Совершившим общественно опасное деяние

Меры медицинского характера применяются только в отношении лиц, совершивших предусмотренные уголовным законом противоправные действия в болезненном состоянии и признанных невменяемыми. Закон предусматривает принудительные и непринудительные меры медицинского характера. Поэтому студенты должны иметь ясное представление о правовых основах назначения мер медицинского характера и по организации проведения принудительного лечения. И начать изучение этой темы следует со статей 97–104 УК РФ.

Необходимо помнить, что принудительные меры медицинского характера являются разновидностью медицинских мер, применяемых к психически больному без его согласия или согласия его законных представителей только по решению суда после рассмотрения дела с участием прокурора и защитника. Основания и порядок применения недобровольных психиатрических мер, которые предусмотрены законом РФ “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”, не относятся к категории принудительных мер медицинского характера.

Для применения принудительных мер медицинского характера обязательно необходимо наличие общественной опасности (убийство, нанесение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, грабеж и др.), которую представляет больной по состоянию своего психического здоровья. Судебно-психиатрические экспертные комиссии в своих заключениях лишь рекомендуют вид меры медицинского характера, а его определение входит в компетенцию суда. Этим гарантируется защита прав больного. К таким же правовым гарантиям относится впервые включенное в закон обязательное освидетельствование психического состояния лица, находящегося на принудительном лечении, не реже одного раза в шесть месяцев с целью выяснения вопроса о прекращении применения или об изменении принудительной меры медицинского характера (ст. 102 ч. 2 УК РФ).

Студентам необходимо знать, что согласно законодательству предусмотрены следующие варианты проведения принудительного лечения:

— амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;

— принудительное лечение в психиатрических стационарах общего типа, специализированных и специализированных с интенсивным наблюдением.

Необходимо подчеркнуть, что если раньше выбор вида принудительного лечения зависел только от тяжести и характера опасного действия, то в УК РФ 1996 г. в основу выбора положены также и особенности психического состояния больных.

Следует помнить, что сроки принудительного лечения судом не устанавливаются. Оно продолжается до выздоровления больного либо такого изменения его психического состояния, при котором существенно уменьшается или исчезает опасность больного для общества, вследствие чего отпадает необходимость в применении к нему принудительных мер медицинского характера. Изменение вида принудительной меры медицинского характера и ее отмена производятся судом по заключению лечебного учреждения, где это лечение проводится.

Будущие юристы должны иметь представление о непринудительных мерах медицинского характера, которые предусматривают лечение больных в психиатрической больнице на общих основаниях или передачу больных на попечение родственников или опекунов, если таковые имеются, при обязательном наблюдении психоневрологических диспансеров по месту жительства в соответствии с “Законом о психиатрической помощи...”. Эти меры также назначаются определением суда. Однако в отличие от принудительных мер медицинского характера, назначение, прекращение и контроль за осуществлением которых производится судом, непринудительные меры медицинского характера применяются и контролируются только органами здравоохранения.

Завершают эту тему студенты ознакомлением с мерами по предупреждению опасных действий лиц с психическими расстройствами. Эти меры включают в себя наблюдение в районном психоневрологическом диспансере после окончания принудительного лечения. В случае изменения психического состояния пациента участковые психиатры и инспектора милиции обязаны обмениваться информацией и принимать меры к госпитализации.

 

Контрольные вопросы:

1. Виды принудительных мер медицинского характера, критерии их выбора.

2. Порядок назначения и прекращения принудительного лечения

3. Принудительное лечение лиц, совершивших преступление в состоянии вменяемости, но заболевших психическим заболеванием до вынесения судом приговора или во время отбывания наказания.

4. Особенности отмены принудительных мер медицинского характера.

5. Непринудительные меры медицинского характера.

6. Меры по предупреждению опасных действий лиц с психическими расстройствами.

 

Общие понятия о психических заболеваниях

Изучение темы студентам следует начать с причин и классификации психических болезней, в возникновении и развитии которых большую роль играет патологическая наследственность. В первую группу входят эндогенные заболевания: шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и др. Вторая группа относится к экзогенным заболеваниям. В их возникновении участвуют внешние факторы: интоксикации, инфекции, травмы, соматические заболевания (диабет, ревматизм и др.). В эту группу включаются также расстройства психики, обусловленные психической травмой (психогенные расстройства). Третью группу составляют психические расстройства, вызванные нарушением развития психики (слабоумие, психопатии и проч.).

Затем следует ознакомиться с течением психических болезней. Студенты должны уяснить, что состояние психики больных во время недуга постоянно меняется. Это важно знать и учитывать в судебно-психиатрической практике. Одни психические заболевания начинаются остро и заканчиваются полным выздоровлением (алкогольные психозы, острые реактивные состояния и др.). Другие заболевания характеризуются длительным течением. В развитии хронических психических заболеваний различают период предвестников (с головными болями, слабостью, вялостью), дебют болезни, обострение и ремиссии (периоды улучшения), выздоровление и дефектные состояния, когда болезнь приостанавливается, но у больных остаются стойкие необратимые изменения.

Будущему юристу необходимо иметь представление о диагностике психических болезней и методах исследования в судебной психиатрии. При этом следует знать, что основным методом исследования в психиатрии является выяснение особенностей жизни больного и установление наличия или отсутствия болезненных симптомов. Эти данные могут быть получены прежде всего с помощью расспроса, беседы психиатра с пациентом. Затем выясняются особенности состояния и поведения подэкспертного перед, во время и после совершенного преступления, в том числе во время следствия или суда. В общепсихиатрической практике эти данные дополняются объективным анамнезом со слов родных, друзей, сослуживцев пациента. В судебно-психиатрической клинике получение объективных сведений таким путем обычно не проводится, и объективные данные о личности подэкспертного, его прошлом эксперт черпает из материалов уголовного дела. В этой связи студентам необходимо помнить, что чрезвычайно важными являются подробные допросы родных и знакомых, медицинские справки, выписки и подлинники историй болезни, тщательное описание обстоятельств правонарушения. Вся эта информация должна содержаться в материалах уголовного дела и ее следует направить психиатрам вместе с подэкспертным.

Кроме анализа рассказа пациента и сбора анамнестических сведений к клиническим методам относится наблюдение за подэкспертным, которое наиболее полно осуществляется в случаях проведения стационарных экспертиз (т. е. круглосуточно).

Существует также ряд специальных способов исследования. Прежде всего, это психологические методы, позволяющие объективно оценить сферу мышления, памяти, эмоций, особенности личности. Кроме того, особенно в условиях проведения экспертизы в стационаре, большое значение имеет неврологическое обследование, а также обследование другими врачами (окулистом, терапевтом, эндокринологом, нейрохирургом). Сведения, полученные при консультациях врачей-специалистов, позволяют более точно обосновать диагноз и, следовательно, экспертное решение.

В экспертной практике широко используются различные параклинические методы (электроэнцефалография, компьютерная томография, ядерно-магнитно-резонансная томография мозга). Все данные психиатрического обследования и результаты дополнительных лабораторных исследований пациента документируются в истории болезни, заполняемой психиатром-экспертом. Содержание истории болезни служит основой составления экспертного судебно-психиатрического заключения.

 

Контрольные вопросы:

1. Основные причины психических заболеваний.

2. Классификация психических болезней.

3. Особенности течения психических болезней.

4. Методика обследования психически больных.

 

Симптоматология психических болезней

Особенности психических процессов в норме у здоровых людей изучает психология. Нарушения этих процессов изучаются психопатологией, т. е. наукой о патологии, болезненных расстройствах психики.

В психологии различают несколько основных видов психических процессов, которые в совокупности составляют нормальное функционирование психики человека: восприятие (чувственное познание), мышление, память, эмоции (чувства, переживания), волевые процессы. В связи с этим психические болезни проявляются прежде всего в нарушении процессов восприятия, мышления, памяти, эмоций, интеллекта, воли, влечений. Поэтому студенты должны иметь представление об основных признаках (симптомах) и синдромах психических болезней, исходя из тех или иных нарушений психических процессов.

Изучение темы следует начинать с расстройства восприятия, проявляющееся или иллюзиями, или галлюцинациями, или псевдогаллюцинациями. Следует обратить внимание на то, что если иллюзии нередки у здоровых людей, то появление галлюцинаций (ложное восприятие без реального предмета) является признаком серьезного психического расстройства. Галлюцинации обычно различают по органам чувств: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные. В частности, зрительные галлюцинации нередко носят устрашающий характер. Такие зрительные обманы восприятия характерны, например, для острых алкогольных психозов, когда больные видят страшные рожи, чертей, зверей, фантастических чудовищ, которые хотят их разорвать.

При некоторых психических заболеваниях (чаще при шизофрении) встречаются псевдогаллюцинации, которые никогда не отождествляются с реальностью, т. е. лишены характера объективной реальности. Эта нереальность восприятия связана с несуществующими органами чувств (“вижу внутренним оком”, “слышу внутренним ухом”).

Расстройства мышления. Начать изучение этого раздела следует с уяснения, что такое мышление в норме. Итак, мышление — это психический процесс, заключающийся в обобщенном отражении существующих сторон предметов и явлений объективного мира и их внутренних взаимосвязей. Мышление основано на чувственном восприятии. Мышление неразрывно связано с речью. Поэтому о свойствах мышления и о нарушениях мыслительных функций судят прежде всего по высказываниям человека, по их содержанию, способу выражения идей, темпу речи и т. д. Мышление — основная составляющая часть интеллекта (ума), т. е. основа познавательной деятельности человека. Мышление включает ряд форм: понятие, сознание и умозаключение.

Психиатры различают несколько типов мышления, каждый из которых может быть искажен психической болезнью. Нарушается темп мышления в виде ускорения или замедления, появляется излишняя обстоятельность мышления (больной “тонет в деталях”), нарушатся ход мыслей с утратой логической связи (разорванность мышления), встречается резонерство (бесплодное мудрствование).

Психическая болезнь серьезно нарушает содержание мышления. Эти расстройства делятся на три класса: навязчивые, свершенные и бредовые идеи. Студентам следует знать, что наиболее опасны бредовые идеи (бред). Под бредом понимают ложные мысли, суждения и умозаключения. Причем переубедить больного в ошибочности его мыслей невозможно. По содержанию бред бывает различным (бред преследования, ревности, величия, изобретательства и др.).

Расстройства эмоций. Под эмоциями подразумевается психический процесс, которым выражается отношение субъекта к самому себе и к различным явлениям жизни. Проявление эмоций принято разделять на три категории: состояния, отношения и реакции. Каждая эмоция включает три составные части: переживание, побуждение к действию и подсознательный компонент. Расстройства эмоций являются частыми при психических нарушениях. Прежде всего это расстройства настроения (сниженное или неоправданно повышенное) эмоциональная холодность, эмоциональная лабильность и др.

Расстройства воли. Под термином “воля” понимается психический процесс, заключающийся в способности к активной планомерной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека. Волевой процесс связан с мотивационной сферой, побуждениями, желаниями, которые становятся осознаваемыми целями поведения. Волевой акт включает несколько этапов: возникновение потребности (желания), осознание этой потребности и принятие решения по ее удовлетворению. Любой из этих этапов может пострадать в результате психического расстройства, что приводит к нарушению поведения. В случаях усиления инстинктивных проявлений может наблюдаться патологическое обжорство (булемия), гиперсексуальность с соответствующими поступками.

Большой класс волевых расстройств составляют извращения влечений и побуждений (например, пиромания — влечение к поджогам, клептомания — влечение к воровству, суицидомания — болезненное влечение к самоубийству и др.). Психиатры выделяют навязчивые влечения, когда побуждения к действию возникают вопреки воле больного. Среди них импульсивные влечения, при которых побуждение к действию наступает внезапно, без борьбы мотивов, действия подчиняются побуждению. Поступки больного не контролируются сознанием, обычно это агрессивные действия.

Студентам также следует иметь представление о расстройстве памяти (ложные воспоминания, амнезия и др.), а также об основных синдромах психических расстройств. Следует отметить, что заболевания, в том числе психические, проявляются не в отдельных симптомах, а в форме типичных сочетаний — синдромах. Психиатрами выделяются аффективные синдромы (маниакальный, депрессивный, паранойяльный и др.), синдромы нарушения сознания. Среди последних для судебной психиатрии большое значение имеют состояния помрачения сознания (делирий, онейроидное состояние, сумеречное расстройство сознания). В общих чертах студентам необходимо ознакомиться с указанными видами помрачения сознания.

Завершает эту тему изучение синдромов слабоумия. Студенты должны знать, что вкладывается в понятие “интеллект”. Следует помнить, что в психиатрии различают врожденное слабоумие (олигофрению) и приобретенное слабоумие (деменция) в течение жизни под влиянием болезненных процессов.

 

Контрольные вопросы

1. Расстройства восприятия, понятие об иллюзиях, галлюцинациях и псевдогаллюцинациях.

2. Мышление в норме и патологии. Основные виды нарушения мышления.

3. Расстройства эмоций, воли, памяти.

4. Что представляют аффективные синдромы и синдромы нарушения сознания.

5. Врожденное и приобретенное слабоумие.

 

Этой темой заканчивается рассмотрение общих вопросов судебной психиатрии. Далее следует изучение основ частной судебной психиатрии.

 

Шизофрения

В судебно-психиатрической практике около половины подэкспертных, признанных невменяемыми, составляют больные шизофренией. Это обстоятельство свидетельствует о судебно-психиатрическом значении данного психического заболевания. Вот почему студентам необходимо ознакомиться с основными проявлениями шизофрении.

Начать изучение темы следует с понятия “шизофрения”. Шизофрения (раннее слабоумие, болезнь Блейлера) — психическое заболевание неустановленной этиологии с тенденцией к длительному непрерывному течению, приводящее к особым изменениям личности в виде снижения психической активности, эмоционального обеднения и нарастающей замкнутости, отгороженности от окружающих. Память, интеллект, приобретенные до начала заболевания знания остаются без существенных изменений. Тем не менее при шизофрении часто происходит снижение, а нередко и полная утрата трудоспособности.

Затем следует обратить внимание на выделяемые формы шизофрении (параноидная, гебефренная, кататоническая, шизоаффективные расстройства), а также на типы течения этого заболевания (непрерывная, приступообразная и др.). В одних случаях заболевание носит прогрессирующий, хронический характер, в других наступает самопроизвольное или в результате лечения выздоровление либо улучшение (ремиссия). Необходимо отметить, что, несмотря на многообразие форм шизофрении, все они имеют общие признаки в виде специфического шизофренического дефекта личности (эмоциональная выхолощенность, снижение энергетического потенциала, утрата социальных контактов). В шизофрении выделяют характерные расстройства мышления, речи, эмоций, поведенческих реакций, психической активности.

Студенты должны иметь представление об основных симптомах шизофрении. Например, при нарушении эмоционально-волевой сферы это будут холодность, неадекватность, парадоксальность и маловыразительность эмоциональных проявлений. При нарушении мышления — резонерство, непродуктивность, соскальзывание, паралогичность.

Завершает эту тему судебно-психиатрическая оценка больных шизофренией. Студентам необходимо знать, что в тех случаях, когда больные шизофренией проходят судебно-психиатрическую экспертизу по уголовным делам в качестве обвиняемых и у них констатируются психические расстройства или выраженные личностные изменения, то в отношении этих подэкспертных принимаются решения об их невменяемости. При выявлении стойкой ремиссии (улучшения) хорошего качества без выраженных личностных изменений принимают решение о вменяемости.

 

Контрольные вопросы

1. Определение понятия “шизофрения”, формы и типы течения болезни.

2. Основные симптомы шизофрении. Определение понятия “шизофренический дефект личности”.

3. Судебно-психиатрическая оценка больных шизофренией.

 

Маниакально-депрессивный психоз

Вначале следует ознакомиться с понятием, которое характеризует это заболевание. Маниакально-депрессивный психоз (или биполярное аффективное расстройство) — сравнительно редкое заболевание, протекающее с аффективными нарушениями и выражается в чередовании маниакальных и депрессивных фаз с периодами нормальной психической деятельности между ними. Необходимо уяснить, что представляет клиническая картина маниакальной и депрессивной фазы, обратить внимание на то, что и в первой, и во второй фазе больные могут совершать правонарушения.

Социально опасные действия депрессивных больных, как правило, направлены на себя и лиц ближайшего окружения. Необходимо отметить, что течение маниакально-депрессивного психоза в основном благоприятное. Нередко наблюдается вариант, когда в течение жизни больного была лишь одна фаза — маниакальная или депрессивная. В межприступных периодах больные не обнаруживают психических расстройств, остаются трудоспособными, сохраняют профессиональные навыки, хорошо справляются с работой, тепло относятся к родственникам.

Студенты должны иметь представление о циклотимии, которая является смягченной формой маниакально-депрессивного психоза. Эти состояния довольно распространены среди населения. Больные обычно сохраняют трудоспособность.

Судебно-психиатрическая оценка больных с маниакально-депрессивным психозом и циклотимией завершает изучение этой темы. Следует отметить, что испытуемые, совершившие правонарушение в период психотических фаз (маниакальной или депрессивной), считаются невменяемыми. Если противоправные действия имели место в межпреступном периоде, то не исключается возможность осознавать фактический характер своих действий и руководить ими.

Лица, страдающие циклотимией, как правило, также считаются вменяемыми, даже если противоправные действия совершили в период циклотимических фаз.

 

Контрольные вопросы

1. Определение понятия “маниакально-депрессивный психоз”.

2. Основные клинические проявления маниакальной и депрессивной фаз.

3. Определение понятия “циклотимия”.

4. Судебно-психиатрическая оценка больных маниакально-депрессивным психозом и циклотимией.

 

Эпилепсия

Эпилепсия (падучая болезнь, священная болезнь) — хроническое заболевание, возникающее в детском и юношеском возрасте, реже после 40 лет, проявляющееся разнообразными судорожными и бессудорожными признаками, а также типичными изменениями личности, психозами, в тяжелых случаях — развитием специфического слабоумия. Распространенность эпилепсии среди населения составляет до 0,5 %. Это заболевание с неясной этиологией, в ее происхождении большую роль играют наследственные факторы.

Затем студентам необходимо ознакомиться с клиническими проявлениями эпилепсии, которые многообразны и разделяются на три группы расстройств:

— кратковременные судорожные и бессудорожные припадочные (пароксизмальные) состояния;

— острые, затяжные и хронические эпилептические психозы;

— изменение личности и слабоумие.

Каждому больному обычно свойственны достаточно постоянные эпилептические нарушения. При ознакомлении с первой группой клинических проявлений эпилепсии следует помнить, что наряду с припадками нередко отмечаются непродолжительные психические расстройства, возникающие вместо припадка. Такие расстройства называют психическими эквивалентами припадков. К ним относятся:

— дисфория, эпилептическое расстройство настроения, когда на фоне переживания, тоски, раздражительности, злобы возникает подозрительность, готовность к агрессии;

— сумеречное помрачение сознания — на фоне дезориентировки в месте и времени возникает аффект страха, возможны галлюцинации и бред.

Помимо судорожных и пароксизмальных состояний при эпилепсии могут развиваться острые, затяжные и хронические психозы. Протекают они с галлюцинациями и бредом (преследования, отравления). Характерной особенностью психозов является наличие нарушений сознания, припадков, а также выраженных аффективных нарушений с преобладанием гневливо-злобных аффектов.

Если клиническая картина эпилепсии исчерпывается только психическими эквивалентами или психозами, то такую эпилепсию называют скрытой, маскированной.

Студентам следует иметь представление о специфических изменениях личности у эпилептиков. У них отмечается вязкость, медлительность и тугоподвижность мыслительных процессов, обстоятельная, полная несущественных деталей речь, трудности переключения внимания, употребление стереотипных оборотов, уменьшительных выражений. Эпилептикам свойственны эгоцентризм, педантизм, мелочность, придирчивость, склонность к банальным назидательным нравоучениям. Наряду с повышенной обидчивостью наблюдаются льстивость и угодливость. При резко выраженных изменениях личности психиатры говорят об эпилептическом слабоумии.

Судебно-психиатрическая оценка больных эпилепсией завершает эту тему. Студентам следует знать, что испытуемые с редкими припадками и неглубокими изменениями психики признаются вменяемыми. Решение вопроса вменяемости или невменяемости, как правило, определяется степенью имеющихся изменений личности. Если в период совершения правонарушения (например дорожно-транспортное происшествие) у больного отмечался любой вариант судорожного припадка или психические эквиваленты (дисфория или сумеречное помрачение сознания), то такие лица признаются в отношении содеянного невменяемыми.

Судебно-психиатрическая оценка лиц, страдающих эпилепсией, в гражданском процессе встречается крайне редко. Обычно речь идет об общей дееспособности таких больных в зависимости и с учетом выраженности слабоумия. Ибо в состоянии эпилептических припадков и их пароксизмов гражданские сделки не совершаются.

 

Контрольные вопросы

1. Определение понятия “эпилепсия”.

2. Основные клинические проявления эпилепсии. Определение понятия “психический эквивалент”.

3. Судебно-психиатрическая оценка больных эпилепсией.

 

Психозы позднего возраста

Необходимо отметить, что в позднем возрасте возможно возникновение различных заболеваний (поздняя шизофрения, эпилепсия, органические психозы и др.). Однако к собственно психическим заболеваниям позднего возраста относят расстройства, связанные непосредственно с возрастным фактором. В этой связи к психозам позднего возраста прежде всего относят предстарческие (пресенильные) психозы, возникающие у лиц 45-65 лет, и старческие (сенильные) психозы, которые появляются у заболевших старше 65 лет.

Среди психозов предстарческого возраста выделяют инволюционную меланхолию, инволюционный параноид, инволюционную истерию, пресенильную деменцию. Основной причиной этих психозов являются гормональные нарушения вследствие закономерной возрастной перестройки организма.

К старческим психозам относят старческое слабоумие и собственно старческие психозы. Их возникновение связано с патологическими возрастными изменениями организма после 65-70 лет.

Студентам необходимо иметь представление о перечисленных психозах предстарческого и старческого возраста, а также, что особенно важно, знать особенности судебно-психиатрической оценки психозов у такого рода больных, совершивших правонарушения.

При решении вопроса о вменяемости следует иметь в виду, что, несмотря на признаки соматической и психической старческой дряхлости, если отсутствуют явления слабоумия и продуктивная психопатологическая симптоматика (бред, галлюцинации, признаки нарушенного сознания), то правонарушитель пожилого возраста может быть признан вменяемым. Лишь при галлюцинаторно-бредовых расстройствах или наличии признаков слабоумия больные признаются невменяемыми и недееспособными.

 

Контрольные вопросы

1. Психозы предстарческого возраста.

2. Психозы старческого возраста.

3. Судебно-психиатрическая оценка больных с психозами позднего возраста.

 

Олигофрения

Умственная отсталость широко распространена среди населения всего мира. Принято считать, что ею страдают по разным причинам до 5 % людей. Лица с умственной отсталостью могут совершать правонарушения, поэтому будущий юрист должен иметь представление о болезненных состояниях психики у умственно отсталых лиц.

Олигофрения (в переводе с греческого — малоумие) — это группа врожденных или приобретенных в возрасте до 3 лет болезненных состояний психики, которые характеризуются недоразвитием интеллекта, мышления, восприятия, памяти, внимания, речи, двигательной и эмоционально-волевой сферы.

Причины умственной отсталости заключаются в неправильном формировании или в поражении головного мозга на ранних этапах его развития. Отличительной чертой умственной отсталости от приобретенного слабоумия является то, что она представляет собой не снижение функций психики вследствие психического заболевания, а их первоначальное недоразвитие. В случаях приобретенного слабоумия болезненное расстройство психической деятельности возникает у полноценного до этого человека, причем во время обследования удается выявить остатки прежних навыков и знаний.

При умственной отсталости страдают те функции психики, которые обеспечивают нормальное развитие человека. Привести к повреждению головного мозга, обусловливающему умственную отсталость, могут различные факторы, действующие на зародыш и плод в периоде внутриутробного развития, во время родов или в послеродовом развитии. Следует помнить, что различного рода интоксикации, заболевания матери во время беременности, травмы, полученные плодом в период внутриутробного развития и родов могут быть причиной умственной отсталости.

Внешний вид умственно отсталых характерен: непропорциональное телосложение, череп то значительно уменьшен (микроцефалия), то увеличен (гидроцефалия), выражение лица тупое, рот полуоткрыт, конечности короткие, движения неловкие, угловатые, часто недостаточно координированные. Речь недоразвита, нередко имеются дефекты слуха, зрения и пороки развития внутренних органов.

Необходимо отметить, что степень выраженности олигофрении может быть различной. Олигофрения по степени умственной недостаточности подразделяется на три вида: дебильность, имбецильность, идиотия. Студенты должны иметь представление о каждой форме умственной недостаточности, особенно о самой легкой (дебильность). Следует помнить, что лица с умственной отсталостью в степени дебильности могут совершать правонарушения. Они способны сознательно регулировать свое поведение в юридически знакомых ситуациях, могут предвидеть последствия своих поступков. Это основной аргумент в пользу признания таких лиц вменяемыми. В других случаях при правонарушениях, требующих разного объема осмысления их противоправного характера, возможно заключение о вменяемости в отношении одного общественно опасного деяния и невменяемости в отношении другого.

Лица с идиотией и имбецильностью крайне редко направляются на судебно-психиатрическую экспертизу на предмет решения вопроса об их вменяемости, так как они находятся под постоянным надзором и не совершают общественно опасных действий.

 

Контрольные вопросы

1. Определение понятия “олигофрения”, формы олигофрений.

2. Клинические проявления идиотии, имбецильности и дебильности.

3. Судебно-психиатрическая оценка олигофренов.

 

 

Алкоголизм, наркомания и токсикомания

Алкоголизм и наркомания являются важнейшими современными проблемами с медицинской и социальной точек зрения. Большинство правонарушений совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, и судебно-психиатрическая экспертиза таких лиц имеет ряд сложностей. В связи с этим студенты должны хорошо ориентироваться в психических расстройствах вследствие употребления психоактивных веществ.

Вначале необходимо уяснить, что под психоактивным веществом, наркотиком и токсическим средством понимается любое химическое вещество, способное при однократном приеме вызывать эйфорию либо другие желательные, с точки зрения потребителя, психотропные эффекты, а при систематическом приеме — психическую и физическую зависимость.

Наркотики — это вещества, обусловливающие зависимость и включенные в специальные реестры (международные и национальные) в качестве средств, оборот-продажа, производство и распространение которых запрещены или строго контролируются.

К токсикоманическим средствам относятся вещества, вызывающие зависимость, но не входящие в списки наркотических. Необходимо подчеркнуть, что разделение токсических и наркотических средств имеет не столько медицинское, сколько правовое значение, поскольку хранение и перепродажа наркотических средств карается законом (ст. 224 УК РФ), а токсических средств — нет.

Алкоголизм. Студенты должны иметь представление о трех стадиях этого заболевания, какими симптомами проявляется каждая их них, что понимается под психической и физической зависимостью, что означает специфическая деградация личности.

Особое место занимает судебно-психиатрическая оценка алкоголиков. Как правило, она не вызывает значительных трудностей. Студентам следует помнить, что имеющиеся психические изменения у лиц, страдающих алкоголизмом, не лишают их возможности отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Они обычно признаются вменяемыми в случае органического (интоксикационного) поражения головного мозга с формированием в итоге выраженного слабоумия, такой алкоголик признается невменяемым. Не следует забывать о том, что к осужденным алкоголикам в рамках ст. 97 УК РФ применяется принудительное лечение.

Будущий юрист должен ясно понимать, что представляет собой патологическое и простое алкогольное опьянение, в чем состоит различие между ними. Патологическое опьянение в судебно-психиатрической практике расценивается как психоз. Лица, совершившие противоправные действия в патологическом опьянении, признаются невменяемыми, после чего направляются на принудительное лечение.

Простое алкогольное опьянение (различают легкую, среднюю, сильную и тяжелую степени) не может рассматриваться в аспекте критериев невменяемости. Об этом ясно излагается в ст. 23 УК РФ.

Наркомания — это болезнь, вызываемая систематическим употреблением наркотиков и проявляющаяся психической и физической зависимостью от них. Отметим, что термины, используемые в наркомании, употребляются не только врачами, но и юристами, социологами, общественными деятелями. Так, термин “наркотическое вещество” имеет три критерия:

— медицинский — наркотическое вещество специфически действует на центральную нервную систему (стимулирующе, седативно, галлюциногенно и т. д.), что является причиной его немедицинского употребления;

— социальный — немедицинское употребление вещества имеет масштабы и последствия социально значимые;

— юридический — вещество законодательно включено в список наркотических средств;

Студенты должны знать, что наркомания подразделяется на 5 отдельных групп:

— опийная наркомания (морфин, кодеин, героин и др.);

— наркомания при употреблении препаратов конопли (марихуана, гашиш и др.);

— кокаиновая наркомания;

— наркомания, обусловленная злоупотреблением обработанного эфедрина и других стимуляторов;

— галлюциногены (астматол, фенциклин, псилоцибинсодержащие грибы и др.).

Важным вопросом считается судебно-психиатрическая оценка наркоманов. Отметим, что наркоманы, как правило, признаются вменяемыми, Если лица, страдающие наркоманией, в период совершения правонарушения находились в психотическом состоянии или имели глубокие интеллектуальные нарушения, то тогда они подлежат принудительному лечению и признаются невменяемыми.

Токсикомания — это хроническое наркологическое заболевание, возникшее в результате потребления психоактивных препаратов (лекарственных, химических и растительных веществ), не включенных в специальный список наркотических средств, с развитием явлений психической и физической зависимости от потребляемого вещества.

Студенты должны иметь представление о препаратах и веществах, вызывающих явления токсикомании. К ним относятся:

— седативно-гипнотические средства (производные барбитуровой кислоты, транквилизаторы — элениум, седуксен, феназепам и др.);

— антигистаминные препараты (димедрол, пипольфен);

— психостимуляторы (эфедрин, теофедрин);

— средства для ингаляционного наркоза (эфир, закись азота);

— немедицинские препараты (толуол, бензол, ацетон, клей, средства бытовой химии и др.).

Судебно-психиатрическая оценка лиц, страдающих токсикоманией, такая же, как при экспертизе наркоманов.

 

Контрольные вопросы

1. Определение понятий “психоактивное вещество”, “наркотик”, “токсикоманическое средство”, “физическая и психическая зависимость”.

2. Алкоголизм: стадии болезни, основные клинические проявления, судебно-психиатрическая оценка.

3. Простое и патологическое опьянение, судебно-психиатрическая оценка.

4. Наркомания: виды, основные клинические проявления болезни, судебно-психиатрическая оценка.

5. Токсикомания: основные клинические проявления болезни, судебно-психиатрическая оценка.

 

Психопатия

Психопатия (расстройства личности) — стойкая аномалия характера и поведения, проявляющаяся в дисгармонии эмоционально-волевой сферы и своеобразном, преимущественно аффективном мышлении. Существует точка зрения, что это врожденное, нередко наследственно обусловленное расстройство или приобретенное под влиянием неблагоприятных факторов окружения. Психопат — это человек, от характера которого страдают он сам или общество.

Абсолютное большинство психопатов остается вне поля зрения психиатров, и выявить истинное число расстройств личности у населения чрезвычайно сложно. Поэтому юристы должны знать, что под психиатрическим наблюдением оказываются лишь наиболее тяжелые формы расстройств личности. Например, среди контингента осужденных к лишению свободы число психопатических личностей составляет до 30 %, что свидетельствует об относительно большой частоте совершения опасных действий психопатами.

Студенты должны иметь представление о классификации психопатии (возбудимая, истерическая, паранойяльная, тормозимая и шизоидная) и об основных клинических проявлениях каждой формы. Следует отметить, что среди психопатов до 75 % составляют истерические и возбудимые личности и что у мужчин психопатические расстройства наблюдаются в 2–3 раза чаще, чем у женщин.

Судебно-психиатрическая оценка психопатий. По данным судебно-психиатрической статистики, до 97 % психопатов, направленных судами и органами расследования на экспертизу, признаются вменяемыми. Редкие случаи психопатических реакций по типу “глубокой психопатии” (с изменением мышления и бредовыми переживаниями, изменением критических способностей и др.) обычно расцениваются как приводящие к невменяемости. Экспертиза психопатий в гражданском процессе проводится редко.

 

Контрольные вопросы

1. Определение понятия “психопатия” (“расстройства личности”), формы психопатии (классификация).

2. Основные клинические проявления психопатий.

3. Судебно-психиатрическая оценка психопатий.

 

Реактивные состояния и симуляция психических расстройств

Начинать изучение темы следует с уяснения понятий. Итак, реактивные состояния (или психогенные расстройства) — это группа психических нарушений, которые возникают в результате воздействия на человека сверхсильных неблагоприятных обстоятельств и потрясений. Неблагоприятные ситуации, вызывающие выраженные эмоциональные отрицательно окрашенные реакции и переживания, принято называть психическими травмами (смерть близкого человека, угроза жизни или благополучию, служебные неприятности, арест, следствие и др.). Предрасположены к возникновению психогенных расстройств психически неуравновешенные личности, особенно с патологическим характером.

Психогенные расстройства делят на неврозы (невротические расстройства) и психогенные (реактивные) психозы. Различие между этими типами психических расстройств, обусловленных психической травмой, заключается в том, что человек, страдающий неврозом, осознает свою болезнь и обращается за врачебной помощью. При психозах такого критического отношения к появившимся психическим нарушениям обычно не бывает.

Студенты должны иметь представление о типах неврозов (неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний) и реактивных психозов (психогенная депрессия, реактивный параноид, реактивный галлюциноз и др.), об основных их клинических проявлениях.

Судебно-психиатрическая оценка. Больные с неврозами и реактивными состояниями обычно признаются вменяемыми. Не следует забывать при этом, что реактивные состояния развиваются после совершения правонарушения. Такие лица направляются на принудительное лечение, а по выздоровлению — в места лишения свободы.

Симуляция психических расстройств. Это преднамеренное изображение психического заболевания у себя в неблагоприятных для субъекта условиях. Такими условиями могут быть привлечение к уголовной ответственности, осуждение к лишению свободы или отбывание наказания, призыв на военную службу. Симуляция встречается относительно редко. Чаще всего симулируют подследственные и рецидивисты, совершившие преступления в молодом и зрелом возрасте (от 21 до 45 лет).

Будущий юрист должен знать, что выделяют предварительную симуляцию (симуляция психического заболевания до совершения планируемого преступления с целью ввести в заблуждение окружающих); симуляцию при совершении преступления для сокрытия его истинных мотивов; симуляцию после совершения преступления (защитное поведение с целью уклониться от уголовной ответственности). Последний вариант симуляции встречается особенно часто. Формы симуляции бывают разнообразными. Например, симуляция анамнеза — сообщение вымышленных сведений о психический расстройствах в прошлом, задолго до привлечения к уголовной ответственности. Чаще всего симулируется вялая депрессия с двигательной заторможенностью, отказом от общения, от еды, демонстративными высказываниями о самоубийстве или попытками нанесения себе неопасных повреждений.

Нередко встречается так называемая сверхсимуляция (сюрсимуляция), когда психически больной в сложных условиях судебно-следственного процесса начинает сознательно предъявлять признаки иного психического расстройства (например, больной шизофренией перед экспертами изображает эпилептический припадок или явления слабоумия).

Метасимуляция — это искусственное предъявление психических расстройств, которые действительно имели место у пациента в прошлом (например, такие лица хорошо помнят имевшиеся у них расстройства при белой горячке, могут о них подробно рассказывать). Симуляция в таких случаях состоит в утверждении, что эти болезненные явления имели место в период совершения преступления.

Однако следует заметить, что чаще встречаются случаи сознательного усиления имеющихся психических расстройств.

Студентам необходимо иметь общее представление о методах распознавания симуляции. Большое значение при этом имеет установление расхождения жалоб и высказываний испытуемого с манерой его поведения. Вызывает подозрительность особая старательность в описании своих симптомов, однотипность и почти дословное их повторение.

 

Контрольные вопросы

1. Определение понятия “реактивные состояния”, их виды.

2. Основные клинические проявления неврозов и реактивных психозов. Судебно-психиатрическая оценка больных с реактивными состояниями.

3. Определение понятия “симуляция психических расстройств”, виды и способы симуляции, методы распознавания.

 

Исключительные состояния

Исключительные состояния являются одной из важных проблем судебной психиатрии. В процентном отношении число лиц, совершивших противоправные деяния в “исключительных состояниях”, незначительно (до 2 % от общего числа, признанных невменяемыми). Однако чаще всего это тяжкие опасные действия против личности. Возникают такие расстройства у лиц, не страдающих психическим заболеванием. Итак, что понимается под исключительным состоянием. Это кратковременные расстройства психической деятельности, которые возникают внезапно и сопровождаются помрачением сознания (сумеречное нарушение сознания), двигательным возбуждением, полной амнезией переживаний периода нарушенного сознания.

К исключительным состояниям относят патологическое опьянение, патологический аффект, реакцию короткого замыкания, патологические просоночные состояния.

Будущий юрист должен иметь представление об основных клинических проявлениях исключительных состояний. Отметим, что важная роль отводится следователю, который допрашивает свидетелей о поведении испытуемого, его высказываниях, особенностях мимики и контакта с окружающими, допрашивает самого испытуемого, уточняет его отношение к инкриминируемому ему деянию и т. д.

Если констатируется наличие исключительного состояния в период совершения правонарушения, то эти лица признаются невменяемыми.

 

Контрольные вопросы

1. Определение понятия “исключительные состояния”, их виды.

2. Основные клинические проявления исключительных состояний и их судебно-психиатрическая оценка.

 

Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних

Известно, что по уголовному законодательству подростки, не достигшие 14-летнего возраста, не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Подростки в возрасте 14–16 лет привлекаются лишь за определенные виды преступлений (убийство, умышленное нанесение телесных повреждений, изнасилование, разбой, кража). Полная уголовная ответственность наступает после исполнения 16 лет. Возраст 14–18 лет, в течение которого происходит половое и психическое созревание, обозначается как пубертатный (переходный).

Студентам следует обратить внимание на то, что основной особенностью психических расстройств в подростковом возрасте является сочетание аффективных нарушений с возрастными реакциями протеста, отказа, расстройств поведения, а также специфическими для подросткового возраста психопатологическими синдромами, среди которых наибольшее значение имеют следующие: синдром психического инфантилизма, синдром фантазирования, синдром пубертатной астении и др. Психиатрами отмечается, что задержка психического развития у детей и подростков встречается чаще, чем ускоренное развитие.

Необходимо подчеркнуть, что клиническая картина психических расстройств у подростков может быть выражена гораздо менее ясно, чем у взрослых, поэтому судебно-психиатрическая экспертиза чаще производится в психиатрическом стационаре. В практике экспертизы несовершеннолетних наиболее часто встречаются формирующиеся психопатии. От психопатий следует отличать психопатоподобное поведение подростков с педагогической и социальной запущенностью. Они могут учитывать внешние обстоятельства, ведут себя в зависимости от обстановки, активны, общительны, могут быть лидерами.

При судебно-психиатрической экспертизе подростков основополагающими должны быть суждения о глубине личностных расстройств, оценивается возможность коррекции поведения. В случаях шизофрении, эпилепсии, интеллектуальных нарушений подростки-правонарушители признаются невменяемыми. К ним применяются меры медицинского характера.

 

Контрольные вопросы

1. Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних.

2. Судебно-психиатрическая оценка психических нарушений у подростков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: