Отношение Василия Шуйского к западноевропейцам

 

17 мая 1606 г. Василий Шуйский, очевидно, не планировал что-либо менять в отношении служилых «немцев». Неслучайно он и его сподвижники не причинили зла телохранителям Лжедмитрия I (напомним: из 75 человек царской охраны во дворце погиб только один). Однако оскорбительное поведение польских гостей и последовавший затем их погром сильно качнули маятник русского массового сознания в сторону нетерпимости к иностранцам. Теперь в силу обстоятельств Шуйскому нужно было представлять себя «национальным царем» в противовес самозванцам — этим «польским свистунам».

Василий Шуйский, который был «выкликнут» в цари, чувствовал себя на троне куда менее уверенно, чем по-настоящему выбранный Земским собором Борис Годунов или почти религиозно обожаемый поначалу «природный царевич Дмитрий». К тому же ему досталась пустая казна, а служба «немцев» стоила дорого. В итоге царь Василий IV повел в отношении всех иноземцев, включая выходцев из западноевропейских стран, куда более сдержанную политику, нежели Борис Годунов или Лжедмитрий I. Часть их лишились службы и потому вынуждены были искать её у Тушинского вора, чтобы сохранить средства к существованию в России.

23 июня 1606 г. царь выгнал из столицы четырех лейб-медиков. Они были особенно близки к Лжедмитрию I и активно общались с окружением Юрия Мнишека. Шуйский не мог им доверять. Он оставил при себе лишь Фасмара из Любека, который «всегда жил уединенно и с поляками никаких дел не имел»[142]. Пленных «поляков» быстро развезли в разные города. С ними в Ярославль сослали и командира одного из отрядов личной охраны Лжедмитрия I — шотландца Альберта Вандтмана-Скотницкого.

Москвичи, по словам Буссова, хвалили Шуйского за эти «антинемецкие» действия, говорили, что Шуйский «так очистил христианский город Москву от нехристей (как они называют всех иноземцев), что там остались только истинные христиане и благочестивые люди»[143]. Но могло ли это сделать Шуйского в глазах подданных законным царем? Только отчасти, ведь в причинах, вызвавших гражданскую войну в России, вопросы религиозной и прочей нетерпимости россиян к западным иностранцам не имели решающего значения.

Источники и формы политики Василия Шуйского

 

Апелляция к национальному, принявшая яркую, но варварскую форму в погроме 17 мая 1606 г., не помешала Шуйскому в дальнейшем искать европейского союзника, который помог бы ему справиться с внутренней Смутой, а также предложить стране реформу вотчинного государства.

Идеи черпались из практики ближайших соседей: Речи Посполитой и Швеции. Последняя в конце XVI — начале XVII в. находилась в активной фазе реформ государственного строя, приведших в конце концов к установлению аристократической конституции. Шведский вариант, в отличие от польского, отличался большим компромиссом аристократии с прочими общественными слоями. В Швеции нефрельсовые (недворянские) сословия сохранили за собой право на участие в риксдаге, в местных сословных собраниях и в управлении государством, что во многом обезопасило Швецию от установления в стране крепостного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: