Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

 

Образовательная программа характеризует модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.

Образовательная программа состоит из следующих разделов.

Раздел I – цели и задачи воспитания, определенные на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума.

На данном этапе формирования организационного механизма управления качеством образования необходимо учитывать, что наибольшей спецификой при формулировке целей и задач воспитания обладают детский сад компенсирующего вида и центр развития ребенка – детский сад. Они предполагают соотнесение потенциальных возможностей ребенка и реально демонстрируемых им результатов по всем направлениям детского развития исходя из долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного прогноза развития ребенка. Так как речь о детях с отклонениями в развитии и о детях с общими и специальными способностями, то это вызывает значительные затруднения.

Раздел II – выбор программ и технологий, выстраивание целостного педагогического процесса. Выделяются следующие направления: физическое развитие, социальное развитие; познавательное развитие; эстетическое развитие; дополнительное образование.

Основной проблемой управления качеством образовательного процесса на данном этапе выступает комплексирование программ: согласование требований к целям и результатам обучения и воспитания в комплексной и парциальной программах. Они должны быть сформулированы администрацией и педагогическим коллективом ДОУ в одинаковых единицах.

Кроме того, очень часто встает проблема перегрузки детей из-за частичного дублирования содержания изучаемого материала в данных программах.

Дополнительная специфика управления качеством образования существует в детских садах компенсирующего и комбинированного вида. Она связана с тем, что необходимо согласовать содержание общеразвивающего и коррекционно - развивающего направления работы в базовых и специальных образовательных программах. Между тем, сразу появляется расхождение между формулировками результатов образовательного процесса в тех и других.

Раздел III – проектирование и планирование текущей педагогической деятельности, отбор форм организации образовательного процесса, соответствующих поставленным задачам и выбранному содержанию.

Сюда входят модель учебно-воспитательного процесса на год, месяц, неделю; система планирования продуктивных видов деятельности и организации учебно – воспитательного процесса по музыкальному развитию детей, речевому развитию, экологическому воспитанию дошкольников и формированию элементарных математических представлений.

Раздел IV - определение способов систематической фиксации динамики детского развития (мониторинг). По каждому воспитаннику ДОУ на основании результатов мониторинга определяется траектория изменения его общекультурного, социально-нравственного и общеинтеллектуального развития личности.

Основной проблемой управления качеством образования на данном этапе является рассогласование результатов первичной и итоговой диагностики. Естественно, что вторая должна быть выше, чтобы обеспечить качество образования. Между тем, цели использования этих диагностик различны, поэтому и результаты на практике могут не совпадать. При этом принципиально важно, чтобы параметры итоговой диагностики были заданы педагогическому коллективу до начала учебного года, чтобы, опираясь на их перечень, они могли прогнозировать цели и результаты образовательного процесса. Тогда не потребуется подстраивать их под то, что получилось, ради демонстрации положительных результатов.

Раздел V – условия реализации образовательной программой ДОУ: управление реализацией программы, формы сотрудничества с семьей, преемственность в работе ДОУ и школы, создание предметно – развивающей среды, взаимодействие ДОУ с другими учреждениями, инновационная или экспериментальная работа ДОУ и т.д.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

 

  1. В каком разделе программы определяются цели и задачи воспитания?
  2. Каковы функции каждого раздела программы?
  3. Какой из разделов программы помогает педагогам прогнозировать цели и результаты образовательного процесса?

 

Задания для практического занятия:

1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы.

2. Устно ответьте на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.

3. Изучите концептуальные основы и содержание примерных программ дошкольного образования (философские основы принципы, структуру, компоненты, методическое обеспечение, прогноз возможных затруднений, отличительные особенности программ):

- «Развитие»,

- «Детский сад – дом радости»,

- «Гармония развития»,

- «Истоки»,

- «Кроха»,

- «Из детства в отрочество»,

- «Золотой ключик»,

- «Сообщество»

- «Одаренный ребенок»,

- «Преемственность»,

- «Школа - 2100».

4. Проанализируйте образовательную программу ДОУ, составленную на основе любой из рассмотренных выше примерных программ (на Ваш выбор). Обратите внимание на дополнительную часть программы, формируемую участниками образовательного процесса. Выделите направления работы, определенные в дополнительной части.

5.Проанализируйте направления работы ДОУ, определенные в образовательной программе, направленные на коррекционную работу с детьми с ОВЗ.

6. Оформите письменно анализ программы.

 

Форма контроля выполнения практических работ:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по МДК 05.01.

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]: программа / под ред. Бабаевой. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 244 с

2. Программа «Истоки» [Текст]: базис развития ребенка-дошкольника / под ред. Л.А. Парамонова. – М.: Просвещение, 2003. – 335 с.

3. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст]: учебное пособие для студ. пед. вузов и колледжей / под ред. Т.И.

Ерофеевой. – М.: Академия, 1999. – 344 с.

4. Соломенникова, О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ [Текст]: методическое пособие/ О.А. Соломенникова. – М.: Айрис – пресс, 2010, 224 с.

 

Раздел ПМ 1. «Разработка методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: