Индекс концентрации – это показатель, характеризующий долю крупных предприятий на рынке определяющий степень монополизированности. Если показатель индекса концентрации ближе к 100, то рынок считается монополизированным, а если показатель ближе к нулю то он конкурентный.
Однако департамент юстиции США отказался от показателя индекса концентрации, так как были многочисленные критики при проведении антимонопольной политики и принял индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH).
IHH не характеризует долю рынка, зато он характеризует распределение «рыночной власти» между всеми субъектами данного рынка.
На рынке города Якутска представлено 6 конкурентов магазина «Копиртехсервис». Всего было опрошено 170 респондентов. Доли рынка по анализу опроса респондентов приведены ниже.
Название магазинов | Доля рынка |
Копиртехсервис | 18,34 |
Респект | 16,76 |
Неопринт | 15,18 |
Компьютеры и сети | 13,68 |
Дисплей | 13,09 |
Талком | 12,32 |
Статус | 10,63 |
100% |
Таблица 1. Доля рынка
Исходя из результатов можно полагать, что наиболее посещаемые и известные магазины это: Копиртехсервис, Респект и Неопринт. По опросам доля рынка Копиртехсервис составляет 18.34%, Респект 16,76%, Неопринт 15,18%. Очевидно, эти магазины имеют наибольшую долю рынка.
|
|
Для покупателей копировально-множительной и компьютерной техники основными критериями покупки сначала является: качество (24,11%), далее идет цена (17,85%), бренд (14,29), отзывы (10,71).
Сейчас необходимо определить показатель индекса концентрации на основе доли продаж в рыночном объеме реализации магазина Копиртехсервис, в котором будет использован Коэффицент Херфиндаля-Хиршмана.
1. Расчет доли продаж по следующей формуле:
M= P/∑P * 100%
где м- доля от продаж в %; Р- выручка от реализации руб.
Наименование магазина | Среднемесячная выручка от реализации, руб. | Доля продаж % |
Копиртехсервис | M=1500000/8460000*100%=17.73 | |
Респект | M=1400000/8460000*100%=16.55 | |
Неопринт | M=1250000/8460000*100%=14.78 | |
Компьютеры и сети | M=1200000/8460000*100%=14.18 | |
Дисплей | M=1160000/8460000*100%=13.71 | |
Талком | M=1000000/8460000*100%=11.82 | |
Статус | M=950000/8460000*100%=11.23 | |
Таблица 2. Расчет доли продаж за 2017 год
2. Расчет индекса концентрации конкуренции по формуле:
ННI = ∑у2, где у - доля продаж фирмы в общем объеме выпуска в отрасли.
Магазины по убыванию долей | Рыночные доли | Квадрат рыночной доли | Индекс Херфиндаля-Хиршмана |
Копиртехсервис | 0,18 | 0,0324 | 17,73^2=314,35 |
Респект | 0,17 | 0,0289 | 16,55^2=273,9 |
Неопринт | 0,15 | 0,0225 | 14,78^2=218,45 |
Компьютеры и сети | 0,14 | 0,0196 | 14,18^2=201,07 |
Дисплей | 0,13 | 0,0169 | 13,71^2=187,96 |
Талком | 0,12 | 0,0144 | 11,82^2=139,71 |
Статус | 0,11 | 0,0121 | 11,23^2=126,11 |
ННI = ∑у2=1461,55 |
Таблица 3. Расчет индекса концентрации
|
|
Наиболее крупные магазины это:
- Копиртехсервис
- Респект
- Неопринт
Высоко концентрированные рынки | При 70% < CR3 < 100% 2000 < HHI < 10000 | При 80% < CR4 < 100% 1800 < HHI < 10000 |
Умеренно концентрированные рынки | При 45% < CR3 < 70% 1000 < HHI < 2000 | При 45% < CR4 < 80% 1000 < HHI < 1800 |
Низко концентрированные рынки | При CR3 < 45% HHI < 1000 | При CR4 < 45% HHI < 1000 |
Таблица 4. Типы рынка по степени концентрации
Исходя из таблицы 4. индекс концентрации конкуренции находится в пределах 1000<1461.55<2000. Следовательно, рынок умеренно-концентрированный. Это означает что магазин активно конкурирует со своими конкурентами. В этом случае необходимо проводить наблюдение за динамикой показателей концентрации и при появлении негативных тенденций разработать меры по развитию конкуренции.
Рынок со средней концентрацией обладает следующими признаками:
- крупные фирмы способны на стратегическое поведение, но при этом вынуждены принимать в расчет реакцию конкурентов на их действия;
- минимально эффективный масштаб продаж достаточно велик относительно общего объема спроса;
- величина долгосрочных средних издержек может понижаться по мере наращивания реализации до уровня минимально эффективного масштаба товара и быть постоянной при увеличении продажи за пределы этого уровня.
- продаваемый товар может быть, как дифференцированным, так и однородным.