Основные роли руководителя организацией в системе управления персоналом: лидер, администратор, плановик, предприниматель, кадровик. Специфика ролевого поведения руководителя в государственных и муниципальных органах, финансово-кредитных учреждениях и предприятиях. Классификация функций руководителя. Профессионально важные качества успешного менеджера в государственных и муниципальных органах, кредитно-финансовых учреждениях и предприятиях. Оценка результативности руководства персоналом.
Архетип руководителя (управляющего) — совокупность психологических особенностей и стилей поведения, выражающиеся в выполнении руководителем той или иной управленческой роли.
Различают четыре главных архетипа: лидер, администратор, плановик, предприниматель. Лидер умеет общаться с людьми, способен оценивать потенциал каждого человека и заинтересовать его в полном использовании этого потенциала. тренинги управления. Играют ведущую роль в процессе разработки и реализации инновационных проектов. Это авторитетные личности в организации, за которыми признается право принимать ответственные решения в значимых для организации ситуациях. Они способны распознавать инновационный потенциал каждого работника и могут заинтересовать его в полном использовании этого потенциала. Администратор способен выявить место сбоя в работе и принять необходимые меры сбоя в работе и принять необходимые меры для его устранения. Способны на стадии реализации нововведения организовать жесткий контроль над этим процессом, а также оценивать не инновационный потенциал отдельных работников, а эффективность работы организации в целом Плановик стремится к оптимизации будущей деятельности организации для достижения поставленных целей. Стремятся к достижению поставленных целей организации путем оптимизации ее будущей деятельности, концентрируя основные ресурсы на традиционных областях деятельности организации. Предприниматель стремится изменить динамику развития деятельности, ищет новые направления деятельности и возможности расширения номенклатуры продукции, смело экспериментирует, не боясь риска, ставит новые, более сложные задачи. В отличие от ≪плановиков≫ ищут новые направления деятельности и возможности расширения номенклатуры продукции, изменяя динамику развития организации.
Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его функциях. В литературе существуют достаточно разнообразные классификации функций руководителя. Основываясь на соответствующих разработках П. Шеттгена, И. Хентце и др., Е.П. Голландера, можно выделить следующие функции руководителя:
· оценка ситуации, разработка, обоснование (т.е. выяснение, насколько реальны, понятны и контролируемы цели) и постановка целей;
· определение и подготовка мероприятий по достижению целей;
· координация деятельности сотрудников в соответствии с общими целями;
· контроль за персоналом и соответствием результатов его деятельности поставленным задачам;
· организация деятельности сотрудников, т. е. использование существующих и создание новых организационных структур для руководства персоналом и его деятельностью;
· информирование сотрудников;
· интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) — деловое общение с целью получения информации, консультирования, оказания помощи и т.п.;
· формирование системы стимулирования сотрудников и их мотивация;
· делегирование задач, компетенций и ответственности;
· предотвращение и разрешение конфликтов;
· распространение специфических для организации ценностей и норм;
· забота о подчиненных и обеспечение их лояльности;
· формирование сплоченного коллектива и поддержание его дееспособности;
· ослабление чувства неуверенности в действиях персонала и обеспечение организационной стабильности.
Как видно из приведенного перечня функций руководителя, они значительно различаются по своей сложности и объему деятельности, а частично пересекаются. Некоторые авторы объединяют названные и некоторые другие функции в две основных функции [92]: 1) достижение групповой цели; 2) сплочение группы и забота о ее сохранении. Рассмотрим эти функции несколько подробнее.
Достижение групповой цели. Сюда входят все функции, связанные с определением групповых целей и задач, а также мобилизацией сотрудников на их реализацию:
· постановка целей и определение ролей отдельных членов команды;
· выявление проблем, возникающих при реализации заданий;
· координация действий группы;
· планирование и организационная подготовка групповых собраний, включая определение их состава;
· формирование «нормальных» групповых коммуникаций (например, беседы со специалистами, получение разносторонней информации о состоянии дел у каждого члена группы и т.п.);
· выявление и прояснение неясных вопросов;
· контроль за соблюдением временных планов и обобщение промежуточных результатов;
· проверка правильности восприятия и интерпретации информации, получаемой членами группы;
· методическая помощь сотрудникам и содействие развитию у них инициативы и творческого подхода при решении задач;
· обеспечение сотрудников будущей работой с учетом их возможностей и желаний;
· развитие взаимопомощи при выполнении трудных заданий и в непредвиденных ситуациях;
· регулярное подведение индивидуальных трудовых итогов;
· забота о повышении квалификации и овладении смежными профессиями;
· развитие внешних связей группы и подготовка соответствующей информации;
· приобретение финансовых и всех других необходимых для работы ресурсов.
Сплочение группы и забота о ее сохранении. В содержание этой общей функции входит решение задач, связанных с обеспечением оптимальности и постоянства состава членов команды, с налаживанием внутригрупповых отношений, в том числе отношений членов группы с руководителем. К числу таких задач относятся:
· обнаружение и устранение эмоциональной напряженности в групповых отношениях;
· оповещение о групповых нормах, правилах игры (например, о честности и искренности во взаимоотношениях) и своевременное напоминание о них;
· защита и ободрение «тихих» членов команды, торможение стремления чрезмерно активных сотрудников к доминированию и притеснению более скромных;
· разрешение конфликтов;
· защита отдельных сотрудников от тех, кто ущемляет их личное достоинство;
· развитие здорового коллективизма, взаимного доверия и солидарности, доброжелательности и стремления к поиску компромиссов;
· всяческая поддержка групповых собраний;
· внимательное и терпимое отношение к сотрудникам при решении вопросов, возникающих при совместной работе в команде (правильного понимания общих целей, возможностей, проблем и т.д.);
· мотивация сотрудников;
· инициирование конструктивной критики.
Более детальную и близкую в к российским условиям классификации ролей руководителя дают авторы учебного пособия «Менеджмент персонала. Функции и методы».
1. «мыслитель» - общее осмысление положения дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем;
2. «штабной работник» - обработка управленческой информации и составление документации;
3. «организатор» - координация работы сотрудников;
4. «кадровик» - отбор, расстановка, оценка персонала;
5. «воспитатель» - обучение и мотивация персонала;
6. «снабженец» - обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности;
7. «общественник» - участие в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях; работа с общественными организациями;
8. «инноватор» - внедрение передовых методов труда и научно-технических достижений в производство;
9. «контролер» - контроль за соблюдением организационных норм и качеством продукции;
10. «дипломат» - налаживание связей с другими учреждениями и их представителями
Оценка деятельности руководителей применяется на всех уровнях как инструмент достижения соглашения в сферах, требующих особых усилий руководства в будущем году.
Как правило, оценка проводится ежегодно. Руководитель обсуждает со своим непосредственным начальником степень достижения результата, почему достижение отдельных целей было невозможно и как можно обеспечить улучшение в будущем.
По результатам оценки составляется план развития, который позволит руководителю развиваться и достичь еще более высоких результатов в следующем году.