Контрольная работа № 1
Предмет логики и её роль в повышении культуры мышления современного специалиста.
План лекций к выполнению контрольной работы № 1
Предмет логики. Роль мышления в познании. Процесс познания как процесс отражения действительности в сознании человека. Ощущение. Восприятие. Представление. Абстрагирование. Основные особенности абстрактного мышления. Понятие закона мышления. Роль логики в повышении культуры мышления. Значение логики для науки и техники. Логика - рациональная основа процесса обучения и воспитания. Значение логики в профессиональной деятельности. Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, не-противоречивость.
Контрольная работа № 2
Основные этапы развития логики в Европе.
План лекции к выполнению контрольной работы № 2
Логика – одна из древнейших наук. Первый этап в развитии логики с IV в. до н.э по XVI в. н.э. Возникновение логики как науки. Историческая основа современной логики - две теории дедукции: Аристотеля и Мегарской школы. Логические идеи Аристотеля. Логические идеи мегариков. Логическая мысль европейского средневековья. Второй этап в развитии логики – с XVI в. по вторую половину XIX в. Логические идеи Возрождения. Третий этап в развитии логики вторая половина XIX в. - наше время. Индуктивная логика. Логика формальная, математическая (символическая), диалектическая. XX в. - возникновение неклассической логики, т.е. логики, которая в той или иной степени выходит за рамки принципов «Органона» Аристотеля. Постсовременный этап развития формальной логики.
|
|
Контрольная работа №3.
Понятие как форма мышления. Свойства и признаки понятия.
План лекции к выполнению контрольной работы № 3.
Понятие как форма мышления. Общая характеристика понятия. Свойства и признаки понятия. Логические приемы образования понятий. Понятие и слово. Основные логические приемы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Роль понятий в познании.
Контрольная работа №4.
Виды понятий и отношения между ними.
План лекции к выполнению контрольной работы № 4.
Роль определений в науке и практике. Деление понятий. Виды деления: дихотомическое деление, деление по видоизменению признака. Правила и возможные ошибки в делении. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий. Общие, единичные и нулевые понятия. Круговые схемы Эйлера для выражений отношений между понятиями.
Контрольная работа №5.
Логические операции с понятиями.
|
|
План лекции к выполнению контрольной работы № 5.
Логические операции с понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Роль операции обобщения в формировании научных понятий. Операция ограничения и конкретизация научных знаний. Правило обобщения и ограничения понятий. Определение понятий. Научная терминология. Определение как логическая операция, квалификация правонарушений.
Контрольная работа №6.
Суждение как форма мышления. Состав суждения.
План лекции к выполнению контрольной работы № 6.
Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения и их логический смысл. Простые и сложные суждения. Состав простого суждения.
Контрольная работа №7.
Виды суждений.
План лекции к выполнению контрольной работы № 7.
Виды простых суждений. Категорические суждения и их виды (деление по качеству, по количеству и по объединенной классификации). Круговые схемы, выражающие отношения между терминами в суждениях. Деление суждений по модальности. Логическая и фактическая (онтологическая) модальность. Вероятные и достоверные суждения. Виды достоверных суждений: суждения действительности и суждения необходимости.