Особенности управления хозяйственной деятельностью в государственном и коммунальном секторе экономики

4.1 Особенности управления хозяйственной деятельностью в государственном секторе экономики

В соответствии со ст. 22 ХКУ государство осуществляет управление государственным сектором экономики в соответствии с основами внутренней и внешней политики.

Субъектами хозяйствования государственного сектора экономики являются субъекты, действующие на основе лишь государственной собственности, а также субъекты, государственная доля в уставном фонде которых превышает пятьдесят процентов либо составляет величину, обеспечивающую государству право решающего воздействия на хозяйственную деятельность этих субъектов.

Полномочия субъектов управления в государственном секторе экономики – Кабинета Министров Украины, министерств, других органов власти и организаций относительно субъектов хозяйствования определяются законом.

Законом могут быть определены виды хозяйственной деятельности, которую разрешается осуществлять исключительно государственным предприятиям, учреждениям и организациям.

Государство реализует право государственной собственности в государственном секторе экономики через систему организационно-хозяйственных полномочий соответствующих органов управления относительно субъектов хозяйствования, относящихся к этому сектору и осуществляющих свою деятельность на основе права хозяйственного ведения или права оперативного управления.

Правовой статус отдельного субъекта хозяйствования в государственном секторе экономики определяется уполномоченными органами управления в соответствии с требованиями Хозяйственного Кодекса и других законов. Отношения органов управления с субъектами хозяйствования в государственном секторе экономики в случаях, предусмотренных законом, могут осуществляться на договорных началах.

Государство применяет к субъектам хозяйствования в государственном секторе экономики все средства государственного регулирования хозяйственной деятельности, предусмотренные Хозяйственным Кодексом, учитывая особенности правового статуса данных субъектов.

Законом устанавливаются особенности осуществления антимонопольно-конкурентной политики и развития состязательности в государственном секторе экономики, которые должны учитываться при формировании соответствующих государственных программ.

Процедура признания банкротом применяется относительно государственных предприятий с учетом требований, указанных в главе 23 ХКУ.

Так в соответствии с ч. 3 ст. 209 ХКУ Субъектом банкротства (банкротом) может быть лишь субъект предпринимательской деятельности. Не могут быть признаны банкротом казенные предприятия.

Органам управления, осуществляющим организационно-хозяйственные полномочия относительно субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, запрещается делегировать другим субъектам полномочия по распоряжению государственной собственностью и полномочия по управлению деятельностью субъектов хозяйствования, за исключением делегирования названных полномочий в соответствии с законом органам местного самоуправления и других случаев, предусмотренных ХКУ и другими законами.

4.2 Особенности управления хозяйственной деятельностью в коммунальном секторе экономики.

В соответствии со ст. 23 ХКУ органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия относительно субъектов хозяйствования исключительно в пределах, определенных Конституцией Украины, законами о местном самоуправлении и другими законами, предусматривающими особенности осуществления местного самоуправления в городах Киеве и Севастополе. Органы местного самоуправления могут осуществлять относительно субъектов хозяйствования также отдельные полномочия органов исполнительной власти, предоставленные им законом.

Незаконное вмешательство органов и должностных лиц местного самоуправления в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования запрещается. Не допускается издание правовых актов органов местного самоуправления, которыми устанавливаются не предусмотренные законом ограничения по обороту отдельных видов товаров (услуг) на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

В соответствии со ст. 24 ХКУ управление хозяйственной деятельностью в коммунальном секторе экономики осуществляется через систему организационно-хозяйственных полномочий территориальных громад и органов местного самоуправления относительно субъектов хозяйствования, относящихся к коммунальному сектору экономики и осуществляющих свою деятельность на основе права хозяйственного ведения или права оперативного управления.

Правовой статус отдельного субъекта хозяйствования в коммунальном секторе экономики определяется уполномоченными органами управления в соответствии с требованиями Хозяйственного Кодекса и других законов. Отношения органов управления между указанными субъектами в случаях, предусмотренных законом, могут осуществляться на договорных началах.

Субъектами хозяйствования коммунального сектора экономики являются субъекты, действующие на основе лишь коммунальной собственности, а также субъекты, в уставном фонде которых доля коммунальной собственности превышает пятьдесят процентов либо составляет величину, обеспечивающую органам местного самоуправления право решающего воздействия на хозяйственную деятельность этих субъектов.

Законом могут быть установлены особенности осуществления антимонопольно-конкурентной политики относительно коммунального сектора экономики, а также дополнительные требования и гарантии права собственности Украинского народа и права коммунальной собственности при реализации процедуры банкротства относительно субъектов хозяйствования коммунального сектора экономики.

Органы местного самоуправления несут ответственность за результаты деятельности субъектов хозяйствования, относящихся к коммунальному сектору экономики, на основаниях, в пределах и порядке, определенных законом.

 

Вывод

 

В сфере хозяйствования государство осуществляет долгосрочную (стратегическую) и текущую (тактическую) экономическую и социальную политику, направленную на реализацию и оптимальное согласование интересов субъектов хозяйствования и потребителей, разных общественных слоев и населения в целом.

Основными направлениями экономической политики, которые определяются государством, являются: структурно-отраслевая политика, инвестиционная политика, политика институционных преобразований, ценовая политика, антимонопольно-конкурентная политика, бюджетная политика, налоговая политика, денежно-кредитная политика, валютная политика, внешнеэкономическая политика, экологическая политика.

В социально-экономической сфере государство осуществляет социальную политику защиты прав потребителей, политику заработной платы и доходов населения, политику занятости, политику социальной защиты и социального обеспечения.

Основными средствами государственного регулирования хозяйственной деятельности являются:

- государственный заказ, государственное задание (ст. 13 ХКУ);

- лицензирование, патентование и квотирование (ст. 14 ХКУ);

- сертификация и стандартизация (ст. 15 ХКУ);

- применение нормативов и лимитов;

- регулирование цен и тарифов;

- предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот;

- предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий (ст. 16 ХКУ).

- регулирование системы налогообложения (ст. 17 ХКУ);

- ограничение монополизма и содействие состязательности в сфере хозяйствования (ст. 18 ХКУ);

- государственный контроль и надзор за хозяйственной деятельностью (ст. 19 ХКУ);

- защита прав субъектов хозяйствования и потребителей (ст. 20 ХКУ).

Государство Украина осуществляет управление государственным сектором экономики в соответствии с основами внутренней и внешней политики, а органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия относительно субъектов хозяйствования исключительно в пределах, определенных Конституцией Украины и иными законами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: