Основные схемы погашения кредитов

При краткосрочном кредитовании классическим способом погашения кредита является разовый возврат. Однако, при долгосрочном кредитовании разовый возврат, обычно бывает затруднительным. Принято считать, что разовый платеж по обслуживанию кредита, не должен быть более 1/4 годовой выручки заемщика. Однако при разовом возврате крупных долгосрочных кредитов эта величина может оказаться значительно выше этого уровня. Поэтому при больших суммах кредитования предполагают постепенный (многоэтапный) возврат кредита. Существует достаточно много схем многоэтапного погашения кредитов. К числу наиболее распространенных можно отнести:

— схему с равномерным возвратом кредита

— схему с равным размером платежей по обслуживанию кредита

— адаптивную схему возврата кредита

 

При схеме с равномерным погашением кредита, величина возвращаемой в каждом периоде ссуды U рассчитывается по правилу

 

U = U (t) = L/N (4.31)

Где L - размер кредита, N – число периодов, за которое гасится кредит. Общий размер платежей W(t) по обслуживанию кредита в t-м периоде погашения кредита рассчитывается следующим образом:

 

W(t) = U+ (W - (t-1)L)*r (4.32)

Где r - процентная ставка по кредиту для платежного периода, которая определяется исходя из правил сформулированных в предшествующих разделов.

Достоинствами этой схемы погашения кредитов является простота расчетов, несложность использования гибких процентов. Однако, необходимо учитывать, что начало возврата кредита связано с резким ростом расходов по обслуживанию кредита, что может создать значительные сложности для заемщика. Обычно принято считать, что доходы заемщика увеличиваются во времени и значит на первый, самый плохой по доходности период, падает максимальный объем платежей (см. рис. 4.17)

 

Рис. 4.17. Изменение размеров платежей по обслуживанию кредитов при схеме с равномерным погашением ссуды.

При схеме с равными платежами по обслуживания кредита, стремятся сделать так, чтобы заемщик платил каждый период одинаковую сумму, т.е.

W = W (t) = L(t)*r +U(t) (4.31)

 

Где L(t) – остаток кредита на начало t-го периода его погашения. Тем самым

 

W= L*r +U(1)= (L-U(1))*r +U(2)= (L-U(1)-U(2))*r +U(3)=… (4.32)

 

Из равенства (4.32) получаем, что размеры погашения кредитов связаны соотношениями:

 

U(2)= U(1)*(1+r)

U(3)= U(2)*(1+r)= U(1)*(1+r) 2

U(t)= U(t-1)*(1+r) = … = U(1)*(1+r) (t-1) (4.33)

 

 

Так как в совокупности все выплаты по погашению кредита должны погасить весь кредит, то должно соблюдаться равенство:

 

L = S U(t) = U(1)* S (1+r) (t-1) (4.34)

t=1:T t=1:T

Таким образом, учитывая правила конечной геометрической прогрессии получаем

 

U(1)= L/ S (1+r) (t-1) = L*r/((1+r) T -1) (4.35)

t=1:T

Общий размер платежей W по обслуживанию кредита рассчитывается по формуле:

 

W = L*r/((1+r) T -1)+ r*L = r*L*(1+r) T/((1+r) T -1) (4.36)

При применении схемы с равномерным погашением кредита происходит постепенное увеличение доли возврата кредита в общем объеме платежей по обслуживанию кредита (см. рис. 4.18)

 

Рис. 4.18. Изменение структуры платежей по обслуживанию кредитов при схеме с равномерными платежами.

 

Достоинствами схемы является то, что сумма, выплачиваемая по кредиту (при фиксированном проценте) является одинаковой в течение всех периодов и в первый, самый сложный период погашения бывает меньшей, чем при схеме с равномерными платежами. Однако, из-за того что основная ссуда возвращается медленнее, чем при схеме с равномерным возвратом кредита, общий размер платежей за весь период кредитования оказывается большим. Равенство платежей делает эту схему особенно популярной при финансовом лизинге. Именно поэтому, данную схему погашения кредита называют лизинговой.

При использовании гибкой процентной ставки величина погашения основной части кредита остается неизменной, а текущий размер процентных платежей определяется на основе гибкой процентной ставки.

Адаптивные схемы погашения кредитов применяются в тех случаях, когда в хозяйственной деятельности заемщика можно ожидать существенных колебаний, которые связаны с сезонными факторами, а также с ожидаемыми годовыми изменениями чистой прибыли. В основе схемы лежат два коэффициента:

- коэффициент обслуживания долга (СLS);

- коэффициент обслуживания процентов по долгу (CLI).

 

Первый из них рассчитывается по формуле

 

CLS(t)=(I(t)+U(t))/(D(t)+О(t)+EBIT(t)-max(0;EBIT(t)-g*I(t))*PT) (4.36)

 

Где I(t) – процентные платежи по кредиту в период t;

D(t) – амортизационные отчисления у заемщика в в период t;

EBIT(t) – прибыль до выплаты процентов заемщика в период t;

g – доля процентов относимая на прибыль (g изменяется от 0 до 1);

О(t) – прогнозируемый остаток денежных средств на начало периода t;

PT - ставка налога на прибыль.

Для того, чтобы обслуживание кредита было возможно без дополнительного кредитования величина CLS(t) должна быть больше 1 (обычно принимают 1,05).

Коэффициент обслуживания процентов по долгу вычисляется по формуле:

 

CLI(t)=I(t)/(D(t)+О(t)+EBIT(t)-max(0;EBIT(t)-g*I(t))*PT) (4.37)

 

Для того, чтобы обслуживание процентов было достаточно надежным величина CLI(t) должна быть больше 1 (обычно принимают 1,5).

Расчет адаптивной схемы начинается с оценки величины получаемой прибыли до выплаты процентов и амортизационных отчислений. Затем оценивается минимальный период, за который заемщик сможет погасить кредит. В качестве такой величины обычно рассматривается такой минимальный период T, который обеспечивает выполнение неравенства:

Т*r*L*(1+r)T/((1+r)T-1)<S (D(t)+EBIT(t))*CLSn (4.38)

t=1:T

 

Где CLSn – минимальное нормативное значение коэффициента обслуживания платежей по кредиту (при большой дифференциации доходов и амортизационных отчислении желательно взять эту величину несколько большей, чем предельно допустимая).

Расчет размеров процентных платежей и размеров погашения кредитов определяется за счет последовательного применения следующих формул:

 

I(t) = r * L(t-1); (4.39.1)

U(t) =max(0; (D(t)+EBIT(t)+O(t))/CLSn-I(t); (4.39.2)

O(t+1) = D(t) + EBIT(t) + O(t) – I(t) – U(t) (4.39.3)

L(t)= L(t-1) – U(t) (4.39.4)

В случае, если в какой-то из периодов денежных средств на выплату процентов оказывается недостаточным, то в схеме кредитования должна быть получена либо отсрочка по выплате процентов, либо взятие дополнительного кредита. Пример адаптивной кредитной линии представлены на рис. 4.19.

 

Рис. 4.19. Изменение платежей по обслуживанию кредитов и источников их осуществления при адаптивной схеме обслуживания кредитов.

При адаптивных схемах величина общих платежей может оказаться как больше, так и меньше, чем при схеме с равномерными платежами. Основным достоинством этой схемы является то, что она максимально приближена к реальным возможностям заемщика.

Оценка заемщика

Кредитование связано с много­численными и многообразными рисками, которые могут привести к непогашению ссуды в установлен­ный срок. Поэтому кредитование обуслов­ливает изучением и оценкой заемщика, т. е. изучением тех факторов, которые могут повлечь за собой их непогашение. Цели и задачи анализа заемщика заключаются в определении его способности своевременно и в полном объеме погасить задолжен­ность по ссуде, степени риска, который банк готов взять на себя, выдавая заем конкретному физическому или юридическому лицу; размера кредита и, наконец, условий его предоставления.

Все это обусловливает необходимость оценки бан­ком таких факторов как:

1) платежеспособность клиента на дату предоставления займа и прогноз его финансовой устой­чивости на перспективу.

2) возможность заемщиком эф­фективно управлять кредитными ресурсами и получать прибыль.

3) добросовестность выполнения заемщиком своих обязательств.

Применяемые банками методы оценки кредитоспо­собности заемщиков и эффективности их деятельности различны, но все они содержат определенную систему финансовых коэффициентов, которые подробно будут рассмотрены во второй части настоящего пособия. Важно отметить, что все показатели, включаемые в количественную характеристику платежеспособности и эффективности должны рассматриваться в динамике. Выводы должны содержать как представление как о текущем состоянии заемщика, так и о тенденциях его изменения.

Важное значение при оценке заемщика играет качественный анализ, основанный на использовании информации, которая не может быть выражена в количественных показателях. Для проведения такого анализа используются сведения, представленные Заемщиком, службой безопасности банка и информация базы данных.

На основе качественного анализа оцениваются факторы как:

1) Состояние отрасли, включая состояние отраслевого рынка; уровень конкуренции и тенденции ее изменения; объем государственной поддержки;

2) значимость предприятия в масштабах региона;

3) риск недобросовестной конкуренции со стороны других банков;

4) акционерные риски, включая возможность передела акционерного капитала; рейдерского захвата предприятия, согласованность позиций крупных акционеров:

5) Уровень вмешательства государства в деятельность предприятия, в том числе долю госсобственности; формальное и неформальное регулирование деятельности; необходимость лицензирование деятельности; наличие льгот и рискни их отмены; риски штрафов и санкций;

6) Нормативно-юридические риски, включая возможность изменения в законодательной и нормативной базе;

7) производственные и управленческие риски, такие как технологический уровень производства; риски изменения цен поставщиков, срыва поставок и т.д.

8) риски, связанные с банками, в которых открыты счета;

9) деловая репутация (аккуратность в выполнении обязательств, кредитная история, участие в крупных проектах, качество товаров и услуг и т.д.);

10) качество управления (квалификация, устойчивость положения руководства, адаптивность к новым методам управления и технологиям, влиятельность в деловых и финансовых кругах).

Заключительным этапом оценки заемщика является определение рейтинга Заемщика, или его класса. Рейтинг — это комплексный показатель, агрегирующий как количественную, так и качественную информацию, связанную с клиентом или отдельным кредитом. Задача определения рейтинга состоит в том, чтобы установить связь между характеристиками заемщика и его способностью исполнять обязательства.

Для присвоения рейтинга юридическому лицу анализируются его финансовое состояние, размер, положение в отрасли, достоверность финансовой отчетности, качество управления. При установлении рейтинга ключевым является оценка достаточности будущих денежных потоков для обслуживания займов, ликвидность баланса, возможность финансирования компании за счет источников отличных от банковских кредитов. При определении рейтингов часто учитывают такие отраслевые характеристики как цикличность, волатильность, прибыльность, а также сравниваются финансовые коэффициенты клиента со среднеотраслевыми значениями. При определении рейтингов принимается во внимание и величина бизнеса заемщика(размер выручки или активов).

 

В настоящее время способы определения рейтинга регулируются на международном уровне. В 1996 году были заключены Базельские соглашения (Базель-2), определившие основные требования к рейтингам.. В соответствии с этим соглашением предлагаются два подхода к установлению рейтингов — стандартизированный и внутренний.

Стандартизированный подход предполагает возможность использования в банковской практике внешних рейтингов, предоставляемых рейтинговыми агентствами. При использовании подхода внутреннего установления рейтингов каждый банк создает собственные оценки кредитоспособности заемщиков. Базель-2 устанавливает только основные требования к внутренним рейтингам.

 

Современные системы установления рейтингов делятся на два основных типа — характеризующие заемщика на конкретный момент времени (point–in-time) и описывающие его с учетом экономического цикла (through-the-cycle), который предполагает оценку клиента в худший период экономического либо отраслевого цикла и отражает его финансовое состояние именно в это время. При построении системы внутренних рейтингов банки, как правило, используют подход на конкретный момент, а в практике же международных рейтинговых агентств используется подход с учетом экономического цикла

 

Рейтинговая система может быть одномерной и двухмерной. При одномерной системе рейтинг присваивается каждой задолженности. При двухмерной системе предусматривается оценка риска дефолта заемщика и специфические факторы займа. В соответствии с Базель-2, сначала устанавливается рейтинг заемщика, а затем - рейтинг задолженности. Рейтинг задолженности не может быть выше, чем у заемщика. Рейтинг займа снижается относительно рейтинга заемщика, если при его получении существенно ухудшаться параметры деятельности заемщика.

 

Современные рейтинговые системы оценивают следующие компоненты риска:

· вероятность дефолта (probability of default, PD), определяемую как невозможность исполнить долговых обязательств за счет собственных средств в обозримом будущем

· потенциальный риск в случае дефолта (exposure at default, EAD), под которым понимается сумма обязательств, подверженная дефолту

· потери в случае дефолта (loss given default, LGD), количественно характеризует размер потерь при дефолте

· остаточный срок погашения (effective maturity, M), количественно характеризует оставшийся период действия потенциального риска

При определении внутренних рейтингов рекомендуется оценивать неожиданные (unexpected losses, UL) и ожидаемые (expected losses,EL) потери. Следует отметить, что ожидаемые потери обычно оцениваются применительно к заемщику, а не к конкретной задолженности.

Базельскими соглашениями предусмотривается, что в рейтинговой системе должно быть не менее 7 рейтинговых групп для оценки стандартных задолженностей и одной — для проблемных. В случае классификации заемщиков необходимо сформировать не менее четырех классов для заемщиков с непросроченными требованиями и одного — для заемщиков с просроченной задолженностью. Базель-2 определяет 4 основные класса рейтингов:

· суверенные (для государств),

· корпоративные (для крупных предприятий),

· розничные (для малых и средних предприятий)

· инвестиционные (для ценных бумаг).

В свою очередь, корпоративные требования подразделяются на 5 подклассов, а розничные — на 3 в зависимости от отраслевых особенностей деятельности предприятий.

Возможные способы оценки рейтинга заемщика будут рассмотрены во второй части настоящего курса

Международные рейтинговые агентства определяют кредитный рейтинг как свое мнение относительно способности и готовности эмитента своевременно и в полном объеме погашать имеющиеся финансовые обязательства. Рейтинги присваиваются как эмитенту долговых обязательств, так и отдельным займам.

Международные рейтинговые агентства имеют классификацию, состоящую из 15—18 рейтинговых групп. Так рейтинговое агентство Standards & Poor’s имеет классификацию заемщиков, имеющую 15 групп. Наилучшей является градация «ААА», в которую попадают наиболее надежные и платежеспособные заемщики. За ней следует градация АА и далее по нисходящей до фактически запретительной для долгосрочных займов оценки «С». Наконец, фактически существует и еще одна категория, в которую попадают заемщики не имеющие рейтинга, которым не следует предоставлять и краткосрочных кредитов. Рейтинговое агентство дополняет основной рейтинг знаком предполагаемого его изменения «+», если ожидается рост рейтинга и «-«, если ожидается его ухудшение.

Рейтинги группы «А» означают, что вероятность развития кредитных рисков достаточно мала.

Рейтинги уровня «B» означают, что существует возможность развития кредитных рисков, при которых компаниям все же могут быть доступны альтернативные ресурсы, которые позволят им выполнить свои финансовые обязательства.

Рейтинговые агентства присваивают рейтинги как организациям, так и странам. У организации и страны может быть несколько рейтингов, в частности, по долгосрочным и краткосрочным обязательствам, а также по обязательствам в иностранной и национальной валютах. Эти рейтинги могут не совпадать. Так Украина в 2005 году имела по долгосрочным заимствованиям в иностранной валюте рейтинг «ВВ-», долгосрочный по обязательствам в национальной валюте — на уровне «ВВ», краткосрочный — на уровне «В».

В настоящее время кредитные рейтинги есть более чем у 120 стран мира из 192 государств. Россия имеет несколько суверенных кредитных рейтингов, а также особый кредитный рейтинг для Москвы как экономического, политического и финансового центра страны.

Для физических лиц вместо рейтингов используется скоринг, предполагающий оценку основных количественных и качественных характеристик заемщиков. В качестве подобных параметров обычно используют – доход, пол, возраст, образование, профессия, имущественное положение и т.д. В зависимости от веса каждого показателя банк относит потенциального клиента к определенной группе. В основе скоринга лежит предположение, что физические лица, имеющие схожие показатели, ведут себя примерно одинаково и банк может заранее составить представление о том, как заемщик, попавший в ту или иную группу, будет погашать кредит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: