double arrow

Типология храмов Древней Греции и Древнего Рима.

Типы Древнегреческих храмов:

· С портиком, или «простильный», имеющий впереди входных сеней портик с колоннами, стоящими как раз против их пилястр и колонн.

· «амфипростильный», в котором к двум крыльцам пристроено по портику.

· «периптерический», состоящий из храма простильного, или же амфипростильного, сооружённого на платформе и обнесённого со всех сторон колоннадой.

· «диптерический» — колонны окружают центральное сооружение не в один, а в два ряда

· «псевдопериптерический», опоясывающую здание колоннаду заменяют полуколонны, выступающие из его стен.

· «псевдодиптерический», казавшийся как бы окружённым двумя рядами колонн, но в котором на самом деле второй их ряд заменялся со всех или только с длинных сторон здания полуколоннами, вделанными в стену.

Жизнеспособность принципов древнегреческой архитектуры объясняется прежде всего ее гуманизмом, глубокой продуманностью в целом и деталях, предельной ясностью форм и композиций. Греками была блестяще решена задача перехода чисто технических конструктивных проблем архитектуры к художественным. Единство художественного и конструктивного содержания было доведено до высот совершенства в различных ордерных системах. Произведения греческой архитектуры отличаются удивительно гармоничным сочетанием с природном окружением.

В древнем Риме архитектура была ведущим искусством. В целле римского храма находилась статуя бога. Римляне предпочитали изящный ионический и коринфский ордер, а также композитный ордер, в котором сочетаются элементы ионического и коринфского ордеров. Вдоль фасадов, кроме главного, не было отдельно стоящих колонн — стены были гладкими или украшены полуколоннами и пилястрами. Некоторые небольшие римские храмы, например, МэзонКарре в Ниме, превосходно сохранились благодаря своей прочной конструкции с цилиндрическим сводом. В храме Венеры и Ромы в Риме (135 г. н.э.) было два зала; вдоль боковых стен шли ряды колонн, в промежутках между которыми располагались декоративные ниши; в каждом зале была перекрытая полукуполом апсида, по всей вероятности, в ней помещались статуи богов. Самый известный римский храм —храм всех богов Пантеон (ок. 118-128 гг. н.э.) Это ротонда диаметром 43,5 м, увенчанная куполом. Римская базилика — основной тип в гражданской архитектуре Рима. Боковые нефы, отделенные аркадой, сообщались с центральным нефом. Боковые нефы имели высоту меньшую, чем высота центрального нефа. Каменные стены базилики поддерживали деревянную крышу. Дома в основном одноэтажные, реже двухэтажные и напоминают маленькие крепости, так как выходят на улицу глухими, без окон, стенами. Через, входной портик посетитель попадал в копоткий коридор, ведший прямо к атриуму — главному помещению в доме. При входе в него располагались домашние алтари с изображениями богов и маски предков. Освещался атриум через отверстие в крыше, в которое также стекала дождевая вода, наполняя неглубокий имплювий (бассейн) в центре помещения.По углам бассейна стояли четыре колонны, поддерживавшие крышу. Сюда же выходили небольшие кубикулы (спальни). Прямо за атриумом располагалась комната, называвшаяся таблинум, там находилась библиотека с папирусами и манускриптами, а также архивом семьи. По бокам таблинума находились триклинумы (столовые). В богатых домах имелся ещё перистиль — дворик с внутренней колоннадой, где устраивали сады с водоемами и статуями.

 

22. Фаюмские портреты. Целый корпус погребальных портретов, созданных в I-IV веках н.э греками и римлянами, проживающими в Египте. Название свое они получили от городка Фаюм в Среднем Египте, неподалеку от которого были найдены первые экземпляры портретов. Создавали их греки, оказавшиеся в Египте после завоевания страны Александром Македонским, а позже римляне, пришедшие после победы Октавиана Августа. Греческая культура была глубоко чужда египтянам, они старались как можно меньше контактировать с чужаками. А вот греки не стеснялись заимствовать традиции коренного населения. В первую очередь они переняли традиции погребения – своих покойников они также старались хоронить в мумифицированном виде в саркофагах. Но в отличие от египтян, создававших объемную посмертную маску для покойников, греки решили обойтись плоскими портретами. Они прикладывались к мумии в том месте, где должно быть лицо и также обматывались саваном. Портреты выполнялись на дощечках толщиною в 1,5-2 см, для них использовали и местные породы древесины, и привозные. Мастера-портретисты писали двумя видами краски – темперой и горячими восковыми краски. Темпера давала более схематичные, «сухие», матовые портреты, более похожие на рисунки. Краски, изготовленные на основе воска, позволяли создавать более «живые», яркие изображения, с отличной проработкой деталей, света и тени. Был у мастеров и какой-то секрет в изготовлении красок – ведь они не утратили своих свойств на протяжении нескольких тысячелетий. Основным фактором отличной сохранности портретов называется сухой климат Египта. Портреты более поздней поры приобретают совсем другие черты. Изображение человека становится более схематичным, аскетизм и простота начинают преобладать при создании образов. Игра и богатство красок уступают контурным линиям и однотонности. Это свидетельствует об изменениях в восприятии мира и представлениях о смерти – духовное начало начинает преобладать над телесным. Уже в фаюмских портретах можно усмотреть формирование византийской иконописной традиции. С IV века в Египте устанавливается христианство, и традиция бальзамирования отходит в прошлое, с нею исчезает и фаюмский портрет. Фаюмских портретов было найдено довольно большое количество. В России, в Государственном музее изобразительных искусств, хранится 23 фаюмских портрета отличного качества.

С фаюмских портретов на зрителя пристально смотрят люди разных наций, возрастов и достатка, роднит их одно – все они «как живые». Тонко проработанные волосы и глаза, искусно прописанные тени и фактура кожи, яркие, за тысячелетия не потускневшие цвета.

 

23. Арки и своды в зданиях античной эпохи и эпохи Средневековья. В средневековом искусстве изгоняется всякое накладное украшение и проявляется постоянное стремление свести роль орнамента к подчеркнутому выявлению самой конструкции. Чувствуются беспрестанные усилия достигнуть абсолютной правдивости в выражении; именно утрируя эти тенденции, готическое искусство в известный момент вступило на тот путь, который привел его к упадку. Прежде чем решиться оставить стены голыми, без каких-либо украшений, кроме самой кладки, романские архитекторы долгое время подражали рисунку облицовки, которой покрывались античные стены. Последовательное развитие очертания романского свода: в XI в. применялось исключительно полуциркульное очертание, в XII в. одновременно применялись полуциркульное и стрельчатое. В романскую эпоху никогда не отдавалось предпочтение стрельчатому очертанию. Оно применялось в крестовых сводах и в повышенных цилиндрических; но для пролетов и аркатур, там, где можно было свободно выбирать по своему вкусу, романские архитекторы стали пользоваться аркой ломаного очертания только тогда, когда она завоевала господство в готическом искусстве.

Обыкновенно орнамент (мулюры или скульптурные украшения) помещается не на клиньях свода, а на архивольте, который повторяет внешнее очертание арки. Средневековые архитекторы всегда пользовались аркадой, опирающейся на простые устои. В более старой части собора в Бовэ есть столбы цилиндрические и квадратного сечения со срезанными ребрами; в церкви Сен-Реми в Реймсе устою придана форма пучка колонн; почти во всех церквах в том месте хора, где поворот заставляет сближать точки опоры, аркада покоится на отдельно стоящих колоннах. В нефах обычный тип, начиная с середины XI в., арка — с архивольтом или без него; устой — с ядром прямоугольного или цилиндрического сечения; к устою прислонена колонка. Арка опирается на колонну, а архивольт, если он имеется, покоится на самом устое; иногда архивольт также поддерживается боковой колонкой, и композиция принимает вид С. Такое сочетание, уже почти готического характера, часто встречается в романской архитектуре Нормандии с XI в.

 

24. Алтарь Зевса в Пергаме – один из самых замечательных памятников эллинизма II в до н э. Грандиозный фриз опоясывал цоколь алтаря, воздвигнутого в честь победы Пергамского царства над галлами. На фризе изображена борьба олимпийских богов с гигантами – детьми подземных недр. Могучие тела громоздятся, сплетаются, подобно клубку змей, поверженных гигантов терзают косматогривые львы, впиваются зубами собаки – битва страшна, она дымится кровью. Творца этого памятника можно назвать даже предтечей Микеланджело – те же напряжённые ракурсы тел, та же титаническая мощь и трагедийный пафос. Многое изменилось в Элладе со времен классического древнегреческого искусства. Битвы и схватки были частой темой античных рельефов, но так, как в Пергамком алтаре, их никогда раньше не трактовали. Изменился сам строй произведения, оно стало клубящимся, запутанным, хотя принцип гармонии и здесь соблюдён с большим искусством. Борющимся тесно, масса подавляет пространство и все фигуры так переплетены, что образуют какое-то бурное месиво тел. А тела всё ещё классически прекрасны.

Но гармония духа колеблется. Искажённые страданием лица, глубокие тени в глазных орбитах, змеевидно разметавшиеся волосы... Боги пока ещё торжествуют над силами стихий, но победа эта – миг торжества перед окончательной гибелью, стихийные начала изнутри подрывают стройный, гармонический мир.

Родиной Алтаря Зевса является, как известно, Малая Азия, но теперь он хранится в Берлине, в Пергамском музее.

 

25.Основные особенности строительных технологий и арх-ры Древнего Рима. Основные принципы сформировались ко времени республики (IV—I вв. до н. э.). Памятники архитектуры сейчас даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. В перечень строительных сооружений Рима следует включить и культовые: храмы, алтари, гробницы. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равных по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и конструкции. Они переработали принципы греческой архитектуры, и прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией. Всемирную известность приобрели римские дороги, не потерявшие своего значения до сих пор. Они разделялись на три вида: военные или государственные, стоявшие в ведении центральной власти, малые, принадлежащие общинным магистратам, частные и полевые. Разрабатываются и получают широчайшее распространение новые конструкции — кирпично-бетонные, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и ограничить применение квалифицированных мастеров, переместив строительные процессы па плечи малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих-рабов. Примерно в IV в. до н. э. в качестве связующего материала начинают применять раствор, а ко II в. до н. э. сложилась новая технология возведения монолитных стен и сводов на основе растворов и мелкого камня-заполнителя. Был получен искусственный монолит путем смешивания раствора и песка с каменным щебнем под названием «римский бетон». Гидравлические добавки вулканического песка — пуццолана сделали его водонепроницаемым и очень прочным. Это вызвало переворот в строительстве. Такая кладка выполнялась быстро и позволяла экспериментировать с формой. Римляне знали все преимущества обожженной глины, изготавливали кирпичи разнообразных форм, применяли металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности зданий, рационально использовали камень при кладке фундамента. Некоторые секреты римских строителей не разгаданы до сих пор. По значимости наиболее главным типом построек был храм. Вершиной храмового строительства стал Пантеон — храм всех богов, построенный в 118—125 гг. Пантеон не имеет аналогий в древнеримской архитектуре ни по композиции, ни по конструктивному решению. Построенный путем использования кирпично-бетонных конструкций, храм внутри был отделан полихромными мраморами. Дневной свет проникает в храм через круглый световой проем в зените купола. Акведуки подводили воду к Риму на расстояние в несколько десятков километров. Переброшенные через русла рек, они представляли удивительную картину сплошной ажурной аркады — одноярусной, двух- или даже иногда трехъярусной. Сложенные из камня, обладающие четкими пропорциями и силуэтом, сооружения эти являют собой замечательные образцы единства архитектурных форм и конструкций. Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют зрелищные постройки. Из них наиболее известен до наших дней Колизей — амфитеатр, овальная в плане гигантская постройка в виде чаши. В центре находилась арена, а под трибунами — помещения для выступающих. Колизей был построен в 70 — 90-х гг. н. э. и вмещал 56 тыс. зрителей.

Большую группу сооружений составляли жилые здания различных типов, в том числе дворцы и загородные виллы. Особенно характерны для Рима одноэтажные особняки (домусы). Строились и многоквартирные дома — инсулы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: