Психоаналитическая антропология

В качестве теоретического источника П. н. в антропологии необходимо выделить психоаналитическую концепцию З. Фрейда. Безусловно, важным и продуктивным является новое видение взаимодействия внутреннего мира человека с внешней культурной действительностью, предложенное Фрейдом в процессе поисков средств ле- чения неврозов. Причину ряда из них Фрейд видел не в органических патологиях, а в разрегуляции отношения «я» личнос ти с окружающим миром. Важнейшим следствием этого вывода стала возможность соотнесения результатов интроспективного наблюдения «я» личности с внешними социокультурными условиями. В определенном смысле различные следствия из анализа терапии неврозов дают дополнительные аргументы в пользу самостоятельности психологии как н ауки. При этом психология, не теряя своего рефлексивного сод ержания, становилась дисциплиной, изучающей разнообразные этнок ультурные стереотипы поведения людей в соотношении с «представлениями о желаемом» (идеальными ценностями), т. е. сближалась в нашем понимании с антропологией.

Таким образом, Фрейд показал, что у психологии (и психологической антропологии) есть свой предмет, несводимый к физиологии, и, что не менее важно, специфический метод познания. Весьма существенным было и то, что в процессе терапии Фрейд еще раз показал, что слово («язык-речь») способно влиять на глубинные био- органические структуры индивида. Одним из главных предметов анализа Фрейда являются переживания человека и их объяснение. Такой подход сближает его с точ- кой зрения Дильтея. Не менее важна и теория личности Фрейда, которая показывает связь нашего Эго с культурой посредством Сверх-я. Но наряду с достоинствами психоаналитической позиции и несомненным продуктивным влиянием на последующее развитие культурной антропологии. Ей присущи недостатки, связанные с тем, что единственной реальностью выступает индивид. При всей оригинальности аналогии невротического ритуала и религии, отождествление механизмов формирования невроза и происхождения религии, как это утверждает Фрейд, вряд ли правомерно. Воздействие психоанализа Фрейда на последующее развитие П. н. в этнологии США безусловно. Но все же применение ортодоксального психоаналитического подхода к исследованию культуры и личности (А. Кардинер) оказалось менее продуктив- но, нежели применение культурно-детерминистического подхода (М. Мид, Р. Бенедикт и др.), в котором использовалась модернизированная версия психоанализа, близкая к неофрейдизму. Итак, дискуссия о самостоятельности наук о культуре дала направленность и теоретическую наполненность третьему периоду П. н. в культурной антропологии, который продолжается и по сей день.

Новые подходы

Именно во время обсуждения методологических вопросов «наук о культуре» в американской и английской этнологии наблюдается повышенный интерес к рассмо- трению взаимодействия психологии и антропологии. Пик такого взаимодействия пришелся на период примерно с 1915 по 1925 г. В это время появляется масса иссле- дований на данную тему. Это работы Р.Х. Лоуи «Психология и антропология» (1915), А. Крёбера «Возможность социальной психологии» (1918), А.М. Хоккарта «Этнология и психология» (1915), К.Г. Селигмана «Антропология и психология» (1924), К. Уис- слера «Психологическая и историческая интерпретации культуры» (1916) и ряд д ругих. Новый этап взаимодействия культурной (социальной) антропологии и психологии был связан, с одной стороны, с фундаментальной разработкой метода познания «наук о культуре» В. Дильтеем и появлением психоаналитической концепции «личности в культуре» З. Фрейда, а с другой — с первыми длительными полевыми исследования- ми локальных культур. Именно в это время (в первую четверть ХХ в.) А. Рэдклифф-Браун и Б. Малинов- ский проводят первые длительные полевые исследования, в которых приоритет отдают стремлению понять смысл изучаемых культур. Важную роль в расстановке акцентов сыграл У. Риверс, который полагал, что важнейшая цель таких исследований — «достигнуть объяснения в терминах психологии, в терминах идей, верований, чувств и инстинктивных тенденций, которые обусловливают поведение людей, как индивидуальное, так и коллективное»181. Благодаря работам антропологов психологической ориентации вся американская культурная антропология проявляла явно выраженную антирасистскую направлен- ность. Общий дух их исследований лучше всего характеризуют слова А.И. Халлоуэл- ла: «Американские антропологи под влиянием Ф. Боаса противостояли инстинкти- вистским доктринам в психологии, расовым интерпретациям интеллектуальных тестов

181 Hallowell A.I. Contribution to Anthropology. Chicago; IL, 1976. P. 178.

и концепциям примитивного ума, низшего по отношению к цивилизованному человеку»182. В 50–60-х гг. ХХ в. был сформулирован общий или «центральный предмет» ис- следований П. н. Он состоял в выяснении того, как «действует, мыслит, познает, чувствует индивид в условиях различных культур». Данная формулировка предполагает довольно широкий спектр исследований. Особенно это касается междисци- плинарных связей П. н. Следует подчеркнуть, что содержание понятия П. н. и соответственно, область исследований несколько шире, чем у психологической антропологии (см.: Психоло- гическая антропология). В него включаются аналитические исследования К. Юнга, психоаналитическая антропология в большем объеме, чем в психологическую антро- пологию, психоисторические исследования Л. Демоза, критический анализ этнопси- хологических исследований П. Сорокина, а также широкий спектр проблем, являющихся объектом анализа у Э. Фромма. В начале XXI в. и П. н. в культурной антропологии, и психологическая антропология по-прежнему востребованы научным сообществом. См. также статьи: Аккультурация; Культурная (социальная) антропология: состояние и динамика развития; Личность (в антропологии); Национальная культура; Психологическая антропология; Психоаналитический подход в антропологии; Этничность.

Соч.: Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. М., 1998; Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1977; Геккель Э. Мировые загадки. СПб., 1900; Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб., 1999; Корнилов К.Н. Уче- ние о реакциях у человека. М., 1922; Лебон Г. Психология толп. М., 1998; Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892. Лит.: Геккель Э. Мировые загадки. 1900; Пельше Р. Предисловие // Гирн И. Происхожде- ние искусства. М., 1923; Корнилов К.Н. Учение о реакциях у человека. М., 1922; Hallo- well A.I. Contribution to Anthropology. Chicago; IL, 1976. А.А. Белик


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: