Словарь культурологических терминов

1. Абстракционúзм (лат. abstractio – отвлечение) – абстрактное искусство – формали­стическое направление в живописи, культуре и графике XX в; абстракционисты отказывают­ся от изображения реальных предметов и явлений, их произведения представляют собой со­четание геометрических форм, цветовых пятен и линий.

2. Авангáрд (или авангардизм) (фр. avant-garde) – название ряда течений в искусстве XX в., порывающих с существующими реалистическими нормами и традициями; авангардизм является крайним выражением более широкого направления модернизма и отличается бун­тарским характером. Он расшатывает и разрушает традиционные черты и принципы художе­ственного творчества и способствует открытию пути к поиску нового исторического ка­чества художественной культуры. Крупные представители авангарда – Кандинский, Малевич, Пикассо, Матис, Дали и др.

3. Австралопитéк (лат. australis – южный + гр. pithěkos – обезьяна) – ископаемая че­ловекообразная обезьяна, близкая к предковой форме человека; австралопитек жил в начале четвертичного периода; остатки австралопитека найдены в Южной, Восточной и Централь­ной Африке.

4. Авторитéт (нем. – власть, влияние) – термин обозначает влияние отдельных лич­ностей и организаций (государство, церковь, семья и др.) на жизненный выбор и способ ре­шения проблемы, основанный на доверии и уважении к ним членов общества.

5. Адаптáция (лат. adaptatia – приспособлять) – процесс приспособления отдельного человека или социальной группы к постоянно меняющимся условиям существования.

6. Аксиолóгия (греч. axios ценный +... логия) – философско-культурологическое уче­ние об оценочной деятельности, способах оценки явлений культуры и выработки ценностных ориентаций и связанных с этим отношений между людьми.

7. Альма-матер (лат. alma mater – буквально кормящая мать) – субкультуре студен­тов старинное название университета, дающего духовную пищу.

8. Андегрáунд (англ. underground – подземный, расположенный под чем-либо) – опре­деленный феномен в развитии искусства в условиях классового общества. Термин впервые стал использоваться в американской кинематографии 1940-х годов для обозначения неком­мерческих фильмов, созданных начинающими режиссерами на собственные средства для до­машнего просмотра; нелегальная политическая или культурная организация, движение, а также не одобряемое и преследуемое властями неортодоксальное, не ангажированное направ­ление в искусстве.

9. Анимúзм (от лат. anima – душа) – 1) вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных, растений; одна из прими­тивных форм религии; 2) философское учение, возводящее душу в принцип жизни.

10. Антагонúзм (от гр. antagônisma – спор, борьба) – непримиримое противоречие в культуре антагонизм между носителями взаимоисключающих социальных программ поведе­ния, мировоззренческих установок (гуманизм и человеконенавистничество, национализм и интернационализм).

11. Антúчный (от лат. antiqnus – древний) – относящийся к истории и культуре древ­них греков и римлян.

12. Антропогенéз (от гр. antrôpos – человек + genos – рождение) – 1) процесс эволюционно-исторического формирования человека; 2) раздел антропологии – учение о проис­хождении человека.

13. Антропосфéра – понятие, которое фиксирует созданную людьми технику, до­машних животных, культурные растения и часть природы (космоса), с которой непосред­ственно взаимодействуют люди.

14. Артефáкт (лат. arte – искусственно + factus – сделанный) – в обычном понимании любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности. В культуроло­гии – носитель социально-культурной информации, жизненно-смысловых значений, средство коммуникации.

15. Археолóгия (от гр. archaios – древний +... логия) – наука, изучающая историческое прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры (орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, поселениям, местам погребений), находимым главным образом при раскопках.

16. Архитектýра (лат. architectura, от гр. architektonikě (techně)) – строительное (искусство)) – 1) искусство проектировать и строить здания, сооружения; зодчество; иногда архитектура как искусство проектирования противополагается строительству как осущест­влению проекта в натуре; 2) художественный характер постройки.

17. Аскетúзм (от гр. askětěs упражняющийся, подвижник) – 1) учение и практический метод достижения нравственного совершенства посредством саморегуляции человеком своих телесных потребностей (соблюдение диеты, овладение культурой тела и т. п.) и ограничения и подавления чувственных влечений и желаний (гурманства, лени, сладострастия); в истории культуры аскетизм, как правило, осуществлялся в рамках религиозных учений, поэтому обычно воспринимается как исключительно религиозный принцип; 2) религиозное подвиж­ничество; 3) крайнее воздержание, отказ от жизненных благ.

18. Астролóгия (греч. astron звезда +... логия) – учение о якобы существующей связи между расположением небесных светил и историческими судьбами людей; возникло в сред­ние века и продолжает существовать и в наше время.

19. Бáухауз (Bauhaus) – высшая школа строительства и художественного конструиро­вания, основанная в 1919 году в Веймаре (Германия), в 1925 переведена в Дессау, в 1933 упразднена фашистами. Руководители (В. Гропиус, X. Мейер, Л Мис ван дер Роэ) разраба­тывали эстетику функционализма, принципы современного формообразования в архитектуре и дизайне, формирования материально-бытовой среды средствами пластических искусств.

20. Бескультýрье – присутствие элементов дикости, варварства и отрицательных об­разцов вообще в современной культуре, отсталость культурного развития.

21. Бúблия (греч. biblia, мн. ч. от biblion книга) – свод книг, составляющих Священное писание; библия состоит из двух частей – Ветхого завета, представляющего священные книги христианской и иудейской религии, и Нового завета, содержащее собственно христианское учение.

22. Буддúзм – одна из мировых религий (наряду с христианством и исламом), возник­шая в VI в. до н. э. в Индии и названная по имени своего легендарного основателя Гаутамы, получившего впоследствии имя Будда (просвященный). Буддизм получил распространение в Юго-Восточной и Центральной Азии, а также Средней Азии и Сибири.

23. Буржуазúя (фр. bourgeois – жители города) – 1) в Западной Европе в средние века – горожане, представители среднего сословия, в отличие от высших сословий феодального общества (дворянства и духовенства); 2) господствующий класс капиталистического общест­ва.

24. Вáрварство (греч. barbaros) – в культурно-исторической периодизации, принятой в науке XVIII-XIX вв., средняя из трех эпох истории человечества: дикость, варварство, ци­вилизация. Схема обоснована Л. Г. Морганом и принята Ф. Энгельсом. Варварство начи­нается с изобретения гончарного производства и завершается появлением письменности. В современной науке разрабатывается новая периодизация первобытной истории. Переносное значение – крайняя жестокость, грубость.

25. Век – мера культурологической периодизации истории человечества на основе до­стижения им определенного уровня развития основ культуры: каменный век, бронзовый век, железный век и т. д.

26. Вéра – элемент мировоззрения, посредством которого выражается отношение че­ловека к собственным жизненным силам, их источнику, их возможностям. Вера может быть положительной (уверенность) и отрицательной (неверие, неуверенность); «слепой» – дове­рие чувствам, интуиции без каких-либо доказательств и «зрячей» – доверие осмыслению опы­та, научным доказательствам.

27. Вернисáж (фр. vernissage – букв. лакировка) – торжественное открытие художе­ственной выставки (первоначально – покрытия картины лаком перед открытием выставки).

28. Вкус – понятие культурологии обозначающее способность человека проявлять из­бирательность в потреблении, творчестве и общении на основе усвоенных им нравственных и эстетических норм; эстетическая мера избирательности оценочного отношения человека к миру.

29. Возрождéние см. статью «Ренессанс».

30. Вхутемáс – Высшие художественно-технические мастерские, московское учебное заведение, основано в 1920 г. Имел художественные и производственные факультеты; гото­вил в основном художников-станковистов и архитекторов, создал основы подготовки ху­дожников-конструкторов. В 1926 г. преобразован во Вхутеин.

31. Герáльдика (от ср. – лат. heraldus – герольд) – гербоведение – составление, истолко­вание и изучение гербов; вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы как специфические исторические источники.

32. Гóтика (фр. gothique – от названия германского племени готов) – художественный стиль, преимущественно архитектурный, зародившийся в XII в. во Франции и в позднем средневековье распространившийся по всей Западной Европе; готическое зодчество характе­ризуется стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), обилием каменной резьбы и скульп­турных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму.

33. Грáфика (гр. graphikě, от graphô – пишу, черчу, рисую) – 1) вид изобразительного искусства, основанный на рисунке, выполненном штрихами и линиями без красок, а также печатные художественные изображения, в основе которых лежит такой рисунок; 2) лингви­стическая часть учения о письме, исследующая соотношения между буквами и звуками.

34. Гуманúзм (от лат. humanus – человечный) – совокупность идей и взглядов, утверж­дающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, спра­ведливости, человечности отношений между людьми; гуманизм эпохи Возрождения (Ренессанса, XIV-XVI вв.) – общественное и литературное движение, противостоявшее схо­ластике и духовному господству церкви, стремившееся к возрождению античного идеала красоты и человечности; гуманизм реальный – мера человечности общественных отношений.

35. Декадéнтство (фр. děcadence, от лат. decadentia – упадок) – иначе декаданс – общее наименование кризисных, упадочных явлений в искусстве конца XIX- начала XX в., отме­ченных индивидуалистическим пессимизмом, неприятием жизни, эстетизацией небытия.

36. Дéятельность – способ становления, существования и развития человека. Основные типы деятельности: инстинктивная трудовая деятельность, труд, творчество. Основные формы – производство, потребление, общение. Деятельность выступает как целе­сообразный процесс воздействия субъекта (человек) на объект (природа), продуктом которо­го является модифицированная природа и обновленный человек. Основу культуры образует не всякая деятельность, а деятельность положительная, создающая и накапливающая приба­вочный продукт в материально-вещественной, организационно-нормативной и духовной формах.

37. Диалéктика (гр. dialektikě (techně) – (искусство) вести беседу, спор) – 1) метод творчества, основанный на познании реальных противоречий, лежащий в основе природных и общественный явлений и использовании этого знания в практических целях путем положи­тельного разрешения сложившихся противоречий или сознательного соединения противоположностей в нововведениях; 2) объективный процесс развития культуры (общества) во всей его противоречивости, многообразии и логической последовательности смены форм.

38. Дизáйн (от англ. design – проектировать, конструировать) – художественное кон­струирование предметов, интерьеров; проектирование эстетического облика объектов куль­туры.

39. Дúкость – название 1-го этапа человеческой истории, сменившегося варварством. Дикость началась с появлением человека и завершилась возникновением гончарства. Перио­ду дикости соответствует время становления человека и раннего родового строя (палеолит и мезолит).

40. Диссидéнт (от лат. dissidens (dissidentis) – несогласный, противоречащий) – 1) че­ловек, не придерживающийся господствующего вероисповедания; 2) инакомыслящий чело­век, не согласный с господствующей идеологией, с господствующим мировоззрением, с су­ществующим строем.

41. Дух термин для обозначения нематериального начала, отличающегося от матери­ального, природного. В культурологии понятие «дух» используется в широком и узком смыслах, как синонимы господствующей духовной культуры и ее ядра мировоззрения.

42. Душá (гр. psyche, лат. anima) – понятие выражающее исторически менявшиеся воз­зрения на внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии особая нематериальная субстанция независимая от тела; в современной науке – обозначение целостности идеальных психических процессов, отражающих и выражающих в различных чувственных и рациональных формах внешний мир и меру причастности личности к историческому процес­су творческого преобразования природы и общества.

43. Жанр (от фр. genre – род, вид) – 1) исторически сложившаяся, устойчивая разновид­ность художественного произведения, например, в живописи – портрет, пейзаж, в литературе – роман, поэма; 2) то же, что жанровая живопись.

Мифологический жанр – разновидность изобразительного искусства, черпающая сюжеты из мифологий разных народов. Особенность мифологического жанра – свободная трактовка легендарных сюжетов. Он сложился еще в античном искусстве, а в эпоху Возрож­дения достиг расцвета.

44. Жúвопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись – важное средство ху­дожественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей, обладает существенным социальным содержанием и разнообразными идеологиче­скими функциями.

45. Закóн культурологический – теоретическое выражение связи (отношения) меж­ду явлениями, процессами, которая является объективной существенной, всеобщей, необхо­димой для обеспечения внутреннего единства, устойчивости и последовательности развития культуры в целом или ее отдельных составляющих.

46. Идеáл (фр. idéal, от гр. idea – идея, понятие, представление) – совершенство; совер­шенный образец чего-либо; высшая цель стремлений, деятельности.

47. Идéя (от гр. idea – понятие, представление) – форма отражения в мышлении явле­ний объективного мира в связи с желаниями, стремлениями людей. Идея включает в себя со­знание цели и направленность дальнейшего познания и преобразования мира. Она может быть прогрессивной или реакционной. Овладевая сознанием масс, идеи становятся матери­альной силой. Безыдейность означает бесцельность существования, потерю человеком самого себя.

48. Изобретéние – новое и обладающее существенными отличиями техническое ре­шение задачи в любой области народного хозяйства, социально-культурного строительства или обороны, дающее положительный эффект. Право на изобретение удостоверяется автор­ским свидетельством или патентом.

49. Икóна (от гр. eikôn – изображение, образ) – в православии и католицизме – изобра­жение Бога, святого (святых), являющееся предметом религиозного поклонения.

50. Импрессионúзм (фр. impressionisme, от impression – впечатление) – направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в.; наиболее полное выражение получило во французской живописи. Стремясь запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, добиться живой достоверности изображения, воссоздать единство человека и окру­жающей Среды, импрессионисты-живописцы разработали систему пленэра; они писали раз­дельными мазками «чистого цвета» (т. е. не применяли смешанных красок), точно воссоздали рефлексы двухцветные и цветные тени. В музыке, скульптуре, литературе, театре импрессио­нисты разрабатывали способы передачи впечатления как основного аспекта всякого пред­ставления, переживания и мысли.

51. Индивидуализáция – оборотная сторона социализации, социально-культурный процесс накопления личностью особенного, уникального опыта, рост ее масштаба, творче­ского потенциала, универсальности, самостоятельности свободы и ответственности. Мерой индивидуализации является личный вклад в культуру.

52. Индивидуáльность – отдельная личность как обладатель неповторимой сово­купности человеческих качеств и свойств, проявляющихся в творчестве и общении.

53. Индуúзм (санскр.) – религия, наиболее распространенная в современной Индии; возникла около V в. н. э.

54. Инженер (фр. ingénieur) – специалист в какой-либо области техники с высшим тех­ническим образованием.

55. Интерéс (от лат. interest – иметь значение, важно) – понятие, относящееся к глу­бинной общественной причине действий человека, класса, общества. Интерес есть выражение взаимозависимости людей. Он так или иначе отражается в сознании в виде представлений о пользе, выгоде, корысти в материальном смысле слова.

56. Интеллигéнция (от лат. intelligens (intelligentis) – знающий, понимающий, разум­ный) – общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимуще­ственно сложным творческим трудом, обеспечивающих преемственность и рост культуры (работники науки и искусства, юристы, учителя, инженеры, врачи, журналисты и др.).

57. Иррационалúзм (от лат. irationalis – неразумный) – направление в философии, от­рицающее возможности разума в процессе познания и преобразования действительности, признающее основным видом познания откровение, веру, волю, интуицию или другие внемыслителные аспекты духовной жизни. На практике иррационализм фиксируется формулой «хотели как лучше, а получилось как всегда».

58. Искýсство – специфическая форма духовного освоения мира человеком, в которой формируются и развиваются его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Возникает в процессе труда. Основные особенности: 1) его способность объединять в себе все те формы общественной деятельности и познания, где проявляется человеческое отношение индивида к действительности и к самому себе; 2) отра­жение этой действительности в художественных образах. Исторически развивается как си­стема конкретных видов искусства (музыка, живопись, позже архитектура, кино и т. д.).

59. Ислáм (ар.) – одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII в. в Аравии. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преда­нию, Аллах избрал своим «посланником» пророком. Вероучение ислама изложено в Коране; ислам распространен преимущественно в странах Среднего и Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии, ряде областей бывшего СССР; то же, что мусульманство.

60. Иудаúзм (соб.) – религия, распространенная преимущественно среди евреев; воз­никла в конце 2-го тысячелетия до н. э.; является монотеистической с культом бога Яхве; иудаизм – государственная религия Израиля.

61. Кальвинúзм – одно из протестантских вероучений, основателем которого был Ж. Кальвин (1509-1564 гг.); возникло в Швейцарии в XVI в. в ходе Реформации.

62. Канóн (от гр. kanôn – правило, предписание) – 1) правило, положение какого-либо направления, учения; то, что твердо установлено, стало традиционным и общепринятым; 2) совокупность книг Библии, признаваемых церковью «богодухновенными», священное писа­ние; 3) догмат, обряд или правило, установленное и узаконенное церковью; 4) в искусстве – совокупность художественных приемов или правил, которые считаются обязательными в ту или иную эпоху, а также произведение, служащее нормативным образцом; 5) в музыке: а) му­зыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но начинают ее разновременно в строгой последовательности друг за другом: каждый последующий голос вступает раньше, чем окончилась мелодия предыдущего голоса (вид имитации); б) большая хоровая композиция (в православной церкви).

63. Карнавáл (фр. carnaval, от ит. carnevale) – народный праздник под открытым не­бом, сопровождающийся уличными шествиями, танцами, маскарадами, театрализованными играми и т. д.; первоначально карнавалы проводились в Италии.

64. Категóрия (гр. katěgoria) – понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира в целом (материя, время, про­странство, движение, причинность, качество, количество и т. д. – категории философии) или его частей, изучаемых отдельными науками (материальное, духовная культура, социальное исследование, ценность, традиции и т. д. – категории культурологии).

65. Католицúзм (от гр. katholikos – всеобщий, вселенский) – одно из основных на­правлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), оформившееся в ре­зультате раскола христианских церквей в XI в.

66. Клáссика (лат. classicus – первоклассный, образцовый) – образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

67. Классицúзм (лат. classicus – первоклассный, образцовый) – художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII- начала XIX в., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому образцу.

68. Компьютеризáция (англ. computer, от лат. computare – считать, вычислять) – ши­рокое внедрение компьютеров в различные сферы человеческой деятельности (например, для проведения научных исследований, управления различными производственными процесса­ми, обучения, диагностирования).

69. Конструктивúзм (от лат. constructio – построение) – направление в искусстве XX в., преемственно связанное с кубизмом и футуризмом и породившее свой художественный стиль, сказавшийся в советской архитектуре, живописи, прикладном искусстве и поэзии 20-х – начала 30-х гг.; основной установкой конструктивизма было сближение искусства с практи­кой индустриального быта по линии формы: геометризация контуров и обнажение техни­ческой основы строительства в архитектуре, функционально оправданное конструирование в прикладном искусстве, стилизация документов и воспроизведение производственных ритмов в поэзии и т. д.

70. Контéкст (от лат. contextus – тесная связь, соединение) – законченный в смысло­вом отношении отрывок письменной или устной речи, в пределах которого наиболее точно выявляется значение отдельных входящих в него слов, выражений и т. д.

71. Конформúзм (от позднелат. conformis – подобный, сходный) – приспособленче­ство, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений и т. п.; отсут­ствие собственной позиции, некритическое следование общим мнениям, тенденциям, автори­тетам.

72. Конфуциáнство – философско-этическая система, разработанная в V в. до н. э. древнекитайским мыслителем Конфуцием (Кун-цзы); одна из китайских религий, отстаи­вающая незыблемость установленных небом общественных порядков, социального нера­венства; строго требует выполнения обрядов, почитания предков, совершения жертвоприно­шений.

73. Корáн (ар.) – главная священная книга мусульман, сборник религиозно-догматических, мифологических и правовых текстов.

74. Кремль – (до XIV в. детинец), центральная часть древнерусских городов, обнесен­ная крепостными стенами с башнями; комплекс оборонительных, дворцовых и церковных сооружений. Кремль располагался на высоких местах, обычно на берегу реки или озера и был ядром города, определял его силуэт и планировку. Кремли сохранились в Новгороде, Пскове, Туле, Нижнем Новгороде, Смоленске, Москве и других городах.

75. Культ (от лат. cultus – почитание) – 1) один из обязательных элементов любой ре­лигии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и ве­рующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы; 2) преклонение перед кем-либо, чем-либо, почитание кого-либо, чего-либо; чрезмерное возвеличивание кого-либо, чего-либо (культ личности, культ творчества, культ наживы, культ праздности и т. д.).

76. Культýра (лат. cultura) – 1) основное понятие культурологии, обозначающее, во-первых, все то, что создано самим человеком в отличие от созданного природой. Этим опре­делением фиксируются внешние границы культуры и ее источник – целесообразная деятель­ность. Поскольку в культуре субъектом, объектом и конечным продуктом выступает сам че­ловек как ценность всех ценностей, постольку культуру можно назвать производством исто­рически определенного типа человека; 2) в социально-историческом смысле – господствую­щий способ накопления и передачи от поколения к поколению созидательного опыта (наследия) – первобытная культура, феодальная, буржуазная и др.; 3) конкретно-системный способ воспроизводства (культивирования) определенных человеческих качеств, свойств и их комплексов (профессиональная, эмоциональная, интеллектуальная, физическая, экологиче­ская и т. д.); 4) мера усвоения личностных достижений человечества и способ их применения в творчестве и общении.

«Культýра мáссовая» – (филос., социол.), обобщенная характеристика господ­ствующего в современном буржуазном обществе типа культуры, превращенной в индустри­ально-коммерческую форму производства и распространения с помощью средств массовой коммуникации стандартизированных духовных благ. Основные черты – примитивизм изоб­ражения человеческих отношений, сведение социальных конфликтов к столкновениям «хороших» и «плохих» людей, развлекательность, сентиментальность, натуралистическое смакование насилия, секса, разжигание национальных и расовых предрассудков, культ успеха, потребительства, насаждение конформизма и т. п. имеют целью подчинение сознания масс буржуазным ценностям и образу жизни.

Культýра рыцарская (куртуáзная) – в ее основе лежит представление о служе­нии прекрасной даме, которая занимала в жизни рыцаря ничуть не менее существенное мес­то, чем его покровитель – сюзерен. Именно прекрасной даме посвящали рыцари не только свои подвиги, но и свое художественное творчество.

77. Литогрáфия (от гр. lithos – камень +...графия) – 1) способ печатания, при кото­ром рисунок наносят на плоскую поверхность камня (известняка) жирным веществом, а про­бельные участки увлажняют и делают таким образом невосприимчивыми к краске; приме­няется для создания художественных эстампов; в других случаях заменяется офсетной пе­чатью; 2) оттиск с литографской печатной формы; 3) предприятие или цех, специализирую­щиеся на печатании литографским способом; 4) вид графического искусства.

78. Литургúя (гр. leiturgia) – 1) некоторые виды государственных повинностей; 2) христианское церковное богослужение (у православных – обедня, у католиков – месса).

79. Лúчность (от лат. persona – маска, роль актера) – термин, обозначающий социаль­ный тип человека как продукта и носителя исторически определенной культуры и выпол­няющего определенные функции в системе сложившихся общественных отношений. Лич­ность является единичным воплощением культуры, конкретным выразителем всей совокуп­ности общественных отношений.

80. Лубóк – (народная картинка), вид графики, изображение с подписью, отли­чающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Откликался на политические события; выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.

81. Лютерáнство – одно из протестантских вероучений, основателем которого был М. Лютер (1483-1546 гг.); возникло в Германии в XVI в. в ходе Реформации; распространено в Германии, скандинавских и прибалтийских странах, США.

82. Мáгия (лат. magia, от гр. mageia) – колдовство, волшебство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, бо­гов; магия является составной частью всех религиозных культов; белая магия – колдовство с помощью небесных сил; черная магия – колдовство с помощью адских сил, дьявола.

83. Марксúзм – философское и социально-политическое учение, основоположник ко­торого К. Маркс (1818-1883 гг.) в содружестве с Ф. Энгельсом (1820-1895 гг.) разработал и применил диалектико-материалистический метод к познанию общественных явлений (исторический материализм), с позиций пролетариата подверг критике капиталистическое общество и обосновал необходимость его революционного преобразования через переходный период диктатуры пролетариата в коммунистическое бесклассовое общество. По Марк­су, коммунизм как общество свободных индивидуальностей является синонимом культуры, а предшествующий период – предысторией истинной человечности.

84. Матриархáт (лат. mater (matris) – мать + гр. archě – власть) – предшествующая патриархату эпоха в развитии первобытнообщинного строя, характеризующаяся матрилинейным родом, руководящей ролью женщины в семье, хозяйственной и общественной жизни.

85. Мезолúт (от гр. mesos – средний, промежуточный + гр. lithos – камень) – переход­ный период от древнего каменного века (палеолита) к новому каменному веку (неолиту), т. е. от 12 до 6 тысяч лет назад (в Европе – 10-7 тысяч лет назад, на ее севере – 6-5 тысяч лет назад, а на Ближнем Востоке – 12-9 тысяч лет назад).

86. Менестрéль (фр. ménestrel) – 1) в средневековой Англии и Франции – певец, музы­кант, потешник и декламатор (обычно поэт) при дворе знатного феодала или странствую­щий; 2) в Англии и Франции XIV-XVIII вв. – название музыканта профессионала.

87. Mécca (фр. messe, от лат. missa) – 1) католическая обедня; 2) многоголосное цикли­ческое хоровое музыкальное произведение на текст литургии, а также концертное произведе­ние такого характера (выходящее за рамки культовой музыки).

88. Мéтод (гр. methodos) – образ мышления, способ преобразования мира, образ дей­ствия.

89. Мировоззрéние – комплекс представлений человека о себе и о мире, единство зна­ния, оценки и жизненной позиции (мироустановки), совокупность его нравственных, фило­софских, политических и иных ценностных представлений, реализующихся в делах и поступ­ках человека. Высшей формой мировоззрения является научная философия, которая способ­ствует формированию творческого мышления и открывает самый короткий и правильный путь к овладению богатством духовной культуры.

90. Мистéрия (от гр. mystěrion – тайна, таинство) – 1) мистерии у древних греков и римлян, у народов Древнего Востока – тайные религиозные обряды, к участию в которых до­пускались только посвященные (наиболее известны Элевсинские таинства в Греции); 2) вид средневекового европейского религиозного представления: вольные, обычно стихотворные инсценировки библейских эпизодов, разыгрывавшиеся на площадях во время религиозных празднеств.

91. Миф (гр. mythos – сказание, предание) – 1) сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях; 2) вымысел.

92. «Могýчая кýчка» – творческое содружество русских композиторов, сложившееся в конце 1850-х – начале 1860-х гг.; известно также под названием Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа. Наименование «Могучая кучка» дал кружку его идеолог – кри­тик В. В. Стасов. Композиторы «Могучей кучки», развивая традиции М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского боролись за развитие национального стиля, народность в музыке. К сере­дине 70-х гг. «Могучая кучка» как сплоченная группа перестала существовать.

93. Модернúзм (фр. modernisme) – 1) общее название направлений в искусстве и лите­ратуре XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, опора на условность стиля, поиск новых эстетических принципов, разрыв с реализмом; 2) одна из форм приспособления религии к новым условиям ее существования; модернизм пересматри­вает устаревшие традиционные религиозные представления и понятия, вступившие в очевид­ное противоречие с новыми научными представлениями верующих, с их изменившимся со­знанием.

94. Монумéнт (лат. monumentum, от monere – напоминать) – архитектурное или скульптурное сооружение в память выдающегося события или лица; памятник.

95. Мýза (гр. musa) – 1) в древнегреческой мифологии – каждая из девяти богинь, по­кровительниц поэзии, искусств и наук: Урания – покровительница астрономии, Каллиопа -эпоса, Клио – истории, Мельпомена – трагедии, Полигимния – гимнов, пантомимы, Талия -комедии, Эрато – любовной поэзии, Терпсихора – танцев и хорового пения, Евтерпа – лири­ческой поэзии и музыки; то же, что в древнеримской мифологии камена; 2) источник поэти­ческого вдохновения; творчество поэта в его отличительных особенностях.

96. Музéй (лат. museum, от гр. museion – храм муз) – научно-исследовательское или на­учно-просветительское учреждение, комплектующее, хранящее и выставляющее для обозре­ния (экспозиция, выставка) произведения искусства, предметы истории, науки, быта, про­мышленности, сельского хозяйства, материалы из жизни и деятельности великих людей и т. д., расположенные в определенной системе.

97. Мýзыка (гр. musikě – буквально: искусство муз) – искусство, отражающее действи­тельность в звуковых художественных образах; произведение или совокупность произведе­ний этого искусства.

98. Мышлéние – активный процесс обобщенного и опосредованного отражения и преображения действительности, обеспечивающий обработку чувственных данных, открытие закономерных связей и свойств природных и общественных явлений, выражение их в систе­мах понятий, суждений, умозаключений, открытий, изобретений, инноваций и др. Мышление есть процесс продуктивного диалога человека с обществом и самим собой.

99. Натуралúзм (фр. naturalisme, от лат. natura) – 1) направление в искусстве послед­ней трети XIX в., оформившееся во Франции во 2-й половине XIX в.; для натурализма харак­терно тщательное и бесстрастное воспроизведение потока жизни; в отличие от реализма на­турализм утверждал всесилие грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека; 2) в широком смысле – внешнее правдоподобие, фотографическое копирование жизненных явлений, их протокольное описание без критического отбора, социально-философского осмысления и художественного обобщения.

100. Наýка – 1) сфера деятельности людей по производству нового знания и подготовке его к использованию в практической деятельности (фундаментальные, поисковые, приклад­ные исследования и разработки); 2) совокупность организаций и учреждений, осуществляю­щих научную и научно-вспомогательную деятельность; 3) форма культуры: сфера взаимона­учения людей, онаучивания их сознания, превращения научных идей и методов в производи­тельные и потребительные силы общества, в составной элемент быта общественных индиви­дов.

101. Неандертáльцы (по названию долины Неандерталь в Германии – места первой находки ископаемых останков (1856 г.)) – ископаемый вид человека, занимавший в эволюции человечества промежуточное положение между питекантропом и современном человеком; жил в среднем и верхнем плейстоцене.

102. Неолúт (от гр. neos – новый + гр. lithos – камень) – последняя эпоха каменного ве­ка (8-3 тысячелетия до н. э.); характеризуется оседлостью населения, появлением скотовод­ства и земледелия, изобретением керамики; каменные орудия хорошо отшлифованы; разно­образны и изделия из кости и дерева; появляются прядение и ткачество.

103. Неолитическая революция (греч.) – термин ввел в научный обиход английский археолог Г. Чайлд. Он обозначил им исторический период перехода в эпоху неолита от при­сваивающего к производящему типу хозяйства, от охоты, рыболовства, собирания плодов растений к животноводству и земледелию. Неолитическая революция дала толчок для воз­никновения городских поселений, ремесел, письменности и систем рационального знания.

104. Нирвáна (санскр.) – в буддизме и джайнизме – состояние высшего блаженства, ко­нечная цель стремлений человека, отрешенность от всех жизненных забот и стремлений и слияние с божеством; погрузиться в нирвану – отдаться состоянию полного покоя.

105. Ноосфéра (гр. noos – ум, разум + гр. sphaira – шар) – новое эволюционное состоя­ние биосферы, при котором разумное начало становится предпосылкой глобальной деятель­ности человечества, всеобщий общественный интеллект, основу которого составляет наука и организация, обеспечивают гармонизацию связей и отношений в системе «Природа – Обще­ство – Человек».

106. Óбраз – субъективная форма отражения материального мира. По содержанию образ соответствует своему объекту, но лишь как приближенная копия его. В образе отра­жается как единичное, так и всеобщее, проявляющееся в особенном, что в целом характери­зует духовный мир человека и общества.

107. Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называемые семейными; сельскохозяйственные и другие обряды – кален­дарными.

108. Óбщество – это не сумма индивидов, а совокупность связей и отношений, в ко­торых они находятся по отношению друг к другу и природе в процессе совместного произ­водства собственной материальной жизни. Этот процесс складывается из двух частей: преоб­разования объекта (природы) – (производство вещей) и преобразования субъекта (человека) – производства творческих человеческих сил. Поскольку эти два вида производства неразрывно связаны, постольку общество – одновременно и субъект экономики, и субъект воспроизвод­ства самого себя, людей исторически определенного типа (культура).

109. Объéкт (от лат. objectum – предмет) – 1) существующий вне нас и независимо от нашего сознания внешний мир, являющийся предпосылкой жизнедеятельности субъекта (человека); 2) то, на что направлена деятельность человека; 3) в культуре объектом воздей­ствия выступает сам человек.

110. Объективáция – воплощение, выражение чего-либо субъективного в объектах доступных восприятию и практическому использованию. То, что существовало в форме цели, стало продуктом целесообразной деятельности.

111. Опредмéчивание и распредмéчивание – категории культурологии, выражаю­щие характерные особенности практической деятельности человека; опредмечивание – про­цесс перехода и воплощения человеческих знаний и способностей в предмет, благодаря чему он становится общественным по своей природе, предметом культуры; распредмечивание – переход от предмета в сферу и форму человеческой деятельности, формирование деятельных способностей, знаний, навыков субъекта под воздействием предметов и форм культуры.

112. Орнáмент (от лат. ornamentum – украшение) – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов, архитек­турных сооружений, произведений декоративно-прикладного искусства и т. п.

113. Отчуждéние – процесс превращения различных форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему; вы­ражение бессилия человека перед такими силами как рынок, государство, частная собствен­ность и др. В философской мысли XX в. отчуждение в основном связывается с процессами дегуманизации современного общества, ведущими к «обесчеловечению» личности.

114. Оцéнка – установка ценности какого-либо явления или объекта. Представляет со­бой заключительный этап процесса восприятия и осознавания результата деятельности, при котором явление оценивается в различных аспектах (теоретическом, практическом, экономи­ческом, эстетическом, нравственном и др.). Культурологическая оценка выявляет жизне-смысловое значение явления для человека и человечества.

115. Палеолúт (от гр. palaios – древний + гр. lithos – камень) – древнейший период ка­менного века, когда первобытный человек изготовлял свои орудия приемами скалывания и оббивки камня; начало палеолита совпадает с появлением на Земле древнейших обезьянопо­добных людей (свыше 2 миллионов лет назад), конец относится к периоду времени приблизи­тельно 10 тысяч лет назад.

116. Палóмничество (от лат. palma – пальма) – странствие верующих к «святым мес­там» (у христиан в Иерусалим, Рим, у мусульман в Мекку и др.) в надежде на помощь. На­звание по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь.

117. Пантеóн (гр. pantheion – место, посвященное всем богам) – 1) у древних греков и римлян – храм, посвященный всем богам; 2) совокупность всех богов того или иного культа; 3) усыпальница выдающихся людей.

118. Парфенóн – храм Афины Парфенос на Акрополе в Афинах, памятник древнегре­ческой высокой классики. Разрушен в 1687 г.; частично восстановлен.

119. Патриархáт (гр. patěr (patros) – отец + archě – власть) – сменившая матриархат эпоха в развитии первобытнообщинного строя патрилинейным родом, когда мужчина в семье играет главную роль в семейной, хозяйственной и общественной жизни.

120. Патриáршество – в России было учреждено при царе Федоре Ивановиче в 1589 г. Патриарх имел право созывать церковный собор, контролировать соблюдение канонов и церковных законов, посвящать в сан митрополита. Русские патриархи всегда играли суще­ственную роль в государстве, хотя и занимали подчиненное по отношению к государственной власти положение. В 1700 г., в царствование Петра I, патриаршество было упразднено и высшим руководящим органом церкви стал Священный синод. Только 5 ноября 1917 г. на поместном Соборе русской православной церкви оно было восстановлено.

121. «Передвúжники» – художники-реалисты, входившие в российское демократиче­ское художественное объединение – Творчество передвижных художественных выставок (образовалось в 1870 г.). Порвав с академизмом, передвижники руководствовались методом критического реализма, обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, освободительного движения России, родной природы; обличали порядки самодержавной России, пережитки крепостничества, пороки капитализма. Картины передвижников отлича­лись психологизмом, мастерством социального обобщения. Передвижники (И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. Е. Маковский, Г. Г. Мясоедов, В. Д. Поленов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, И. И. Левитан и др.) находились под воздействием взглядов В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского.

122. Перфомáнс (англ. performance – представление) – одно из авангардных, чисто экспериментальных направлений в современной культуре. Используя свое тело и тела своих коллег, костюмы, вещи и окружение, художник ведет своеобразный диалог со зрителем. Это определенный символический ритуал, игра по четким правилам. Перфоманс иронизирует над духовной убогостью повседневной жизни, над лицемерными традициями, ханжескими нормами морали. Раз исполненный, перфоманс не повторяется, а зрители знакомятся с ним по фотографиям, кино и видеосъемке. Одним из ярких представителей перфоманса в России является А. Бартенев.

123. Плéмя – тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытно­общинного строя. Характерны: кровнородственная связь между его членами, деление на ро­ды и фратрии, общность территорий, некоторых элементов хозяйства, самосознания и само­названия, обычаев и культов, для позднего этапа – самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образование союзов племен, завоевания и переселе­ния вели к смешению племен и возникновению более крупных общностей – народностей. Пе­режитки племенных организаций сохраняются у некоторых народов и в классовом обществе.

124. Полифонúя (гр. polyphônia) – музыкальная, иначе контрапункт – вид многоголо­сия, основанный на одновременном гармоническом сочетании и развитии двух или несколь­ких самостоятельных мелодических линий (голосов).

125. Поп-áрт (англ. pop art, от popular art – популярное, общедоступное искусство) – поп-искусство – направление в изобразительном авангардистском искусстве, возникшее во 2-й половине 50-х гг. XX в., использующее реальные предметы, изображения, рекламу, упаков­ку товаров и т. д., вырванные из их естественного бытования, для создания произвольных комбинаций.

126. Поп-мýзыка (англ. pop music, от popular music – популярная, общедоступная му­зыка) – обозначение разных стилей и жанров развлекательной эстрадной музыки XX в.

127. Постмодернúзм – характеристика современной культуры, связанная с фунда­ментальными сдвигами в формах мышления и в направлении исследовательских интересов. Постмодернизму присуща критика проекта Просвещения, рациональности, разума.

128. Правослáвие – одно из трех основных (наряду с католицизмом и протестантиз­мом) христианских направлений. Раскол христианской церкви на западно-католическую и восточно-православную имел своей отдаленной исторической предпосылкой раскол Римской империи на Западную (Рим) и Восточную (Византия), происшедший еще в конце IV в. Окон­чательно этот раскол оформился в середине XI в. Богословские, идеологические основы пра­вославия складывались в VIII-XI вв. В отличие от католицизма православие обращено не к индивиду, а к «собору», т. е. к сверхличной всеобщности церкви. Истина в православном учении дается человеку как «благодать», она переживается не столько разумом, сколько «сердцем». Истоки христианско-православной философии в России восходят к XV в.

129. Прáво свод общеобязательных правил поведения, установленных государством, нормирующих общественные отношения с позиции должного; совокупность этических общностных ценностей (справедливость, порядок, нравственность, правдивость, верность, на­дежность и т. д.), первоначально покоившихся на идее равенства: равным обязанностям должны соответствовать равные права.

130. Прагматúзм (гр. pragma – дело, действие) – разновидность буржуазной культуры, основанная на субъективно идеалистических взглядах, согласно которым все, что приносит на практике личную выгоду, то и есть истинно человеческое существование.

131. Прáздник – общественные события торжественного характера, выделенное из по­вседневности и проводимое в свободное от работы время. Возникли в глубокой древности и были частью культа главнейших богов. Большинство праздников было приурочено к опре­деленным датам, а некоторые назначались по мере надобности. Праздники часто сопро­вождались жертвоприношениями, торжественными процессиями и театральными представ­лениями. Выделяют праздники религиозные и государственные.

132. Произвóдство материáльное – процесс создания материальных благ. Пред­ставляет естественное условие человеческой жизни и материальную основу других видов дея­тельности. Две стороны производства: производительные силы и производственные отноше­ния образуют способ производства, определяющий характер данного общества.

133. Прúнцип (от лат. principium – основа, начало) – 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т. д.; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения; 3) основа уст­ройства, действия какого-либо механизма, прибора, установки.

134. Просвещéние – течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности.

135. Протестантúзм (от лат. protestans (protestantis) – возражающий, несогласный) – одно из основных направлений в христианстве, возникшее в ходе Реформации XVI в. как протест против римско-католической церкви; объединяет множество самостоятельных тече­ний, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканство, баптизм, адвентизм, методизм и др.); протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, скандинав­ских странах, Швейцарии, Канаде, в странах Прибалтики.

136. Псúхика (от гр. psychikos – душевный) – 1) функция мозга, сущность которой за­ключается в отражении действительности в виде ощущений, восприятии, представлений, мыслей, чувств, воли и прочего; определяет качественное своеобразие поведения животных и человека; высшая форма психики, возникшая в процессе общественного труда и связанная с развитием речи, – человеческое сознание; 2) духовная организация человека, совокупность его душевных качеств, душевный склад.

137. Психоанáлиз (от гр. psychě – душа + гр. analysis – разложение, расщепление) – разработанный 3. Фрейдом в конце XIX – начале XX в. метод лечения психических заболева­ний, а также комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни чело­века и развитии человечества.

138. Пуритáнство (англ. puritan, от лат. purus – чистый) – образ жизни, для которого характерны крайняя строгость нравов, аскетическое ограничение потребностей, протест про­тив какой бы то ни было роскоши и удобств, патриархальное отношение к вопросам семьи и брака.

139. Рационалúзм (фр. rationalisme, от лат. rationalis – разумный) – 1) философское на­правление, признающее (в противопоставление эмпиризму) разум решающим источником истинного знания; 2) рассудочное отношение к жизни; 3) архитектурное направление XX в., представители которого используют современные строительные материалы и индустриаль­ные методы строительства для создания наиболее рациональных (т. е. целесообразных, эко­номичных и выразительных в своей подчеркнутой простоте) конструктивных, планировоч­ных и архитектурно-художественных решений; для архитектуры рационализма характерны четкие, лаконичные геометрические формы.

140. Реалúзм (от позднелат. realis – вещественный) – 1) направление в литературе и ис­кусстве, ставящее себе задачей дать наиболее полное, адекватное отражение действитель­ности; 2) наивный реализм – естественное, стихийное, основанное на повседневном опыте и практике убеждение каждого человека в том, что вещи, мир существуют независимо от нас, от наших ощущений, от нашего сознания, в том виде, как мы их воспринимаем; 3) схоласти­ческий реализм – направление в средневековой схоластике (противоположно ламинализму), признававшее объективную реальность общих понятий – универсалий, существующих неза­висимо от отдельных вещей; 4) критический реализм – философское течение в европейской мысли конца XIX – середины XX в., представители которого, критикуя философские учения, сводящие предмет познания к опыту, в частности концепции субъективного идеализма, на­стаивали на принципиальном различии предмета познания и его познавательного образа, который является результатом не отражения, а символизации реальности в сознании челове­ка; критический реализм внутренне неоднороден, в нем сочетаются элементы естественнона­учного материализма и идеализма; критический реализм внес вклад в конкретный анализ ме­ханизмов познания, в теорию истинного знания; 5) социалистический реализм – творческий метод литературы и искусства – эстетическое выражение социалистически осознанной кон­цепции мира и человека, изображение жизни в свете социалистических идеалов; 6) научный реализм – общее название ряда учений, развивавшихся в европейской философии и отличав­шихся антиинструментализмом и антиконвенционализмом в трактовке научного знания и его соотношения с объективной реальностью; согласно научному реализму, научные иссле­дования являются единственным средством достижения истинного знания; 7) ясное понима­ние и учет условий действительности при осуществлении чего-либо.

141. Культурная революция – коренной переворот в общественных отношениях, обеспечивающих скачок в деле воспроизводства сущностных сил человека, в развитии науки, образования, искусства и т. д. (неолитическая революция, изобретение письменности, книго­печатания, урбанизация, электронизация, кибернетизация и т. д.) и, связанные с ними преоб­разования форм межиндивидуального общения и быта.

142. Релúгия (лат. religio) – 1) одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога или богов, в сверхъесте­ственные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ); 2) од­но из направлений такого общественного сознания, та или иная вера, вероисповедание, на­пример, христианская религия, мусульманская религия.

143. Ренессáнс (от фр. renaissance – возрождение) – 1) Возрождение – период в куль­турном и идейном развитии ряда стран Европы (в Италии XIV-XVI вв., в других странах -XV-XVI вв.), наступивший после средневековья; в противовес католическому церковному миросозерцанию и узкой схоластической науке средних веков, эпоха Возрождения породила жизнеутверждающее, гуманистическое мировоззрение, создала замечательные образцы реа­листического искусства; эпоха Возрождения ознаменовалась великими открытиями и изоб­ретениями, а также пробуждением («возрождением») интереса к литературе и искусству Древней Греции и Рима; крупнейшие деятели науки, литературы и искусства того времени: Петрарка, Бокаччо, Коперник, Джордано Бруно, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Вин­чи и многие другие; период подъема, расцвета в развитии чего-либо; 2) архитектурный стиль того времени, сменивший готический и воспринявший элементы греко-римской архитектуры.

144. Реставрáция (от лат. restauratio – восстановление) – 1) восстановление в перво­начальном виде произведений изобразительных искусств и архитектуры, пострадавших от времени или испорченных, искаженных последующими переделками; 2) восстановление ста­рого, свергнутого революцией строя или династии, например, реставрация Бурбонов во Франции в 1814 и 1815 гг.; период господства восстановленных реакционных режимов, на­пример, реставрация во Франции в 1814-1830 гг.; 3) в палеонтологии – восстановление недо­стающих частей скелета или отдельных его элементов.

145. Реформáция (от лат. reformatio – преобразование) – 1) широкое общественно-политическое и религиозное движение в Западной и Центральной Европе XVI в., носившее в своей основе антифеодальный характер и принявшее форму борьбы против католической церкви; началось в Германии. Основные направления реформации: бюргерско-буржуазное (М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин), народное (Т. Мющер, анабаптисты), королевско-княжеское. Реформация положила начало протестантизму, в ряде стран возникли различные протестантские церкви: лютеранская, кальвинистская, англиканская и др.; 2) в узком смысле – проведение религиозных преобразований в духе протестантизма.

146. Роботизáция развитие автоматизации производства на основе промышленных роботов.

147. Рококó (фр. rococo) – стиль в архитектуре и декоративном искусстве, возникший в начале XVIII в. и особенно развившийся во Франции при Людовике XV; отличается причуд­ливой асимметричной орнаментацией и изяществом форм.

148. Романтúзм (фр. romantisme) – 1) направление в искусстве конца XVIII- первой половины XIX в., явившееся выражением неудовлетворенности результатами Великой фран­цузской революции; романтизм выдвигал на первый план индивидуальность, наделяя ее иде­альными устремлениями; искусству романтизма в литературе свойственны исключительность героев, страстей и контрастных ситуаций, напряженность сюжета, красочность описаний и характеристик; романтизм ярко проявился в музыке, изобразительном искусстве, театре; 2) бытующее в литературоведении обозначение метода, предполагающего художественное пе­ресоздание действительности в соответствии с идеалами автора; 3) мироощущение, которому свойственна идеализация действительности, мечтательность.

149. Секуляризáция духóвного мúра (от ср.-лат. saecularis – светский) – 1) обраще­ние церковной и монастырской собственности в собственность светскую; 2) изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому, например, се­куляризация школьного преподавания; 3) освобождение от церковного влияния (в обще­ственной и умственной деятельности, в художественном творчестве).

150. Семиóтика (от гр. sěmeiotikě – учение о знаках) – иначе семиология – 1) общее на­звание комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем (естественный, разговорный язык, языки программирования, физическая и химическая сим­волика, логические и математические исчисления и т. п.); основные аспекты семиотики: синтактика, семантика и практатика; 2) медицинский раздел диагностики, изучающий признаки болезней.

151. Семь чудéс свéта – в представлении античного общества наиболее прославлен­ные достопримечательности: древнеегипетские пирамиды; храм Артемиды в Эфесе, около 550 г. до н. э.; Мавзолей в Ганикарнасе, середина IV в. до н. э.; террасные, так называемые висячие сады Семирамиды в Вавилоне, VII в. до н. э.; статуи – Зевса в Олимпии, около 430 г. до н. э., Гелиоса в Родосе (так называемый Колосс родосский), около 292-280 гг. до н. э.; маяк в Александрии, около 280 г. до н. э.

152. Синкретúзм (от гр. synkrětismos – соединение, объединение) – 1) слитность, не­расчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо, напри­мер, синкретизм первобытного искусства, в котором пляска, пение и музыка существовали в единстве, нерасчлененно; 2) смешение, неорганическое соединение разнородных элементов, например, в философии – сочетание противоречивых, несовместимых воззрений, в религии -различных культов религиозных систем.

153. Символúзм (фр. symbolisme) – направление в европейском и русском искусстве конца XIX – начала XX в., в поэтике и эстетике которого основным был символ, выражаю­щий связи объектов и явлений и отражающего их сознания, отсюда ассоциативность, иноска­зания, особая роль контекста в творческом методе символистов.

154. Сионúзм (по названию холма Сион близ Иерусалима) – идеология и обществен­ное движение, возникшее в конце XIX в. и провозгласившее своей целью возрождение еврей­ского национального самосознания и создание еврейского государства в Палестине; включа­ет ряд течений – социалистических, либеральных, националистических.

155. Систéма (от гр. systema – целое, составленное из частей; соединение) – 1) множе­ство закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, прин­ципов, знаний и т. д.), представляющее собой определенное целостное образование, един­ство. Различают неорганическую и органическую целостности. Культура относится к орга­ническим системам высшего порядка.

156. Скоморóхи – странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Известны с XI в. Особую популярность получили в XV-XVII вв. Подвергались гонениям со стороны церкви и гражданских властей.

157. Славянофúльство – направление русской общественной и философской мысли 40-50-х гг. XIX в., выдвинувшее и обосновывавшее идею особой, мессианской роли России и других славянских стран в мире. Славянофильство выступило как антипод западничеству.

158. Собóр – 1) собрание светских и духовных чинов для совета и решения важных дел в России XVI-XVII вв. (Земский собор, Вселенский собор); 2) крупный христианский храм, где богослужение совершает священнослужитель высокого сана (например, Парижской Бо­гоматери собор).

159. Соловéцкий монастырь – крепость, религиозный центр и крупное феодальное хозяйство на севере России. Основан в конце 20-30-х гг. XV в. на Соловецком острове в Бе­лом море. В XVII в. один из центров раскола. Был также местом ссылки. Архитектурный ан­самбль: крепостные стены с башнями, трапезная с Успенским собором, Преображенский со­бор (все – XVI в.), церковь Благовещения (конец XVI – начало XVII вв.), каменные палаты (XVII в.). Исторически-архитектурный заповедник.

160. Сослóвие – группа людей, которые связаны общностью нравов и обычаев и пре­тендуют на официальное признание, выражаемое определенным способом.

161. Софúзм (гр. sophisma) – ложное по существу умозаключение, формально кажу­щееся правильным, основанное на преднамеренном, сознательном нарушении правил логи­ки.

162. Соц-арт – одно из течений русского искусства 60-70-х гг. XX в. Оно появилось как реакция русских художников на американский поп-арт, проникавший в страну посред­ством многочисленных репродукц


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: