Система управления финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих мобильность и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению социальных проблем.
Управление финансами в переходной экономике имеет ряд особенностей, которые характеризуются следующими основными моментами:
1. Распад СССР поставил управление российской финансовой системы в кардинально новые условия, разорваны экономические и финансовые связи между республиками, входившие в бывший СССР.
2. Прежняя планово-централизованная система управления финансами не была приспособлена к новым рыночным условиям, поэтому в России была создана новая система управления финансами и кредитно-денежной сферы, получившая относительно автономное функционирование.
3. Вместо закрепления финансовых ресурсов в общественной собственности государственной и колхозно-кооперативной, в результате приватизации в экономике образовалась множество самостоятельных институциональных структур, наделенных финансовыми ресурсами и в силу этого имеющих возможность вырабатывать и определять собственную финансовую стратегию и тактику.
4. Сложились некоторые характерные финансово-экономические институциональные сферы, которые имеют свою специфику управления финансами. В связи с этим возникла необходимость учета особенности управления финансами в различных сферах экономической деятельности (контроль за деятельностью финансовых и кредитных организаций, управление финансами органов государственной и муниципальной власти, контроль за деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций и т.д.).
5. Переход к рыночному ценообразованию для большинства предприятий бывшего СССР оказался неожиданным, никто не был готов работать в принципиально новых условиях рынка и рыночного ценообразования.
Государственное регулирование финансов в наиболее обобщенном виде включает следующие направления и формы:
1. Макроэкономическое регулирование финансовой сферы (косвенные методы):
· Выработка принципов и концепции программы экономической политики и методов, мер регулирования финансовой системы. Эта часть включает ежегодное послание Президента РФ, в котором формируются основные принципы социально-экономической, в том числе, финансовой политики, подготовку Правительством РФ, правительствами субъектов РФ, а также местными администрациями проектов бюджета соответствующего уровня и прогнозов социально-экономического развития, необходимых для этого обоснований и расчета. Кроме того, Правительством и Центральным банком России совместно разрабатываются основные принципы денежно-кредитной и валютной политики на предстоящий период.
· Законодательное и нормативно-правовое обеспечение финансовой политики и мер по ее решению. Управление финансами на территории России регулируется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ.
2. Микроэкономические косвенные методы регулирования финансами:
· Формирование и поддержание конкурентной, стимулирующей экономическое развитие, среды в экономике и ограничение монополизации рынка.
· Регулирование финансовой деятельности, включая государственное регулирование цен, естественной монополии.
· Регулирование внешнеэкономической финансовой деятельности государства и коммерческих фирм, банков, проведение эффективной таможенной политики и т.д.
3. Микроэкономические методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов:
· Регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности, установление цен, в ряде случаев – предельных (на ограниченную номенклатуру товаров и услуг).
· Управление унитарными предприятиями государственной и муниципальной собственности и контроль за их финансовой деятельностью.
· Установление льгот по налогам и другим платежам в бюджет для конкретных налогоплательщиков и субъектов хозяйств.
· Применение финансовых и других санкций в отношении нарушителей финансовой, в том числе, налоговой дисциплины.
4. Прогнозирование экономического и социального развития важнейших финансовых показателей:
· Долгосрочное прогнозирование финансовой системы в соответствии с прогнозами экономического и социального развития страны.
· Разработка прогноза социально-экономического развития страны и ее регионов на стратегический (среднесрочные прогнозы 3-5 лет) период, и определение основных индикаторов макроэкономического развития, играющих решающую роль в формировании финансовых ресурсов и их распределение.
· Разработка конкретных прогнозов и программ по решению наиболее острых социально-экономических проблем и их финансовое обеспечение.
В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления. В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений. Субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.
В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют 3 группы объектов:
1. Финансы организаций.
2. Страховые отношения.
3. Государственные и муниципальные финансы.
Им соответствуют следующие субъекты управления:
1. Финансовые службы и отделы организации.
2. Страховые органы.
3. Государственные финансовые органы.
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.
В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов:
1. Финансовое планирование. Оно занимает важное место в системе управления финансами. В ходе планирования любой хозяйствующий субъект всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.
2. Финансовый контроль. Как элемент управления осуществляется в процессе планирования и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.
3. Оперативное и стратегическое управление представляет собой комплекс мер, разработанных на основе оперативного анализа, складывающейся финансовой системы, и преследующая цель получения максимального эффекта при минимальных затратах с помощью перераспределения финансовых ресурсов.