Понятие морального риска

Понятие “морального риска” (англ. — moral hazard) является относительно новым в экономической литературе и практически не исследовано. В настоящее время не существует достаточно проработанной теоретической базы как по их классификации, оценке, так и по методам борьбы.

Понятие морального риска изначально появилось в сфере страхования, где под ним понимали опасности, связанные с природой человека и зависящие от черт характера, поведения, репутации страхователя или лица, предлагающего что-либо на страхование. В его основе лежит представление о том, что сам факт страхования повышает вероятность события, от наступления которого осуществляется страхование. Это происходит потому, что страхование ослабляет стимулы застрахованной стороны к принятию превентивных мер. В качестве некоторых простых примеров можно привести следующие:

· домовладелец, который в меньшей степени заботится о том, чтобы запирать свой дом, когда он застрахован;

· владелец автомобиля, который более рискованно управляет своим автомобилем, поскольку он застрахован;

· человек, уделяющий меньше внимания своему здоровью, так как у него есть медицинская страховка.

Таким образом, моральный риск связан с человеческим фактором и особенностями поведения людей.

Следующее определение дает представление о факторах, которые могут вызвать столь негативное поведение людей. Моральный риск — это риск, сопряженный с тем, что наличие контракта изменит поведение одной или обеих сторон, заключающих контракт. Например, застрахованная компания будет уделять меньше внимания пожарной безопасности. То есть обязательства, которые возникают между сторонами на основе неравенства информации, могут изменять поведение одной из сторон в ущерб другой.

В последнее время моральный риск стали рассматривать и в других сферах человеческой деятельности. С точки зрения предприятия, моральный риск — недобросовестность поставщика, связанная с отсутствием должного контроля; недобросовестное отношение к служебным обязанностям, уклонение от налогов и прочие явления, наносящие ущерб имиджу делового человека.

Обобщая изложенные выше определения, можно сделать вывод, что моральный риск — это действия экономических агентов по максимизации их собственной полезности в ущерб другим вследствие неравенства информации и различия интересов, проявляющиеся в изменении поведения одной из сторон контракта.

Одной из основных предпосылок появления моральных рисков является асимметричность информации. То есть это та ситуация, когда две стороны имеют разный уровень информации по предмету их взаимоотношений.

В банковском деле под моральным риском большинство ученых понимают ту часть риска, которая связана с порядочностью или честностью будущего заемщика.

Возможно не во всех случаях, но, по меньшей мере, при отсутствии обеспечения моральный риск становится одним из важнейших элементов кредита. Личный фактор становится преобладающим над всеми остальными, поскольку, если человек не обладает достаточно твердым характером и порядочностью, он не заслуживает доверия, какими бы возможностями и материальными ресурсами он ни располагал. Это лишь один из аспектов морального риска, возникающего в банковской деятельности. Поскольку остальным видам морального риска в банковской сфере в научной литературе внимания практически не уделяют, далее проведем анализ возможных форм моральных рисков. 1

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: