Учебная практика в дошкольных учреждениях
(2 недели)
В процессе учебной практики студенты знакомятся с организацией работы ДОО. У студентов формируются представления о педагогическом процессе ДОО, нормативно-правовой документацией, регламентирующей деятельность ДОО; административно-хозяйственной и методической работой; функциями педагогических работников и должностными инструкциями специалистов ДОУ.
Цель практики
Формирование представлений об организации работы дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО.
Задачи практики:
1. Познакомить студентов организационной структурой ДОО, организацией воспитательно-образовательной и административной работы.
2. Закреплять, углублять теоретические знания о будущей профессионально-педагогической деятельности.
3. Формировать аналитические умения и навыки.
4. Развивать у студентов педагогическую рефлексию, потребность в духовном и профессиональном совершенствовании, стремление к творческому поиску решения профессионально-педагогических проблем.
5. Формировать профессионально-педагогическую направленность.
6. Воспитывать профессионально значимые качества личности: организованность, дисциплинированность, целеустремленность, доброжелательность, самокритичность, уравновешенность, ответственность, инициативность и др.
Организация практики
Учебная практика проходит в течение 2 недель в III семестре, носит пассивный, аналитический характер. Студенты находятся на практике ежедневно в течение 6 ч. в соответствии с утвержденным графиком работы и содержанием практики под руководством заместителя заведующей по воспитательной и методической работе (старшего воспитателя, методиста) ДОО. Дни, пропущенные студентом по уважительной причине, должны быть подтверждены документально и отработаны в другое время.
До начала практики каждый студент проходит медосмотр.
В первый день практики проходит установочная конференция и семинар-практикум по проблемам реализации задач практики.
Студенты распределяются в дошкольные учреждения по небольшим подгруппам (4-6 человек).
Содержание практики
В содержание практики включается изучение управления дошкольным образовательным учреждением, нормативно-правовой документацией, регламентирующей деятельность ДОО, деятельности заведующего и старшего воспитателя и других специалистов, циклограммы работы специалистов, их должностных инструкций; изучение годового плана ДОО, рабочих программ педагогов ДОО; наблюдение за режимом дня и организацией педагогического процесса в разных возрастных группах; организация и проведение различных форм методической работы с воспитателями, родителями, изучение интересного педагогического опыта. Учебная практика предполагает участие в общественных мероприятиях дошкольного образовательного учреждения (конкурсах, концертах, праздниках и др.); оснащение педагогического процесса и методического кабинета детского сада наглядными материалами. В конце работы проводится анализ результатов практики (самооценка и оценка).
Студенты составляют индивидуальный календарный план практики и ведут дневник педагогического анализа.
Примерное оформление индивидуального плана практики
Дата | Содержание деятельности | Анализ деятельности | Комментарии руководителя |
Примерное распределение заданий практики
№ п\п | Содержание работы | Сроки практики |
1. | Знакомство с организационной структурой детского сада, организацией воспитательно-образовательной и административной работы. Изучение особенностей материального обеспечения, финансирования. Определение количества детей в группах. Беседа с заведующей, старшим воспитателем об организации деятельности ДОУ. Составление индивидуального плана практики | 1 неделя практики 1 день |
2. | Изучение документации заведующего дошкольным образовательным учреждением: Устав ДОУ; примерный договор между ДОУ и родителями ребенка, посещающего ДОУ; Инструкцией по охране жизни и здоровья детей; должностной инструкцией воспитателя ДОУ, Инструкцией по технике безопасности, Правилами внутреннего распорядка; локальными актами и др. | 2-3день |
3. | Знакомство и основной образовательной программой ДОО Изучение и анализ годового плана работы ДОУ; рабочих программами педагогов (направления, разделы, темы) Ознакомление и анализ календарных планов работы воспитателей. | |
4. | Знакомство с циклограммой деятельности специалистов (инструктор по физическому воспитанию; педагог-психолог; логопед; воспитатель и др.) Беседа с воспитателем ДОУ | |
5. | Ознакомление с организацией работы дополнительных образовательных слуг, организацией работы кружков по художественно-эстетическому, физическому, музыкальному развитию и др. образовательных областей. | |
6. | Изучение оснащенности методического кабинета и оказание работникам методического кабинета помощи в его пополнении материалами, оформлении и др. Изготовление стендов и выставок | |
7. | Наблюдение отдельных форм методической помощи, оказываемой старшим воспитателем (консультация, семинар, семинар-практикум и т.д.) | |
8. | Анализ развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Анализ РППС в группе детей. | |
9. | Изучение организации воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах: предметно-развивающая среда, условия для оптимальной двигательной активности и игровой деятельности. Анализ условий для индивидуальной деятельности Знакомство с документацией воспитателя данной возрастной группы. Особенности руководства режимными процессами в разных возрастных группах ДОУ. Анализ организаци и проведения прогулки. | |
10. | Изучение состояния работы с семьями воспитанников. Проведение и анализ одной из форм работы с родителями всех групп (конференция, общее собрание, семейные игры и др.) | |
11. | Изготовление пособий, игр, атрибутов для одной из возрастных групп или методического кабинета. | |
12. | Изучение интересного опыта работы педагогов в дошкольном образовательном учреждении и его обобщение | |
13. | Участие в общественных мероприятиях дошкольного образовательного учреждении: конкурсах, концертах, театрализованных представлениях, праздниках и др. |