в накопительных ведомостях выпуска готовой продукции.
При изучении самих договоров аудитор обращает внимание на то, имеются ли в нем все необходимые разделы, позволяющие в достаточной полноте отразить права и обязанности сторон. Обращают внимание на обоснованность применения указанных в договорах тарифов, цен, расценок и санкций.
2 этап Обращается внимание на соблюдение графиков сдачи работниками и экспедиторами документов в бухгалтерию предприятия на отпущенную продукцию, на основе которых бухгалтерия выписывает платежные документы. Чаще всего задержка оплаты платежных документов покупателями вызвана неправильным оформлением сопроводительных документов грузов (товарно-транспортных накладных, счетов-фактур и т.д.), а в ряде случаев — платежных документов.
Если покупателями были предъявлены претензии за недогруз продукции или ее пересортицу, необходимо
- изучить материалы,
- получить объяснения от работников, осуществляющих упаковку, отгрузку, выписку отгрузочных документов,
- провести инвентаризацию продукции на складе и сопоставить данные инвентаризации с предъявленными претензионными документами.
3 этап В качестве предварительного контроля аудитор выявляет готовность предприятия к отправке покупателю той или иной продукции:
- наличие и исправность весов и других измерительных приборов, транспортных средств, тары,
- обеспеченность необходимой документацией,
- разработку графиков, маршрутов доставки продукции и т.д.
4 этап При последующем контроле аудитор проверяет учетные данные
- о физическом количестве,
- зачетной массе,
- качестве,
- себестоимости и выручке от реализации продукции.
Достоверность натуральной и зачетной массы реализованной продукции устанавливают по товарно-транспортным накладным, путевым листам грузового автомобиля, по актам встречной проверки с покупателями
5 этап Проверить правильность определения себестоимости и реализационных цен проданной продукции. Реализационные цены по каждому виду продукции, работ и услуг проверяют путем их сопоставления с действующими прейскурантами и договорами по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг.
При проверке продажи продукции аудитор устанавливает
- ее объемы,
- правильность применения цен
- и полноту оприходования выручки в кассу предприятия.
Для этого привлекают соответствующие данные по счету 90 (о количестве, цене и выручке от реализации отдельных видов продукции), а также отчетов о продаже продукции на рынке. При установлении отклонений определяется их причина, устанавливаются виновные лица.
6 этап Проверить реализацию работ и услуг на сторону, в том числе и частным лицам. В ходе проверок устанавливается обоснованность оказания услуг, а именно выясняется следующие вопросы:
- не отвлекались ли работники предприятия для выполнения работ, не соответствующих профилю предприятия,
- и не сказалось ли это на перерасходе фонда оплаты труда и затягивании сроков выполнения неотложных работ;
- производилась ли предварительная оплата работ и услуг, оказываемых частным лицам;
- заключались ли договоры на услуги, систематически оказываемые разным предприятиям;
- правильно ли определялась отпускная стоимость работ и услуг;
- не производилась ли оплата работ и услуг по заниженным тарифам или без документального оформления.
7 этап Проверить бухгалтерские записи по дебету счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" и кредиту счета 44 субсчет "Коммерческие расходы". При их проверке необходимо установить:
• правильность включения затрат в состав коммерческих расходов;
• своевременность их документального отражения;
• правильность ведения аналитического учета по счету 44 субсчет "Коммерческие расходы" и их описание;
• соответствие записей синтетического и аналитического учета записям в Главной книге и балансе.
8 этап Осуществить контроль записей по счету 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности".
На этом счете учитывается выручка (доходы) и себестоимость реализованной продукции.