double arrow

Территориальный подход

Территориальный подход имеет в литературе и другие обозначения: пространственный, географический, хорологический. Вопрос об их идентичности или неидентичности был предметом анализа ряда работ (Я.Г. Машбица, Г.Д. Костинского, В.С. Преобра-женского).

Территориальный подход предполагает анализ территории.

Территория обладает такими свойствами, как географическое положение, размеры, протяженность, «емкость», тип (типы) природного ландшафта, степень хозяйственной освоенности, способность выполнять роль «пространственного базиса деятельности общества».

Понятие территории отличается от понятия пространства своей конкретностью, привязанностью к определенным координатам. Территория с точки зрения геометрии – двухмерное явление, географическое пространство – трехмерное.

Территория выступает в качестве арены жизнедеятельности человека и общества. С ней связаны все процессы природопользования, образования природных и антропогенных ландшафтов, территориальной организации общества, физико-экономико-географического районирования, расселения населения, размещения производительных сил и т.д.

Территориальный фактор в региональном развитии рассматривается чаще всего с трех позиций: 1) как носитель разнообразных ресурсов и условий; 2) с точки зрения выполнения разнообразных функций – экономических, социальных, экологических, политико-национальных и т.п.; 3) как специфическое свойство пространства, влияющего на упорядоченность располагающихся в нем объектов. Именно поэтому территория относится к числу важнейших аспектов регионоведческого и страноведческого анализа.

Территорию можно изучать на разных уровнях: глобальном, региональном (субрегиональном), страновом, районном, локальном.

Все эти уровни связаны между собой, любая глобальная проблема не может рассматриваться без ее регионализации.

Территориальный подход получил развитие в принципе регионализма. Последний означает, что в рамках определенных естественных границ появляется специфическое единство взаимодействия природы, человека (населения) и его деятельности. Страна, регион – это не хаотическое скопление каких-то объектов, а территориальное образование взаимосвязанных компонентов и процессов, обладающее относительной целостностью, хотя и не закрытостью. Это определенная пространственная организация.

Территориально-пространственная организация, таким образом, основывается на единстве людей и природы, то есть социального и географического пространств.

Между социальной и географической составляющими социально-географического пространства существуют большие противоречия. Это обусловлено тем, что каждая часть целого «стремится» развиваться по своим собственным законам. Социальная часть нарастает быстро, расширяется, природная, или географическая, изменяется медленно, а по отдельным компонентам остается неизменной или даже сокращается. Разрешение данного противоречия, имеющего глобальный характер, возможен лишь при условии опоры на нравственный и экологический императивы, на ноосферном, по определению В.И. Вернадского, уровне.

Непрерывность социально-географического пространства предполагает его дискретность как частного, так и общего порядка. То есть социально-географическое пространство подвержено дифференциации, распадению на образования, сохраняющие свойства и параметры «своего» пространства. Примерами могут служить этническое, политические, экономические общности.

Регионализм, в котором проявляется территориальный подход, нацеливает исследователя на изучение всех территориальных взаимодействий и выявление неповторимых черт стран и регионов. Я.Г. Машбиц отмечал, что регионализм отражает значительные природные, хозяйственные, социальные, этнокультурные различия между территориями (в том числе и внутри стран).

 

Исторический подход

Предметом изучения истории являются события, модели поведения людей, системы их ценностных установок и мотиваций. История – это история событий, процессов, структур, частной жизни человека.

Отношение к собственному историческому прошлому, доминирующее в социуме, определяет его представление о себе и знание задач дальнейшего развития. Таким образом, история, или картина прошлого, является частью социального сознания, элементом политико-идеологических представлений, исходным материалом для определения стратегии социального развития. Без истории невозможно формирование социальной идентичности и представления о своих перспективах ни для отдельного сообщества, ни для человечества в целом.

Исторический подход в регионоведении основывается на понимании территориальных объектов как пространственно-временной реальности, учете временного фактора в процессах территориальной организации общества, этапизации ретроспективы и т.д.

Исторический подход в регионоведении позволяет проследить ход формирования и становления изучаемых явлений и процессов (производственных, демографических, расселения населения, международного взаимодействия, этнических и т.д.), познать тенденции и закономерности их развития, вскрыть временной аспект территориальных систем разных рангов, сочетание эволюционного и революционного путей, мобильности и инерционности. Познание хода развития региона дает, в конечном счете, возможность объяснить особенности современного состояния регионов.

Таким образом, исторический подход в изучении стран и регионов включает выявление элементов предыдущих эпох и их воздействия на современную «ткань» территории стран, регионов. Этот анализ может оказаться полезным для прогнозирования развития территорий.

Исторический подход в регионоведении, страноведении имеет двоякое проявление.

В одном случае он состоит в анализе природопользования, размещения хозяйства и населения в регионах на конец определенных исторических периодов – в периоды древней истории, средних веков, в последующие века новой и новейшей истории. При таком подходе речь идет о временном срезе территории с характеристикой смены характера и форм хозяйственного развития, природопользования, занятий, состава, размещения и расселения населения.

В другом случае рассматривается не содержание («наполнение») территории региона по определенным историческим эпохам, а особенности становления и смены различных типов хозяйства. Это уже не временной разрез через территорию, а характеристика смены ее основных функций. В учебно-образовательном регионоведении и страноведении, видимо, более оправдано использование первого подхода. В научном регионоведении чаще всего эффективен второй подход.

Разновидностью общего исторического (генетического) подхода является этногенетический подход. Он имеет особо важное значение для изучения традиционного природопользования народов. Последнее является основой жизнедеятельности немногочисленных коренных народов мира. Если у них не будет условий для занятия привычным трудом, может быть потерян уникальный экологический опыт, составляющий богатство не только этих малых народов, но и всего человечества.

Этногенетический подход дает возможность:

a) учесть стадию этногенеза, что позволяет определить характер взаимоотношений этносов;

b) познать отношения «человек-природа» применительно к конкретным этническим общностям;

c) подойти к решению этнических проблем с позиций уважения к глубинным слоям жизни народов, их духовной сущности, национального сознания.

Комплексный подход

Комплексный подход в регионоведении – это привлечение знаний из разных областей научного знания и научных дисциплин, их синтез и адаптация к предмету исследования – выявлению характера и специфики взаимодействия географических, природных, экономических, социально-исторических, национально-культурных условий, служащих для выделения изучаемой территории в качестве региона. Комплексный подход, таким образом, вытекает из самой сути регионоведения как интегральной области знаний.

Комплексный подход – это основа интегрального страноведения и регионоведения. Родоначальник советского страноведения Н.Н. Баранский писал о том, что «в общей географической мастерской страноведение будет играть роль сборного и аппретурного цеха, подвергающего дальнейшей отработке продукцию физико-географров, экономико-географов, а также этнографов, демографов, но также исследователей по ряду новых вопросов, интересных со страноведческой точки зрения».

Комплексный подход – это также и обеспечение свободной циркуляции методов познания действительности от одной отрасли знания к другой.

В конечном счете комплексный подход позволяет перейти от науки фактов к науке о взаимосвязях, в первую очередь, между природой и обществом, природой и человеком, осуществляющим различные виды деятельности.

Характеристика природной основы жизни человека и развития общества, их взаимодействия, его региональных особенностей обусловливают связку «регионоведение – физическая география».

История позволяет выявить генезис населения, хозяйства и природной среды, «генетический код» регионов, населяющих их этносов, выявить черты и традиции прошлого в настоящем.

Этнография выводит на материальную и духовную культуру населения, его трудовые навыки и навыки приспособления к территории и ее природной среде, проблемы значения этносоциальных, этнокультурных, этноэкологических факторов в развитии общества, формирования наций.

Экономическая деятельность населения региона не может быть показана и проанализирована без комплекса экономических дисциплин. Для регионоведения особое значение имеет характеристика сочетаний отраслевой и территориальной структур хозяйства, эффективности экономики, ее ресурсоемкости и энергоемкости, связи со свойствами территории и т.д.

Демография позволяет показать динамику населения, особенности современной демографической ситуации в регионе.

Региональный анализ социальных сторон жизни населения, социальной структуры населения, территориальной организации общества требуют обращения к социологии.

Портрет региона никогда не будет достаточно полным без исследования таких аспектов, как политический климат, политические симпатии и антипатии населения, властные отношения и управление на разных уровнях, политическая культура, международные отношения, без выявления их связи с особенностями социально-экономического развития территории, составом населения, его традициями и т.д. Все это обусловливает тесное сотрудничество регионоведения с широким комплексом политических наук.

Политология, или политическая наука в узком смысле, представляет собой основу для изучения внутренних связей и отношений, механизмов и институтов политической жизни, как в странах региона, так и в регионе в целом.

Региональную специфику такого вида политической деятельности, как международная, регионоведение исследует, взаимодействуя с дисциплиной «международные отношения». Большой потенциал в этом плане представляет и интенсивно развивающаяся в последнее время научная дисциплина «мировая политика». Географическая обусловленность политических процессов, внешнеполитических отношений анализируется в регионоведении «в союзе» с геополитикой.

Сотрудничество с политической социологией дает возможность исследовать влияние политических событий на общество и, наоборот, воздействие на политику общества, составляющих его групп и отдельных индивидов.

Региональную специфику отношения человека к власти, механики политического поведения политической социализации, лидерства, конфликтов и сотрудничества нельзя выявить без обращения к политической психологии.

Особое значение для регионоведения имеет его союз с политической компаративистикой, или сравнительной политологией. Последняя изучает то, как глобальные, мировые процессы определяют внутриполитическое развитие отдельных стран, регионов, как в них проявляются общие закономерности политического развития. В конечном счете, сравнительная политология ориентирована на выявление территориальных (региональных, страновых) сходств и различий политических явлений, событий, процессов, и в этом плане ее предметное поле имеет немало точек соприкосновения с предметным полем комплексного регионоведения.

Перечень областей научного знания, научных дисциплин, взаимодействие с которыми придает регионоведению комплексный характер, обеспечивает комплексный подход к нему, можно продолжать и далее. Проблема не в перечне, не в количестве дисциплин. Проблема – в синтезе знаний из привлекаемых дисциплин, в разграничении предметных полей регионоведения и этих дисциплин. О разрешении данной проблемы, прежде всего, в силу ее сложности пока говорить не приходится.

 

Системный подход

Системный подход дает возможность представить объект изучения в его единстве и целостности и, следовательно, способствуя нахождению корреляций между взаимодействующими элементами, помогает выявлению «правил» такого взаимодействия, или, иначе говоря, закономерностей функционирования системы.

Основа современного системного подхода как общенаучного метода – общая теория систем, возникшая в недрах наук об управлении (кибернетики, информатики, физики, математики).

С позиций общей теории под системой понимается совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой.

Система обладает следующими признаками:

· Целостностью – наличием единой цели и функций;

· Эмерджентностью – несводимостью свойств системы к сумме свойств отдельных элементов;

· Структурностью – обусловленностью поведения системы ее структурными особенностями;

· Автономностью – способностью создавать и поддерживать высокую степень внутренней упорядоченности, т.е. состояние с низкой энтропией;

· Иерархичностью – соподчиненностью элементов системы;

· Управляемостью – наличием внутренней и внешней системы управления;

· Устойчивостью – стремлением к сохранению своей структу-ры, внутренних и внешних связей;

· Множественностью описаний – построением множества моделей в зависимости от цели исследования;

· Территориальностью – размещением в пространстве;

· Динамичностью – развитием системы во времени.

Основные понятия системной теории: система, элементы, структура, среда, функция, подсистема.

Система – это совокупность элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом.

Элементы – это простейшие составные части системы.

Структура:

a) соотношение элементов системы;

b) способов организации элементов в систему;

c) совокупность принуждений и ограничений, которые вытекают из существования системы для ее элементов.

То есть, понятие «структура» имеет несколько аспектов, отражающих различные степени сложности системы.

Среда – это то, что влияет на систему и с чем она взаимодействует. Различают два вида среды: внешняя (окружение системы, или энвайромент) и внутренняя (контекст).

Функция системы – это ее реакция на взаимодействия среды, направленная на сохранение определенного типа отношений между элементами системы, т.е. на сохранение устойчивости данной системы.

С данным понятием тесно связано понятие процесс. В рамках системного подхода процесс – это взаимодействия между элементами системы, особенно прочные и периодически повторяющиеся модели таких взаимодействий.

Подсистема – это любой элемент системы, который, существуя в рамках общей системы, представляет собой, в свою очередь, совокупность взаимодействующих элементов.

Конкретным воплощением системного подхода является системный анализ. Он решает конкретные задачи, представляя собой, совокупность практических методик, приемов, способов, процедур, благодаря которым в изучении объекта вносится определенное упорядочение.

В системном подходе, как уже было отмечено, заложена возможность рассмотрения частей «большой системы» в качестве подсистем. А это значит, что этот подход имеет огромный потенциал для комплексного регионоведения.

Действительно, регионы мира, с одной стороны, могут рассматриваться как системы, а именно, как геосистемы, т.е. относительно целостные территориальные образования, формирующиеся в тесной связи и взаимодействии природы, населения, хозяйства, целостность которых определяется прямыми, обратными и преобразованными связями, развивающимися между подсистемами геосистем.

Взаимосвязи в таких системах имеют как вертикальный характер, т.е. между компонентами одного объекта (например, в экономике – между производством, населением, инфраструктурой), так и горизонтальный – взаимосвязи, соединяющие природные и социальные объекты.

С другой стороны, будучи частями «больших систем» – мировой цивилизации, мировой системы хозяйства, мировой системы международных отношений и т.д., – регионы одновременно могут рассматриваться и как их подсистемы. В качестве таковых они обладают известной автономией, в них существуют частные закономерности, связанные с географической, цивилизационной, экономической, историко-культурной и т.д. спецификой различных территорий, именуемых регионами.

Хорошим примером применения системного подхода в комплексном регионоведении могут служить работы А.Д. Воскресенского, посвященные региональным подсистемам международных отношений (См., например, учебное пособие под ред. А.Д. Воскресенского «Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений». – М., 2002). Н.С. Мироненко, автор учебного пособия «Страноведение: теория и методы» (М., 2001) раскрывает возможности системного подхода в страноведении при характеристике хозяйства.

 

Проблемный подход

Проблемный подход относится к общенаучным. В.И. Вернадский говорил, что ученые «все больше специализируются не по наукам, а по проблемам».

Значение и масштабность применения этого подхода в последнее время выросли. Корни этого – обострение проблем взаимодействия общества и природы, политических, социально-экономических и др.

Проблема – это барьер, трудность, стоящая перед человеком, организацией, обществом, регионом на пути к достижению цели. Под проблемой соответственно понимают либо препятствие на пути к цели, либо расхождение между желаемым и действительным.

Проблемы преломляются в сознании людей в виде противоречий, проходя сквозь призму потребностей и мотивов деятельности.

Проблема как концентрированное выражение противоречий составляет сущность проблемного подхода.

Проблема – субъективная категория, она формируется людьми. Поэтому она, прежде всего, должна быть осознана и с научной точки зрения правильно выражена.

Но чтобы правильно сформулировать проблему, необходимо исследовать ее структурные элементы, внешние и внутренние связи с другими процессами, явлениями. Таким образом, проблемный подход тесно взаимодействует с комплексным и системным подходами.

Категория проблемы непосредственно связана с категорией цели. Последняя объединяет в себе не столько объективные, сколько субъективные начала. Связь между потребностями и целями опосредована интересами. Через интересы цели людей воплощаются в действия.

Таким образом, взаимосвязь между рассматриваемыми категориями позволяет выстроить логику проблемного подхода. Она такова: противоречия (проблемы) – потребности – интересы – цели.

Именно эта логика делает проблемный подход особо значительным для регионоведения. Значимость эта определяется рядом обстоятельств.

1. Проблемы, как известно, возникают на разных уровнях: глобальном, региональном, страновом, локальном.

Глобальные проблемы – это те проблемы, которые затрагивают судьбы всех стран и народов, приводят к значительным экономическим и социальным потерям и требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе. К наиболее приоритетным глобальным проблемам, как правило, относят проблемы мира и разоружения, экологическую, демографическую, энергетическую, сырьевую, продовольственную, мирового освоения космоса, использования Мирового океана, преодоления отсталости развивающихся стран.

Но глобальные проблемы не отменяют и не ослабляют регионоведение и страноведение. Дело в том, что их осознание происходит сквозь призму локальных – региональных, страновых и т.д. проблем, ибо локальные общественные процессы перерастают в региональные, а региональные – в глобальные. Поэтому без изучения последних невозможно понять глубинную суть глобальных явлений, которые и вычленяются-то, в конечном счете, из противоречий и проблем национального и регионального уровней. С другой стороны, глобальный подход ориентирует на сравнительные межрегиональные и межстрановые исследования, которые, опираясь на анализ различий, глубже высвечивают региональную специфику, что способствует выработке адекватной стратегии их разрешения на локальном уровне. Недаром девиз ученых, изучающих глобальные проблемы человечества, таков: «Мыслить глобально, действовать локально».

1. Проблемный подход лежит в основе проблемного страноведения. Его становление приходится на 1980-е гг. и связано с такими учеными, как В.М. Гохман и Я.Г. Машбиц. Главное и существенное в концепции проблемного комплексного страноведения состоит в отходе от покомпонентных описаний территорий по жестко заданной схеме к аналитическим характеристикам их ключевых проблем.

Исследователи выделяют три широких группы проблем. Это общие для всех стран проблемы; проблемы, представляющие интерес для стран определенного типа (например, стран с переходной экономикой), проблемы индивидуального характера.

В число ключевых проблем учеными были включены такие, как место страны в мирохозяйственных отношениях; ресурсообеспе-ченность; структурные проблемы экономики и общества в целом; проблемы расселения людей; образ жизни и проблема социального равенства в территориальном аспекте; экология; проблемные районы стран.

Проблемное страноведение – это одна из альтернатив «старому» страноведению, попытка преодоления дефектов построения комплексных страноведческих характеристик, главным из которых оказалось «описание без объяснения».

1. Проблемный подход – это одно из самых несущих оснований региональной политики. Ее предназначение, как известно, состоит из регулировании территориального развития с целью сглаживания возникших диспропорций, их недопущения. Эффективность региональной политики во многом определяется выявлением проблем, т.е. барьеров, трудностей как концентрированного выражения противоречий, вычленением из них ключевых, анализа причин обнаруженных трудностей. Только на этой основе могут быть разработаны меры законодательного, административного, экономического и т.д. характера, позволяющие, если не «снять» региональные проблемы полностью, то хотя бы сгладить их остроту.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: