Вопрос 2. Логистическая среда и ее факторы

 

Микро- и макрологистические системы функционируют в определенной среде. Чем сложнее и динамичнее окружающая среда, тем более глубоким, масштабным и частым изменениям она подвергается. Соответственно более гибкий и адаптивный характер должна иметь логистическая деятельность.

Экономические спады и взлеты, финансовые и валютные потрясения, чередование политической, социальной стабиль­ности и периодов неустойчивости, технологические прорывы, появление инноваций и практически одномоментное моральное устаревание больших групп традиционных изделий, быстрые и радикальные перестановки в соотношении сил конкурентов — все это вынуждает предприятия постоянно приспосабливаться к условиям окружающей среды, прогнозировать грядущие пе­ремены, оценивать угрозы и риски.

Состояние логистической среды предопределяется совокуп­ностью экзогенных и эндогенных факторов[2].

Экзогенные факторы — это факторы внеш­ней среды, не зависящие от деятельности логистической систе­мы (неконтролируемые). Эндогенные факторы — это факторы внутренней среды ло­гистической системы, зависящие от деятельности последней (контролируемые).

Таким образом, для более четкого понимания места логистики (логистического менеджмента) на фирме необ­ходимо рассмотреть ее окружение – логистическую среду фирмы, которую обычно подразделяют на внешнюю (макросреду) и внутреннюю (микросреду).

Факторы внешней (макрологистической) среды фирмы укрупненно можно разделить на политические, экономические, правовые, технологические, социальные и экологические. Полити­ческие факторы, отражая общую политическую ситуацию в стране и мире, оказывают сущест­венное влияние на организации бизнеса, определяя их стратегическое (в том числе и логисти­ческое) поведение, например в плане принятия стратегических решений по расширению или свер­тыванию бизнеса, инвестиционной и финансовой политики, политики дистрибьюции, экспортно-импортных операций и т.д.

Экономические факторы необходимо рассматривать в многоаспектном плане:

• на уровне экономики страны в целом в разрезе макроэкономических показателей и индика­торов (курса национальной валюты, уровня инфляции, среднего темпа прироста валового нацио­нального продукта, темпов развития промышленного производства, биржевых индикаторов и т.п.);

• на отраслевом и региональном уровнях (темпы и ограничения развития отдельных отраслей и территорий, динамика реструктуризации, инвестиционная политика в отраслях и регионах, динамика отраслевой производительности труда и т.д.);

• в разрезе рынков факторов производства (рынков труда, землепользования, капитала), финансового рынка, банковской системы;

• в разрезе анализа спроса и предложения на рынке конечных товаров и услуг, анализа возможных конкурентов и т.д.

Правовые факторы определяются законодательными нормами. Основой правовой базы логи­стики в стране являются Конституция РБ, Гражданский кодекс, налоговое, таможенное законода­тельство, законы о банках, биржах и т.д.

Группа технологических факторов, имеющих важное значение для логистики, характеризует как общий уровень научно-технического потенциала страны, так и технологический уровень отдельных отраслей и инфраструктуры экономики. Важную роль для продвижения логистической концепции играет уровень развития транспортных и телекоммуникаций, информационно-компью­терных систем, гибких автоматизированных и роботизированных производств, транспортных и грузоперерабатывающих средств, электроники и микропроцессорной техники и т.д. Принципи­альное значение имеет внедрение новых (инновационных) технологий и технических средств, обеспечивающих эффективную реализацию логистических функций.

Для развития логистики приоритетное значение имеют социальные факторы (миграция насе­ления, динамика структуры рабочего и свободного времени, структура трудовых ресурсов, уровень культуры и т.п.), а также экологические факторы, связанные прежде всего с развитием транспорта и транспортных коммуникаций в плане уменьшения их вредного воздействия на окру­жающую среду. В США, Японии, странах ЕС приняты различные программы защиты окружаю­щей среды, которые непосредственно влияют на формируемые микро- и макрологистические системы и принятие логистических решений.

При анализе внешних факторов следует иметь в виду, что между ними существует тесная взаимосвязь и взаимозависи­мость. Степень воздействия одного и того же внешнего фактора на различные предприятия варьирует в широких пределах и за­висит от размеров предприятия, его принадлежности к опреде­ленной отрасли, экономического положения, адаптационных возможностей. Поэтому важно уметь оценивать степень влия­ния каждого фактора, а также выделять те из них, которые в перспективе могут создать угрозу либо, наоборот, открыть до­полнительные возможности для развития предприятия. Следу­ет учиться искусству превращать вероятные угрозы в шансы и возможности.

Под внутренней средой понимают совокупность отношений, складывающихся внутри логистической системы: а) между подразделениями предприятия; б) между предприятием и по­ставщиками, посредниками, покупателями, транспортными организациями, контактными аудиториями. К кон­тактным аудиториям в данном контексте можно отнести бан­ки, финансовые организации, государственные учреждения, страховые организации.

Факторы внутренней среды в микрологистической систе­ме связаны с деятельностью функциональных служб предприятия — производственной, маркетинговой, планово-экономичес­кой, финансовой, кадровой, снабженческой, сбытовой. Опреде­ленные взаимоотношения во внутренней среде возникают меж­ду различными службами самого предприятия, а также между ними и другими факторами внутренней среды. Например, снаб­жением предприятия материально-техническими ресурсами занимается соответствующая служба, которая взаимодействует с другими производственными подразделениями предприя­тия, участвующими в производственном цикле, а также с раз­личными поставщиками за пределами предприятия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: