Формы бухгалтерского учета

Форма бухгалтерского учета - это совокупность строения учетных регистров, применяемых в бухгалтерском учете данного предприятия, их взаимосвязь, последовательность и способы записи в них хозяйственных операций, технология обработки бухгалтерской информации. Самое широкое применение в настоящее время находят:

- журнально-ордерная

- мемориально-ордерная

- упрощенная форма для малых предприятий

- автоматизированная форма бухгалтерского учета

 

Схема

Бухгалтерской обработки учетных документов

Создание и регистрация Обработка документа Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную схему бухгалтерского учета и отчетности. Хранение документа
Первичный документ Книга расходов и доходов   Декларация о доходах Архив
  Организация всех форм собственности  
  Простая форма учета  
Журнал регистрации финансово-хозяйственных операций  
  Упрощенная форма учета  
Ведомости В1 – В8   Шахматка В9  
Мемориально-ордерная форма учета
Первичный документ   Мемориальные ордера   Журнал - главная   баланс архив
Журнально-ордерная форма учета
Журналы ордера 8 или 17   Главная книга  
  Компьютерная форма обработки  
Компьютерные бухгалтерские программы  
                   

Рис 5

 

Журнально-ордерная форма. Основной регистр - журналы- ордера по кредитовому признаку. Они представляют собой накопительную итоговую бухгалтерскую проводку по кредиту заранее установленного счета. Их дополняют ведомости по дебетовому признаку для ведения аналитического учета, если он не предусмотрен в журнале, а также специальные разработочные таблицы для некоторых данных. По окончании месяца все сведения поступают в Главную книгу - учетный регистр, предназначенный для синтетического учета в течение года. В ней открываются все счета синтетического учета предприятия. На отдельном развернутом листе, отведенном каждому счету, фиксируются остатки на начало и конец месяца, обороты по дебету в развернутом виде, т.е. в корреспонденции с кредитуемыми счетами из соответствующих журналов-ордеров.

Мемориально-ордерная форма учета. Основной регистр - мемориальные ордера, которые представляют собой бухгалтерскую проводку с указанием суммы, даты и корреспонденции счетов. Составляется на каждую хозяйственную операцию или группу операций, объединенных в сводном документе. Ордер может быть составлен в виде отдельного документа или на самом документе, используя специальный штамп. В течение месяца операции группируют во вспомогательных накопительных ведомостях. По ним раз в месяц составляют мемориальные ордера, которые затем записываются в регистрационный журнал в хронологическом порядке со своим номером. После этого записывают данные мемориальных ордеров в Главную книгу. Итоги по дебету и кредиту счетов Главной книги записываются в оборотную ведомость по синтетическим счетам. На основании записей в аналитическом учете составляют оборотные ведомости аналитического учета и производят сверку с данными синтетического учета. Обороты по дебету и кредиту синтетических счетов сверяют с оборотом в журнале регистрации мемориальных ордеров, составляют бухгалтерский баланс.

Разновидностью мемориально-ордерной формы учета является форма Журнал-Главная. В этом случае регистрационный журнал не применяется, а данные мемориальных ордеров записываются в книгу Журнал-Главная. Она представляет собой комбинированный учетный регистр хронологического и систематического учета, регистрирующий мемориальные ордера. В конце месяца подсчитываются обороты по счетам. Книга обеспечивает контроль равенства оборотов и сальдо, заменяя оборотные ведомости. Форма учета «Журнал-Главная» отличается тем, что вместо регистрационного журнала и Главной книги применяется книга Журнал-Главная, объединяющая их.

Форма для малых предприятий различается в зависимости от объема и вида деятельности предприятия и может быть организована по одному из перечисленных вариантов:

· способом двойной записи на счетах бухгалтерского учета в регистрах (количество работающих до 100 человек)

· способом двойной записи на счетах бухгалтерского учета в книге учета хозяйственных операций (количество работающих до 15 человек)

· по упрощенной системе учета и отчетности без применения счетов в книге учета доходов и расходов (для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, а также малых предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения с численностью не более 15 человек и совокупным размером фактической выручки за предшествующий период согласно п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ в 2011 г. применять УСН могут организации, которые заработали за девять месяцев не более 45 млн руб.К запрету применять УСН может привести выручка, превысившая 60 млн руб. по итогам года.

Первый вариант предполагает наличие имущества у предприятия. При этом может применяться несколько сокращенный рабочий план счетов.

Записи хозяйственных операций производятся на основе учетных документов одновременно в 2 ведомостях: по дебету в одной с указанием номера кредитуемого счета, в другой по кредиту с аналогичной записью номера дебетуемого счета. На основе этого составляют сводную или шахматную ведомость, оборотную ведомость по синтетическим счетам и баланс.

Второй вариант предполагает, что у предприятия небольшой объем операции, нет имущества, оборотных средств, основных фондов, процесс производства несложный. Применяется рабочий план счетов с сокращенной номенклатурой. Регистрация первичных документов, распределение себестоимости продукции и определение финансового результата производится в книге учета хозяйственных операций форма № К-1. Книга дополняется ведомостями по расчету заработной платы и расчетами с бюджетом и др. Ведется также аналитический учет по товарно-материальным счетам с составлением оборотных ведомостей и сверкой итогов. В конце месяца составляется оборотная ведомость и баланс.

В третьем варианте ведения учета предусматривает ведение книги учета доходов и расходов, которая открывается на один год, прошнурована и пронумерована. В графе «Доходы» отражаются все поступления субъекту: выручка, внереализационные доходы, безвозмездная помощь и др. В графе «Расходы» отражаются расходы, связанные с деятельностью предприятия.

Доходы и расходы

Регистрация Сумма
N п/п дата и номер первичн. документа содержание операции доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы
         
         
         
Итого за I квартал    

 

I. Доходы и расходы

Регистрация Сумма
N п/п дата и номер первичн. документа содержание операции доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы
         
         
         
         
Итого за II квартал    
Итого за полугодие    

 

I. Доходы и расходы

Регистрация Сумма
N п/п дата и номер первичн. документа содержание операции доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы
         
         
         
         
Итого за III квартал    
Итого за 9 месяцев    

 

I. Доходы и расходы

Регистрация Сумма
N п/п дата и номер первичн. документа содержание операции доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы (руб.) расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы (руб.)
         
         
         
         
Итого за IV квартал    
Итого за год    

Справка к разделу I:

010 Сумма полученных доходов за налоговый период __________

020 Сумма произведенных расходов за налоговый период __________

030 Сумма разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке налога за предыдущий налоговый период __________

Итого получено:

040 – доходов

(код стр. 010 – код стр. 020 – код стр. 030) __________

041 – убытков

(код стр. 020 + код стр. 030)- код стр. 010) __________

 

В основе применения автоматизированного учета заложен главный принцип - автоматизация бухгалтерского учета на основе применения компьютеров и оргтехники. Существуют всевозможные программы, которые можно адаптировать к любому технологическому процессу. Данные с первичных документов систематически вводятся. Эти данные группируются, создаются базы данных. И на их основании можно составлять накопительные ведомости.

 

Этапы организации АСУ бухгалтерским учетом

1. Создание АРМ бухгалтера.

2. Создание локальных сетей

3. Создание единой системы обработки учетной информации со средствами организационной и вычислительной техники.

Основные достоинства внедрения АСУ - сокращение числа утомительных счетных операций, сокращение затрат рабочего времени, повышение скорости принятия решений, повышение культуры труда, повышение эффективности деятельности бухгалтерской службы и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: