Показатель индекса концентрации

 

Индекс концентрации – это показатель, характеризующий долю крупных предприятий на рынке определяющий степень монополизированности. Если показатель индекса концентрации ближе к 100, то рынок считается монополизированным, а если показатель ближе к нулю то он конкурентный.

Однако департамент юстиции США отказался от показателя индекса концентрации, так как были многочисленные критики при проведении антимонопольной политики и принял индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH).

IHH не характеризует долю рынка, зато он характеризует распределение «рыночной власти» между всеми субъектами данного рынка.

На рынке города Якутска представлено 6 конкурентов магазина «Копиртехсервис». Всего было опрошено 170 респондентов. Доли рынка по анализу опроса респондентов приведены ниже.

 

Название магазинов Доля рынка
Копиртехсервис 18,34
Респект 16,76
Неопринт 15,18
Компьютеры и сети 13,68
Дисплей 13,09
Талком 12,32
Статус 10,63
  100%

Таблица 1. Доля рынка

 

Исходя из результатов можно полагать, что наиболее посещаемые и известные магазины это: Копиртехсервис, Респект и Неопринт. По опросам доля рынка Копиртехсервис составляет 18.34%, Респект 16,76%, Неопринт 15,18%. Очевидно, эти магазины имеют наибольшую долю рынка.

Для покупателей копировально-множительной и компьютерной техники основными критериями покупки сначала является: качество (24,11%), далее идет цена (17,85%), бренд (14,29), отзывы (10,71).

Сейчас необходимо определить показатель индекса концентрации на основе доли продаж в рыночном объеме реализации магазина Копиртехсервис, в котором будет использован Коэффицент Херфиндаля-Хиршмана.

1. Расчет доли продаж по следующей формуле:

M= P/∑P * 100%

где м- доля от продаж в %; Р- выручка от реализации руб.

 

Наименование магазина Среднемесячная выручка от реализации, руб. Доля продаж %
Копиртехсервис   M=1500000/8460000*100%=17.73
Респект   M=1400000/8460000*100%=16.55
Неопринт   M=1250000/8460000*100%=14.78
Компьютеры и сети   M=1200000/8460000*100%=14.18
Дисплей   M=1160000/8460000*100%=13.71
Талком   M=1000000/8460000*100%=11.82
Статус   M=950000/8460000*100%=11.23
     

Таблица 2. Расчет доли продаж за 2017 год

 

2. Расчет индекса концентрации конкуренции по формуле:

ННI = ∑у2, где у - доля продаж фирмы в общем объеме выпуска в отрасли.

 

Магазины по убыванию долей Рыночные доли Квадрат рыночной доли Индекс Херфиндаля-Хиршмана
Копиртехсервис 0,18 0,0324 17,73^2=314,35
Респект 0,17 0,0289 16,55^2=273,9
Неопринт 0,15 0,0225 14,78^2=218,45
Компьютеры и сети 0,14 0,0196 14,18^2=201,07
Дисплей 0,13 0,0169 13,71^2=187,96
Талком 0,12 0,0144 11,82^2=139,71
Статус 0,11 0,0121 11,23^2=126,11
      ННI = ∑у2=1461,55

Таблица 3. Расчет индекса концентрации

 

Наиболее крупные магазины это:

- Копиртехсервис

- Респект

- Неопринт

 

Высоко концентрированные рынки При 70% < CR3 < 100% 2000 < HHI < 10000 При 80% < CR4 < 100% 1800 < HHI < 10000
Умеренно концентрированные рынки При 45% < CR3 < 70% 1000 < HHI < 2000 При 45% < CR4 < 80% 1000 < HHI < 1800
Низко концентрированные рынки При CR3 < 45% HHI < 1000 При CR4 < 45% HHI < 1000

Таблица 4. Типы рынка по степени концентрации

 

Исходя из таблицы 4. индекс концентрации конкуренции находится в пределах 1000<1461.55<2000. Следовательно, рынок умеренно-концентрированный. Это означает что магазин активно конкурирует со своими конкурентами. В этом случае необходимо проводить наблюдение за динамикой показателей концентрации и при появлении негативных тенденций разработать меры по развитию конкуренции.

Рынок со средней концентрацией обладает следующими признаками:

- крупные фирмы способны на стратегическое поведение, но при этом вынуждены принимать в расчет реакцию конкурентов на их действия;

- минимально эффективный масштаб продаж достаточно велик относительно общего объема спроса;

- величина долгосрочных средних издержек может понижаться по мере наращивания реализации до уровня минимально эффективного масштаба товара и быть постоянной при увеличении продажи за пределы этого уровня.

- продаваемый товар может быть, как дифференцированным, так и однородным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: