2.1. Тематический план учебной дисциплины (междисциплинарного курса)
| Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
| Введение. | Содержание учебного материала | |
| Новейшая история: периодизация, характеристика периода. Политическая карта мира на рубеже ХХ –ХХI веков. Россия на карте мира. | ||
| Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е годы ХХ в. | ||
| Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР в 1980-е годы ХХ века. | Содержание учебного материала | |
| Внутренняя политика государственной власти в СССР в 1980-е годы. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура. Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира» | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | ||
| Составление конспекта по материалам учебника, подготовка индивидуальных сообщений по темам, предложенным преподавателем: «Реформаторы новейшего времени и их судьбы», «Перестройка: мифы и реальность», «Гласность- важнейшее условие демократизации общества», «Советское искусство как зеркало общества.» | ||
| Практическое занятие № 1 | ||
| Анализ исторических документов социально-экономического и политического содержания времен перестройки. | ||
| Тема 1.2. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг. ХХ века. | Содержание учебного материала | |
| Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. РФ как правопреемница СССР. | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | ||
| Работа над материалом учебника, подготовка индивидуальных сообщений по темам, предложенным преподавателем: «Бархатные революции», «Окончание холодной войны.» «От СССР к России», «РФ- суверенное государство: приобретения и потери.» | ||
| Практическое занятие № 2 | ||
| Работа с историческими картами и документами: экономический, внешнеполитический, культурный геополитический анализ произошедших в этот период событий. | ||
| Раздел 2. Россия и мир в конце XX – начале XXI века. | ||
| Тема 2.1. Особенности развития стран Азии и Африки в конце XX – начале XXI вв. | Содержание учебного материала | |
| Политическая карта мира и место на ней стран «Юга». Экономика, социальная жизнь, политическое устройство. Проблемы региона и пути их решения. Интеграционные процессы, их цель и формы. Внешнеполитические связи. Отношения с Россией. | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | ||
| Заполнение сравнительной таблицы «Образование независимых государств в Африке (1970-2000 гг.)», подготовка индивидуальных сообщений по темам, предложенным преподавателем: «Особенности развития стран Азии на рубеже веков. Отношения с РФ», «Особенности развития стран Африки на рубеже веков. Отношения с РФ». | ||
| Тема 2.2. Страны Латинской Америки в конце XX – начале XXI вв. | Содержание учебного материала | |
| Политическая карта мира и место на ней стран Латинской Америки. Экономика, социальная жизнь, политическое устройство. Проблемы региона и пути их решения. Интеграционные процессы, их цель и формы. Внешнеполитические связи. Отношения с Россией. | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | ||
| Подготовка индивидуальных сообщений по темам, предложенным преподавателем: «Особенности развития стран Латинской Америки на рубеже веков», «Отношения стран Латинской Америки с РФ». | ||
| Тема 2.3. США на рубеже тысячелетий. | Содержание учебного материала | |
| Политическая карта мира и место на ней США. Экономика, социальная жизнь, политическое устройство. Проблемы региона и пути их решения. Интеграционные процессы, их цель и формы. Внешнеполитические связи. Взаимоотношения с Россией. | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | ||
| Работа над материалом учебника, подготовка конспекта, индивидуальных сообщений по темам, предложенным преподавателем: ««11 сентября 2001: вчера, сегодня», «Отношения РФ и США». | ||
| Тема 2.4. Европа в конце XX –начале XXI вв. | Содержание учебного материала | |
| Политическая карта мира и место на ней стран Западной и Северной Европы. Политическая карта мира и место на ней стран Восточной Европы. Экономика, социальная жизнь, политическое устройство. Проблемы региона и пути их решения. Внешнеполитические связи. Интеграционные процессы, их цель и формы. Отношения с Россией. | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | ||
| Работа с материалом учебника и дополнительной литературой, заполнение сравнительной таблицы «Страны Европы: экономика, социальная жизнь, политическое устройство». | ||
| Тема 2.5. Постсоветское пространство в 90-ет гг. ХХ века. | Содержание учебного материала | |
| Укрепление влияния РФ на постсоветском пространстве. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Ю. Осетией и пр. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации. РФ в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | ||
| Работа с материалом учебника, подготовка индивидуальных сообщений: «Россия и СНГ-динамика отношений», «Россия и «дальнее зарубежье». | ||
| Тема 2.6. Россия и мировые интеграционные процессы. | Содержание учебного материала | |
| Назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и основные направления их деятельности. Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Тенденции сохранения национальных, религиозных и культурных традиций. Участие России в этом процессе. | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | ||
| Работа над материалом учебника, подготовка индивидуальных сообщений по темам: «Роль ООН в современном мире», «Страны В. Европы и НАТО», «Страны З. Европы и НАТО». «ЕС – пути расширения?», «РФ и интеграционные процессы». | ||
| Практическое занятие № 3 | ||
| Анализ интеграционных процессов конца XX – начала XXIвв. | ||
| Тема 2.7. Локальные и региональные конфликты современности. | Содержание учебного материала | |
| Причины, участники, хронология, локализация современных локальных, национальных, региональных, межгосударственных конфликтов. Пути преодоления современных конфликтов. Отношение стран мира к конфликтам. Роль международных организаций в урегулировании конфликтов. Локальные национальные, религиозные и территориальные конфликты в Российской Федерации. Причины и участники. Отношение российского государства к конфликтам, политика в области их преодоления. | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | ||
| Подготовка информационных сообщений по материалам СМИ:«Локальные национальные, религиозные и территориальные конфликты современности», индивидуальные сообщения: «Роль международных организаций в разрешении конфликтов», «Отношение российского государства к конфликтам, политика в области их преодоления». | ||
| Тема 2.8. Научно-технический прогресс. | Содержание учебного материала | |
| Направления НТР на современном этапе развития. Развитие информационных технологий, науки и техники, медицины, биологических наук, роботостроение и приборостроение, освоение космоса. Наука и научные разработки Российской Федерации. | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | ||
| Работа с материалом учебника, заполнение таблицы «Научно-технический прогресс». | ||
| Тема 2.9. Мир в ХХI веке. Международные отношения в современном мире. | Содержание учебного материала | |
| Современная Европа, Африка, Азия, Америка: взаимоотношения, проблемы, экономика, политика, глобальные проблемы, расстановка сил в мире.. Международная стратегия противодействия идеологии терроризма в условиях глобализации. Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | ||
| Подготовка информационных сообщений по материалам СМИ: «Расстановка сил в современном мире», «Россия как партнер НАТО.» | ||
| Тема 2.10. Перспективы развития РФ в современном мире. | Содержание учебного материала | |
| Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов-главное условие политического развития. Инновационная деятельность- приоритетное направление в науке и экономике. Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека- основа развития культуры в РФ. | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | ||
| Подготовка индивидуальных сообщений по темам: «Вызовы будущего и Россия», «Роль РФ в современном мире». Составление исторической справки. | ||
| Практическое занятие № 4 | ||
| Анализ политических и экономических карт России и сопредельных территорий с точки зрения выяснения преемственности социально-экономического и политического курса. | ||
| Дифференцированный зачет | ||
| Обязательная аудиторная нагрузка (всего) | ||
| Самостоятельная работа обучающихся (всего) |